Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закон самоусложнения творческих задач и проблем.



Процесс творческого саморазвитии я личности осуществляется тем Эффективнее, чем более сложные, трудные, но посильные для себя творческие задачи личность выбирает и решает.

Правило 4. Не искать для себя слишком легких задач; постепенно усложнять для себя творческие задачи и проблемы, соизмеряя их со своими силами и способностями.

Закон периодической мобилизации и рефлексии.

Для успеха в любом виде деятельности необходимо не только мобилизация, но и периодическая релаксация.

Правило 5. Овладевайте наиболее эффективными приемами периодической мобилизации и релаксации.

Закон ускорения творческого саморазвития в условиях конкуренции и стремления к лидерству.

Процесс творческого саморазвития существенно ускоряется, если личность достаточно мотивирована к лидерству в конкурентно борьбе с сильным и достойным соперником.

Правило 6. Стремитесь к лидерству, не бойтесь конкурентной борьбы. Находите не только слабые места конкурента, но и учитесь у него. Настоящий лидер побеждает конкурента дважды: вначале интеллектуально и морально, а затем реально.

Закон 7. Закон сотворчества.

Творческое саморазвитие личности осуществляется тем эффективнее, чем большей продуктивности она достигает в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач.

Правило 7. Искать себе Учителя – творческую личность. Творческое саморазвития и становление как творческой личности возможно не иначе, как через сотворчество с талантливой, творческой личностью.

Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах:

- применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям,

- разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее.

Творчество имеет разные уровни:

- использование уже существующих знаний и расширение области их применения;

- создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд на объект или область знаний.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

· уровень элементарного взаимодействия с классом (уровень воспроизвнднния готовых рекомендаций): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует " по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

· уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

· эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

высший (личностно самостоятельный ) уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Творчество обусловлено:

- творческим потенциалом личности педагога, который формируется на основе накопленного им социального опыта,

- психолого-педагогических и предметных знаний,

- новых идеи, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

С другой стороны, творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Педагогическое творчество зависит от творческого потенциала личности (признаков творческой личности).

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Представляет интерес типология творческой личности , предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов:

- теоретик-логик,

- теоретик-интуитивист,

- практик (экспериментатор),

- организатор,

- инициатор.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска:

- анализ педагогической ситуации;

- проектирование результата н соответствии с исходными данными;

- анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата;

- оценка полученных данных;

- формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности (возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи) приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).

Высшим уровнем профессиональной деятельности педагога является педагогическое новаторство.

Педагогическое новаторство.

Новаторство (от лат. novator – обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи) - новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов.

Оно включает внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

К передовому опыту (в более узком и строгом смысле) относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.

Новатор (от лат. обновитель) – человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Н-р, изложение изучаемого материала укрупненными блоками – В.Ф. Шаталов.

Новшество (педагогическое) – такое содержание возможных изменений педагогической деятельности, которые ведут к ранее неизвестному, не всречабщемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания(Р.Н. Юсуфтекова ).

Характеристики новшества:

3) завершенность - степень реализации его потенциала, зависит от успешности протекания стадий (особенно переход от простого воспроизведения к расширенному);

4) эффективность – влияние реализованного потенциала нововведения на развичные параметры системы, в котрой осуществлятся инновационный процесс.

Новаторство открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

 

М.М. Князева (1995) отмечает, что педагогические инновации — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными для эволюции образования и позитивно влияют на развитие инновационного процесса в образовании.

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Между простым педагогическим мастерством и новаторством часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

 

Научная организация труда учителя.

Литература.

1. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование» /В.С.Кукушин. – Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002 (С.25-28).

 

 

Говоря о развитии инновационных процессов в российской образовательной системе, следует прежде всего уяснить смысл этого понятия. Термин «иннова­ционная деятельность» в отечественной литературе появился в конце 80-х годов XX столетия.

Термин инновация происходит (от латинского сло­ва новый, делать новое) означает обновление или улучшение.

Применительно к производственной сфере глав­ным условием развития которой выступает прогресс науки и техники: инновация — это изменение в про­дукте, технике, технологии и организации производ­ства, в котором материализуется новое научное знание, формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо созда­ющее новые.

Инновационная деятельность невозможна и без новых психологических подходов, при которых формируются новые установки и психо­логические навыки у всех участников этого процесса, и особенно у руководителей. Значительным препятстви­ем для инновации является психологический барьер, возникающий при принятии нововведения, которое, как правило, осуществляется в условиях риска или неопре­деленности, обусловленных невозможностью, с одной стороны, описать проблемную ситуацию, а с другой стороны, представить и оценить все возможные аль­тернативы решений.

Применительно к педагогическому процессу при­менение термина инновационная деятельность пра­вомочно, когда имеют место подходы, методы, техноло­гии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педаго­гического процесса, которые несут в себе прогрессив­ное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи вос­питания и образования.

Педагогические инновации предполагают личност­ный и творческий аспекты организации учебного про­цесса, они охватывают всю сферу образования по под­готовке преподавателя, осуществляющего разнообразные функции — эксперта, консультанта, проектировщика, технолога инновационных направлений.

Инновация как элемент дидактического процесса — это результат творческой деятельности, основное содержание которой находит­ся в определенном противоречии с существующей традицией (Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.). Любая инновация может возникнуть толь­ко в недрах хорошо укорененной традиции.

Творческая деятельность необходима не только для порождения инноваций, но и для поддержания культурных, художественных и научных традиций. Традиции и инновации являются взаимонеобходимыми факторами развития. Непрерыв­ность традиций — залог поступательного движения культуры. Творческая деятельность благодаря своему диалогическому единству с традициями выполняет стабилизирующую функцию.

Инновация возникает в результате того, что чело­век постоянно проявляет исследовательский интерес к тем или иным явлениям, которые стали для него проблематичными, вызывают внутреннее напряжение; своей необычностью, новизной, заставляют думать и действовать, отвечать на них своими инновациями. Эти явления могут возникать не только в окружающей среде, но и в самом человеке, в сфере его ценностей и потребностей и т. д.

Большинство людей не осознают или осознают происходящие в мире и в их жизни изменения. Однако эти изменения тем не менее отражаются в их деятель­ности. Они также реагируют на новые, предъявляемые им жизнью и обществом требования. Происходят из­менения в структуре личности, мышлении. У человека начинает формироваться активное отношение к новой деятельности.

Необходимость адаптироваться к новой жизни в условиях социальной нестабильности требует от чело­века умения действовать при изменениях, которые произойдут в мире и в его жизни в результате его ак­тивных действий или его идей, воспринятых и реали­зованных другими людьми. Успех и реальные дости­жения человека, положительная оценка его действий членами социальной группы, к которой он принадле­жит, будут определяться на основе прогнозирования им тех изменений, которые произойдут в результате активных действий.

Для реализации активности личности и ее иннова­ционной деятельности сейчас имеются большие воз­можности. Главное — снятие ограничений про­фессиональной деятельности. Уменьшение предвзятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и увеличение потока информации обеспечивает необходимую свободу действий, своевре­менное реагирование на внешние изменения.

Как следствие этого, преподаватель приобретает очень важные способности: готовность к реагированию на неожиданности, готовность к принятию самостоя­тельных решений, требующих риска, готовность нести за них ответственность, критичность в оценке своих и чужих действий.

Преподаватель-новатор, реализуясь в педагогичес­кой деятельности, обязательно включается в креатив­ный процесс, который актуализируется в креативном результате. Этот результат выражается не только в ма­териальных, а, затем в духовных ценностях, но и в лич­ностном преобразовании в ходе создания не только субъективно, но и объективно нового продукта. Исходя из этого, можно предположить, что инновационная де­ятельность образует трехуровневую структуру, где ос­нованием служит рефлексия — осмысление личностью собственной поисково-творческой деятельности; креа­тивно-преобразовательная деятельность и сотворче­ство (см. рис. 6).


Инновационная деятельность

Креативно-преобразовательная деятельность

 

Рис. 6. Структура инновационной деятельности

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Законодательные и нормативные акты
  2. I. Общая характеристика толпы. Психологический закон ее духовного единства
  3. I. Предмет и задачи дидактики
  4. II. Предполагаемые союзники и их задачи
  5. III. 1.-ПОСТРОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИНАМИКИ
  6. III. Закон места совершения акта (lex loci actus).
  7. III. Целевые установки, задачи и направления обеспечения транспортной безопасности
  8. S: Выберите из предложенных ответов правильный на вопрос: « Как называется федеральный закон, принятый 26 сентября 1997г.?»
  9. XXIII. Законность и правопорядок.
  10. А третья мамочка может воспользоваться этой ситуацией для развития творческих способностей девочки. Она воспримет это, как хорошую идею, и предложит разрисовать фломастерами джинсовые брючки.
  11. Абстрактные законы операций над множествами
  12. Австро-венгерское соглашение 1867 г. Основной государственный закон о делах общих и о способах их трактования (21 декабря 1867 г.)


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь