Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные направления английской послевоенной литературы.



В 1947 происходят выборы правительства и премьер-министра. Победила партия, которая хотела построить в Великобритании социализм. Несмотря на фултонскую речь Черчилля, Англия – самая социалистически ориентированная страна, и после войны она начинает его официально строить. Освобождает свои колонии. Экономическое состояние – бедственное: Англия дольше всех живёт по карточкам, но в стране – уравновешенное спокойствие. Проводится много социальных программ: строительство новых университетов, где получают образование представители низших и средних классов. Соц.гос-во помогало человеку от колыбели до могилы. 1979 г. – начинается эпоха обывательского варварства во главе с Маргарет Тэтчер.

1) В 50-е гг. появляется поколение «энгри янг мен». Те, кто пришел с войны, пошли получать образование, но потом им негде было работать. Они называли себя angry young men. Драматург Осборн – «Оглянись во гневе» - новаторская драма для английского театра. Действие сценично, но оно происходит на кухне – частное место! Это настоящая трагедия для английского менталитета. Ужас первых зрителей – пьеса начинается с того, что героиня гладит бельё. Джимми закончил один из новых университетов, но не нашёл работу. Герой недоволен всем: страной, сами собой. Ему нравится быть раздражённым. Вся драматургия рассержнных – кухонная драма или драма кухонной лохани.

После войны развивается жанр университетского романа. Кампус – социальная модель. От этого типа позднее отпочкуется жанр филологического романа.Отец-основатель - Кингсли Эмис «Счастливчик Джим». Повествование о молодом человеке Джиме, который критично относится к своим преподавателям, считая их обветшалыми. Шейла Дилени «Вкус меда». Джон Брейн «Путь наверх». Главный герой Джо Лемптон – представитель рабочей среды, потерявший в войну родителей. Воспитан родственниками. Стал бухгалтером, переехал на работу в другой город. Там начинается его путь наверх. Эти молодые люди не хотят быть как все. Но мы не мыслим своей уникальности вне потребления, т.к. в мире уже есть своя сложившаяся система ценностей. Джо хочет вырваться из среды, чтобы изменить условия своей жизни. Переезжая в другой город, снимает квартиру, которая устраивает его во всем. И он уже не хочет быть квартирантом в этой жизни. Появляется тема театра, где играют непрофессионалы, молодые люди, с которыми знакомится Джо. Он заводит аристократку-любовницу. Считается, что восхождение по социальной лестнице должно происходить именно так. Социальная иерархия – очень английская черта. Джон Уэйн, роман «Спеши вниз». Рассматриваются возможности социального лифта: путь наверх и путь вниз – прильнуть к народной груди.

2) Философский роман Англии. Понятие выражено в образах, сосредоточенность романа на проблемах бытия. Уильям Голдинг, Айрис Мэрдок, Джон Фаулз. У. Голдинг – учитель в городе Сейнсберри, его называли «пророк из Сейнсберри». «Повелитель мух». Фашистское начало – это рептильное зло, которое живет в каждом как самое древнее. Вопрос в том, как его победить в себе. Действие происходит на острове, важно островное начало. Мотив робинзонады существования героев. На острове оказываются тинейджеры, которые с легкой руки американцев многое значат во всем мире. В этом возрасте дети – носители лучших человеческих качеств. Но творят зло - «Человек творит зло, как пчела творит мёд. Кто этого не видит – либо глуп, либо слеп». - Роман раскрывает врождённую способность человека к жадности, жестокости, эгоизму. Все романы написаны в жанре притчи. Романы «Пирамида», «Шпиль», «Воришка Мартин». Айрис Мэрдок. Преподаватель философии, поэтому пишет в жанре философского романа. В к-т смысле её романа экзистенциальные.

«Черный принц». Отсылка к образу Гамлета. Это еще и выражение главной оппозиции времени, позаимствованной из теории Фрейда об эросе и танатосе (сексуальности и смерти). Это основной конфликт романа – между эросом и танатосом. Хотя на первый взгляд сюжет может показаться банальным: мать и дочь Баффина влюблены в Брэдли Пирсона, его друга. Роман представляет рассказ от 1 лица человека, приговорённого к смерти – экзистенциальное состояние пограничности. Идея процессуальности творчества, наслаждение этим процессом.

3) Английский роман в эпоху постмодерна. Английский постмодерн отличается особой тягой к истории. Главная проблема – место человека в истории. Соотношение истории (history) и истории отдельного человека (story). Напротив – повествование, пересказ истории по-своему. История – вещь относительная. Питер Акройд. Создатель литературных биографий. Первые из них написаны в классическом стиле. Главная – биография Уильяма Блейка. Это отсылка к культовой английской фигуре рубежа 18-19 вв., первый романтический поэт Англии. Он не только поэт, но и художник. Он визионер – человек, который видит то, что другим не дано. Блейк считал, что ему даны озарения, был глубоко верующим, но в своего бога и своих ангелов. Прошлое не существует в прошлом, оно подтягивается к сегодняшнему дню. Одновременное существование текстов разных эпох. Интертекст – наша реальность как сочетание текстов, которые мы придумываем. Акройд пишет стилизованные биографии. Н-р, биография Оскара Уайльда практически вымышлена. Малькольм Брэдбери (1928 – 2000). Профессор английских и американских университетов. Роман «Профессор Криминале». В связи с ним появляется термин «симулякр». Складывается имидж героя, который не раскрывается до конца. Джулиан Барнс «История мира в 10 ½ главах», «Попугай Флобера» и др. Роман о симулякре «Англия, Англия». Концепт – сгусток смысла национального сознания. Рассматривается проблема национальных симулякров – страна воспринимается упрощенно, штампами. Культура симулякров примитивна. Грэхем Свифт. Романы «Волан», «Челнок». Главный герой – сын участника 2-й мировой войны, был шпионом, немецким героем. Сын живет под давлением отцовской славы. Весь роман представляет собой совокупность нескольких исторических версий и собственно сама война. «Вода земли» (Water Land). Главный герой – учитель истории. Рассказывает не историю Великой французской революции, а свою личную, об их крае и т.п. Тогдашняя история – это стрела, направленная вверх. У этой истории есть будущее. Сейчас такого нет, нет мотивации.

 

Литература рассерженных. Проблемы, жанры, тип героя.

После второй мировой войны начался процесс стремительного распада британской колониальной империи. Демократические массы Великобритании, возлагавшие надежды на лейбористов, пришедших к власти в 1945 году, скоро испытали тяжелое разочарование в социальных реформах: политика лейбористов оказалась продолжением политики имущих классов. Осложнившаяся политическая обстановка ощутимо воздействовала на настроения интеллигенции и получила отражение в английской литературе 50-х годов. В 60-х годах общественно-политическая обстановка еще больше осложнилась: техническое перевооружение английской промышленности, относительное повышение жизненного уровня населения после новой победы лейбористов (1956) не решили пробле­мы противоречий внутри страны. Угроза атомной войны, тесное сотрудничество с США. Английская литература — бесперспективность, скепсис и растерянность. Подлинным бедствием стало распространение псевдолитературы. Богатейшие владельцы издательских фирм рекламируют, финансируют и распространяют тот вид «фикшн», который разжигает «холодную» войну, поддерживает легенду о «советской опасности» или героизирует убийц, насильников, расистов. В начале 50-х годов в английскую литературу вошли молодые про­заики и поэты, которых назвали писателями «рассерженной молодежи» (angry young men). Отличительной чертой всего написанного ими было острейшее недовольство окружающим, отвращение к современной буржуазной Англии. Недовольство перерастало у «рассерженных» в шумный, анархический бунт без какой-либо положительной программы. Литература «рассерженной молодежи» родилась в первых книгах Кингсли Эмиса (род. в 1922 г.) «Счастливчик Джим» (1953) и «Это неопределенное чувство» (1955) и Джона Узина (род. в 1925 г.) «Спеши вниз» (1953) и «Живя в настоящем» (1955), но ее приметы наиболее концентрированно выразились в пьесе Дж. Осборна «Оглянись во гневе» (1956). К движению «рассерженных» критики без достаточных оснований причисляли Джона Брейна, Томаса Хайнда, Колина Уилсона и даже Айрис Мердок. Герои Эмиса Джимми Диксон («Счастливчик Джим») или Джон Льюис («Это неопределенное чувство»), герои Узина Ламли («Спеши вниз») или Эдгар Бэнкс («Живя в настоящем»), наконец, Джимми Портер — герой пьесы Осборна — проклинают и общественное устрой­ство страны, и традиционную мораль, и систему образования, не открывающую путей в жизнь, и самых различных людей.

Бунт «рассерженных» был реакцией буржуазно-демократической молодежи на те порядки, которые установились в стране после второй мировой войны. Объективно это был облеченный в своеобразную форму протест против лейбористов. Первые произведения «рассерженных» содержали едкий сарказм, смелую и громкую инвективу против «тех, что наверху». Сила протеста в их произведениях была велика, но бунт их оказался бесперспективным, сводясь к одному отрицанию. Характерной чертой всего, что они писали, было отрицание одновременно и отжившего, реакционного, антигуманного, и передового, революционного.

Джон Брейн «Путь наверх» и «Жизнь наверху». Главный герой Джо Лемптон – представитель рабочей среды, потерявший в войну родителей. Воспитан родственниками. Стал бухгалтером, переехал на работу в другой город. Там начинается его путь наверх. Эти молодые люди не хотят быть как все. Но мы не мыслим своей уникальности вне потребления, т.к. в мире уже есть своя сложившаяся система ценностей. Джо хочет вырваться из среды, чтобы изменить условия своей жизни. Переезжая в другой город, снимает квартиру, которая устраивает его во всем. И он уже не хочет быть квартирантом в этой жизни. Появляется тема театра, где играют непрофессионалы, молодые люди, с которыми знакомится Джо. Он заводит аристократку-любовницу. Считается, что восхождение по социальной лестнице должно происходить именно так. Социальная иерархия – очень английская черта. Уэйн - герой романа «Спеши вниз» — молодой человек, окончивший университет, но бросивший вызов профессии «белого воротничка», — проклинает и бездушных дельцов, и пошлых ограниченных мещан, и литераторов, прячущих свою бездарность под маской авангардизма, и снобистскую интеллигенцию, но одновременно открещивается и от боевых революционных традиций 30-х годов и простого народа, с которым не ощущает ни общих целей, ни общих интересов. Джимми Портер в «Оглянись во гневе» осыпает проклятиями все и вся, но не произносит ни одной конструктивной мысли и обнаруживает полнейшую беззащитность перед ненавистным и угрожающим ему миром, который наступает на него со всех сторон и с которым он не в силах бороться. В обличениях «рассерженных» героев звучала боль и даже отчаяние, но эта боль вытекала из бессилия, определялась упрямым индивидуализмом, который они и не могли и не хотели преодолеть. Им нравилось быть рассерженными. Однако выступления «рассерженных» привлекли внимание к застою и рутине мещанского мира, обнажили многие неприглядные стороны быта и общественных отношении, лицемерие и фальшь. Кризис в развитии литературы «рассерженных» был предрешен заранее; ее представители должны были либо сделать какие-то конструктивные выводы из своей критики, либо капитулировать перед буржуазным миром. И кризис наступил. Течение «рассерженных», если о таковом можно говорить, прекратилось в конце 50-х годов. Общность настроений, наметившаяся в творчестве нескольких авторов и так или иначе прозвучавшая у других, не породила ни единой эстетики, ни единой творческой программы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1886; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь