Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие «самосознание» в психолого-педагогической литературе.



Понятие «самосознание» многозначно, его исследование требует усилий специалистов разных наук – философии, психологии, психиатрии, истории, социологии, этнологии и т.д.

Зарубежная психологическая наука имеет богатую историю ис­следования самосознания личности. Работы У. Джемса, Ч. Кули, А. Маслоу, Г. Олопорта, К. Роджерса, Э. Эриксона и др. стали класси­ческими и в разных аспектах анализируются каждым ученым.

Основными аспектами изучения самосознания в зарубежной пси­хологии являются следующие:

«Я»-концепция как совокупность всех представлений индивида о себе и ее содержание (Р. Бернс, К. Роджерс, М. Розенберг, Дж. Стенсон, Р. Уайли и др.) [ 19, 23, 25].

Структурная организация «Я»-концепции. Критерием построения ее структуры выступает та роль, которую исследователи отводят само­сознанию в жизни человека (Е. Дикстейн, Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Эрик­сон). В обобщенном виде «Я»-концепцию, можно рассмотреть как со­вокупность установок, направленных на самого себя и включающих следующие основные компоненты: когнитивный — образ своих ка­честв, способностей, внешности и социальной значимости (самосозна­ние); эмоциональный — аффективная оценка «Я»-образа, которая про­является в самоуважении, себялюбии или самоуничижении; оценочно­волевой — потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные дей­ствия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это и стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение [22].

3. Сложность «Я»-концепции. Она понимается в нескольких ас­пектах «Я», воспринимаемых человеком, степени дифференциации «Я»-концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отде­ление человеком себя от других. Далее «Я» в его сознании разделя­ется на неограниченное число частей. В «Я»-концепции выделяют следующие «Я»-образы: «Я»-реальное, т.е. представление о себе в настоящем, текущем времени. «Я»-идеальное — можно противопос­тавить «Я»-реальному представлению о себе. «Я»-идеальное - это представления о том, каким бы хотел быть индивид в данных кон­кретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ори­ентир самовоспитания личности. «Я»-зеркальное, т.е. собственное представление человека о том, каким он воспринимается глазами окружающих его людей. Этот компонент «Я»-образа является суще­ственным для формирования личностной значимости и самооценки. (Р. Бернс, Дж. Мид, Ч. Кули и др.). Отмечено, что люди с высокой сложностью «Я»-концепции имеют тенденцию стремиться получить как можно больше информации перед принятием решения, чем об­ладающие низкой сложностью «Я»-концепции (Зиллер Р.). Лица с более высокой сложностью «Я»-концепции легче ассимилируют как негативную, так и позитивную информацию от других [23].

Таким образом, в исследованиях зарубежных авторов подчерки­вается сложность самосознания как процесса и результата и значе­ние его в жизни человека.

На основании выводов Р. Бернса «Я»-концепцию можно схема­тично представить следующим образом:

 

Роль «Я»-концепции в жизни человека. «Я»-концепция играет троякую роль: она способствует внутренней согласованности лично­сти, определяет интерпретацию опыта и является источником ожи­даний. (Бернс Р.) [19].

В отечественной психологии проблема самосознания, как и соз­нания в целом, долгое время практически не разрабатывалась. Во второй половине 50-х г.г., когда произошел возврат к данной теме в достаточно полном объеме, благодаря трудам С.Л. Рубинштейна, наблюдается рост научных трудов, где самосознание выступает в качестве самостоятельного объекта исследования (Б.Г. Ананьев, И. С. Кон, М. И. Лисина, В. С. Мерлин, В. С. Мухина, В. В. Столин, П. Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др.).

В отечественной психологии самосознание трактуется как специфи­ческая форма сознания, направленная на осознание самого себя субъек­том деятельности, на осознание своего места в системе существующих отношений и служащая одним из способов регулирования отношений человека с миром и с самим собой, в результате чего образуется пред­ставление о самом себе в качестве субъекта переживаний и действий, складывается эмоционально-ценностное отношение к себе. При этом эпицентром самосознания является собственное «Я» (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин).

Анализируя самосознание, мы считаем необходимым подробно осве­тить вопросы структуры и генезиса этого психологического феномена.

На проблему структуры самосознания существуют различные точки зрения. Наиболее отражающими ее многогранность, на наш взгляд, являются рассматриваемые в комплексе подходы И.И. Чесноковой, М.И. Лисиной и В.С.Мухиной [15, 18, 28].

И.И. Чеснокова предложила удобную схему строения самосознания, сориентировавшую многих исследователей (А.С. Золотнякова, М. Б. Ко- шонова, Е.В. Кучерова, Т.Н. Овчинникова, Р.Б. Стеркина и др.). Она рас­сматривает самосознание как особый интегрирующий процесс психики, центральное образующее в структуре личности. Сущность этого процес­са сводится к формированию понятия «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. В структурном отношении самосознание представлено единством трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально­-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой (саморегуляция). На­званные компоненты прослеживаются автором на уровне «Я - другой», когда человек для познания себя использует приемы самовосприятия и самонаблюдения и на уровне «Я-Я», где применяются приемы самоана­лиза и самоосмысления.

Мы видим в таком подходе процессуальный план самосознания, т.к. те процессы познания, оценки, регулирования, которые И.И. Чеснокова рассматривает, как компоненты самосознания являются базовыми для формирования представлений человека о себе, его образа Я.

Изучение компонентов самосознания в русле концепции генезиса общения М.И. Лисиной ведут отечественные ученые Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, И.Т. Димитров, С.Ю. Мещерякова, И.И. Раку, А.И. Силвестру, О.Е. Смирнова

М.И. Лисина под самосознанием понимает «образ самого себя как результат коммуникативной деятельности». Автор показывает структурную организацию «сложную архитектонику» самосознания. Она выделяет центральное ядерное образование и периферию само­сознания. Ядро содержит знания о себе как о субъекте, о личности, общую самооценку. Периферия - ближе или дальше отстоящие от центра участки, содержащие конкретные сведения человека о себе самом. Между центром и периферией существует связь - конкрет­ные представления человека о себе преломляются через призму цен­трального образования и обрастают аффективными компонентами, а изменения в периферии ведут к изменениям в центре.

В структуре образа, возникающего в результате общения, ею вы­деляются две основные части - когнитивная и аффективная (знания и отношения), представленные в единстве. Аффективная состав­ляющая образа себя соответствует отношению ребенка к себе (общая самооценка) и проецируется в ядерную область его структуры. Ког­нитивная составляющая образа - знания и представления о себе - конкретная самооценка, которая проецируется преимущественно в периферическую область образа себя, а ее основным источником выступает индивидуальный опыт ребенка.

Следовательно, образ самого себя представляет диалектическую совокупность когнитивно-аффективной информации ребенка о себе, отражающую единство структурных, функциональных и эмоцио­нальных компонентов.

Еще одна научная школа, решающая проблему структуры само­сознания, возглавляется В.С. Мухиной, которая разработала теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. В отличие от большинства исследователей самосоз­нания, рассматривающих его динамический аспект, В. С. Мухина предложила иной - содержательный подход к самосознанию, позво­ляющий учитывать различные детерминанты развития личности. В качестве теоретической основы данная концепция выступила в ис­следованиях И.Е. Валитовой, С.Б. Данилюк, Л.А. Девис, Т.И. Ко- миссаренко, О.Мендес, С.Е. Рыжиковой, Ж.К. Султангалиевой, Е.П. Тимошенко, О.В. Хухлаевой, И.С. Четверухиной и др.

Под самосознанием В. С. Мухина понимает психологическую струк­туру, представляющую такое единство, которое находит свое выра­жение в каждом из звеньев. При этом структурными единицами само­сознания являются ценностные ориентации, формирующиеся на раз­личных этапах онтогенеза и наполняющие звенья самосознания. Структура самосознания рассматривается во временном и социальном пространстве. Первоначально формируются звенья структуры само­сознания, обеспечивающие эмоционально положительное отношение индивида к себе: 1) притязание на признание своего «Я», своего име­ни, своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; 2) социальное признание; 3) признание своей сущности как представителя определенного пола (половая идентификация). Позднее формируются: 4) психологическое время личности (прошлое, настоя­щее, будущее); 5) осознание своего долга, прав и обязанностей.

Таким образом, глубина и интенсивность юношеской рефлексии зависят от многих социальных (социальное происхождение и среда), индивидуально-типологических (степень интроверсии - экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания) факторов, соотношение которых еще недостаточно изучено [61].Самосознание выступает ядром личности во многих исследованиях (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Б. Орлов, С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджавеладзе, В.В. Столин…), основной характеристикой которого признается целостность и непрерывность во времени своего «Я». Структуру самосознания задает Я-концепция, которая может быть представлена как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях (Р. Бернс, А.А. Налчаджан, Т. Шибутани).

Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подоб­ных многочисленных образов в целостное образование Я как: субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания необходимо сопряжен с разнообразны­ми переживаниями, которые в дальнейшем также обоб­щаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоци­онально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяю­щих моментов. В реальной жизнедеятельности личности самосознание проявляется в неразрывном единстве своих отдельных внутренних процессов — самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе.

Чтобы проследить специфику самопознания, эмоцио­нально-ценностного отношения к себе и саморегулирова­ния, вычленим их последовательно из целостного процес­са самосознания.

Таким образом, в структуру самосознания включены процессуальные, иерархические и содержательные планы. Развитие механизмов самопо­знания и самооценивания способствует формированию системы пред­ставлений человека о самом себе, заключенной в образах Я - динамиче­ских образованиях, благодаря которым человек имеет стабильные представления о себе, ощущение постоянной определенности, стабильности и регулирует свое поведение в зависимости от содержания этих образов Я. Центром (ядром) самосознания является ценностное отношение к самому себе и ценностные социальные установки, определяющие направлен­ность личности, ее жизненный смысл.

Говоря о ценностном наполнении центра самосознания, необходимо упомянуть точку зрения Н.И. Непомнящей, которая рассматривает само­сознание как субъективно-личностное содержание ценности - централь­ного личностного образования, которое возникает на основе единства представлении о себе и внешней направленности личности. [26]

В.А. Ядов в русле разработанной диспозиционной концепции со­относит структуру самосознания с механизмами регуляции социаль­ного поведения личности. В структуре самосознания автор выделяет четыре соподчиненных уровня и наиболее важным среди них явля­ется уровень, отражающий систему ценностных ориентаций по ре­гуляции поведения и деятельности человека.

По мнению В.А. Ядова, ценностные ориентации относятся к высшему уровню самосознания, составляют содержание «жизненного плана» лич­ности - жизненных целей, направленных на социальную сферу деятель­ности человека (труд, познание, семейную и общественную жизнь) [20].

И.С. Кон, автор уровневой концепции, под самосознанием пони­мает сложную установочную систему, состоящую из аффективных, когнитивных и поведенческих элементов. Система как целое пред­ставляет собой сложный установочный конструкт, состоящий из ря­да уровней, высшим из которых является осознание целей своей жизнедеятельности в системе определенных присвоенных лично­стью ценностных ориентаций [23].

Следовательно, формирование у человека системы ценностей как ядра самосознания определяет направленность личности, ее мотива­ционную и поведенческую сферу.Обобщив все вышесказанное, можно резюмировать, что самосоз­нание - это сложная интегративная характеристика личности, вклю­чающая процессуальные (самопознание, самооценка, саморегуля­ция), структурные (ядро и периферия) и содержательные (физиче­ская и психическая сущность, имя, социальное признание, половая идентификация; психологическое время личности, осознание своего долга, прав и обязанностей) планы. Развитие процессуальной сторо­ны самосознания способствует формированию образа Я, вбирающе­го в себя структурные и содержательные компоненты. Центральным образованием самосознания является ценностное отношение к себе и ценностные социальные установки, определяющие направленность личности, ее мотивы и действия, т. е. содержание образа «Я» определя­ет жизненный смысл и путь личности.

В.И. Лунина считает, что образ «Я» как итог работы самосознания может мотивировать деятельность личности, участвовать в процессе целеобразования, детерминировать отношение к окружающим, стиль и характер общения с ними. Служить эталоном для организации самоконтроля в различных сферах деятельности человека [24].

Следовательно, самосознание является тем личностным конструктом, который определяет путь и смысл жизнедеятельности человека.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что самосознание –это сложная интегративная характеристика личности, включающая процессуальные ( самопознание, самооценка, саморегуляция ), структурные ( ядро и переферия) и содержательные ( физическая и психическая сущность, имя, социальное признание, половая идентификация; психологическое время личности, осознание своего долга, прав и обязанностей) планы. Центральным новообразованием самосознания является ценностное отношение к себе и ценностные социальные установки, определяющие направленность личности, ее мотивы и действия, т.е. содержание образа «Я» определяет жизненный смысл и путь личности..


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2001; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь