Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование художественных стилей в культуре средневековой Европы.



 

Понятие «средневековья» в истории Европы. Искусство раннего средневеко­вья. Культура «варварских королевств» и ранних империй. Искусство Каро­лингов. Звериный стиль. Романский стиль в европейском искусстве. Особен­ности романской архитектуры. Синтез архитектуры и изобразительного искусства.

Готический стиль. Готическая архитектурная конструкция и особенно­сти архитектурных сооружений. Синтез архитектуры и скульптуры. Готиче­ская каменная и деревянная скульптура. Витражи полихромная раскраска интерьеров. Книжная миниатюра. Территориальные особенности готиче­ского стиля в Европе. Региональные школы и отдельные памятники.

 

Формирование художественных стилей в культуре средневековой Ев­ропы.

Периодизация: ● Раннее средневековье 5 – 11 вв.● Классическое средневековье 12 – 14 вв.● Раннее средневековье 5 – 11 вв.

По сравнению с античностью этот период культуры можно расценивать как несомненный регресс:

- произведения искусства были лишены изящества и утончённости. В них преобладал культ грубой физической силы;

- многие достижения античности были забыты, например античная скульптура;

- изображения человека становятся примитивными;

- культурными центрами стали школы для монахов при монастырях и сами монастыри;

Художественное творчество средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя церковным канонам.

Для Западной Европы был характерен романский стиль. Сооружения этого периода напоминали постройки Древнего Рима, отсюда и происхождение термина. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Особыми типами зданий являлись Рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни. По соседству с ними располагались хижины крестьян.

Архитектура замков не отличалась особым изяществом, и главной заботой была крепость и солидность здания.

Храмы тоже были весьма массивны. Первоначально их строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные тяжёлые стены, колонны заменяли тяжелыми, массивными столбами. Внутреннее пространство в романском соборе строго замкнуто и окружено со всех сторон инертной каменной массой, щелевидные окна, тяжелые арки, массивные колонны – величие и неподвижность. Наружный вид собора суров, прост и ясен. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи – рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов украшали ткаными коврами, рассказывающими о событиях даже нерелигиозного содержания.

Возведение соборов означало рождение городов. Собор был не только зданием для молитвы, в нём проходили народные собрания горожан. Собор царствовал над городом. К характерным образцам романской архитектуры относятся: собор Нотр-Дам в Пуатье; соборы в Тулузе, Велезе, Арне; соборы в Оксфорде, Винчестере и др.

Для росписи и скульптуры романского стиля характерны:

- плоскостное двухмерное изображение; - обобщённость форм; - нарушение пропорций в изображении фигур; - отсутствие портретного сходства с оригиналом; - напряжённая духовная выразительность; - строгость и нередко крайняя наивность изображения.

Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре. В убранстве интерьера храма использовались фрески и витражи. Многоцветные росписи покрывали поверхности стен и сводов. Плоскостной характер живописи с ярким локальным цветом и контурным рисунком подчеркивал массивность стен. О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (собор, 11в.) – тяготение к подробному эпическому повествованию. Шпалерами и вышитыми коврами часто украшали стены парадных и жилых помещений, по праздникам – храмов. Большим разнообразием отличались миниатюры, иллюстрирующие хроники.

Монументальная скульптура, особенно рельеф, декорировала и интерьеры и наружные стены, часто расписывалась красками. Появляется композиция с разными масштабами фигур, нарушением естественных пропорций, в одной сцене часто соединяются разновременные события. В скульптуре обнаруживается развитое чувство объема, сочность в лепке скульптурных форм и их живописность. Центральный образ – Христос, разрабатывается тема борьбы добра и зла. В сплошном каменном скульптурном ковре уживаются легенды христианства с мифологическими образами.

Классическое средневековье 12 – 14 вв.

Готическое искусство представляет следующую после романского стиля ступень развития. Готика – более зрелый стиль ис-ва средневековья. Религия оставалась основной формой миросозерцания, и церковь оказывала свое влияние на искусство. Поворот к готике начался с архитектуры, и уже потом распространился на скульптуру и живопись. Архитектурный облик западноевропейского вольного города – соборы, ратуши, биржи, крытые рынки, больницы, жилые дома.

Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки и нарядно декорированы. Их формы динамичны, легки и живописны. Готический собор необозрим, часто асимметричен и неоднороден в своих частях – каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа – вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, увеличивалась этажность, вытягивались вверх двускатные остроконечные крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен город развивался вверх. Собор был главным общественным центром города – помимо богослужений здесь проходили городские собрания, университетские лекции, разыгрывались театральные мистерии.

Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются:

- уносящимися ввысь стройными колоннами;

- огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами;

- непременной «розой» над входом в храм;

В основе общего плана готических храмом лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри они украшались статуями, рельефами, витражами, живописью.

Подчеркнутое устремление вверх всех форм было порождено религиозным «стремлением души к небу», и теснотой городской застройки.

Готический собор – новая ступень в развитии базиликального типа постройки. Главное отличие – устойчивая каркасная система, где конструктивную роль выполняют стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры. Главной целью было облегчить сводчатые перекрытия и укрепить несущий скелет здания. Стена ничего не несет, и на ее месте появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. В галереи устанавливаются статуи, окна декорируются витражной живописью. Свод поднялся на большую высоту, храм наполнился светом. Характерная черта готической архитектуры – стрельчатая арка.

Внутреннее пространство храма – просторное, светлое, вместительное, развивается в глубину к алтарю.

Конструкции

Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений. Стрельчатые арки.

Готическая скульптура была органической частью собора. Главное место в его внешнем и внутреннем убранстве принадлежало статуе и рельефу. Статуи сохраняют связь со стеной и опорой – удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Усиливается роль круглой пластики – статуи, ставшие округлыми, отделяются от стены и помещаются в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением. Образы святых становятся индивидуальными, лица оживляются мыслью, переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу – как бы беседуют между собой.

Появляются группы, объединенные драматическим действием. Огромная выразительность заключена в драпировках одежд, подчеркивающих гибкость человеческого тела. Часто сквозь тонкую одежду просвечивает тело, красоту которого начинают признавать и чувствовать поэты и скульпторы этого времени. Изменяется трактовка традиционных образов – образ Христа, доброго и мужественного человека, покровительствующего людям и страдающего за них. В мир возвышенных образов включаются бытовые мотивы: фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, торговцев.

Важную роль в оформлении интерьера собора играли витражи. Большие поверхности окон заполняли витражные композиции на традиционные религиозные сюжеты, исторические события, сцены труда, литературные сюжеты. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Техника витража, сочетала цветовое и световое начало живописи, сообщала композициям особую эмоциональность. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света.

Высокого расцвета достигает (во Франции 13-14вв.) искусство миниатюры. В иллюстрации, звучные по чистым краскам, включаются реалистические детали, наряду с растительным орнаментом – религиозные и бытовые стены. Готическая живопись развивалась не в форме настенной росписи, а в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Иллюстрированные рукописи представляют богатый источник исторических сведений. Это обширные галереи крошечных картин, по ним можно увидеть, как люди одевались, причесывались, какие били обычаи, как обставлены помещения.

Готика в разных странах принимала разные характеристики:

- Высокая – Франция- Пламенеющая – Испания- Кирпичная – Восточная Европа- Перпендикулярная – Англия (Вестминстерское аббатство)Стиль готики связан с рельефом местности и этническими особенностями.


Поделиться:



Популярное:

  1. Американское Просвещение и формирование антиколониальной доктрины
  2. Валовый доход, его формирование и использование
  3. Видеокарта (графическая плата, графический ускоритель, графическая карта, видеоадаптер) - устройство с графическим процессором, которое занимается формированием графического образа.
  4. Влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование фитоценозов
  5. Внешние факторы, влияющие на формирование впечатления
  6. Водные ресурсы Западной Европы. Анализ водохозяйственного баланса европейских стран
  7. Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании
  8. Вопрос 1. Формирование и учет добавочного капитала
  9. Вопрос 10. Формирование Великорусского государства и его особенности.
  10. Вопрос 3. Формирование позитивного имиджа организации работодателя на данном рынке.
  11. Вопрос 59. Форма правления и государственный режим в Казахстане, формирование и взаимодействие высших государственных органов.
  12. Вопрос 8 – Лидерство в организации: понятия, виды, концепции. Классификация стилей руководства


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь