Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История развития олимпийских игр.Стр 1 из 2Следующая ⇒
СИМВОЛИКА И АТРИБУТИКА ОЛИМПИЙСКИХ ИГР Олимпийские игры современности проводятся каждые 4 года. Летние – с 1896г., зимние – с 1924г. Не так давно (с 1986года) стали проводиться отдельно летние и зимние олимпийские игры. Это позволило равномерно распределить работу, расходы и интерес к Играм в течение четырех лет. Ол.символ - пять переплетённых колец (3 в верхнем ряду 2 в нижнем), имеющих голубой, чёрный, красный, жёлтый и зелёный цвет, являются олимпийским символом, олицетворяющим единство пяти континентов. Вместе с белым фоном олимпийского флага цвета являют собой цвета всех наций мира. Олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее» – выражает устремление олимпийского движения. Олимпийская эмблема – сочетание пяти колец с каким–нибудь другим элементом. Олимпийский флаг – белое полотнище с олимпийским символом в центре. Свод олимпийских законов называется правилами. Президент МОК - Томас Бах. Он является олимпийским чемпионом по фехтованию. Президент Белорусского Национального Олимпийского комитета - А. Лукашенко. Впервые белорусский спортсмен принял участие в Играх V летней Олимпиады Стокгольм, Швеция 1912 года. Медали соревнований удостоился уроженец Гродно – конник Кароль Руммель.
Кароль Руммель (1888—1967) (старейший олимпиец—уроженец Беларуси)
XV Олимпийские игры в г. Хельсинки (Финляндия) 19 июня 1952 г. Белорусский спортсмен Анатолий Юлин знал четвёртое место в беге на 400 м с барьерами. Первая олимпийская медаль (серебро) в 1956г., Мельбурн, Михаил Кривоносов (метание молота) Первые золотые олимпийские медали завоевали борец Олег Караваев, Сергей Макаренко и Леонид Гейштор (академическая гребля) на XVII Олимпийских играх в Риме в 1960 г. Впервые на зимних Олимпийских играх представители Белоруссиивыступали в 1964 года. В составе олимпийской команды СССР в скоростном беге на коньках Эдуард Матусевич стал шестым на дистанции 1500 м, а лыжница Рита Ачкина финишировала 10-й на дистанции 5 км.
Последние олимпийские игры проводились: - летние, Лондон (Англия) август 2012 г. - зимние, Сочи (Россия) февраль 2014 г. Следующие ОИ будут проводиться: · летние, Рио – де - Жанейро (Бразилия) 2016 г. · зимние, Пхёнчхан (Корея) 2018 г.
XXX ЛЕТНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ЛОНДОН 2012
В августе 2012 года 10500 спортсменов из 205 стран соревновались в 28 видах спорта. За 16 дней в общей сложности разыграны 302 комплекта медалей. В командном зачете победительницей Олимпиады стали США, 2место – Китай, на 3 месте команда Великобритании, 4м - Россия. На Лондонской Олимпиаде было 2 одноглазых талисмана (Венлок и Мондевиль). Интересные факты: - Лондон – единственный город мира, который принимал Олимпиаду трижды – 1908, 1948, 2012г.г.; - самые затратные игры; - впервые в программе игр включен женский бокс; - Беларусь предложила своим спортсменам за 1 м – 150тыс.дол., 2м – 75 тыс.дол., 3м – 50 тыс.дол. 5 летняя Олимпиада, после признания своего суверенитета, для белорусских спортсменов оказалась, как никогда, неудачной. В играх Беларусь представляли 166 спортсменов в 25 видах спорта. Государственный флаг РБ на церемонии открытия XXX летних игр в Лондоне нес Максим Мирный. Гребля: (3 медали)- на каноэ Александр и Андрей Богдановичи (2 место), на байдарках «четверка» женская – 3место, байдарка (Петрушенко Роман, Махнев Вадим) – 2 место. Легкая атлетика –Остапчук Надежда (толкание ядра, 1м) – дисквалифицирована. Тяжёлая атлетика – Марина Шкерманкова (3место), Ирина Кулеш (3место). Плавание – Александра Герасименя, два 2 места. Стрельба – Сергей Мартынов 1место. Большой теннис – Виктория Азаренко 3 место, в паре В.Азаренко с М.Мирным – 1 место. Х/г – Любовь Черкашина (бронзовая медаль) и команда завоевала серебро. В результате было завоёвано 12 медалей, из которых 2 золотые, 5 серебряные, 5 бронзовых. Таким образом из 205 стран, принявших участие, Беларусь заняла 22 место. Для сравнения: Сидней 2000г – 17 медалей, 3 – золото. Афины 2004 – 154 участника, 15 медалей, 1- золото, 26 место. Пекин 2008 – 90 спортсменов, 19 медалей, 4- золото, 13 место. Лондон 2012 – 166 спортсменов, 12 медалей, 2 – золото, 26 место
ЛЕТНИЕ ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, ЛОНДОН 2012 Более 10000 участников, более 300 комплектов медалей. Беларусь – 10 медалей, 25 место.
ЗИМНИЕ XXII ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ Сочи 2014 17 дней. 17 видов спорта. 2856 спортсменов. 98 команд. Всего: 87 стран. 15 спортивных дисциплин, из них 6 новых дисциплин: прыжки с трамплина среди женщин, командное фигурное катание, хавпайк во фристайле, сноп - стайл, смешанная эстафета в биатлоне, командно- параллельный слалом в сноуборде. Впервые выступил независимый олимпийский атлет Индии. 7 команд по 1 участнику: Мексика, Киргизстан, Пакистан, Парагвай, Доминика, Зимбабве, Мальта. Самый молодой спортсмен -17 лет.
Делегировали: Канада- 220 спортсмен Китай- 66 спортсмен Россия – 223 спортсмена США- 230 спортсмен
Места: 1 место- Россия (13 золотых медалей) 2 место- Норвегия (11 золотых медалей) 3 место- Канада(10 золотых медалей) 8 место- Беларусь (5 золотых медалей, 1 бронзовая медаль): 3 золотые медали – Дарья Домрачева 1 золотая медаль –Алла Цукер 1 золотая медаль- Антон Кушнер 1 бронзовая медаль – Надежда Скардина.
Флагоносец РБ – Алексей Гришин.
История развития олимпийских игр.
«Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры.» Пиндар
Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества. Олимпийские игры — самые значительные, самые крупные комплексные соревнования, которые каждые четыре года собирают лучших спортсменов нашей планеты. В дни Олимпийских игр мир словно превращается в гигантский стадион, трибунами которого становятся все континенты: сотни миллионов любителей спорта во всех уголках земли с волнением следят за олимпийскими баталиями, за поединками самых быстрых и самых ловких, самых сильных и самых мужественных атлетов. Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге (Короибос, атлет из города Элиды), поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Однако, Олимпиада, о которой сейчас идет речь, была уже …..27 по счету! Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов. Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасном городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Ветры ионического моря беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года нарушало олимпийское торжество. Такова Олимпия, колыбель игр. О ее былом величии напоминают ныне отнюдь не безмолвные руины. Свидетельство античных авторов, статуи и изображения на вазах и монетах воссоздают картину Олимпийских зрелищ. Возле священной Олимпии вырос впоследствии одноименный городок в окружении апельсиновых и оливковых рощ. Ныне Олимпия – типичный провинциальный городок, живущий туристами, что стекаются к олимпийским развалинам со всего света. В нем решительно все олимпийское: от названия улиц и отелей до блюд в тавернах и сувениров в бесчисленных лавченках. Достопримечателен же он своими музеями – археологическим и олимпийским. Если бы не эти сокровища глубокой старины, можно бы без сожаления покинуть городок, перейти каменный мостик через ручей Кладей, по другую сторону которого – заповедная Олимпия. Ничем не примечателен вход в священную рощу. Под ногами почерневший мрамор ступеней да плиты священного ракушечника. Стоит протянуть руку, и дотронешься до ветви дикой оливы, какой венчали голову Олимпионика. Над головой простерли свои кроны могучие сосны и дубы. А выше – голубизна неба, под шатром которого тут были воздвигнуты величественные сооружения. Увы, их не пощадили ни землетрясения, ни разливы рек, ни время. Но как поразительны эти останки былого величия!!! Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, расположенный неподалеку, в котловине у холма Кроноса. Зарастали травой беговая дорожка стадиона и окаймлявшие арену откосы холма и насыпей, служившие трибуной для зрителей. Не раздавался стук копыт и грохот влекомых конями колесниц на близлежащем ипподроме. Не было тренирующихся атлетов в монументальном здании палестры. Не слышались голоса в леонидайоне – гостинице для почетных гостей. Зато во время Олимпийских игр здесь бурлила жизнь. Десятки тысяч прибывающих атлетов и гостей до отказа заполняли грандиозные по тем временам спортивные сооружения. Их ансамбль по своему составу в основе мало отличался от современных спортивных комплексов. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик. Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные достижения атлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого интересовало. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу. Как известно, древнегреческую историю с некоторой степенью достоверности отображает мифология. Легенды утверждают, что в ту пору существовал бесконечно могучий и столь же мрачный бог Кронос. И была у него несчастная жена – богиня Рея. Отчего же так несчастна была великая жена великого бога? Легенды дают на это довольно-таки кошмарный ответ! В одних утверждается, что Кронос увидел страшный сон, в других, – что он общался с какой-то неведомой прорицательницей. Но, так или иначе, Кронос вбил себе в голову, что его настигнет смерть от руки одного из его детей. И Кронос в это поверил! Он был мрачен по натуре. Теперь же он стал еще мрачней. Вместо того чтобы заняться «воспитанием подрастающего поколения», Кронос не придумал ничего лучшего, как глотать своих новорожденных деток! Дело приняло довольно жуткий оборот. Бедная Рея буквально не знала, что и придумать. И вот когда у нее родился очередной младенец, прекрасный с лучезарным ликом сыночек Зевс, Рея решилась на отчаянный шаг. Она завернула в пеленки камень и отдала его беспощадному отцу. Кронос этого не заметил, проглотил камень и продолжал пребывать в спокойной уверенности, что ему ничего не угрожает. Рея же отдала сыночка пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом – громовержцем. Окончательно окрепнув, он вступил в смертельный бой с беспощадным отцом – людоедом (а правильнее сказать – с богоедом). И победил его! Из чрева Кроноса вышли многочисленные сестры и братья великого Зевса, которые и стали затем богами. В честь этого знаменательного, поистине великого события Зевс повелел проводить Игры, которые (по месту, где они устраивались) получили название Олимпийских. Однако есть свидетельства, говорящие о возникновении Олимпиад из другого культа — спортивных игр в честь Пелопса (попытка первая). Здесь уместно сделать небольшой шаг в сторону греческих мифов, чтобы напомнить об истории этого героя. Пелопс был сыном печально известного Тантала — того самого, что по сию пору испытывает муки в царстве Аида. Детство Пелопса было отмечено ужасной смертью и чудесным спасением — отец его в ослеплении вседозволенностью (он был сыном Зевса), решив проверить проницательность олимпийских богов, пригласил их на пир, одно из блюд на котором было приготовлено из Пелопса. Постигшие злой умысел Тантала, боги не коснулись страшного кушанья, только лишь Деметра, скорбящая о потере дочери Персефоны, не обратив внимания, съела плечо мальчика. Однако Гермес своими чарами оживил ребенка, а Гефест из слоновой кости сделал ему новое плечо. Тантал был наказан, а юный Пелопс получил власть в родном городе Сипиле. Но недолго пришлось ему править — войной пошел на него могущественный царь Трои. Побежденный Пелопс вынужден был покинуть родину. В сопровождении отряда земляков он отправился на юг Греции, где поселился на полуострове, до сих пор носящем его имя, — Пелопоннесе. Увидев однажды дочь царя города Писы Эномая красавицу Гипподамию, Пелопс пожелал получить ее в жены. Но не имевший равных себе во всей Греции в искусстве управления колесницей и владевший самыми быстрыми скакунами в мире, Эномай предлагал соискателям руки и сердца дочери скачки через весь Пелопоннес — от Писы до Коринфа. Побежденный жених оплачивал проигрыш своей жизнью. Но даже это не останавливало желающих — настолько хороша была Гипподамия. Головы несчастных жертв красоты Эномай прибивал к воротам своего дворца. Но унаследовавший от отца гордыню, коварство и изобретательность, Пелопс сделал ход конем — наобещав возничему Эномая Миртилу золотые горы, сын Тантала заручился его обещанием не вставлять чеки в оси колесницы, что должно было задержать царя Писы в дороге. Замысел удался на славу — на всей скорости колеса соскочили с осей, колесница опрокинулась, и гордый Эномай бесславно погиб в пыли не единожды покоренной им трассы. Победитель торжественно вернулся в Пису, взял в жены Гипподамию, а заодно сел на престол убитого им тестя. Но возница Миртил вспомнил, кому должен быть благодарен Пелопс за так неожиданно доставшийся ему приз, и потребовал полцарства (по другой версии — первую брачную ночь с Гипподамией). В Пелопсе вновь проснулись Танталовы жадность и коварство. Уловкой заманил Пелопс Миртила на высокую скалу, и итог встречи был печален — новоявленный монарх столкнул возничего в море. По греческой традиции Миртил успел сделать единственное, на что у него хватило времени падения, а именно — проклясть Пелопса и все его потомство. В честь себя Пелопс и учредил данные игры, по свидетельству Павсания, " более блестящие, чем кто-либо до него". Археологи нашли подтверждение связи культа Пелопса с Олимпийскими играми. На так называемом священном участке Зевса в Олимпии — городе проведения игр — они обнаружили остатки святилища Пелопса приблизительно конца 2-го тысячелетия до н. э. Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу. Шестым подвигом Геракла было очищение " авгиевых конюшен" — скотного двора Авгия. Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно — стада. Триста белоногих быков, двести — красных, как пурпур, двенадцать — белоснежных, как лебеди, и один — сияющий, как звезда. Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. И вот эту помойку и предложил Авгию очистить Геракл за один день и десятую долю его стад. Авгий согласился на столь выгодное предложение и, как оказалось, прогадал. Геракл направил на скотный двор потоки двух элидских рек — Алфея и Пенея, а после просто восстановил разрушенные водой стены. Авгий не захотел расставаться со своими любимыми животными и выгнал Геракла. Геракл через несколько лет вторгся в Элиду с большим войском и убил Авгия. В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры. В честь одной из славных побед Геракла и стали проводить Олимпийские игры. Геракл ввел разные спортивные дисциплины. Например, панкратион– довольно-таки суровый вид спорта, соединявший в себе борьбу и кулачный бой... Известно об этом виде состязаний лишь потому, что в нем принял участие сам Геракл. И победил! Позднее победа в борьбе и в панкратионе стала называться геракловой. А самого победителя величали вторым Гераклом... Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Если прислушаться к этой легенде, то его основателем был тот же Геракл из Крита. Примерно в 17 в. до н. э. Он и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. Импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. История сохранила нам и имя первого победителя-олимпионика (от греч. Ника — богиня победы) — им стал повар из Элиды Кореб. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими. Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее, который похитил огонь с Олимпа и принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, он был спасен Гераклом. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами. Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса? Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей. При римлянах, (которые завоевали Грецию) Олимпийские игры стали многонациональными. Теперь право соревноваться получили люди других национальностей – все, кто населял огромную Римскую империю, которая распростерлась от Северной Африки до Ближнего Востока и Западной Европы. На Играх стали появляться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона, жители будущих Франции и Германии... В списке олимпийских чемпионов стоит и имя Вараздата из города Артаксаты, древней столицы Армении! Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей. Его девятитомная Хронография (Chronographiai) охватывала период от разрушения Трои (датированного автором 1184/83 гг. до н. э.) до смерти Александра (323 г. до н. э.). Проведение игр сопровождали определенные условия. Итак, олимпиада имела место быть раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля — начале августа). Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек. Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир — экехерия) — никаких военных действий и никаких смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов (тяжеловооруженные пехотинцы), за что были подвергнуты штрафу — 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх. Но страшнее разорительного штрафа, как считали греки, было проклятие, которое боги насылали на нарушение олимпийского перемирия. Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальной гимнасии, представлявшей собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов. За будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали элланодики – судьи и распорядители игр. Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и следили за тем, чтобы места соревнований были в надлежащем порядке. Элланодики награждали победителей и налагали штрафы на провинившихся. В канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны (Истмейские – прославляли бога Посейдона, Пифийские проводились в честь Аполлона, Немейские отожествлялись с Зевсом), но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими. Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов. Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний. Программа игр была интересной и разнообразной. Атлеты соревновались в самых разных видах ф.у. Самым трудным и в то же время самым популярным было пятиборье – пентатлон. В него входили бег (причем при беге более чем в 1 стадию бегали в оба конца дорожки), прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. Кроме пентатлона в программу Игр входили соревнования по кулачному бою (пюгме),, верховой езде, плаванию, бегу в полном вооружении (гоплитодромос), подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Кроме перечисленного, в программе соревнований присутствовали иппические состязания: верховые скачки на взрослых лошадях; кальпа — попеременный бег и скачка на колеснице; синорида — бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми; бег колесниц, запряженных четырьмя жеребятами; верховые скачки на жеребятах, а также бег колесницы, запряженной мулами — апены. Проводились также состязания в военных танцах (пиррихии), в красоте среди мужчин (эвандрии), в искусстве (мусические агоны), эстафеты с факелами (лампадодромии). В программе праздника, кроме собственно спортивных игр, присутствовали выступления поэтов, ораторов, музыкантов, а также театрализованные представления. Марафонский бег. История. В 490г до н.э. возле местечка Марафон произошло сражение греков с персами. Греков было намного меньше, но они решили сражаться до конца. Афинский полководец разработал хитроумный план – греки ослабили центр, заманили врагов, окружили и победили. Расстояние, которое преодолел гонец с вестью о победе, равнялось 42км195м. Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они — потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Для женщин существовали и свои состязания — в беге. Ослушниц ждало весьма суровое наказание — их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие — отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными. Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Олимпионик " короновался" хрестоматийным оливковым венком, росшей около храма Зевса (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей) и награждался пальмовой ветвью. Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в настоящий триумф. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя — иногда в самой Олимпии у святилища Зевсу, иногда на родине героя. Однако согласно Плинию, сходство эти скульптуры имели только с трехкратными победителями Олимпиад, остальные же могли довольствоваться лишь идеалистическим образом в свою честь. Родина не оставалась в долгу перед своими героями — они обычно получали ряд экономических и политических привилегий вплоть до освобождения от всех государственных повинностей, а в некоторых случаях даже обожествлялись. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении, что было для них более приятно и полезно, чем изваяние, не имеющее к тому же фактического сходства. Медные статуи Зевса (на дорическом диалекте называвшиеся занами), посвященные опозорившим себя участникам (например, уличенным в мошенничестве, подкупе и пр.) игр, выполнялись на деньги, полученные в виде штрафов, и ставились по сторонам дороги, ведущей на олимпийский стадион. Греки очень любили вещественные напоминания о событиях. В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день. Пятидневные празднества Олимпиад проводились следующим образом. В первый день производился тщательный осмотр участников, а также торжественная клятва атлетов и элланодиков на алтаре Зевса Горкия в булевтерии. Первые брали на себя обязательство состязаться честно, не нарушать правил и подчиняться решению судей, которые, в свою очередь, клялись судить по совести и правилам, без предубеждения к спортсменам. Элланодики имели при себе раздвоенные в виде вилки на конце тонкие длинные деревянные палки, ударами которых они могли наказывать провинившихся. Участников с помощью жребия разделяли на группы по четыре человека. Затем следовало торжественное жертвоприношение Зевсу и открытие Игр. Во второй день происходили соревнования в группе мальчиков: бег и борьба, пентатлон, кулачный бой. Третий день отводился состязаниям взрослых атлетов — бегу, борьбе, кулачному бою, панкратию и пятиборью. Четвертый день был целиком посвящен иппическому агону, а пятый — награждению победителей и закрытию Игр. У женщин, как оговаривалось ранее, были свои атлетические игры — Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию — жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем. Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спортсменов обматывались гимантами — специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия " весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом. Самым курьезным и трагическим за всю историю Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564 г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи, оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на голову трупу надели оливковый венок. Поскольку, как было сказано выше, спортсмены смазывали свои тела маслом, то образовавшуюся после состязаний грязь приходилось соскребать специальными приспособлениями — стригилами. Прыжки в длину (обычно серия из нескольких следующих один за другим) — гальма — совершались без разбега со специального возвышения — батера. Для большего размаха при прыжке спортсмены использовали каменные или свинцовые гири — хальтеры, которые следовало уронить до приземления. То есть, прыжок совершался приблизительно так: при отрыве от земли атлет взмахом направлял руки с хальтерами вперед, перед приземлением отводил их назад, а при касании земли отбрасывал хальтеры совсем. Использование хальтеров было необязательным, но они давали прыгуну некоторый импульс в начале упражнения, а также способствовали сохранению равновесия и получению более четкого отпечатка пяток. Кроме того, поскольку спортивные состязания определялись особенностями военного искусства того времени, эти гири в руках прыгуна символизировали оружие, с которым греческому воину приходилось перепрыгивать канавы, рвы и прочие препятствия. Все мероприятие могло сопровождаться аккомпанементом флейты. Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений – гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi — нагой). А длина арены — один стадий — дала название и площадке — стадион. Беговая дорожка не была круговой, как сейчас — атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием — гоплитодромос — наиболее наглядно демонстрировал это. Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов — метание могло производиться только в вертикальной плоскости. Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной цели. Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу. Древние историки (Сократ, Плутарх) почти хором рассказывают о честолюбии Алкивиада, пославшего на Олимпиаду семь (! ) колесниц. Столько, кроме него, не посылал никто — ни частное лицо, ни царь. Он получил первую, вторую и четвертую, по словам Фукидида, награды. Еврипид же указывает, что и третья тоже досталась Алкивиаду. Конные состязания проводились на ипподроме, располагавшемся южнее стадиона, который был длиной в 4 стадия — около 770 м. В более позднее время Игры продолжались семь дней, а в период римского владычества веками установившимся правилам следовали уже не столь строго. В 65 г. н. э. император Нерон превратил Олимпиаду практически в фарс, участвуя в скачках в сильнейшем подпитии. В нарушение всех вековых правил он объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы