Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Закон 7. Закон сотворчества.
Творческое саморазвитие личности осуществляется тем эффективнее, чем большей продуктивности она достигает в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач. Правило 7. Искать себе Учителя – творческую личность. Творческое саморазвития и становление как творческой личности возможно не иначе, как через сотворчество с талантливой, творческой личностью. Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: - применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям, - разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. Творчество имеет разные уровни: - использование уже существующих знаний и расширение области их применения; - создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд на объект или область знаний. Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества: · уровень элементарного взаимодействия с классом (уровень воспроизвнднния готовых рекомендаций): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует " по методичке", по шаблону", по опыту других учителей; · уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения; · эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками; высший (личностно самостоятельный ) уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса. Творчество обусловлено: - творческим потенциалом личности педагога, который формируется на основе накопленного им социального опыта, - психолого-педагогических и предметных знаний, - новых идеи, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов. Педагогическое творчество зависит от творческого потенциала личности (признаков творческой личности). Признаки творческой личности: - способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; - умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; - умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; - готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Представляет интерес типология творческой личности , предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов. Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники. Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением. Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам. Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляв их на решение больших творческих задач. Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач. В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: - анализ педагогической ситуации; - проектирование результата н соответствии с исходными данными; - анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; - оценка полученных данных; - формулировка новых задач. Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности (возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи) приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов. Решение специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога. Это могут быть задачи: - на перенос знаний и умений в новую ситуацию, - на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, - на выделение новых функций методов и приемов, - на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова). В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей в отличие от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем больший однозначны: творить может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее утверждение молодых учителей не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь, и другой: каково соотношение педагогического опыта и творчества, педагогического творчества и мастерства? Высшим уровнем профессиональной деятельности педагога является педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство. Новаторство (от лат. novator – обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи) - новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов. Оно включает внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Новаторство – новое в созидательной деятельности людей. Оно связано с накоплением передового педагогического опыта. Педагогический опыт может быть массовым и передовым Массовый педагогический опыт - это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки. Слова " передовой педагогический опыт" употребляются в широком и узком смыслах (М.Н. Скаткин). В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-то нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. К передовому опыту (в более узком и строгом смысле) относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Новатор (от лат. обновитель) – человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности. Н-р, изложение изучаемого материала укрупненными блоками – В.Ф. Шаталов. Уровни новизны (В.М. Полонский): 1) построение известного в другом виде, т.е. фактически отсутствие нового; 2) повторение известного с несушественными изменениями; Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы