Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Профессиональное развитие и деформации личности педагога
Литература: Казанская, В.Г. Педагогическая психология /В.Г.Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366с. Этапы профессионального развития педагога (с содержательной и динамической стороны). 1. Начальный этап . Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Проявление свойств личности и особенностей профессиональной деятельности в наиболее типичных ситуациях (на уроке, во внеклассной деятельности, во взаимодействии с родителями, коллегами, с администрацией) в соответствии с мотивацией. Критериями качества этого этапа является соотношение эмоционального, когнитивного и коммуникативного компонентов. Этот этап продолжается от 1 до 5 лет и соответствует возможности учителя изменить профессиональный разряд. 2. Основной этап. Характеризуется тем, что учитель может выполнять разнообразную деятельность. Проявляются почерк деятельности и доминантные свойства личности. Педагог свободно владеет материалом, обнаруживается педагогическое мышление как направленность сознания использовать информацию для решения педагогических задач. Учитель может сопоставлять и сравнивать свою деятельность с работой своих коллег, перенимать лучший опыт, делиться с другими своими наработками, регулярно повышает квалификацию. Появляются успехи в обучении детей. Педагог квалифицированно оказывает помощь более молодым и малоопытным коллегам, быстро ориентируется в методах обучения. В деятельности ярко проступают особенности преподавания, мотивация. Этот этап продолжается примерно 10 лет. 3. Завершающий этап педагогической деятельности. Начинается после 15 лет стажа и продолжается до тех пор, пока учитель не прекращает свою деятельность в школе. Считается, что в этот период достигается вершина профессионализма. Педагог виртуозно владеет методикой обучения, показывая лучшие результаты своей деятельности, хотя в то же время случаются и штампы в работе с детьми. Даже если они не влияют негативно на стиль деятельности учителя, все-таки ограничивают творческие возможности педагога, сужая их до принципов «лучше меньше да лучше», «всего хорошего понемножку». Профессиональные деформации — это изменение основных, инвариантных (главных) свойств личности и деятельности учителя. К ним относится направленность на взаимодействие с детьми и влияние на них с целью воспитания и обучения средствами учебного предмета, гуманизм и коммуникативная культура. Е.И.Рогов выделяет 4 типа деформаций личности и деятельности педагога. 1. Общепедагогические деформации - отмечаются у всех педагогов. Проявлением назидательности, завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, догматичностью взглядов, отсутствием гибкости отличаются почти все учителя, работающие в разных классах и преподающие разные учебные предметы. Это происходит в результате сближения субъекта деятельности с ее средствами. 2. Типологические деформации - появляются, когда особенности личности растворяются в соответствующих компонентах педагогической деятельности. Например, учителя-гуманитарии отличаются раскованностью, эмоциональностью, большой эмпатией. Это педагоги-коммуникаторы. Они излишне общительны, говорливы; дистанция между ними и детьми незначительная; стремятся обсуждать интимные проблемы. Другие — интеллигенты — склонны философствовать, мудрствовать, читать нотации. Третьи — организаторы — гиперактивны, любят командовать и подчинять себе других. Четвертые — коммуникаторы. 3. Специфические (предметные) деформации - определяются особенностями преподаваемого предмета. Учитель математики более сдержан по сравнению с учителем литературы или физической культуры. 4. Индивидуальные деформации - появляются из-за преобладания каких-либо индивидуальных особенностей учителя. Например, ими оказываются повышенный уровень тревожности или акцентуация характера1. По сути дела, у каждого учителя могут встречаться различные типы деформаций. Это зависит от преподаваемого предмета и личностных свойств педагога.
Педагогическое творчество Пед.мастерство – продукт целостного пед. творчества Мастерство неотделимо от творчества – от способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, т.е. конструировать педагогический процесс. Профессиональное творчество является показателем и характеристикой и условием становления проф. мастерства педагога (А.А.Дергач, А.П.Ситников). Педагогическое мастерство – это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных на практике и уже описанных в методических - разработках и рекомендациях. В отличие от мастерства творчество – это всегда поиск и нахождение нового либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт). Педагогическое творчество начинается от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть творчества педагога (А.К. Маркова). В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Педагогическое творчество – это процесс выбора, поиска и определения педагогически целесообразных способов продвижения личности на новый этап развития. Педагогическое творчество характеризуется особенностями (своеобразием): 1) оно спрессовано во времени (иногда приходится принимать сиюминутные решения), а результат может быть отсроченным, что может повлиять на удовлетворенность педагога своим трудом; 5) должно приносить положительные результаты (негатив допустим только в мысленных прикидках); 6) это всегда двусторонний процесс, т.к. партнер по сотворчеству – воспитанник; 7) оно в большинстве случаев осуществляется в публичной обстановке, что предполагает умение педагога управлять своими психическим состоянием [14]. В.И. Андреев определяет признаки творчества: - наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; - социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность - это не творчество, а варварство); - наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; - наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок творчества; - новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Продвижение в профессиональном росте обеспечивается добросовестным и творческим отношением к своему делу, освоением передового опыта, новых педагогических технологий, непрерывным поиском. Внутренние предпосылки творчества - взаимодействие ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психических процессов: интуиция, воображение, настойчивость, самокритичность, трудолюбие, высокая языковая культура и др. Компоненты творчества: знания, мировоззрение, пед. техника, культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция (А.А.Рудин). Педагогу надо знать о законах творческого саморазвития, которые базируются, с одной стороны, на личностных качествах, направленности личности, ее творческих способностях; с другой – на их взаимосвязи с процессом творческого саморазвития личности. Законы творческого саморазвития. 1. Закон неравномерности творческого саморазвития личности. Неравномерность творческого саморазвития отдельных способностей и качеств личности порождает противоречия, разрешение которых и создает внутренние условия для становления творческой личности. Правило 1 . Там, где это возможно, опирайтесь на наиболее развитые творческие способности и личностные качества, но постоянно активизируйте развитие слабых. 2. Закон целостного творческого саморазвития личности. Правило 2. Каждый день в чем-то стремитесь изменить себя к лучшему. Это ускорит процесс саморазвития личности в целом. 3. Закон свободы творчества. Чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в том виде деятельности и в творческом саморазвитии. Правило 3. Не давайте загнать себя в угол, всегда отстаивайте свое право на творчество, право выбора в принятии решений. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2072; Нарушение авторского права страницы