Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественное своеобразие романов Фаулза.



Джон Фаулз (1926–2007) – младший современник Голдинга и Мердок – вошёл в литературу в 60-е годы. Современная английская критика оценивает его как «самый интересный и важный талант послевоенного периода». Подобно Мёрдок, он высказал мысль о том, что основой творчества должна стать чёткая философская и эстетическая позиция. Им написаны романы, повести, рассказы, эссе, но все эти произведения объединены ведущей для его творчества проблемой: обретение самосознания как необходимого условия для достижения человеком свободы; преодоление в себе косного, архаичного, тёмного и приобщение к жизни, её красоте и любви.Как и его старшие коллеги, Фаулз пишет в притчевой манере, но его притча отличается своими неповторимыми особенностями. Художественная проза Мёрдок и Голдинга, при всех их различиях, вырастает из определенной системы идей, тогда как у Фаулза идеи рождаются из гущи реальности, поэтому они находятся не вне жизни, а, напротив, являются органической частью её. Первым его романом стал «Коллекционер» (1963), за ним последовали «Маг» («Волхв» – 1965), «Женщина французского лейтенанта» (1969). Герой первого романа – «Коллекционер» – Фредерик Клегг, ординарный, неразвитый молодой человек, неожиданно для себя выигрывает значительную сумму денег и приобретает дом, в подвале которого он прячет похищенную им девушку, талантливую и прелестную Миранду, за которой он в течение долгого времени следил. Он признаётся ей в любви, но она в ужасе от перспективы стать его женой и пытается бежать, но безуспешно. Клегг интуитивно чувствует ее превосходство над собой и стремится завоевать её расположение. Он готов выполнять любое её желание, но при этом полностью лишает её свободы, запирая в подвале. Сам Клегг далёк от подлинной культуры, его ум и чувства весьма примитивны; в отличие от него Миранда – натура высокоодарённая, тонко чувствующая, яркая, глубокая личность. Лишившись возможности вырваться на свободу,

девушка пытается «воспитывать» Клегга, занимается с ним музыкой, живописью, но всё впустую. Они не понимают друг друга, ибо говорят на разных языках. Миранда решается на отчаянный шаг, пытаясь «разморозить» Клегга и найти с ним общий язык: она раздевается перед ним, но он обзывает её проституткой. Он абсолютно противоположен ей. Клегг становится не только тюремщиком девушки, но и её убийцей: она заболевает от недостатка воздуха и лекарств и умирает. «Его дом – остров смерти, а Миранда стремится к жизни и свету. Она и сама излучает свет, но Клеггу не дано это понять». Сначала он хотел покончить с собой, но потом передумал, и в финале он высматривает новую жертву, не такую, как Миранда, «попроще», и ещё он установит в подвале печку. Клегг коллекционирует бабочек, тщательно и любовно он ухаживает за ними. Но он может восхищаться только мёртвой природой – живую он не знает и не чувствует её. Миранда – одна из этих умерщвлённых им бабочек, только и мёртвую он не способен её оценить.

Особенности проблематики романа определили и специфику его повествования: первая часть написана от лица героя, вторая – от лица девушки, в форме её дневника. Поэтому в романе звучат два голоса, даны два взгляда на одни и те же события и факты. Голоса самого автора мы не слышим, он предоставляет читателю самому разобраться в этой

фантасмагории обыденной жизни. Ужасное и невероятное таится в глубинах обыденного сознания, обывательское скудоумие становится источником устрашающих и угрожающих событий и действий – говорит нам своим романом Фаулз, поэтому налет фантасмагории воспринимается как средство привлечь внимание читателя к тому тёмному и чудовищному, что скрывается за внешне усредненной личиной современного обывателя.

Автор выделяет два типа мышления: 1) условно-логический (Клегг); 2) художественный, поэтически-ассоциативный (Миранда). Фаулз не случайно сделал Клегга коллекционером бабочек: у древних греков одно и то же слово обозначало бабочку и душу. Коллекционеры не любят живых бабочек. Поэтому Клегг никак не может привести созданный им идеал в соответствие с реальностью: Миранда - живая, ее мир - мир движения, поиска, творчества

Примитивное сознание даже на уровне обстановки дома не дает произвести впечатление.

- цель для ума – что вада для тела. Когда целью моей жизни стала Миранда, то и я оказался не хуже других.

- коллекционирование - это антижизнь, антиискусство, все анти-.

- он коллекционер. Коллекционерство – огромное мертвое нечто, заполняющее все его существо.

- (она) борьба между каибаном и мной. Он – представитель новых, я – немногих.

«Подруга французского лейтенанта». Обращается к викторианской эпохе. С 1837 – век активного буржуазного процветания. На протяжении 70 лет вся английская культура была направлена на то, чтобы уйти от Викторианства. Начинается золотой век Виктории (все мысли направлены на эту эпоху). Достаточно простой сюжет. Место действия – курорт морской Великобритании. Время упрощения нарядов и туалетов. Открытый финал. Героиня не опровергает сплетен о том, кем она приходилась фр.лейтенанту. каждая глава сопровождается эпиграфом. Импрессионистский роман – такая передача жизни характерна для Фаулза. Очень популярный роман. Героиня выступает в роли своего рода аутсайдера, «фатальной женщины». «Женщина французского лейтенанта» - персонаж, который выстраивает сам себя. Она занимает позицию, которая позволила бы ей остаться в стороне от условностей и обычаев времени. Главная мотивация при этом - оставаться независимой в гораздо большей степени, нежели может позволить эпоха. Она демонстрирует неуязвимость к окружающей среде. Внутри сюжета героиня создает свой собственный сюжет. С помощью своего дара героиня постоянно разрывает повествование, не дает ему замкнуться, противостоит воле автора. происходит совмещение постмодернистского текста с традиционной стилистикой, которая была в ходу в английской литературе за сто лет до этого. Как это и характерно для современной постмодернистской эстетики, темой литературы становится сама литература, темой литературного текста - сам литературный текст в сопоставлении с рядом своих подтекстов. Книга Фаулза - интеллектуальный «роман в романе».

«Волхв» - главный роман Фаулза. Действие – послевоенное десятилетие. Герой – Николас Эрфе - относится к поколению рассерженных. создал клуб «Les Hommers Revokes» (Бунтующие люди) — яркие индивидуальности бунтовали против серой обыденности жизни; и в итоге вступил в жизнь, по собственной оценке, «всесторонне подготовленный к провалу».Живет в Лондоне. Его девушка Элисон. Он не может найти работу и становится учителем на острове в Средиземном море, расстается с Элисон. На острове ему скучно. Это место отдыха, на всем побережье – виллы, где до войны отдыхали состоятельные люди (сейчас всё разрушено). Герой нашел лишь одну виллу, хозяин которой похож на Пабло Пикассо, его зовут Кончис. В романе много описаний, Фаулз доводит их почти до совершенства. Появляется театральный мотив в романе. Герой думает, что он сошел с ума или его разыгрывают, это всё театр. Он видит девушку одетую в стиле 1914, герой возвращается в фашистское прошлое. Это эксперимент, в который вписано огромное количество учатсников. Николас получает ложное известие о смерти Элисон. Объяснение с ней. Появляется тема насилия и нравственного выбора. Игровое начало осознанно. Ощущение современного мира как замкнутого круга. Нарротивная, или текстуальная культура. Появляется симулякр – копия, для которой не существует оригинала. Много препятствий, ситуаций самоопределения. Если человек не справляется, он остается внутри серой массы. Концовка романа ведет к множеству вариантов выбора. Повествователь, молодой англичанин Николас Эрфе, отправляется, в качестве школьного учителя, на греческий островок Фраксос, где перед его взволнованным взором разворачивается череда неожиданных и таинственных событий. Мнимые прояснения ситуации, двусмысленные объяснения людей, окружающих Николаса, сменяются все новыми непредвиденными загадками. Герой оказывается погруженным в грандиозный спектакль, включенным в магический театр, которым руководит некий Кончис, человек с необычными возможностями и темным прошлым. Фантасмагорическая по своему масштабу и утонченности инсценировка Кончиса рассчитана как будто на одного зрителя - самого Эрфе. Розыгрыш проникает в самые интимные и глубинные сферы его личности, ищущей прояснения и разгадки происходящего... Увы, все пути оборачиваются тупиками, а полной ясности нет и в конце книги.

Очень театральный (назвние фаулза – мезанпейзаж). Самый игровой из всех игровых.

 

- В сущности, все рассказы Кончиса об одном — об умении различать истинное и ложное, о верности себе, своему природному и человеческому началу, о правоте живой жизни перед искусственными институциями, такими, как верность присяге, долгу и т.  д. И перед тем как покинуть остров, Кончис заявляет Николасу, что тот недостоин свободы.

- Приходит момент, когда он наконец понимает, что его окружает реальная жизнь, а не Кончисов эксперимент, что жестокость эксперимента была его собственной жестокостью к ближним, явленной ему, как в зеркале...

И тогда обретает Алисон.

Предисловие: смысла в волхве не больше, чем в кляксах Роршаха, какими пользуются психологи. Его идея – это отклик, который он будит в читателе, а заданных заранее верных реакций, насколько я знаю, не бывает.

- теперь я прозрел – на целую смерть позже, чем надо бы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 2245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь