Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Уточнение, конкретизация уже известного,
4) дополнение уже известного существенными элементами нового; 5) создание качественно нового объекта. Новшество (педагогическое) – такое содержание возможных изменений педагогической деятельности, которые ведут к ранее неизвестному, не всречабщемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания (Р.Н. Юсуфтекова ). Новизна – самостоятельная ценость любого нововведения, один из критерие. Характеристики новшества: 1) завершенность - степень реализации его потенциала, зависит от успешности протекания стадий (особенно переход от простого воспроизведения к расширенному); 2) эффективность – влияние реализованного потенциала нововведения на развичные параметры системы, в котрой осуществлятся инновационный процесс. Новаторство открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.
М.М. Князева (1995) отмечает, что педагогические инновации — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными для эволюции образования и позитивно влияют на развитие инновационного процесса в образовании. Развитие инновационного процесса в образовании предполагает: · создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом сообществе к инициативам и новшествам; · создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; · инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки; · интеграция наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инновации в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений. Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В.А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися: · педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя; · педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом; · педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся; · педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход.
Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт). Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Между простым педагогическим мастерством и новаторством часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.
Педагогические способности Способности преподавателя обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности - как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда, создание продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого. Можно выделить две большие группы педагогических способностей: 1. Перцептивно-рефлексивные (перцепция — восприятие) способности, определяющие возможность проникновения педагога в индивидуальное своеобразие личности студента слушателя) и понимание самого себя (эти способности являются ведущими); Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является «ядерной», малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для педагогической деятельности, так как свидетельствует -об ориентации преподавателя на психическое развитие обучаемого. 2. Способности, связанные с мнением воздействовать на другого человека: проективные, конструктивные, управленческие. В управленческие педагогические способности входят: способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям обучаемого и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком. Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные, компенсируемые и некомпенсируемые. Исследователями отмечается, что, чем выше способность педагога к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты. Но чтобы сотворчество педагога и студента состоялось, необходимо «умение быть другим», которое складывается из: 1) знания людей и природы общения, 2) умения воспринимать, 3) умения вести себя. Кроме того, знание себя, восприятие себя и, самое трудное: умение себя изменить, т. е. умение быть другим — самому. В. Леви, характеризуя разнообразие творческих проявлений педагога, показывает, что педагог, в зависимости от ситуации, может быть наблюдателем, контролером, наставником, исследователем, врачом, товарищем, критиком и так далее. Отвечая на вопрос «Гений общения, каков он? », В. Леви выделяет следующие качества: Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям, отсюда повышенное внимание, и тонкая наблюдательность, и превосходная память на все, касающееся другого... Минус тревожность. При всей живости, подвижности этот человек на редкость спокоен. Центры страха как бы недоразвиты: беспечность до беззаботности. Замечательно, однако, что по крайней мере в 90 случаях из 100 эта беспечность оказывается мудростью... Плюс обратная связь. Вы еще взглядываете, а он взглянул уже трижды и понимает Ваш взгляд как старого знакомого... Высокая чувствительность к изменениям... Способность легко, быстро перестраиваться, превосходная подвижность психики — свойство врожденное, но и поддающееся тренировке. Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм. Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций; превосходный рассказчик, имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочным деталям. Неистощаемый игровой азарт не карточного игрока, а ребенка, жаждущего жить разными жизнями. Плюс агрессивность. При общем фоне доброжелательности и благодушия гений общения не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко... Плюс оптимизм. Оптимизм как убеждение, как жизненная установка и оптимизм как состояние, ощущение радости бытия — вещи разные, хотя и взаимосвязанные. Минус предвзятость. Отсутствие предрассудков. Совместная невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке, равно как и титулам и званиям, заграждающим сущность. Плюс симпатия. И ряд педагогических принципов, которыми руководствуется творчески работающий педагог: • принцип первый — вникни; •принцип второй — создай благоприятную атмосферу, • принцип третий — не унижай; • принцип четвертый — возвышай. Все авторы, в той или иной степени занимавшиеся исследованием данной проблемы, указывают на то, что существуют способности общие и специальные. К общим способностям они относят, прежде всего, способности интеллектуальные: хорошую память, сообразительность и другие. К специальным способностям относят те, которые необходимы для успешности выполнения специальных видов деятельности. Показателем уровня общих способностей у преподавателя - успешность обучения. На практике наблюдаются случаи, когда человек учится блестяще, а с самостоятельной работой в учебном заведении справляется плохо. Довольно часты и противоположные случаи: студент не особенно успешно учится, а на самостоятельной работе быстро овладевает педагогическим мастерством и пополняет запас теоретических знаний. Следовательно, для успешного овладения профессией необходимы специальные способности. Уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине и разносторонности информации, которую преподаватель может получить об особенностях развития своих учащихся; в быстроте перестройки своей деятельности. Все педагогические способности имеют двойную обращенность: к учащимся и к самому педагогу. Все они содержат в себе гностический элемент — умение познать психологию обучаемого, и творческий — умение перестроить свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания. Специальные способности: • способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения; • способность по-разному излагать доступным образом один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися; • способность строить обучение с учетом индивидуальности обучаемых, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков; • способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся; • способность правильно строить учебное занятие, с каждым разом совершенствуя свое преподавательское мастерство; • способность передавать свой опыт коллегам и, в свою очередь, учиться на их примерах; • способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности; • способность формировать у обучаемых нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).
Все специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения. Трудно определенно сказать, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развиваются. Что-то в них является врожденным и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому поводу наука сказать не в состоянии. Как и всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать уже в детском возрасте. Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию студентов: 1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии). 2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны обучаемых в мыслях, в чувствах и поступках. 3. Способность вызвать у студента (слушателя) благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться 4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям обучаемого. 5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию. 6. Способность находить нужный стиль общения с каждым, добиваться его расположения и взаимопонимания. 7. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться (неформально) признанием с его стороны, иметь авторитет среди обучаемых.
Каковы основные педагогические способности преподавателя высшей школы? Педагогическая эрудиция — запас современных знаний, которые преподаватель гибко применяет при решении педагогических задач. Педагогическое целеопределение — потребность преподавателя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации. В ходе анализа педагогических ситуаций развертывается и педагогическое мышление. Педагогическая интуиция — это быстрое, одномерное принятие преподавателем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Важной чертой педагогического мышления является педагогическая импровизация — нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве. Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух — понимание преподавателем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир обучаемого по малоприметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека, как книгу. Педагогический оптимизм — подход преподавателя к обучаемому с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность видеть в каждом человеке то положительное, на что можно опереться. Педагогическая находчивость— умение гибко перестраивать трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность. Педагогическое предвидение — умение предвосхищать поведение и реакцию обучаемых до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать их и свои затруднения. Педагогическая рефлексия — обращенность сознания преподавателя на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и представлений обучаемого о том, как преподаватель понимает деятельность студента (слушателя). Рефлексия означает осознание педагогом себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях. Преподавателю важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными колебаниями. Педагогическая рефлексия — это самостоятельное обращение к самоанализу без того, чтобы от него это потребовала администрация вуза. Педагогическое искусство – совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений, навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым пед. мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей. Педагогическое мастерство – часть педагогического искусства. Компоненты пед. искусства. 1. Система целей – ориентиров и стимулов. Цели делают осмысленной всю пед. деятельность. Постоянный целевой контроль педагога за своей деятельностью обеспечивает педагогическую целесообразность и эффективность воспитательных процессов. Овладение пед. целями, их глубокое знаний, понимание и практическое использование – определяющее условие эффективности и качества работы педагога. 2. Глубокие знания о ребенке, накопленные педагогической социологией, психологией и физиологией. 3. Этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми: - целеустремленность и перспективность; - принципиальность и справедливость в отношениях с детьми; - сочетание требовательности, уважительности и доброжелательности; - доверие в отношениях, решительность и определенность в поступках; - деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность; - высокая этичность и эстетичность стиля и тона отношений. 4. Знание социологических характеристик ребенка и взаимоотношений детей в группе. 5. Сведения из области искусствознания, сценического искусства, искусства звучащего слова.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1852; Нарушение авторского права страницы