Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эдипов комплекс и комплекс Электры



Мы не намерены объяснять или оспаривать здесь уже известные основные положения, касающиеся сути Эдипова комплекса, или аналогичного состояния у женщин — комплекса Электры. Рассмотрим в самом общем плане классические причины развития этих комплексов, в основе которых лежит «влюблённость в родителя противоположного пола».

Начальные стадии развития Эдипова комплекса наблюдаются, когда ребёнок не желает ни с кем делить свою мать, а отец, который предстает в роли соперника, видится ему помехой. Ребёнок ревнует к отцу и подсознательно желает, чтобы тот оставил его мать и чтобы она принадлежала только ему. Он бы хотел, чтобы отец ушёл, исчез или просто перестал существовать. Для каждого из этих комплексов ситуация может быть описана вкратце следующим образом:

Сын:

Он любит свою мать и желает, чтобы она принадлежала только ему. Это будит у него ревность к отцу, и он хочет избавиться от него. В то же время он чувствует угрызения совести из-за своих чувств к отцу.

Дочь:

Она бы хотела, чтобы отец принадлежал ей одной и ревнует его к матери. Дочь желает избавиться от матери, но испытывает угрызения и чувство вины из-за своих желаний.

Эти комплексы не исчезают и в более зрелом возрасте, поскольку они фиксированы в подсознании индивида, где не существует ни прошлого, ни будущего, а лишь настоящее.

Их последствия исключительно болезненны и могут погубить человека. Они могут превратить мужчину в женственного типа, а женщину сделать мужеподобной и порождают такие качества и черты характера, как стеснительность, идемпотентность, внутренняя агрессивность, чувство неполноценности и вины, становятся причиной сексуальных извращений и лишают человека способности бороться, за что бы то ни было в жизни.

Это лишь краткое пояснение, подробности приводятся в специализированной литературе. Оно, однако, даёт представление о том, какое серьёзное воздействие оказывают эти комплексы на брак. Особое значение имеет Эдипов комплекс, поскольку лишь немногие не страдают им. Его последствия часто проявляются в скрытой, замаскированной форме, что затрудняет поиски истинных причин. Когда между отцом и сыном нарушена т. наз. «естественная эмоциональная связь», возникает подозрение, что причиной этого являются такие «Эдиповы отклонения». Не следует считать, например, будто влюблённый в собственную мать ребёнок обязательно будет демонстрировать свою сильную любовь. Наоборот — у него может развиться чувство глубокой неприязни к матери, как защитная реакция против возможной

опасности кровосмешения.

Люди зачастую стремятся найти в брачном партнёре замену матери или отцу. Если воспользоваться терминологией Трансакционного анализа, то «в своём детском эго индивид ищет материнское эго женщины или отцовское эго мужчины». Мужчина желает, чтобы женщина играла роль, напоминающую роль его матери: чтобы она «усыновила» его, защищала, заботилась о нём и «эмоционально вскармливала» его. Женщина же подсознательно ищет у мужчины защиты, равноценной той, что она получала от отца. Нельзя сказать, что это всегда плохо, однако на практике подобные подсознательные желания часто являются серьёзной помехой в отношениях партнёров.

Существует три весьма серьёзных проблемы, которые делают невозможными здоровые взаимоотношения между партнёрами:

1. Желание навсегда сохранить ситуации собственного детства

Эдипов комплекс, или состоянии влюблённости в собственную мать порождает психологическую потребность продлить союз с ней или полностью слиться с её личностью. В этом случае у индивида развивается внутренняя зависимость, помогающая ему чувствовать себя спокойным, защищённым и уверенным в себе. «Влюблённость в мать» не связана с любовью в полном смысле слова, она означает, скорее, зависимость от матери, поскольку первоначально они составляли единое целое, что человек едва ли когда-нибудь может забыть. В данном случае «влюблённый в свою мать» означает «испытывающий потребность в своей матери», поскольку первоначально именно она удовлетворяла все потребности ребёнка. По сути своей такая связь имеет чисто эгоистические мотивы. Многие дети в процессе развития обретают полную психологическую независимость от матери. Однако, к сожалению, немало и таких, кто не может или не желает этого. Они продолжают жить, до последнего часа поддерживая связь с «материнской утробой». Это люди, которые и в зрелом возрасте поддерживают связь с матерью на том уровне, на котором она существовала в их детстве. Такие люди интернализируют образ собственной матери и превращают его в своего рода «психологическое убежище». Когда такой мужчина встретит женщину, с которой у него возможно возникнут близкие отношения, то образ матери экстернализируется и проецируется на эту женщину, таким образом мужчина получает нечто вроде воплощенной во плоти и крови матери- любовницы. В подсознании индивида понятия «мать» и «супруга» смешиваются, и существует реальная опасность, что у него сложатся такие отношения с партнёром, какие некогда существовали с его матерью, т. е. он будет воспринимать жену как кормилицу и идеальную прислугу. Он будет стремиться использовать жену, чтобы удовлетворить свои потребности и никогда не сможет по-настоящему полюбить её.

Проблема станет ещё более серьёзной, если мать такого человека в детстве избаловала его. Это усугубляет его нарциссические наклонности, так как она заставила его поверить, что он — идеальное существо. Нарциссизм часто порождает фантазии о собственном всемогуществе, и эти компоненты образуют истинно адскую смесь — верную гарантию несчастливого брака. «Избалованный» муж будет настаивать, чтобы его капризы исполнялись незамедлительно и беспрекословно, так же, как это было в детстве. В противном случае он будет сердиться, обижаться, мучить своего партнёра и, в конце концов, уйдёт от него. Подобное поведение наблюдается и у женщин, влюблённых в собственного отца.

Из-за непомерных требований человека, страдающего этим недугом, и его неспособности отдавать себя партнёру в подобных случаях счастье в браке становится практически недостижимым.

2. Чувство вины

Эдипов комплекс всегда порождает сильное чувство вины, поскольку индивид подсознательно верит, что вступил в кровосмесительные отношения с матерью. Его супер-эго — совесть — стремится подавить эротические желания, объектом которых является мать. Для него такие тенденции морально неприемлемы. Это создает огромное внутреннее напряжение, так как всё, что подавляется, циклически появляется снова и должно подавляться постоянно, что становится причиной психической скованности и значительной затраты энергии. Вполне вероятно, что такой человек попытается переложить вину на своего партнёра и, таким образом, придёт к выводу, что тот недостоин его любви, — ситуация, которая логически имеет лишь субъективное значение. Скорее всего, в результате в эмоциональных отношениях индивида будут чередоваться периоды эйфории и депрессии. Вполне возможно также, что он подсознательно стремится причинить себе боль и страдание, чтобы искупить собственную вину.

3. Неуравновешенная связь

Когда один из супругов страдает Эдиповым комплексом, это нарушает баланс в отношениях пары. В такой связи отношения не могут быть равноправными, поскольку один из партнёров будет играть роль ребенка, а другой — отца или матери.

Согласно положениям герметической философии, нормальная связь между партнёрами возможна только при условии, что существует равновесие между ролями отца и матери. На практике это означает, что мужчина может рассматривать женщину как мать единственно, если он сам может вести себя как отец. Женщина же, в свою очередь, может относиться к своему партнёру как к отцу, если она сама способна вести себя как мать. В этом случае связь не будет эгоистической, а будет иллюстрировать известное выражение, которое гласит, что женщина должна быть другом, дочерью, супругой, любовницей, помощницей и матерью, а мужчина — супругом, сыном, любовником, товарищем и отцом. Отцовский аспект должен рассматриваться как какое-то количество мужской энергии, а материнский — как женская энергия, действующая внутри пары. Существуют пары, где общее количество женской энергии превышает 80%, а есть и такие, где активная мужская энергия достигает 70—90%. Равное количество — 50% мужской и 50% женской энергии — является залогом счастья в любовных отношениях пары. Чтобы достичь такого гармоничного соотношения, и мужчины, и женщины должны превозмочь свой эгоизм, это позволит им избежать болезненного желания «поглотить» партнёра, неизменно ведущего к разочарованию и неуспеху. Человек, стремящийся «поглотить» другого или доминировать над ним, обычно не даёт себе в этом отчета, но независимо от того, осознаёт он своё поведение или нет, результат всегда будет одинаков, если только партнёр не проявляет склонности к мазохистскому поведению и не позволяет пассивно, чтобы над ним доминировали.

Следует понять, что Эдипов комплекс чрезвычайно отрицательно влияет на отношения между мужчиной и женщиной. Разумеется, одного понимания недостаточно, чтобы преодолеть все препятствия. Если скрытые негативные факторы будут осознаны и поняты, пара сможет увидеть, какие слабости существуют в отношениях, что мешает истинному общению, и это может помочь партнёрам достичь настоящей любви. Естественно, не следует слишком расстраиваться по поводу собственных «Эдиповых наклонностей». Необходимо осознать это явление и постараться изменить своё поведение. Это станет возможно, если человек поймёт, что существуют и более подходящие и приятные способы справиться с различными житейскими ситуациями.

Зависимость от матери ставит человека в подчинённое положение, мешая достичь успеха в любви и в жизни — именно это происходит, когда он страдает Эдиповым комплексом. Если человек вполне осознает и поймёт, что упускает блестящие возможности, которые предлагает ему сама жизнь, ему будет нетрудно изменить своё отношение. По крайней мере, это будет не труднее, чем для юноши, который оставляет родной дом в поисках независимости.

Важно знать, что Эдипов комплекс представляет собой условную психологическую реакцию, которую можно изменить или ликвидировать в той же степени, в какой можно уничтожить автоматический или механический рефлекс, однако это возможно лишь при условии, что человек достаточно хорошо понимает механизм данного явления. Он должен научиться, как можно более точно описывать свои переживания, «движения души» и толковать их самым беспристрастным образом. Необходимо изучить причины, лежащие в основе Эдипова комплекса и понять механизм его действия, чтобы выработать правильные критерии его оценки. Не следует забывать, что любовь не приходит вдруг, достичь её могут только те, кто борется за неё и старается овладеть техникой любви. Истинное счастье не вырастает как полевой цветок, оно приходит к тем, кто проявил достаточно высокий дух и самодисциплину.

Комплекс Дианы

Комплекс Дианы означает чрезмерное развитие мужских качеств у женщины, что делает почти невозможными нормальные отношения с мужчиной. Лишь очень женственный и слабовольный мужчина, готовый терпеть её постоянную тиранию, мог бы стать партнёром Дианы. Мужественные мужчины, как правило, не желают иметь ничего общего с мужеподобными женщинами. Такие женщины подвергаются тяжким испытаниям, поскольку они превращаются в некое аморфное существо неопределенного пола — ни мужчина, ни женщина. Это затрагивает, прежде всего, психику женщины, физически она может выглядеть вполне нормально. И в этом случае причины отклонений следует искать в раннем детстве, и объясняются они следующим:

1. Реверсированный комплекс кастрации

При нормальном сексуальном развитии в определённый момент мальчик осознает значение пениса как символа своей мужественности. После этого у него обычно возникает страх, что он может лишиться его. Подобное явление известно как страх кастрации и проявляется иногда в форме шуток или угроз со стороны родителей и прочих людей.

Для девочки также наступает момент, когда она осознает особенности своей анатомии. Так как она явно отличается от мальчиков, девочка начинает думать, что «её пенис не вырос» или был кастрирован. В подобной ситуации, как и в других конфликтных ситуациях, возникающих в процессе развития личности, индивид или приспосабливается к ним или не может приспособиться. В последнем случае девочка начинает презрительно относиться к женскому полу и приходит к заключению о его неполноценности. В то же время она испытывает зависть к мужчинам и считает, что они выше её в своем развитии. Это часто вызывает у неё желание компенсировать собственную воображаемую неполноценность, превратившись каким-то образом в мужчину. Поскольку физически такая девочка не может измениться, она переживает психологическую трансформацию и начинает вести себя по-мужски, т. е. старается быть личностью авторитарной, агрессивной, ненасытной и неудовлетворённой. Зачастую этот комплекс может служить объяснением поведения некоторых женщин, которые, имея всё, остаются вечно недовольными и неудовлетворёнными

— подсознательно они желают невозможного, а именно — иметь пенис.

2. Женственный отец, страдающий Эдиповым комплексом

Эдипов комплекс может стать причиной того, что мужчина утрачивает свои мужские качества и становится слишком женственным. Такой отец в значительной степени может помешать, своей дочери определить собственную половую принадлежность. Женственный отец убеждён, что ненавидит женщин, но, в сущности, он боится их, поскольку недостаток мужественности заставляет его ощущать собственную неполноценность. Несознательно он передает это выдуманное отвращение своей дочери и делает всё возможное, чтобы помешать, ей стать настоящей женщиной. Он стремится привить ей мужские качества, поощряя развитие мужских черт характера и участие в «мужских» видах деятельности, где она может состязаться с представителями «сильного пола». В результате девочка явно становится мужеподобной, к тому же у неё развивается невроз на почве конфликта между этими двумя тенденциями — глубоким инстинктивным стремлением быть женственной и отвращением к женственности, порождённым обстановкой в семье.

3. Отец-деспот, унижающий свою дочь

Существует несколько психологических проблем, которые заставляют отца наказывать и унижать собственную дочь, воспитывая у неё мужские черты характера и отвращая её от стремления быть женственной. Дочь, которую постоянно унижают, начинает ненавидеть своего отца, и это чувство впоследствии распространяется на всех мужчин. Происходит это следующим образом:

а) она отказывается подчиниться мужчине или отдаться ему, так как презирает его. Она отвергает свою женственность и приобретает мужские черты, агрессивно конкурируя с противоположным полом. Чаще всего такая женщина фригидна. Если она выйдет замуж и у неё родится сын, она сделает всё возможное, чтобы воспитать его как девочку.

б) она не отказывается от своей женственности, но не желает подчиниться мужчине и проявляет склонность к лесбиянству.

Разумеется, что женщина, страдающая комплексом Дианы не может создать нормальные отношения с мужчиной — в лучшем случае она может надеяться на своего рода симбиоз с неким женственным типом. Таким образом, она может компенсировать собственную сексуальную недостаточность. Связь подобного типа, несомненно, представляет сатанинское начало в любви.

Женщина, страдающая от подобных проблем, не должна занимать пораженческую позицию — даже если её родители во многом виновны за её беды, она в состоянии сама изменить ситуацию. Сам факт, что виновные за её двойственное положение известны, не предлагает решения проблемы. Если она не возьмёт на себя ответственность за собственную судьбу, она, скорее всего, превратится в пассивную, потакающую собственным капризам личность. В подобном случае, равно как и при других невротических конфликтах, существует лишь одна альтернатива: притвориться, будто проблемы не существует или постараться найти решение. Бегство от реальных проблем нельзя считать нормальным поведением, даже если такая позиция приносит временное облегчение. В сущности, это влечёт за собой дезинтеграцию личности и представляет собой форму психологического самоубийства. «Диане» ничего не стоит превратиться в разочарованную, озлобленную, агрессивную особу, у которой нет никакой надежды на избавление от собственных бед. Сдаться без боя — означает пойти по пути наименьшего сопротивления, а этот путь выбирают те, кто не имеет чувства собственного достоинства. Здоровый, конструктивный подход состоит в осознании проблемы, в её скрупулёзном исследовании, основанном на терпеливом и внимательном самонаблюдении. Человек не может непосредственно наблюдать и анализировать собственный внутренний мир, это, возможно, осуществить лишь опосредованно, анализируя свои поступки, эмоциональное состояние и высказывания, возможные причины которых впоследствии могут быть соотнесены с душевным состоянием индивида.

Коль скоро человек узнает, что является причиной его неуспеха в любви, ему следует должным образом подготовить себя к этому чувству, вместо того чтобы перекладывать вину на партнёра, обвиняя того в негативном поведении или нежелании понять его. Разумеется, все гораздо проще, если кто-то другой оказывается в центре внимания. Самолюбие и тщеславие — главные враги истины, эти чувства лишают нас способности быть самокритичными и внимательными к самим себе. Чаще всего в отношениях между супругами случается так, что какая-то важная проблема мешает одному из них создать полноценный союз. Если типичные для сатанинской любви проблемы или тип поведения, образно говоря, «вытащить на белый свет», то пара уже не будет действовать вслепую. Чтобы оба партнера были счастливы, они вместе должны отказаться от попыток «перевоспитать» другого. Иногда только у одного из партнёров наблюдаются серьёзные отклонения, однако множество людей имеют мелкие, незначительные проблемы, которые усугубляются при контактах с другими, чья «душа больна». Если причиной конфликта является только один из партнёров, это становится ясно, как только они расходятся и вступают в новые отношения с другим партнёром. Тот, у кого и прежде были проблемы, снова потерпит крах, другой же сумеет создать счастливый союз.

Каждый, кто поймёт главную мысль, а именно — что любовь есть наука, выходящая за рамки расхожих представлений, не пожелает ограничиться «удовлетворительными» отношениями, а будет стремиться к идеалу, т. е. к союзу, который позволяет достичь высшей формы любви.

Симбиоз

Симбиотическая форма любви представляет собой такой союз, в котором партнёры образуют единое целое, при этом их воздействие друг на друга негативно и разрушительно. В паре подобного типа партнёры стремятся извлечь из отношений взаимную выгоду, обеспечить себе жизненно важные элементы, подобно организмам, выживание которых зависит от их сожительства.

В симбиотическом союзе нет места истинной любви. Тщётно пытаясь достичь её, партнёры утрачивают свободу, чувство собственного достоинства, лишаются индивидуальности и чести. В основе симбиотических отношений в любви лежат отношения между матерью и плодом. Существует некая подсознательная модель, крепящая подобный союз, потребность, которую партнёры испытывают друг в друге. Эта потребность не исчезает и в зрелом возрасте, возбуждая симбиотические аппетиты партнёров. Если индивид в любви придерживается подобной модели, это может быть истолковано как его потребность в матери и стремление к тому идеальному состоянию, когда все его нужды удовлетворялись незамедлительно.

С точки зрения психики, форма симбиотического союза меняется — физический союз тел трансформируется в психологическое единство. Подобное состояние исключает возможность истинной любви, поскольку таковая возможна только между существами независимыми, сохранившими собственную свободу и индивидуальность. Для любви необходимы два полюса, единство не может служить ей основой, такой основой может быть только дуализм. Истинная любовь представляет свободный поток энергии между полюсами, а не их единство. Симбиоз и любовь не имеют между собой ничего общего.

Существует множество форм симбиоза, но все они без исключения разрушают истинную любовь или мешают её развитию. Большинство симбиотических союзов напоминают сказочный, романтический фильм, ибо отношения между партнёрами развиваются как красочный спектакль. Влюблённые всецело поглощены друг другом, они живут лишь своей любовью, каждый из них видит мир глазами другого, думает и чувствует, как он. На первый взгляд может показаться, что они сумели найти идеальную форму любви, однако, в сущности, они отчаянно цепляются друг за друга, стараясь найти средство выжить. Каждый из них поглощает жизненные соки партнёра, стараясь нейтрализовать собственное состояние неудовлетворённости, мучительно пытаясь собрать воедино останки своего хилого эго. Подобная ситуация ни в чём не напоминает любви — скорее, речь здесь идёт об отчаянии и духовном каннибализме.

В принципе существует три типа симбиоза: активный, пассивный и компенсаторный. Активный симбиоз соответствует потребности доминировать над партнёром и является проявлением садизма. Садист стремится избавиться от одиночества и «увеличить в объёме» своё Я, превратив другого человека в часть самого себя.

Пассивный симбиоз проявляется, как потребность полностью подчиниться другому человеку и слиться с его личностью, стремясь найти верного наставника и заступника и обеспечить себе надёжную защиту. В основе пассивного симбиоза лежит склонность к мазохизму. Он выдает и леность, поскольку позволяет индивиду пассивно избегать принятия решений, риска, ответственности и отворачиваться от каких бы то ни было проблем.

Чтобы яснее понять, как далеко могут зайти отношения симбиотического типа, следует рассмотреть в качестве примера отношения между рабом и господином. Явно, что раб утрачивает свою свободу, однако более углублённый анализ показывает, что господин не менее зависим от него. Роль господина можно определить как садистскую, а роль раба — как мазохистскую. Неважно, что руководит человеком — желание властвовать или слепо подчиняться — в обоих случаях результатом будет «позорное рабство».

Компенсаторный симбиоз представляет собой союз двух личностей абсолютно противоположных по характеру, которые взаимно компенсируют и уравновешивают качества друг друга. Примером таких отношений может служить союз между

/*' и и и и и

робким мужчиной и смелой женщиной, небрежной женщиной и педантичным, дисциплинированным мужчиной или сочетание у партнёров таких качеств, как гордость и скромность, медлительность и активность, невежество и образованность, серьёзность и беззаботность. Бывают случаи, когда такой союз исключительно благоприятен для одной из сторон и пагубен для другой. Иногда пара увеличивает свои возможности действовать совместно за счёт личной свободы каждого из партнёров. Компенсаторный симбиоз исключает союз между партнёрами, которые добровольно принесли на алтарь собственных отношений свои духовные богатства, скорее, его можно сравнить с отношениями слепца и глухонемого, которых связывает их недуг, а не способности.

Итак, мы подошли к вопросу о сущности любви и понимания извечного противоречия между любовью и симбиозом. Любить — неизменно означает давать, а это возможно лишь там, где есть место известному внутреннему развитию. Любить, кроме того, означает дарить другому жизнь во всей её полноте. Симбиоз в любви

— это отчаянная попытка заполнить внутренний вакуум, хватаясь как за спасительную соломинку за психические и эмоциональные качества другого человека, жадно впитывая его жизненные соки, которых тебе самому недостаёт. Для симбиоза характерны такие чувства, как отчаяние, зависть, мелочная придирчивость и, в конце концов, глубокая обида и ненависть. Любовь — это воплощенное богатство жизни, щедро принесённая в дар огромная созидательная сила, а симбиоз лишь жалкая драма, которую разыгрывают два существа, два больных, неполноценных это, не знающих, что есть щедрость, благородство и духовное богатство. Любить — означает дарить себя людям.

Только найдя точное определение всему, что не есть любовь, мы сможем действительно понять, что такое любовь истинная.

Призрак фантазий

Грезить наяву — привычка настолько распространенная и, казалось бы, безобидная, что никому и в голову не приходит анализировать, что именно происходит, когда человек находится в подобном состоянии, хотя люди большую часть времени предаются мечтам и строят воздушные замки. Фантазируя, человек постоянно исследует своё физическое и психическое состояние, давая волю собственным страхам, подспудным желаниям и тайным огорчениям. Для большинства это лишь способ отвернуться от реальных проблем и заменить их фантазиями. Как правило, фантазии грандиозны, в них всё возможно и нет ничего невероятного, как нет предела и их сложности. В мире фантазий может случиться всё что угодно. Для фантазёра нет препятствия, которое он в мечтах не мог бы преодолеть, нет пропасти, через которую не мог бы перешагнуть, К тому же существует и явное преимущество — это не требует никаких усилий или риска, неважно, о каких невероятных приключениях он мечтает.

В корне фантазирования, однако, лежит не только развлечение для ума. Они гораздо глубже и относятся к тому времени, когда ребёнок начинает ясно сознавать разницу между тем, что он делает, и тем, что должен делать, чтобы исполнить требования родителей и учителей. Он замечает значительное несходство между тем, что он есть, и тем, каким хотело бы его видеть общество. Сознавая собственные недостатки, ребёнок ощущает потребность создать внутреннюю модель идеальных требований, некоторые из которых основаны на требованиях родителей, учителей и прочих. Многие из них порождены чувством зависти или восхищения другими людьми. Некоторым из них ребёнок стремиться подражать, желая достичь такой же славы, почестей или завоевать престиж.

Целая плеяда знаменитостей предлагает на продажу самые разнообразные иллюзии — здесь и прославленные спортсмены, и звёзды кино, и исторические личности, а также герои телевизионных сериалов, юные идолы поп-музыки, мудрецы, известные миллионеры, президенты, государственные деятели, путешественники и философы. Выдающиеся личности, чьи реальные или воображаемые качества будят восхищение, становятся для ребёнка примером для подражания, он использует их как материал для своих причудливых фантазий о мире, людях и себе самом, которые впоследствии будут иметь трансцендентальное значение в его жизни. Такое увлекательное занятие, которому он будет предаваться до конца своих дней, во многом предопределяет события, происходящие в его жизни. Оно является той моделью, которая формирует поведение индивида независимо от его желания.

Фантазирование — творческий процесс, в ходе которого формируется «идеальный» человек. «Идеальное» представляет собой комбинацию множества моделей, нечто вроде Франкенштейна, чудовища, которое способно уничтожить своего создателя, подобно тому, как это происходит в классическом романе. «Призрак фантазий» и есть такое существо, порождённое грёзами и выдумками человека. Фантазёр — это его родитель, который будет питать своё чадо до последнего вздоха. Хотя призрак создаётся ещё в детстве, присущие ему ценности, не меняя своей сущности, будут оказывать влияние на индивида и в зрелом возрасте. Первоначальный идеал лишь добавляет новые модели к уже существующим, однако исходные элементы остаются наиболее важными. Взрослые зачастую вновь открывают детские фантазии в своих снах. «Призрак» тождественен «идеализированному образу» традиционной психологии, однако между этими понятиями существует значительное различие. В психологии идеализированный образ есть внутреннее явление, существующее единственно в мыслях индивида. Для философа-герметика призрак фантазий — нечто реальное в мире энергий, так как представляет собой энергетическое творение, порождённое мыслью. В мире энергий придётся признать его реальность, поскольку в этой среде он уже будет не фантасмагорией, а вполне материальным существом. В психологии идеализированный образ — чисто субъективное понятие. Для герметика же призрак фантазий имеет и внутреннюю и внешнюю жизнь, одновременно субъективную и конкретную.

Разумеется, эго юного человека довольно слабое, поэтому ребёнок не в состоянии сопротивляться огромному влиянию предлагаемых обществом эталонов, которые будят его восхищение. Даже взрослые часто не находят в себе сил противостоять этому соблазну и слепо им подражают.

Призрак фантазий несёт в себе всё, чего хотел бы достичь в жизни человек. Индивид выбирает себе образцы для подражания из тех, что предлагает ему «рынок иллюзий». Из этого материала он создаёт собственный «призрак», составленный из черт будящих его восхищение героев, который превращается — по крайней мере, в иллюзорной форме — в нечто подобное супер-герою из научно-фантастического романа, не существующего в реальной действительности. Сам процесс фантазирования, когда человек воображает себя суперменом, не является сознательным или преднамеренным, а вытекает из неосознанного и принудительного характера подобного состояния. В сущности, предаваясь мечтам, человек пытается убежать от суровой действительности и избавиться от состояния фрустрации. Если смотреть под таким углом зрения, проблема фантазий не выглядит слишком серьёзной, скорее всего фантазии делают нашу жизнь выносимой и более приятной. Как бы то ни было, тысячелетняя мудрость герметического учения заставляет нас рассматривать призрак фантазий как деструктивную силу. Она действует не явно, а подспудно, подобно невидимому врагу, который забавляется, играя на слабых струнках человека, насмехается над людскими амбициями, скрытыми страхами и эмоциями и сокровенными мечтами.

Какие тёмные и загадочные космические силы позволяют такому коварному и хитрому недругу обитать наш внутренний мир и тайком прокрадываться в наше сознание, поражая все его уровни. Фантом существует за счёт индивида, высасывая его жизненную энергию, прикрываясь тем, что предлагает ему многочисленные иллюзорные возможности, одна другой привлекательней. Призрак фантазий — не просто метафора. Его сатанинское начало проявляется именно в его функции — он поощряет иллюзии.

Самое ужасное в этой игре начинается в тот момент, когда человек утрачивает свою подлинную личность и начинает верить, что он и есть тот самый идеализированный образ, призрак собственных фантазий. В этот момент фантазёр субъективно превращается в плод своих фантазий и попадает в порочный круг, где чередуются состояния эйфории и депрессии. Его вымышленная жизнь, в которой ему отводится роль супермена, вызывает эйфорию, но беспощадная действительность, заставляющая его сознавать, в какой ничтожной степени его поведение отвечает воображаемым высоким требованиям, становится причиной глубокой депрессии. Сознание этого будит у него тревогу и чувство вины, поскольку собственная неполноценность становится для него еще более ясной, чем прежде, а неуспех усугубляет вину.

Было бы логично предположить, что, однажды испытав разочарование в самом себе, индивид осознает, как мало у него общего с вымышленным героем его фантазий и перестанет отождествлять себя с суперменом. В действительности, однако, происходит иначе, и вместо того чтобы изменить своё поведение человек с ещё большим рвением стремится идентифицировать себя с призраком фантазий. Это позволяет ему хотя бы временно избежать разочарований и избавиться от чувства неполноценности. Так круг замыкается, и жертва попадает в капкан собственных слабостей.

Самое страшное в этом случае это то, что создаются цели, которых никто не в состоянии достичь. Подобный процесс неизбежно вынуждает человека всю жизнь преследовать иллюзии. Призрак фантазий становится его неизменным спутником и с непреодолимой силой заставляет его стремиться удовлетворить непомерные требования, которые по плечу лишь вымышленным героям, порождённым его фантазией. Попавшись в эту ловушку, он интернализирует одновременно множество образов, это могут быть Наполеон, Юлий Цезарь, Соломон, Казанова, Супермен или Джеймс Бонд, и все они требуют от него таких же великих свершений. Подобная потребность стремиться к совершенству причиняет ему огромные страдания. Чем более возвышенно его представление об этом идеализированном образе, тем сильнее тирания внутренних требований и тем меньше возможности осуществить их. Люди склонны копировать цели, взяв за пример жизненный путь выдающихся личностей или воображаемые образы, рождённые воображением поэтов, писателей или рекламных агентов.

Какое отношение имеет всё это к любви? Ответ на этот вопрос даёт психоаналитик Теодор Райк, один из немногих ученых, кто посвятил конкретные работы теме любви. Райк считает, что в корне этого чувства всегда лежит внутреннее недовольство собственной персоной, недовольство, которое возникает, когда человек осознает различие между тем, что он есть на самом деле, и тем, что о себе думает, и понимает неспособность исполнить предъявляемые к самому себе требования. Осознав это, человек стремится к любви, видя в ней последнюю надежду, нечто, что поможет ему как по волшебству исполнить все свои сокровенные желания. Формулировка, которую дает Райк, блестяща и проницательна: «Любовь есть пермутация идеализированных образов». В данном случае он имеет в виду, что влюбленный переносит сущность призрака собственных фантазий на предмет своей любви и наоборот и таким образом превращает фантазм в существо из плоти и крови. Теперь уже индивид, однажды попавший в рабство к фантому, становится пленником «реального существа». По словам Райка, «...мы приходим к сравнению между идеалом и избранником, образ был фантомом, в то время как предмет любви — реальный, живой человек. Тем не менее, предмет любви также фантом, нечто вроде крючка, на который можно повесить собственные иллюзии. Реальный человек представляет лишь материал, из которого создаётся вымышленная фигура, подобно тому, как скульптор ваяет скульптуру из бесформенной каменной глыбы».

Далее Райк продолжает: «... я никогда не смогу понять, почему так люблю её...» и отвечает: «любишь, потому что она удовлетворяет твое тайное Я». Он считает, что любовь замещает желание постичь совершенное эго, воплотить идеализированный образ. Если подходить к любви с таким аршином, она всегда будет недостаточно сильной, неискренней и, в конце концов, будет обречена на провал. Так же, как он обманывал себя, принимая за действительность призрак собственных фантазий, теперь его образ будет вводить в заблуждение любимого человека. Совсем скоро наступит момент, когда он почувствует, что предмет любви не отвечает его первоначальным представлениям. Главное то, что он снова и снова будет стремиться взывать к жизни призрак своих фантазий. Сначала он проецирует вымышленные качества на свою избранницу и видит её как их воплощение, придавая ей идеальный, почти магический облик, лишённый каких бы то ни было недостатков. Затем, когда он вновь обретёт своего фантома и снова воплотит его в себе самом, любимая чудом вдруг превращается в вульгарную, пустую особу, лишённую всяческого очарования. Такой влюбленный считает, что по каким-то неведомым причинам она очень изменилась, однако в действительности она всегда была одной и той же. Единственно магическая сила призрака фантазий придавала ей неотразимое обаяние.


Поделиться:



Популярное:

  1. NFMC-30 -инновационный коктейль оказывает комплексное интенсивное воздействие на все аспекты старения, запускает ряд биохимических реакций, восстанавливающих кожу.
  2. Агрокомплекс по проведению поверхностного улучшения природных пастбищ
  3. Административно- правовое регулирование в промышленном и строительном комплексах.
  4. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе.
  5. Административно-правовое регулирование в промышленном и строительном комплексах
  6. Административно-правовое регулирование в системе органов управления в хозяйственно-обслуживающем комплексе.
  7. Бальзам-молочко для жирных и склонных к жирности волос с ультралегкими кондиционерами и аминокислотным себонормализующим комплексом 300 мл. 200 руб. Витэкс
  8. Блок управления цифрового информационного комплекса (БУЦИК)
  9. Взаимосвязи цены в комплексе маркетинга
  10. Водопотребление на животноводческих фермах и комплексах
  11. Вопрос: Формирование комплексной системы оценки развития регионов и эффективности и результативности деятельности органов государственной власти
  12. Воспитание ребенка и комплекс «СветЛ».


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь