Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности развития компонентов самосознания у учащихся старших классов.
Юношеский возраст, существенная часть которого приходится на старшие классы средней школы, занимает исключительно важное место в процессе формирования личности. Теоретико-методологические принципы комплексного изучения юности, как и других этапов жизненного пути, в советской психологии были сформулированы Л.С. Выготским. Понятие юности всегда было тесно связано с понятием переходного возраста, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы: 1) пубертатный, или подготовительный, период, 2) собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания, и 3) постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости. Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, то пубертатный период соответствует предподростковому (или младшему подростковому), пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому возрасту. Характерная особенность личности старшего школьника — рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более Критичными и самокритичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем эта гетерохронность проявляется как на межиндивидуальном (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным юношей, другой пубертатным подростком, а третий – допубертатным ребенком), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают наодновременно). Юношеский возраст (от 14-15 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности - индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной ) индивидуальности с предметами, внешними условиями деятельности. Юность – завершающий этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Это предполагает наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, развитие интегративных механизмов самопознания, выработку мировоззрения и жизненной позиции, а также определенных психосексуальных ориентаций. Развитие самосознания и его важнейшей стороны — самооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у старшеклассника целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний, которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную старшим подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность. Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит старших подростков к ложным формам самоутверждения — бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость. Часто самооценка оказывается у старшего подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что чем старше ребенок, тем больше сказываются на нем результаты индивидуального опыта. Современные исследования обнаруживают большие различия в психологии детей и старших подростков в зависимости от условий их социализации. Безусловно, эти культурные, социально-экономические, конкретно-исторические, половые и биографические различия накладывают свой отпечаток на содержание и характер протекания подросткового кризиса. Однако это не исключает наличия общих для всех старших подростков психологических особенностей, определяемых возникающими в логике психического развития и специфическими для данного возраста новообразованиями. Самоопределение формируется во второй фазе старшего подросткового возраста, в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решить проблему своего будущего [5]. Правда, подлинное самоопределение часто не завершается к моменту окончания школы. Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «я», открытие своего внутреннего мира. Открывая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим проблемам. Юность особенно важна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам. Разумеется, конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, но какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию». Не менее существенна личностная сторона дела. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, — одна из важнейших ориентировочных потребностей личности. В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность осознается особенно остро. Юношеское отношение к миру имеет большей частью ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы ставятся ими в морально-идеологическую плоскость. Юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Вопрос, стоящий перед юношей, заключается не только (и даже не столько) в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение). Осознание своей главной жизненной цели — сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Кроме того, «даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни, она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Вопрос о смысле жизни, в той мере, в какой он является рефлексией личности на самое себя, есть психологический симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл, такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Характерная черта юношеского возраста — формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникаете результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов. С развитием абстрактного мышления личность вырабатывает осознанные моральные принципы, имеющие общую мировоззренческую основу. Поскольку ценность и значение этих принципов уже не зависят от частных жизненных ситуаций, смены групповой принадлежности и т. п., то и в осуществлении их человек начинает ориентироваться прежде всего на собственную совесть. Таким образом, с одной стороны, происходит обобщение идеалов и норм поведения, которые освобождаются от связи с конкретными ситуациями и лицами, а с другой — общие идеалы и формальные принципы индивидуализируются, складываясь в единый образ своего «морального «я» («Здесь я стою и не могу иначе»), которое становится психологически автономным. Активизация деятельности самосознания побуждает юношу обращать морально-этические вопросы и к себе. Частный случай (спасовал в неожиданной ситуации, струсил, поддался нажиму и т. п.), который подросток постарается поскорее выбросить из головы и забыть, у старшеклассника вызывает сложную рефлексию, чувство вины, угрызения совести. Оценка своих нравственных качеств — один из важнейших аспектов юношеского образа «я». Первым компонентом образующим самосознание подростка, является самопознание. Самопознание - самое начальное звено и основа существования и проявления самосознания. Самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина. Выявление особенностей процесса самопознания должно раскрыть то, как человек получает знание о себе, как развивается это знание, как из отдельных единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. А соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами даст ему возможность определить и свое место в системе общественных отношений. В процессе взаимодействия с внешним миром подросток, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Основной гносеологический принцип, характеризующий познание как отраженный, опосредствованный процесс, остается исходным и для познания человеком самого себя. Если любая вещь, явление могут быть познаны только через соотношение с другими вещами и явлениями, только через процесс выявления их многочисленных взаимосвязей, то и самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его Я с Я других. Для общей характеристики процесса самопознания необходимо учитывать, что самопознание как и всякая другая форма познания не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей — относительного и абсолютного. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Нередко наблюдается расхождение между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, т. е. новое в психическом развитии человека еще не стало содержанием его знания. Недостаточно четко осознавая появившееся новое в себе, человек как бы с опозданием его «открывает» и до этого времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценками, хотя они на самом деле уже не соответствуют содержанию нового психологического образования и объективному его проявлению [26]. Итак, самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т. д. Основным же условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему, совершенствовать знания о себе прежде всего с целью более дифференци-рованного регулирования поведения. С раннего детства человек находится в системе межперсональных отношений, по мере его развития число их увеличивается, усложняются типы взаимоотношений. В каждой системе межперсональных отношений складываются специфические, только ей присущие типы взаимоотношений. В связи с этим, включаясь в ту или иную систему общения, человек реализует соответствующие этой системе стороны своей психики. Общение становится важнейшим условием существования человека, его потребностью. Степень ее необходимости отчетливо выявляется в случаях полной изоляции человека, когда он находит себе вымышленных партнеров и имитирует определенную ситуацию общения. Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают и друг друга. Познание другого начинается с наблюдения за внешними его проявлениями в деятельности, в поведении. Психологические особенности личности, содержание ее внутреннего мира — взгляды, социальные установки, отношения, ценности, эмоциональность, характер и другие — всегда проявляются или прямо, или в разнообразных косвенных формах в тех или иных действиях, поступках, в целостной линии поведения. У каждого складывается свое умение находить различные соотношения между внутренним психологическим содержанием и внешними формами его выражения у воспринимаемого человека. Наблюдая внешнюю сторону поступков, действий другого, человек в определенной степени видит за этими внешними проявлениями их внутренний психологический смысл, находит объяснение различным формам поведения, их скрытым причинам, связанным со спецификой психологического типа личности. Вот как пишет об этом С. Л. Рубинштейн: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т. е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению» [42, 68] Итак, от наблюдения чисто внешних характеристик другого, через обобщение выявленных у него особенностей человек приходит к познанию сущности его Я, которая фиксируется уже в соответствующих понятиях. В дальнейшем «накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию у него процессов различения, развитию большей обобщенности восприятия, когда объектом его оказываются другие люди, и формирует у него способность к интуитивному познанию последних» [41, 198]. Критерием оценок знаний о другом являются моральные установки данной личности, сформировавшиеся под влиянием соответствующих требований общества. Индивидуализация их преломления у каждой личности сказывается и на общем характере этих критериев, на содержании оценки знания о другом. Таким образом, познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него. Идя от познания другого, человек начинает всматриваться в себя, сравнивать себя с ним. Самопознание — сложный, многоуровневый процесс, индивидуализировано развернутый во времени. Очень условно и в самой общей форме его можно разделить на два основных уровня. Па первом уровне самопознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми, т. е. при таком познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими. Основными внутренними приемами такого самопознания являются самовосприятие и самонаблюдение, самоанализ. В итоге наблюдения поведения одного человека или многих в сходных ситуациях вырабатывается представление, а затем и понятие о некотором психологическом качестве, свойстве человека. Далее осуществляется перенос этого качества на себя, в результате чего обнаруживается степень присутствия этого психологического качества, его выраженность, формы проявления, уровень развития и т. д. Сфера переносимых на себя психологических особенностей другого постепенно расширяется — от отдельных качеств, проявляющихся в частных поведенческих актах до более глубинной системы сущностных свойств, характеризующей линию поведения человека в целом. Перенос в случае самопознания имеет тот же способ действия, что и перенос вообще, в частности при решении задач. Метод, примененный при решении определенной задачи, затем применяется к задачам иного тина. Перенос предполагает осознание метода в общем виде, вне связи с той конкретной задачей, к которой он вначале применялся. Точно так же при наблюдении других людей определенная схема поведения начинает пониматься как свойственная не только тем людям, в ходе наблюдения которых она понята, но как имеющая широкую область действия, приложимую к другим людям и к себе. Широкое применение этого процесса переноса предполагает, следовательно, предварительное упрочение общей точки зрения на себя как на существо такого же рода, как и все остальные люди, т. е. представления о себе как существе в основном похожем на всех остальных людей, хотя и отличающемся индивидуальными особенностями. Прочное овладение этой основной точкой зрения на человека — первый и основной признак зрелости личности. Итак, в реальном процессе самопознания обычно переплетаются моменты постепенного накопления данных о себе в результате сравнения, соотнесения себя с другими и моменты резких сдвигов, своего рода «озарений», в результате которых то, что казалось понятным, но не вполне, приобретает свойство несомненности, подлинного понимания. На данном уровне самопознания переплетаются также присутствующие в любом конкретном общении людей (наряду с переносом поведения других на себя) проекции своих качеств на других, устремление внимания на другого и подстановка себя на его место. На первом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы «привязанные» к конкретной ситуации, к конкретному общению. Эти образы богаты непосредственным, чувственным содержанием. На данном уровне формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем Я, но еще нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о своей сущности. Рассматриваемый уровень самопознания выступает в качестве основного и единственного на ранних онтогенетических ступенях развития человека до подросткового возраста, когда в развитии самосознания наступает важнейший сдвиг, связанный с появлением более сложного уровня самопознания. Для второго уровня самопознания специфично то, что соотнесение знаний о себе происходит не в рамках «Я и Другой человек», а в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание, которые, опираются на самовосприятие и самонаблюдение. [1, 72] Такое деление процесса самопознания на два уровня является условным, так же как и выделение ведущих внутренних приемов, специфичных для каждого его уровня. Но, с нашей точки зрения, такая теоретическая градация самопознания на уровни необходима, поскольку она дает возможность увидеть интегральную направленность самопознания, которая выражается как во все более обобщенном характере знаний, получаемых в результате самопознания, их движения от внешних характеристик к формированию понятий о своей сущности, так и в совершенствовании, усложнении приемов самопознания, свертывании более простых его видов. Анализируя свое поведение, человек пытается соотнести его с той мотивацией, которую оно реализует и которая его детерминирует. Выделенные мотивы оцениваются человеком с точки зрения понимания требований общества к нему и собственных требований к себе. В результате соотнесения форм поведения с определенной мотивацией, анализа их и оценки происходит также и осознание себя как субъекта. В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности, ее ценностей. Обобщенный образ своего Я, возникший из отдельных единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. В нем отдельные восприятия сливаются воедино, выделяется нечто устойчивое, обобщенное, неизменное во всех восприятиях. Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе. Сформировавшееся на втором уровне самопознания понятие о себе не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ему присуще постоянное внутреннее движение. Его зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Понятие о себе, о своей истинной сущности и ценности существует у человека не в виде статично-констатирующего феномена; оно в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию его поведения, даже в трудных жизненных условиях. Наивысшей ступени развития самосознание личности достигает тогда, когда формируется не только понятие о себе в настоящем. Сущность человека не может быть раскрыта полностью, исходя только из прошлого и настоящего, она далеко не полностью отражается в наличном опыте индивида. В нем обычно таятся силы, задатки, устремления, вообще потенции, еще не реализованные, требующие проявления, актуализации. Эти устремления, хотя и не проявленные, угадываются иногда смутно, иногда более отчетливо, но, понятые отчетливо, играют роль детерминирующего фактора, заставляющего человека выбирать ту или иную линию поведения на относительно длительный срок. В таком случае человек определяет свои жизненные планы и цели, своего рода «жизненную философию», обусловливающую основную линию его поведения и жизненную стратегию.[3, 92]Это всегда связано с формированием твердой системы убеждений, мировоззрения. Определяется как то, что человек принимает, считает ценным в себе и в других, в отношениях людей друг к другу, так и то, что отвергается, против чего надо бороться. Уровень развития самосознания, при котором человек достигает наиболее зрелого и истинного понимания себя, своей общественной сущности, осознания подлинного собственного достоинства, характеризует высшую ступень формирования его как личности. И здесь особенно отчетливо обнаруживаются индивидуальные различия. У каждого есть более или менее обобщенный образ своего Я, выраженный в соответствующем понятии о себе. Но в силу комплекса индивидуально психологических особенностей личности, развития абстрактно-логического мышления, его аналитических способностей, уровня потребности в самопознании, развития способов его реализации и т. д., а также в силу специфики условий формирования личности по-разному проявляется мера осознавания себя, с разной степенью глубины и яркости обнаруживается понимание себя, своей сущности и общественной ценности. Выделенные два основных уровня самопознания (самопознание в системе «Я и другой человек» и «Я и Я», т. е. в системе соотнесения себя с другими и в системе соотнесения себя с самим собой), а также основные приемы самопознания (самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание) рассмотрены в контексте наиболее существенного источника самопознания — непосредственного взаимодействия людей в процессе общения, в котором формируется, развивается и проявляется система отношений «субъект —субъект». Основная трудность самопознания состоит в том, что в нем субъект познания является одновременно и объектом познания. Если в обычном познании субъект и объект расчленены и от дифференцированы, то в самопознании они слиты. Человек в качестве субъекта познания должен как бы «вынести» себя во вне для себя же, посмотреть на себя глазами других, как на нечто самостоятельное по отношению к себе. И здесь оказывается, что полностью придать объективированный вид этому, отчужденному от себя субъекту — в лице нас самих почти невозможно. При познании объективного мира, его явлений человек стремится к получению возможно более точной и полной информации об объекте, активно воспринять малейшие изменения в нем и далее отразить эти изменения в своих понятиях с тем, чтобы согласовывать свои действия с новым познанным содержанием. [32, 49] Однако уже в процесс познания реального мира человек вносит нечто свое, субъективное. Он обращается прежде всего к тем воздействиям, которые ввиду их тесного отношения к его собственным потребностям, интересам, склонностям оказывают на него сильное влияние. Один и тот же реальный мир «поворачивается» для отдельного человека как бы особой своей стороной в соответствии с уникальной жизнедеятельностью каждого индивида. Из одного и того же явления и объекта «вычерпываются» разные содержания; их сущность, оставаясь одной и той же в многочисленных индивидуальных восприятиях, приобретает для каждого человека свой особый смысл, и пути постижения этой сущности глубоко индивидуализированы. При самопознании, когда трудно отдифференцировать объект от субъекта, выступающих в одном лице, эта особенность познания усиливается, естественно возрастает и субъективизм в познании самого себя. Прежде всего весь процесс самопознания у каждой личности зависит как от общих ее индивидуальных особенностей, так и от индивидуализированности самого процесса самопознания, в частности от степени обращенности личности к своему внутреннему миру, от степени развития потребности личности в рефлексии и самопознании, от которой во многом зависит глубина, интенсивность, «развернутость» познания самого себя. Далее, процессу самопознания свойственна некоторая инерционность. У каждого складывается обобщенное мнение о самом себе, иногда оно в целом или в отдельных своих сторонах не соответствует действительным сущностным особенностям данного человека. Крайности этого несоответствия могут быть выражены либо в преувеличении, либо в преуменьшении своих сущностных особенностей. В качестве второго компонента, образующего самосознание, наряду с самопознанием выделяется специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, т.е. самые разнообразные ее самоотношеиия. Самосознание не может функционировать только как самопознание или только как переживание. Любой акт самосознания неизбежно представляет собой единство момента самопознания, в какой бы форме оно ни выступало и на каком бы уровне ни осуществлялось, и определенной системы переживаний, непосредственно включенных в этот процесс. Переживания, связанные с отношением к собственной личности, к отдельным ее особенностям, ко всем проявлениям в поведении и деятельности, могут протекать в форме непосредственной эмоциональной реакции или как переживания в «инактуальной форме» (П. М. Якобсон), когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция. Иногда эта «инактуальная форма» переживания существует на уровне интуитивного чувства, недостаточно четко осознаваемого, с глобальной оценкой «да» или «нет», «за» или «против», что также неизбежно имеет под собой почву пережитого эмоционального опыта. [56, 35] Отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, является в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности. Люди с пониженным самоуважением отличаются чрезвычайной ранимостью, чувствительно реагируют на все, что касается их личности. Боязнь отрицательного мнения и большая ранимость вызывает стремление ограничить социальные контакты и быть в психологической изоляции; потребность в общении, в контактах с людьми они пытаются реализовать в вымышленном мире фантазии, в неосуществимых мечтаниях. Сознательное и неосознанное взаимосвязаны в каждом переживании множеством переходов, взаимопроникают друг в друга. Это не обособленные и не самостоятельные стороны нашего сознания и самосознания, а две противоположности одного и того же явления. Каждый акт самосознания — это взаимодействие самопознания и самоотношения. С одной стороны, отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях, с другой — самоотношение в той форме, в которой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок. Взаимодействие самопознания и самоотношения в едином целостном акте самосознания определяет и единство факторов, условий развития как для самопознания, так и для самоотношения, а следовательно, и для самосознания в целом. Практическая деятельность на стадии относительно сложившегося самосознания у взрослой личности продолжает быть одним из основных источников его дальнейшего формирования. Значение практической деятельности в формировании самосознания состоит в том, что она прежде всего открывает все новые и новые аспекты самопознания, в которых фиксируются эти постоянные изменения в личности, выявляет еще не раскрытые внутренние потенции, реализует не актуализированные интеллектуальные, эмоциональные, характерологические и т. д. возможности, возникшие в результате накопления жизненного опыта. Кроме того, практическая деятельность в различных видах выступает критерием правильности сложившихся о себе представлений, понятий, а также и эмоционально-ценностного отношения к себе, которое формируется и развивается наряду с совершенствованием самопознания. При осуществлении различных видов деятельности люди объединены определенной формой взаимодействия в коллективе. Наблюдая поведение других, человек вырабатывает свои собственные нравственные ценности, проверяет уже сложившиеся и на основе соотнесения себя с другими по самым разнообразным ценностным параметрам, уточняет, корректирует, «отрабатывает» свое собственное отношение к себе. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных. Во-первых, собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности. Завершающим звеном целостного процесса самосознания является саморегулирование личностью сложных психических актов, входящих в состав деятельности и поведения. Вопрос о саморегулировании поведения является хотя и существенным, но частным в более широкой проблеме регуляции поведения. Под саморегулированием поведения мы будем иметь в виду такую форму регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта включенность актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта — начиная от его мотивирующих компонентов и кончая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения. Последняя субъективно связана с переживаниями удовлетворения или, напротив, неудовлетворения. Рассмотрение проблемы саморегулирования мы ограничим вопросом о саморегулировании поведения, поскольку именно в данной его форме наиболее отчетливо обнаруживается роль самосознания личности. Деятельность, поведение, общение выступают в качестве основы становления как содержательной стороны самосознания (системы знаний о себе различных форм самоотношения), так и функциональных его возможностей, способов осуществления. Становясь глубоко внутренним, личностным образованием, эти моменты самосознания в регулировании поведения, деятельности вместе с тем имеют свою объективацию, своеобразный «выход», через который личность самореализуется. Способность саморегулирования поведения у взрослой, относительно зрелой личности — результат длительного процесса развития. Прежде чем выступить в развитой, дифференцированной форме, оно проходит ряд стадий своего становления. Особенности каждого генетического уровня саморегулирования зависят от уровня развития самосознания в целом. Возникая и формируясь в собственной практической деятельности личности, ее общении с другими, знание о себе и эмоционально-ценностное отношение уже с самого начала целесообразны, они не являются для себя и в себе существующими образованиями, а в том виде, в котором они постепенно складываются, включаются в регуляцию поведения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3156; Нарушение авторского права страницы