Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности Древнерусского искусства (архитектура, монументальная живопись).
Заимствования и оригинальность древнерусского искусства. (архитектура, монументальная живопись, иконопись) Влияние Византийской культуры на формирование древнерусского искусства. Искусство Киевской Руси Х – ХI вв. Искусство Древнерусских княжеств XII – ХIII вв. Искусство Северо-Западной Руси XII – XV вв. Искусство Северо-Восточной Руси XIV – XV вв. ● Культура Древней Руси до монгольского нашествия. Начинается процесс собирания восточнославянских племён под единой княжеской властью с помощью военной силы. Хронологические рамки эпохи Киевской Руси 9 – 12 вв. (от похода Вещего Олега, княжение Ярослава Мудрого, до времени Владимира Мономаха). Язычеством называются религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства. Для обрядов использовались, как правило, особые места - святилища, в которых, по поверьям, временно или постоянно обитали божества и духи. В каждом доме были священные места для отправления домашних обрядов. Кроме того, славянское захоронение, напоминавшее по своему устройству жилую хоромину. Для отправления совместных священнодействий народ собирался на примечательных участках полей или речных берегов, у ручьев, но особенно часто - в рощах. Существовали и специально обустроенные святилища - капища. Крупные капища обычно имели форму округлой площадки, защищенной со всех сторон рвом или валом. Внутри в самом центре ставились изваяния языческих богов, а чуть поодаль, вероятно, находились строения для общих ритуальных пиршеств. Из ремёсел было развито: кузнечное дело, ювелирное дело, гончарное дело, домашнее производство – изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря. Большое каменное строительство началось в 10в. Зодчие стремились выделить церкви среди остальных городских зданий Учителями каменного зодчества были византийцы. В конце 10в. византийские мастера воздвигли в Киеве пятиглавую Успенскую (Десятинную) церковь. К середине 11в. русские зодчие построили в важнейших политических центрах Руси несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Полоцке и Софийский собор в Новгороде. Искусство Новгорода и Пскова было мужественным, простым и цельным. По сравнению с владимирскими, церкви выглядят приземистыми, скупыми на украшения, Внутри церкви расписывались. Мозаичная техника, процветавшая в Киеве, дальнейшего развития на Руси не получила, зато приобрела новую жизнь фреска, а со временем самой излюбленной формой живописи стала икона. Ранние иконы были похожи на монументальные росписи. Они представляли величавые фигуры в человеческий рост: Богоматерь Великая Панагия 12в. с тонким ликом, написанная на золотистом фоне, напоминающая мозаичную Оранту в Киевском Софийском соборе, но более стройная по пропорциям. Потом иконы развиваются в особый жанр средневековой картины: это не только фигуры и лики святых, но и сюжетные изображения «праздников» - событий евангельской истории Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость; лики их стали более мягкими, округлыми. Все более отходя от византийского наследия и опираясь на местные традиции, усилившиеся вместе с процессом феодального дробления, киевские художники обретали свой собственный стиль. В изображении лиц, одеяний, архитектурных кулис проникают местные черты, отражающие русские типы, русский костюм. Новгородская школа сложилась в 12 – 13 вв. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. До нас дошли: икона " Ангел Златые власы", и " Устюжское Благовещенье". Ярославская школа прославилась в 13 в. Особенно известна " Ярославская Оранта", изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это, прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание. ● Искусство Древней Руси 14-15 вв. В 14 в. центром культуры становится Новгород, где работал и создал целое художественное направление Феофан Грек. Он переселился на Русь из Византии. Кисть Феофана обладает волшебной динамичностью. «Старец Макарий египетский», фреска в церкви Спаса Преображения 14 в., «Троица» там же, «Снятие с креста» - фреска церкви Фёдора Стратилата в Новгороде 14 в. Он воплощал в своих фресковых росписях высокую одухотворённость человека, силу внутренней эмоциональности, страстную волю к возвышенному и прекрасному духовному состоянию человека Примерно в 14 в. иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас – чисто русское изобретение. Икона в иконостасе располагаются в несколько горизонтальных ярусов. Первый ряд – местный, и включает в себя райские – «царские врата» - по центру, входя в эти двери, попадаешь в алтарь. В местном ряду обязательно находиться икона богоматери – слева от врат, справа – икона Спаса. Вторая справа – икона изображающая сюжет, давший название этому храму. Второй ряд (чин) – деисусный – ряд архангелов и апостолов. В центре этого ряда – Иисус, слева – Богоматерь и святые, обращённые к Христу. Третий ряд – праздничный (Евангельские события). Четвёртый ряд – пророческий – изображены пророки, которые возвестили о рождении Христа. Пятый ряд – праотеческий – прародители человеческие, упоминаемые в Библии. Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры 14 – 15 вв. Рост значения Москвы как центра объединённых русских земель нашёл воплощение в Строительстве нового кирпичного Кремля – с его могучими стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками. Итальянских архитекторы руководили постройкой соборов в Кремле. Зодчие сохранили национальный русский облик в архитектуре. Демонстрируется новый тип храма – в своей основе крестово-купольный, но становится более стройным, одноглавый, имеет удлинённый барабан, новые декоративные элементы: закомары и кокошники. Архитектор Фиорованти возглавил строительство Кремля, построил современный Успенский собор. Для строительства стен и башен Монументальная живопись. Принципы декорировки христианского храма и византийское монументальное искусство Х - ХI вв. Фрагменты росписи Десятинной церкви. Мозаики и фрески киевской Софии. Система расположения изображений на стенах и сводах храма. Композиционные особенности ктиторской композиции Софийского собора. Светские мотивы в живописном убранстве лестничных башен. Монументальная живопись Успенского собора Киево-Печерского монастыря по данным письменных источников. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря. Древняя живопись в церкви Спаса на Берестове. Стилистическая неоднородность древнерусской монументальной живописи Х - начала ХII вв. Иконопись. Теория образа в византийской и древнерусской эстетике. Символика иконы. Роль канона в искусстве православного Востока. Легенда о " нерукотворном Образе" и ее место в доктрине иконопочитания. Русские сумели преобразовать монастырский храм в свойственный только русской архитектуре тип здания с ясной структурой, лаконичной объемной композицией и равноценностью всех четырех фасадов, объединенных непрерывным рядом закомар. Учителями каменного зодчества были византийцы. Искусство Киевской Руси. Архитектура: Характерная отличительная черта для искусства – монументализм форм. Многоглавие – национальная черта русского зодчества. Крестово-купольная форма храма: прямоугольный в плане, интерьер делится столбами на продольные части – нефы. Соединяются арками и поддерживают барабан купола через паруса. Центральное пространство храма в плане образует крест. Особенность экстерьера: членение фасада плоскими вертикальными пилястрами без капителей. Богатое украшение: фрески, мозаики, наборный пол. (Десятинная церковь, Софийский собор) Архитектурные сооружения преимущественно были деревянными. Из камня строились в основном городские соборы. Живопись: Монументальная живопись: мозаика, фреска. Живопись выражала связь небесного с земным. Мозаиками украшались главные части интерьера – подкупольное и алтарное пространство (Христос-Вседержитель в окружении 4х ангелов). Язык мозаик прост и лаконичен – изображения плоскостны на золотом фоне, формы архаичны, жесты условны, складки одежд образуют орнамент. Яркие цветовые пятна – синие одежды и красная обувь. Канон заимствован из Византии – удлиненный овал лица, широко открытые глаза. (мозаичный и фресковый цикл Софии Киевской) Иконопись: В области Станковой живописи первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон. Иконографический тип – «Умиление» (богоматерь держит в руках младенца и прижимается к нему щекой) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2382; Нарушение авторского права страницы