Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Искусство Русского государства после присоединения к России западных территорий (2-я половина ХVII в.)
Архитектура. Деревянная церковная архитектура. Ослабление монументальности в каменных культовых постройках. Светский характер посадского церковного зодчества. Новые принципы планировки зданий. Создание монументальных общественных зданий светского назначения. Бесстолпные, пятиглавые, ассиметричные композиции, декоративная многоцветность (красный кирпич, белокаменная резьба). Влияние барокко (церковь покрова в филях). Концентрация декоративных элементов. Монументальная живопись. Западноевропейские иллюстрированные Библии и их значение для русского искусства. Угасание монументализма и усиление повествовательности в стенных росписях. Строгановская школа. Изощьренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра. Иконопись. Иконописная мастерская Оружейной палаты и ее роль в развитии русской иконописи. Характер житийного повествования. Утверждение в искусстве новых жанров и светских реалистических мотивов. Формирование парсунного жанра. Отражение западноевропейской художественной традиции в искусстве московского иконописца Карпа Золотарева. Признаки барокко в художественном убранстве церкви Покрова в Филях. Наиболее новаторское направление в каменной архитектуре 16в. представляют столпообразные шатровые храмы (прообраз – терем, деревянные постройки). Отражают ощущение гордости народа, скинувшие оковы татаро-монголького ига. Ранний, самый лучший образец такого сооружения – церковь Вознесения в Коломенском (начало 16 в., общая высота 60 м, высота шатра 28 м) построена в честь рождения Ивана Грозного. Уникальный башнеобразный храм, увенчанный мощным шатром, имеет «гульбища» - обходные галереи вокруг церкви по периметру. Сам Иван Грозный увековечил свою главную победу – взятие Казани – сооружением знаменитого храма Покрова («Василия Блаженного»). Построили русские зодчие Барма и Постник. Этот своеобразный архитектурный монумент с восемью приделами, окружающими центральный шатёр, сплошь покрытым декором из кокошников, арочек и сочной резьбы (каждый из восьми приделов отличен по своему убранству от других). Церковь Усекновения главы Иоанна Предтече в селе Дьяково – пятиглавая, четыре боковые купола – шатровые. Построена в честь венчания Ивана Грозного на царство. Иконопись 16 в. не чужда новаторства, но власть церковно-феодальной догмы, делает это новаторство однобоким, мешает ему дорасти до нового, качественного перелома. Икона остаётся иконой, только более повествовательной, дробной, сложной иногда перегруженной деталями, из-за чего утрачивается былая благородная ясность художественной концепции, становятся популярны иконы с очень сложной, замысловатой фабулой, сюжеты-притчи, сюжеты- аллегории. В древних ионах горки были только условным обозначением пейзажного фона, теперь их иногда стараются сделать элементами пейзажа. В рамках иконной композиции это не очень удаётся, форма теряет свою выразительность. 17 в. «Бунташное время». Крестьянские войны Ивана Болотного и Степана Разина, ломка традиционного мировоззрения, тяга к «внешней премудрости» - наукам. Архитектура. Зодчество периода поворота к новому времени. Бурное строительство в Москве и провинциях, рост купечества, иноземные слободы в Москве, расширение связей с Западной Европой, широкое гражданское строительство. Обилие форм декора, проникновение западных стилей. Приказ «каменных дел» - Теремной дворец московского Кремля (арх. Бажен Огурцов, Ларион Ушаков). Интерьеры Дворцовых палат – росписи Симона Ушакова. Пассадская застройка Москвы – палаты думного дьякона Аверия Кирилова на Берсеньевской набережной (в центре Крестовая палата с опорным столбом, вокруг после пристраивали др. палаты). Распространился тип без столпового храма – с коробовым столбом, барабаны становятся декоративными. Московские храмы. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (рядом с Ленкомом) – колокольня шатровая, храм – трапеция, трёхчастный принцип. Церковь Троицы в Никитинках – появляется крыльцо с каплей, остаток от шатровый архитектуры – колокольня, закомары – имитация для перехода. Общественные здания: Печатный двор, Сухарева башня. «Нарышкинское барокко» - строительство по заказу Льва Нарышкина, переработка идей западного стиля, архитектурная композиция - центричнось, симметрия и равновесие, декоративное убранство – каменная резьба, ордерные детали, красно-белая раскраска фасада. Стеклянные окна – увеличение освещённости. Церковь Покрова в Филях, усадебный храм Нарыжкина. Деревянное зодчество. Приёмы строительства – простейшая ячейка (изба- клеть, четырёхугольный сруб), четырёхчастное решение объёма – изба, сени, подпристройки; декор – фигурный тёс на крыше, резные оконные наличники, карнизы в виде петушиных гребешков. Пышнее всего этот стиль проявлялся в светских зданиях – дворцах и теремах. (Кремлевский теремной дворец, деревянный Коломенский дворец царя Алексея Михайловича – не сохранился). Иконописцы 17 в. Семён Ушаков («Спас Нерукотворный»), Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Плеханов, Фёдор Игнатьев. Семён Ушаков – стоял за «светловидную живопись». Писал иконы, где лики вполне телесны. Вводит светлотень, моделирующую объём лица, при этом иконография и плоскостная композиция остаются в неприкосновенности. Объемная моделировка не выявляет внутренней жизни персонажа. Живопись. Распространен первый тип портрета - «Парсуна» - от латинского личность – реальный исторический портрет. «Иван Грозный», «Царь Алексей Михайлович». Бунташный век в живописи: расширение тематики, светские исторические сюжеты. Годуновская школа живописи: повествовательность, дробность, перегруженность композиций, телесность и материальность форм, цветовая палитра – сдержанная, акцент на построение рисунка. Икона «Богоматерь Толгская» из Толгского монастыря, икона «Прокопий Чирин». Строгановские письма. По заказам купеческого рода Строгановых. Тип Строгановской иконы: камерная икона «мелкого письма», иконная миниатюра - изощрённый рисунок, богатство орнамента, полихромный колорит, обилие золочения, «Богоматерь Боголюбская», «Максим исповедник с деяниями». Графика – «титулярник» (Большая государственная книга или корень российский государей) – художники Иван Максимов и Дм. Львов. «Повесть о Варлааме и Иосифе» - Симон Ушаков.
Искусство Ренессанса.
Понятие «Ренессанс» в истории европейской культуры. Периодизация Эпохи Возрождения. Проявление светского начала в эстетике. Гуманистическая природа искусства. Тенденции развития искусства в период Ренессанса. Архитектура Возрождения. Скульптура Возрождения. Живопись Возрождения. Художественная культура Флоренции, Рима, Милане в период Кватроченто. Позднее Возрождение Возникновение художественных академий. Художественное течение маньеризма в Италии и странах Европы. Живопись Венеции периода Позднего Возрождения. Северное Возрождение как региональная форма развития искусства стран. Освоение и развитие техники масляной живописи. Развитие жанров: портрет, бытовой жанр. Искусство Нидерландов и Германии.
Искусство Ренессанса: исторические корни, новаторство отдельных видов искусства, творчество великих мастеров. Эпоха между средними веками и новым временем в истории Западной и Центральной Европы. Термин возник в Италии, когда появился интерес к античной культуре. Художники считали, что они возрождают античное искусство после его упадка в средние века. Однако это не могло быть только воспроизведением античности, так как существовал опыт поколений, прошедших через средние века, когда духовное начало преобладало над материальным. Характерные черты Возрождения – гуманистическое мировоззрение, вера в творческие возможности человека и силу его разума, утверждение красоты и гармонии бытия, преобладание светского начала в культуре и искусстве. Была разработана и теоретически обоснована система реалистического изображения мира (перспектива, пластическая анатомия, пропорции). В культуре произошло соединение внешне прекрасного человека античного мира с духовным, эмоциональным началом средневековых образов. Искусство приблизилось к отражению реальной жизни. Классической страной Возрождения считается Италия. Существенную роль в развитии искусства Возрождения сыграли сиенская, флорентийская, римская и венецианская школы искусств. Периодизация: ● Проторенессанс (Дученто и Треченто): 13– 14 вв. ● Раннее Возрождение (Кватроченто): 14 – 15 вв.● Высокое Возрождение (Чинквеченто): 15 – 16 вв.● Позднее Возрождение 16 в. ● Проторенессанс (Дученто и Треченто): 13– 14 вв. Проторенессанс – искусство в Италии, предшествовавшее Ренессансу. Характеризуется нарастанием светских, реалистических тенденций и интересом к античному наследию. Крупнейшими мастерами были Никколо и Джованни Пизано и Джотто. Никколо Пизано – В его скульптурах видны заимствования из античных образцов. Его скульптура отличается величавостью, пластической мощью форм, некоторой перегруженностью композиции. Джотто – Он пытается изменением масштаба фигур, деревьев и архитектуры по отношению друг к другу представить некоторую глубину пространства. Художника интересует не только изложение библейских историй, но и проявление человеческих чувств. ● Раннее Возрождение (Кватроченто): 14 – 15 вв. Для архитектуры характерна игра плоскости стен – раскрашенный фасад. Основные разработки – центрально купольный храм и городской дворец (палаццо). Филиппо Бруннелески – Родоначальник ренессансной архитектуры Италии. Он создал новую научную теорию перспективы, возводил постройки на основе точных математических расчётов. Одним из образцов новой архитектуры стал знаменитый Флорентийский собор с уникальным куполом. Развивал принцип городского дома – палаццо. Основная задача – замкнутое строение с большим внутренним двором, что давало много света в помещениях. Основная идея – помещения располагаются по кругу. Скульптура, освобождаясь от религиозно-мистического содержания, обращается к жизни и реальным образам действительности, к человеку. Наряду с образами христианской мифологии и античности, объектом изображения становятся живые люди и герои современности. Развитие получает жанр портрета, конные статуи. Меняется характер декоративного рельефа. Донателло - возрождая античные традиции, он первым представил в скульптуре обнажённое тело, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Живопись. Преодолевая готическую отвлеченность образов, художники 15 в. вступают на путь реального изображения. Расцвет монументальной фресковой живописи. Мазаччо. Поиски обобщенного героического образа, правдивая передача окружающего мира. Делает решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, вводит воздушную перспективу (на удаление), богаче светотеневая модель, достоверность и убедительность образов, библейские сюжеты представлены в более житейском исполнении. Сандро Боттичелли. Его живописи присущи черты утонченности и аристократической изысканности. Поэтическое очарование его образов, их глубокая одухотворенность, сочетаются в поздних работах с трагическим мироощущением и болезненной надломленность. Разрабатывает женское лицо в образах мадонн, наряду с религиозными сценами пишет портреты. В его картинах можно почувствовать музыкальный ритм, игру цветовых нюансов. «Весна», «Рождение Венеры», «Магнификат» (Мадонна во славе), цикл рисунков к «Божественной комедии» Данте (иллюстрации исполнены в тонкой линейной манере). ● Высокое Возрождение (Чинквеченто): 15 – 16 вв. В искусстве на первый план выдвигаются идеи гражданского долга, подвига, высокой морали человека, героя. Искусство отрешается от частного во имя обобщенного образа, стремление к синтезу гармонии прекрасного. Период подъема происходил в условиях резкого ослабления политической и экономической жизни Италии. Отличительная особенность культуры – расширение общественного кругозора, представлений о масштабах мира и космоса. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Художники эпохи Высокого Возрождения – люди огромной культуры, творческие личности, заставляющие считаться со своими взглядами представителей правящего класса. Архитектура. Складывается единый общенациональный стиль. Исполненный величественности, монументальности и благородной сдержанности, основывается на более смелом использовании классических ордеров античности. В Риме находит завершение архитектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композицией, пространство замкнутое и всесторонне развитое, воплощает идеи героизма и величия. Период Высокого Ренессанса связан с именами трёх Гениальных мастеров, которых история назвала «титанами Возрождения» - Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанарроти. Леонардо да Винчи – не имеет равных себе по степени одарённости и универсальности. Он был знаменитым живописцем, скульптором, архитектором, инженером, математиком и анатомом. После него осталось 7 тысяч страниц записных книжек и рукописей. В его художественном наследии особо выделяются: - «Тайная вечеря» - фреска в трапезной монастыря Санта Марии де ла Грацие в Милане; - самый знаменитый портрет эпохи «Джоконда» («Мона Лиза»). Среди многих новаций Леонардо называют особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени («сфумато»), которая в сочетании с линейной перспективой предавала глубину пространства. Рафаэль Санти – живописец и архитектор. Его цель – синтезировать идеалы Возрождения и создать свой идеал прекрасного. Гармоничное сочетание человека и природы. Пытается оживить пейзаж, приобщить к реальности. Мягким лиризмом проникнута «Мадонна Канистабиле». Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил Рафаэль в росписях комнат Ватикана и в своём величайшем творении – «Сикстинской мадонне». Занимает должность гл. архитектора собора Св. Петра. Микеланджело Буанарроти – великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Из живописных работ особенно выделяется фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд». В этой фреске отразились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Смелость художника в изображении обнажённых тел вызывала негодование христианской церкви, что свидетельствовало о начале наступления реакции на основы идеологии Возрождения. Как скульптор он известен благодаря своему творению «Давид», которое стало гимном человеческой мужественности, красоте, грации и изяществу. Работает над гробницами Медичей в капелле церкви Сан Лоренцо – статуи у саркофагов: могучие обнажённые фигуры аллегорий – «Утро», «Вечер», «День», «Ночь» - как символы неумолимо текущего времени и ограниченности человеческих возможностей. Тициан Вечеллио – представитель венецианской школы. Работы Тициана привлекают новизной решения колористических и композиционных задач. Впервые на полотнах появляется изображение толпы, как части композиции. Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная». ● Позднее Возрождение 16 в. Живописная ценность – дух спокойствия и красивость картины. Композиции обращены к античности, Мадонны заменяются Венерами. Восприятие живописи становится более сложным, сильнее осознаётся зависимость человека от окружающей среды, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания. Время позднего Возрождения отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Микеланджело де Караваджо. Три великих художника не оставляют после себя учеников. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику великих мастеров. Работы последних мастеров кажутся недоделанными и непропорциональными – это эпохаманьеризма. Маньеризм – внутренний разлад и бессилие перед неразрешимыми противоречиями у некоторых художников приводит к отказу от идеалов гармонии, к пессимизму и одиночеству. Живописцы насыщают свои произведения тревогой, беспокойством. Образы холодны. Деформация и удлиненность пропорций фигур, беспокойные ритмы. Искусство маньеристов по сути антинародное и ложное, с преобладанием внешней формы над содержанием. Маньеризм – попытка копирования без понимания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы