Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава II. Этапы становления права международной ответственности



_ 1. Древний мир

_ 2. Средние века (VI-XVI вв.)

_ 3. Классическое международное право

_ 4. Переход от классического к современному международному праву

(1919-1946 гг.)

_ 5. Современное международное право

_ 6. Кодификация права международной ответственности

Основательное раскрытие природы социального явления невозможно без исторического подхода к нему, без выяснения того, когда оно возникло и как оно развивалось. Понимание природы международной ответственности, как и любого иного социального феномена, во многом зависит от понимания его истории, которая неразрывно связана с историей международного права в целом. Каждое явление представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. Попытки игнорировать историю неизбежно ведут к непониманию сущности явления и к ошибкам в его использовании. Неправильное толкование прошлого влечет за собой непонимание настоящего и ошибочную оценку будущего. Один из наиболее авторитетных специалистов в области истории права Ф.Мэйтланд сказал: " Сегодня мы изучаем позавчера с тем, чтобы вчера не могло парализовать сегодня, а сегодня не могло парализовать завтра" *(60).

Международная ответственность является частью механизма действия международного права, ее история представляет существенный аспект развития этого права. Изучение этого аспекта проливает свет на развитие важных качеств международного права, включая его юридическую природу. К сожалению, в мировой литературе нелегко найти исследования, посвященные историческому развитию международной ответственности. Причина в значительной мере видится в том, что обычно исходят из того, что ответственность возникает одновременно с международным правом и настолько тесно с ним связана, что не имеет собственной истории. Ю.М.Колосов относительно международной ответственности пишет, что " по времени своего возникновения этот институт... совпадает с появлением международного права вообще" *(61).

Нельзя в этой связи не заметить, что дело с изучением истории международного права в целом также обстоит не лучшим образом, что не содействует пониманию его природы. Достаточно напомнить о принципиальных расхождениях относительно времени появления этого права. Существует даже мнение, будто и в отношениях между первобытными племенами действовали определенные правила и, следовательно, существовало международное право. Действительно, с образованием крупных и устойчивых племен между ними установились определенные отношения. В результате существовавшие до этого отношения неограниченной вражды должны были " уступить место первичной социальной регламентации". Осуществлялась она при помощи складывавшихся в практике элементарных норм общения, в основе которых лежало правило равного воздаяния, " наиболее характерным выражением которого является талион: жизнь за жизнь, око за око" *(62).

Между племенами заключались соглашения о мире, о совместных военных действиях, о разграничении владений и др. Признавалась определенная неприкосновенность представителей. Значение всего это было велико, поскольку без соглашения о мире каждое племя считало себя находящимся в состоянии войны с другими племенами. Отказ от признания соответствующих правил был равносилен отказу от всяких, кроме враждебных, отношений с соседями, что было чревато самыми серьезными последствиями.

Все это свидетельствует о том, что даже на самых ранних стадиях отношения между независимыми образованиями нуждались в регулировании. Однако не всякое нормативное регулирование является правовым. Межплеменные нормы представляли собой необходимые для взаимодействия племен элементарные " правила игры", складывавшиеся в их практике. Эти нормы не соответствовали основным характеристикам права, которое создается властью государства. Не случайно право не существовало и внутри племен. Известно, что не только международное, но и национальное (т.е. внутригосударственное) право не может существовать без государства. Право есть продукт суверенной власти государства.

Очевидная необоснованность отмеченного мнения объясняет тот факт, что число разделяющих его авторов предельно мало*(63). В современной отечественной литературе такого взгляда придерживается Ю.М.Колосов. По его мнению, " международное право возникло в процессе развития межплеменных отношений...". Более того, " именно здесь возникает правовая форма сознания как способ реализации межплеменных отношений" *(64).

_ 1. Древний мир

Документы свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях того времени. В древнеиндийских Законах Ману говорилось: враг - это ваш сосед. В собрании политической мудрости Древней Индии - Артхашастре, принадлежащей перу полулегендарного Каутильи (IV-III вв. до н.э.), относительно мирных договоров сказано, что они должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать. Мудрый король должен укреплять свое государство и препятствовать процветанию других. Задачи послов: осуществление миссии, поддержка договоров, приобретение друзей, интриги, организация ссор между друзьями, использование секретных сил. Что же касается права, то оно рассматривалось как действующее лишь внутри страны, в международных отношениях ему не отводилось места. Думается, что это не случайно. Ведь уровень Законов Ману был по тем временам весьма высок. Достаточно ознакомиться с детальной классификацией международных договоров.

Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Заключенный в XIII в. до н.э. договор о мире и союзе между фараоном Египта и царем хеттов предусматривал оказание содействия не только в войне с внешними врагами, но и в подавлении восставших рабов. Была предусмотрена и взаимная выдача политических беженцев. Договор скреплялся религиозной клятвой, каждый клялся своими богами.

Законы Египта и Индии запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Описанная картина была характерна и для государств Древнего Китая.

В большинстве случаев государства входили в состав или в сферу влияния той или иной империи и отношения с ними регулировались правом империи. Классик китайской философии Конфуций в VI в. до н.э. утверждал, что китайский император правит миром как праведный владыка.

Войны были повседневным явлением. Это относится и к Древней Греции, где общность происхождения, языка, религии, казалось бы, создавала идеальные условия для сотрудничества. Для существования рабовладельческого общества нужны были рабы, их доставляли войны. Этим определялось и мышление. Господствовало убеждение, что греки - избранный народ, а другие люди - варвары. Демосфен доказывал, что варвары самой природой предназначены быть рабами греков. Отсюда ненависть к иностранцам - ксенофобия.

Подобное положение препятствовало развитию торговых и иных связей. Поэтому для признания элементарных прав за иностранцами заключались торговые договоры. Возник институт проксена. Проксен был гражданином государства, принимающего иностранца, и оказывал последнему покровительство. Поскольку бесправные иностранцы не могли обращаться в органы управления страны пребывания, то это делал проксен. Нередко через него велись и дипломатические переговоры.

Греческие государства постоянно направляли друг другу посольские миссии. Послы пользовались неприкосновенностью. Греческие государства создавали военно-политические объединения - симмахии, которые весьма напоминают международные организации. У них были общие органы, принимавшие решения.

Общеизвестен вклад Древнего Рима в развитие права, и тем более показательно, что эта развитая правовая система не содержит и намека на возможность существования международного права. А.А.Рубанов обоснованно пишет, что Древний Рим рассматривал свое право " как право всеобщее" *(65).

Что же касается возможности совместного создания государствами одинаковых и равно обязательных для них норм, то сама идея подобного феномена была несовместима с сутью Римской империи. Она не возникала и в умах блестящих римских юристов. Регулировать межгосударственные отношения могли лишь боги, так как только они стоят над государствами и могут быть арбитрами в их спорах.

Показательно, что не только в позитивном праве Рима, но и в трудах его высококвалифицированных юристов нельзя обнаружить и следа самой идеи международного права. В стремлении доказать существование международного права в то время обычно ссылаются на римское " jus gentium" (право народов). Однако общепризнано, что " право народов" было частью римского права, регулировавшего отношения римских граждан с иностранцами, в отношении которых оно было дискриминационным*(66). Вместе с тем, " право народов" содержало некоторые правила справедливости и естественного права. " Quod naturalis ratio inter omnes homines constituit, voratur jus gentium" (правила, которые естественный разум установил для всех людей, именуются правом народов).

Таким образом, утверждения относительно того, что международное право существовало в древнем мире, является, главным образом, результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Соответственно не существовало норм и об ответственности государств.

Несмотря на жестокость нравов международных связей того времени, накопленный опыт имел значение для будущего международного права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгосударственных отношений, характеризующихся неустойчивостью и враждебностью. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних международно-правовых договоров. Тем не менее, таковыми они не были. А.Нуссбаум и Ж.Верзийл пришли к выводу, что нормы межгосударственных отношений древности представляли собой религиозные предписания или моральные обязательства. Несомненно, эти аспекты присутствовали. Вместе с тем, поскольку речь шла о межгосударственных, политических отношениях, то и регулировавшие их нормы не могли не носить политического характера.

Приведенные факты не дают оснований согласиться с теми, кто утверждает, что международное право, как и право внутреннее, появляется одновременно с государством. Эта точка зрения типична для отечественной доктрины. Д.Б.Левин пришел к следующему выводу: "...Международное право возникает там и тогда, где и когда возникает классовое общество и государство" *(67). Эта же точка зрения изложена в учебниках*(68). Лишь изредка встречаются авторы, придерживающиеся иной точки зрения*(69). Аналогичные взгляды известны и литературе других стран. Обоснование их сводится к тому, что коль скоро независимые государства вступили во взаимоотношения, то должно возникнуть и международное публичное право. Таким путем обосновывают максиму " вечности публичного международного права" *(70).

Обосновывая тезис о возникновении международного права одновременно с государством, ссылаются на то, что государства заключали договоры, направляли друг другу представителей, за которыми признавались некоторые привилегии, и т.п. Между тем, договоры представляли собой личные обязательства (монархов) фараонов, императоров и др. Подтверждением тому могут служить договоры о династических браках, имевших важное политическое значение. Договоры скреплялись религиозными клятвами, а их обязательная сила опиралась на религиозную мораль.

Известно, что для создания нормы международного права необходимо:

во-первых, согласие субъектов относительно содержания нормы;

во-вторых, согласие придать ей юридическую силу*(71).

Это принципиальное положение вовсе не является лишь теоретическим постулатом. Оно достаточно четко отражено в международном праве. В ст. 38 Статута Международного Суда, как и в Статуте предшествовавшей ему Постоянной палаты международного правосудия, говорится, что для того, чтобы обычай применялся как право, он должен отражать " общую практику, принятую как право".

В решении Международного Суда о континентальном шельфе Северного моря говорится, что действия, образующие установившуюся практику, " должны быть такими или осуществляться таким образом, чтобы демонстрировать убежденность, что эта практика является обязательной в результате существования нормы права, предписывающей ее....Поэтому соответствующие государства должны сознавать, что они следуют тому, что достигает уровня юридического обязательства. Регулярность действий или даже их обычный характер сами по себе недостаточны". Наличие международного opinio juris необходимо для того, чтобы " обычай" носил юридический характер в отличие от обыкновений " вежливости, целесообразности или традиции" *(72).

Как правило, вопрос об opinio juris возникает в связи с обычными нормами. Но он относится и к договорам. Соответствующее оформление договора является свидетельством намерения сторон придать ему юридическую силу. Но, как известно, существуют и международные соглашения, которые такой силой не наделяются. Достаточно вспомнить о джентльменских соглашениях, не говоря уже о получивших в наше время широкое распространение неправовых соглашениях, примером которых может служить комплекс соглашений ОБСЕ.

Все это еще раз подтверждает, что без правосознания не может быть права. Внутри государств соответствующее правосознание сложилось сравнительно рано. Государственная власть, не останавливаясь перед применением силы, утверждала уважение к принимаемым законам. В международных отношениях такой власти не было. Осознание независимыми государствами необходимости подчиняться правовым нормам происходило весьма медленно. Этот факт признают и авторы, утверждающие, будто международное право возникло одновременно с государством. Так, по мнению Ю.Я.Баскина и Д.И.Фельдмана, международное правосознание начало формироваться лишь в XII веке*(73).

Взгляд, согласно которому международное право, как и право внутригосударственное, возникает одновременно с государством, является примером того, как игнорирование специфики явления и его истории ведет к ложной аналогии. Общественная система внутри государств сформировалась гораздо раньше, чем сообщество государств. Потребности этой системы и вызвали к жизни государство и право. Что же касается международного права, то оно могло появиться лишь тогда, когда межгосударственные отношения достигли достаточно высокого уровня развития. Государства должны были осознать необходимость во имя своих национальных и интернациональных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой. Процесс этот оказался длительным.

_ 2. Средние века (VI-XVI вв.)

К концу V в. варварские государства уничтожили Западную Римскую империю. В Европе образовался ряд достаточно крупных государств, между которыми велись войны, заключались союзные и мирные договоры. Однако над ними существовал контроль со стороны Священной Римской империи германской нации и католической церкви. О международном праве в таких условиях речь не шла.

Центральная власть в государствах не была достаточно сильной. Феодальная раздробленность была характерным явлением. Вотчина крупного землевладельца была фактически государством, собственность на землю давала власть над населением. Стирались различия между отношениями частными и межгосударственными, между публичным и частным правом. Постоянным явлением стали " частные войны" между феодалами внутри одного государства. Одновременно шли войны между государствами, войны религиозные, гражданские.

В основе как внутренних, так и внешних связей лежало " кулачное право", т.е. сила, возведенная в закон. Сильный всегда прав, что нашло свое выражение и в таком институте, как " суд Божий", - спор решался поединком. Считалось, что Бог дарует победу правому. Таким путем решался вопрос и об " ответственности". В условиях нараставшего хаоса понятие права в целом было весьма относительным.

Международные связи развиваются, главным образом, внутри регионов (Западная Европа, Византия, Русь, арабский мир, Африка, Индия, Китай). Особое место занимала Восточная Римская империя, Византия. Завоевавшие Рим варварские племена разрушили римскую цивилизацию. Византия сохранила эту цивилизацию и содействовала передаче соответствующего опыта варварским государствам. Большую роль во внешней политике Византии играла миссионерская деятельность христианского духовенства. Обращение в христианство других народов усиливало влияние Византии. Вместе с тем оно помогало развитию культуры вновь обращенных народов, включая культуру правовую.

Киевская Русь с самого начала, с IX в., поддерживала активные связи с Византией. Заключались мирные и союзные договоры. При помощи договоров решался сложный вопрос о статусе русских дипломатов и купцов во время пребывания в Византии. Договоры скреплялись религиозной клятвой. Русы клялись Перуном и Велесом, " скотьим богом". Представители Византии по христианскому обычаю целовали крест.

Русь использовала такую форму закрепления связей с другими государствами, как династические браки. Киевские княжны выходили замуж за королей Венгрии и Норвегии. Дочь Ярослава Анна вступила в брак с королем Франции Генрихом I, а сам Ярослав был женат на дочери шведского короля.

Отличался рядом особенностей правовой режим иностранцев на Руси. " Русская правда" в принципе предоставляла им тот же режим, что и русским. Принятие христианства Киевской Русью сыграло свою роль в усвоении накопленного Византией опыта.

В VII в. образуется крупное мусульманское государство - Арабский халифат. С этого времени арабские государства принимают активное участие в международных отношениях. В этих государствах религии принадлежало еще более значительное место, чем в христианских странах. В основе всей общественно-политической жизни лежало мусульманское право, нормы которого распространялись и на международную деятельность государств. В результате взаимоотношения арабских государств регулировались общими нормами, опиравшимися на Коран. Одни и те же положения мусульманского права регулировали отношения как между людьми, так и между государствами.

Все мусульмане независимо от государственной принадлежности не считались иностранцами. Последними были только иноверцы. Для въезда в страну им требовалось разрешение, а для защиты - покровительство (вилайет) мусульманина. Послы считались неприкосновенными. Коран предписывал соблюдать верность слову даже в отношении иноверцев. Большую роль сыграли положения Корана, поощряющие международную торговлю, которая могла вестись даже во время паломничества.

В начале второго тысячелетия складываются крупные государства в Африке, такие как империя Мали. Иностранцы могли путешествовать без опасений и пользовались гостеприимством местных жителей. Африканские государства поддерживали дипломатические и торговые связи, заключали международные договоры.

Таким образом, несмотря на некоторые особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее, в силу исторических условий основным регионом, где была подготовлена почва для международного права, оказалась Европа. На Западе континента сложился комплекс государств с весьма близкими социально-политическими, религиозными, культурными системами.

В литературе высказывается мнение, оспаривающее европейское происхождение международного права. Индийский профессор Р.Ананд считает, что международное право развивалось в средние века не только в Европе*(74). Никто не станет отрицать вклада Индии и других регионов в развитие форм нормативного регулирования международных отношений того времени. Но, как уже отмечалось, международное право им не было известно. Тот факт, что международное право возникло в Европе в средние века, констатируют многие юристы также из азиатских стран*(75).

О достаточно высоком уровне развития межгосударственных связей в Западной Европе свидетельствует факт неоднократного созыва съездов с участием большого числа глав государств. Заключалось много договоров - о мире, о союзе и др. Дальнейшее развитие получили династические договоры, согласно которым при заключении династических браков в качестве приданого или дара части территории переходили от одного государства к другому. Территория по-прежнему рассматривалась как собственность государя.

Положение иностранцев улучшилось. Тем не менее, в случае смерти иностранца его имущество на данной территории наследовалось местным феодалом. В случае кораблекрушения все выброшенное на берег переходило к местному феодалу (береговое право). Это затрудняло торговлю. Государства заключали договоры, защищавшие права купцов.

Военные обычаи оставались жестокими. Не существовало различия между воинами и мирными жителями. Врагами считались все подданные противника. Захваченные города отдавались солдатам на разграбление. Основой вооруженных сил были рыцари-дворяне, поэтому для их защиты был создан свод моральных норм - рыцарский кодекс.

Важную роль в развитии нормативного регулирования международных отношений западноевропейских государств сыграла католическая церковь. Мировоззрение средних веков было преимущественно теологическим. Ф.Энгельс писал, что в то время " юриспруденция, естествознание, философия - все содержание этих наук, приводилось в соответствие с учением церкви" *(76). Дело не ограничивалось мировоззрением. Долгое время главным средством регулирования международных отношений служило каноническое право, основанное на религиозных догматах. Библейские тексты применялись как позитивное право. Они использовались и для решения вопросов ответственности при нарушении религиозных норм. В руках церкви оказалась и юриспруденция, которая впоследствии долго оставалась под влиянием богословов. Юриспруденция использовалась церковью для закрепления своей власти над государствами.

В общем, средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания международного права. Пожалуй, главное заключалось в том, что оно продемонстрировало гибельность беззакония как для внутригосударственных, так и для международных отношений. Люди были поставлены перед необходимостью утвердить правопорядок. Был накоплен опыт неправового нормативного регулирования межгосударственных отношений.

_ 3. Классическое международное право

a) Зарождение (XVI-XVIII вв.)

С конца средних веков начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. Образовались крупные национальные государства с централизованной властью, способной установить порядок. В новых условиях примитивное феодальное право оказалось непригодным. Вместо него использовали римское право, приспособив его к новым условиям. Оно рассматривалось как " писаный разум", как право, присущее любому цивилизованному государству. Утверждение внутреннего правопорядка имело большое значение для появления идеи международного права. Возникла мысль использовать право для ограничения произвола в отношениях между государствами.

После ослабления Священной Римской империи германской нации и верховной власти папы осуществлявшееся ими регулирование отношений между государствами Западной Европы утрачивает былое значение. Создается вакуум нормативного регулирования. Но этого оказалось недостаточно для появления идеи международного права. Она была вызвана к жизни общей атмосферой растущего хаоса и страданий от непрерывных войн, последовавших после падения Римской империи. К.Ван Волленховен пишет, что к концу XVI в. сложились " адские условия жизни".

Взаимное истощение католических и протестантских государств в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) побудило правителей заключить Вестфальский мир*(77). Мирный договор, состоявший из договоров - Оснабрюкского и Мюнстерского, закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. Договор заслуживает особого внимания, не случайно многие авторы ведут от него историю не только международного права, но и современной системы международных отношений. В мировой литературе точка зрения, согласно которой международное право возникло в конце средних веков, является, пожалуй, доминирующей*(78).

Оформившие Вестфальский мир договоры заключены по всей форме. Специальная статья посвящена " правовому действию мира" (ст. XVII Оснабрюкского договора). Предусмотрена ратификация и обмен ратификационными грамотами. Мирный договор квалифицируется как " конституционный закон Священной Римской империи", подлежащий утверждению рейхстагом. Иными словами, договор рассматривается как имперский закон, и его реализация обеспечивалась при помощи внутреннего права. Им же решались вопросы и ответственности государств. О международном праве в договоре речь не шла.

В договоре немало статей посвящено реституции, которую сегодня связывают с международной ответственностью. Однако анализ соответствующих статей дает основания для вывода, что речь не шла об ответственности за международное правонарушение. Было согласовано решение о восстановлении положения, существовавшего до войны. Существует мнение, согласно которому со времен Вестфальского мира принцип ответственности оставляет туманное поле морали и вступает на почву, подготовленную для него международно-правовой практикой*(79). Думается, однако, что подобное мнение не совсем отвечает действительности.

Вестфальский мир свидетельствовал о появлении в политическом сознании идеи использования права для ограничения произвола во взаимоотношениях государств. Но поскольку представление о международном праве отсутствовало, то в этих целях было использовано нечто среднее между внутренним и международным правом - " конституционный закон Священной Римской империи". Эта особенность характерна и для трудов первых юристов-международников, в которых в значительной мере излагались нормы внутреннего права без четкого разграничения с нормами, призванными регулировать межгосударственные отношения. Юристы не проводили четкого различия между внутренним и международным правом ни по сфере действия, ни по нормативному материалу. Лишь в дальнейшем начинают доказывать, что даже естественное право не может применяться к суверенным государствам без учета их природы.

Подчеркиваю эти моменты с тем, чтобы показать, с каким трудом прокладывала себе путь сама идея международного права. Лишь под настоятельным требованием жизни возникла мысль перенести позитивный опыт правового регулирования внутри государств на их отношения друг с другом. Эта мысль явно просматривается в трудах Ж.-Ж.Руссо и Дж.Локка. При этом следует учитывать, что, как пишет В.С.Нерсесянц, " в общеисторическом плане первой формой светской идеологии, которая оттеснила религию и заняла господствующие позиции, было юридическое мировоззрение - классическое мировоззрение буржуазии" *(80).

Как и внутри государств, в международных отношениях нормы формировались с использованием римского права. Межгосударственные отношения регулировались по аналогии с отношениями частных лиц. Субъектом международных правовых отношений был монарх. Международно-правовые концепции еще долгое время носили преимущественно цивилистический характер. В основе римского права лежало равноправие частных лиц, в основе международного права - равноправие государств.

Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII вв. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций (1583-1654 гг.). В своем труде " О праве войны и мира" (1625 г.) он впервые обосновал существование " права, которое определяет отношения между народами или их правителями". В практике государств ему не удалось найти доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что " известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их" *(81). Те же причины определили доминирование естественно-правового направления в доктрине международного права в XVII и XVIII вв.

Труды юристов сыграли, пожалуй, главную роль в зарождении международно-правового сознания. Что же касается практики государств того времени, то положение было иным*(82). Она долгое время не воспринимала идею международного права, хотя юридическая аргументация использовалась дипломатией. Показательна в этом плане книга П.П.Шафирова, вице-канцлера при Петре I. Книга посвящена обоснованию " законных причин" для войны против Швеции и содержит ссылки на " право натуральное". Сам Петр I считал, что договоры соблюдаются в силу чести данного слова, т.е. в силу морали.

Нормы аристократической морали продолжали оставаться важным регулятором межгосударственных отношений, которые рассматривались как межличностные связи суверенов. Характер политической морали того времени описан итальянским политическим деятелем и историком Н.Макиавелли (1469-1527 гг.) в его труде " Государь" (1513 г.). Превыше всего, по Макиавелли, стоит " государственный интерес", во имя которого допустимо использовать любые средства. Не могу в этой связи не заметить, что и сегодня государства продолжают выдвигать на первый план свои национальные интересы, не отдавая себе отчета в том, что в условиях глобализации обеспечить национальные интересы можно лишь совместными усилиями во взаимосвязи с общими интересами. Макиавелли утверждал, что великие дела творили как раз те государи, которые мало считались с обещаниями, умели обманывать. Они одолевали тех, кто полагался на честность. Дипломатия рассматривалась как искусство лжи и вероломства*(83).

Все это стояло на пути утверждения международного права. Тем не менее, развитие международных отношений требовало своего. Возникают все новые обычаи, за которыми в большей или меньшей мере признается правовой характер. В частности, закрепляется правовой статус дипломатов. Формируется институт консулов под влиянием требований торговли. Под тем же влиянием улучшалось правовое положение иностранцев. Развитие морской торговли привело к признанию принципа свободы открытого моря.

Что же касается военных обычаев, то они, пожалуй, стали еще более жестокими. Наемные армии содержались в значительной мере за счет грабежа. Населенные пункты рассматривались как добыча и подвергались разграблению. Военнопленных считали преступниками; даже собственных раненых оставляли без помощи.

Сказанное ранее дает основания для вывода, что классическое международное право начало складываться в XVI-XVII вв. Возникла доктрина международного права. Начало формироваться международно-правовое сознание. Значительное число международных норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юридическая аргументация использовалась дипломатией. Однако в целом процесс становления международного права протекал трудно. Признание правового характера международных норм на словах не привело к уважению их на деле. Свидетельством тому могут служить и труды таких авторитетов, как И.Кант и В.Ф.Малиновский, написанные на рубеже XVIII и XIX вв. Из них видно, что к этому времени идея международного права обрела признание. Однако состояние войны было постоянным. Международному праву отказывают во всяком уважении. " Удивительно, - писал И.Кант, - что слово " право" не изгнано еще полностью из военной политики" *(84).

Все это не могло не сказываться на формировании механизма действия международного права, элементом которого является ответственность. Признанные нормы международного права осуществлялись при помощи морально-политического механизма. На этом основании государства нередко применяли репрессалии в случае нарушения норм международного права. Обязанность возместить причиненный ущерб, как и в прошлом, иногда находила отражение в международных договорах и в решениях арбитражей*(85).

В фундаментальном исследовании международной ответственности К.Иглтон утверждал, что чувство ответственности не находит адекватного выражения до времен Гроция*(86). Однако если обратиться к труду Г.Гроция, то окажется, что идея обязательности норм международного права действительно пронизывает его труд. Но при этом ответственность государства не находит в нем ощутимого отражения. Книга вторая содержит гл. XVII " Об ущербе, причиненном правонарушением, и возникающем отсюда обязательстве". Устанавливается общий принцип, согласно которому в результате виновного правонарушения " возникает естественное обязательство при наличии ущерба, а именно - обязательство возместить его" *(87). Однако в дальнейшем речь идет об ответственности лишь физических лиц. Относительно же ответственности государства автор ограничился утверждением того, что государство " не отвечает за поступки отдельных граждан, когда нет его собственного деяния или упущения" *(88). Последнее положение представляло собой новеллу. В средние века государство рассматривалось как несущее ответственность за действия любого лица, находящегося под его юрисдикцией.

b) Развитие (1739-1919 гг.)

Как известно, XIX в. дал человечеству цивилизацию и культуру. Элементом этой цивилизации и культуры явилось международное право. Наиболее прогрессивные взгляды на международные отношения и право того времени известны как идеи Великой французской революции 1789 г. Основами внешней политики Франции были провозглашены " всеобщий мир и принципы справедливости", отказ от всякой войны с целью завоевания.

Революция заменила суверенитет монарха верховной властью нации, что имело важное значение для утверждения международно-правовой субъектности государства. Коль скоро народ - хозяин территории, то монарх не вправе ею распоряжаться. В практику вводится плебисцит. При присоединении к Франции Авиньона и Савойи в 1791 г. на присоединяемых территориях было проведено голосование.

В известной Декларации аббата Грегуара, подготовленной по заданию Конвента, но так и не принятой им, провозглашался принцип равноправия государств независимо от существующего в них строя и политического значения. Провозглашалось, что договоры должны соблюдаться. Вместе с тем в Конвенте было заявлено, что договоры тиранов не могут связывать суверенитет народа.

Были сформулированы новые основы права войны. Согласно этим основам допустима лишь война оборонительная, война в защиту попранных прав. Врагом может быть только государство, а не люди. Отсюда - требование гуманного обращения с пленными, неприкосновенность частной собственности, уважение прав мирного населения.

В конституционном праве обнаруживаются свидетельства того, что международные договоры расцениваются как акты юридические. Конституция Франции 1795 г. содержала формулу: " Договоры вступают в силу". А Конституция 1791 г., установив, что иностранцы подчинены французским законам наравне с местными гражданами, оговорила, что соглашения с иностранными державами могут предусматривать исключения из этого правила.

Ссылку на нечто близкое международному праву можно обнаружить в американской Декларации независимости 1776 г., провозгласившей право народа занять независимое положение, " на которое ему дают право естественные и божеские законы". Особо отмечу, что Конституция США 1787 г. явно признала юридическую силу договоров в национальном праве и поставила их на один уровень с федеральными законами.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь