Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Программы обучения дошкольников изодеятельности, их характеристика, структура, группы задач (изобразительные, технические, развивающие).



Программы по изобразительной деятельности должны быть во всех дошкольных образовательных учреждениях.

Общая структура программ.

 


В различных программах планка технических и изобразительных задач может быть выше, или ниже, развивающие и воспитательные задачи мало отличаются, есть некоторые акценты: - так программа" Семицветик" делает ак­цент на экологическое воспитание в процессе изодеятельности, программа " Радуга" - на эстетическое воспитание средствами декоративно - прикладного народного искусства, программа " Гармония", на интеллектуально-художественное воспитание и развитие.

Структура программы Д.И. Воробьевой «Гармония». Модель ступенчатой интеграции.

Специфика программы - это интеллектуально-художественная программа развития лично­сти дошкольника, в ней намечен выход на интеграцию, комплектность в художест­венном воспитании детей.

Схема интеграции программы
Непременным условием изобразительной деятельности является накопле­ние информации о том, что будет изображено: о предмете, явлении, живом объек­те. Вся последовательность работы по интеллектуально-художественному раз­витию личности ребенка по программе «Гармония» имеет гуманистическую направленность, т.к. дети учатся очеловечивать птиц, животных, растения, неоду­шевленные предметы, через это - чувствовать, когда им хорошо, радостно или грустно, больно. Такой подход к художественному воспитанию способствует развитию нравственности, гуманного отношения к окружающему миру, развитию эстетических и нравственных чувств, развитию способности понимать символиче­скую реальность изобразительного искусства.

 

 

       
 
1 ступень.
 
2 ступень.


Услышать в стихах, прозе, в фольклоре, музыке, о чем рассказывают растения, как проявляют себя птицы, звери, человек. Задачи: а) развивать способность переживать поэтические, музыкальные образы, ак­тивизировать словарь детей, б)воспроизводить и озвучивать образы, в)приобщать к посещению концертов классической музыки с родителями.  
Обыгрывать образы предметов, явлений природы, растений, птиц, животных: - в пантомиме (позе, мимике, движении тела, рук, пластике) -в играх-драматизациях, -в кукольном театре,  
Собственно изобразительная деятельность  
Рассматривать предметы и явления в произведениях живописи, скульптуры, народно-прикладного искусства. Цель: а) научить детей увидеть образ, который создал художник, его характер, доб­рые или недобрые намерения, настроение, б) посещение музеев, выставок.  
Наблюдать в природе, в жизни различные предметы, явления. Цель наблюдений: а) побуждать детей к эстетическим восприятиям, зрительным, двигательным, обонятельным, б) вызвать удивление, переживание по поводу увиденного.  

Обобщённый перечень развивающих и воспитательных задач в процессе изодеятельности, поставленных разными " Программами".

Младший возраст (2-4 года)

2. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности разных видов.

3. Воспитывать аккуратность в работе с разными материалами и инстру­ментами.

4. Воспитывать самостоятельность в работе.

5. Развивать эстетическое восприятие, умение замечать красивое в простом: в быту, природе, искусстве.

6. Воспитывать чувство цвета, закреплять представление об основных цве­тах хроматической гаммы, некоторых оттенках: голубой, розовый, а так­же об ахроматических цветах: чёрном и белом.

7. Развивать эстетические чувства при восприятии предметов декоративно -прикладного искусства, книжных иллюстраций.

8. Познакомить детей с дымковскими, филимоновскими игрушками из гли­ны; с деревянными игрушками: семёновскими матрёшками, городецкими свистульками.

9. Развивать у детей чувство формы, учить различать и называть объёмные и плоские формы: круглый, шарик, квадратный, кубик, треугольный, призма, пирамида.

10. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к работам товарищей, умение радоваться их успехам.

11. Воспитывать навыки совестной работы (коллективы небольшие - 3 – 4 ребёнка)

12. Развивать навыки самообслуживания при раздаче и уборке материалов.

13. Развивать координацию движений левой и правой руки.

Средняя группа 4-5 лет.

1. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать предметы.

2. Совершенствовать чувство цвета детей, познакомить с новыми цветами и оттенками (оранжевый, фиолетовый, сиреневый), с тёплыми и холодными тонами.

3. Воспитывать эстетический вкус в подборе цветосочетаний.

4. Совершенствовать чувство формы: закреплять представление об оваль­ной, овоидной, ромбовидной форме, розетте, трапеции, бруске и др.

5. Развивать творческую самостоятельность детей.

6. Воспитывать умение доброжелательно оценивать работы товарищей.

7. Познакомить детей с жанрами живописи, со скульптурой, учить эмоцио­нально откликаться на произведения искусства.

8. Развивать воображение, фантазию детей.

9. Воспитывать у детей бережное и эстетическое отношение к природе, оче­ловечивая в своих рисунках, лепке, аппликации деревья, цветы, птиц, жи­вотных; учить сопереживать им.

10. Познакомить детей с новыми видами декоративно - прикладного искус­ства: каргопольские, тверские глиняные игрушки, хохломская посуда и роспись, жостовские подносы и др.

11. Познакомить со свойствами и качествами бумаги разных видов.

12. Совершенствовать умение сотрудничать с товарищами.

13. Учить планировать работу.

Старший возраст 5-7 лет.

1. Развивать интерес к самостоятельным наблюдениям.

2. Совершенствовать чувство цвета детей; познакомить с цветами спектра, с новыми цветовыми оттенками основных цветов и полутонов (красный может быть рябиновым, алым, пурпурным, малиновым, терракотовым; жёлтый - лимонным, песочным, бежевым, охрой и т.п.)

3. Продолжать воспитывать эстетический вкус в подборе цветосочетаний, познакомить с гармоничным сочетанием и сочетанием в тональности од­ного цвета.

4. Совершенствовать чувство формы, закреплять понятия о полукруге, полу шаре, полу кубе, цилиндре, конусе, пятиугольнике, шестиугольнике, восьмиугольнике и др.

5. Развивать художественно - творческие способности детей.

6. Познакомить со средствами выразительности в разных видах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре.

7. Развивать эстетическое восприятие природы, живое созерцание, эмоцио­нальное видение природы в разное время года и суток, в разных состоя­ниях, стихиях; такое восприятие исключает анализ, препарирование объ­екта природы.

8. Развивать творческое воображение, фантазию.

9. Воспитывать эстетический и художественный вкус детей.

10. Продолжать знакомство с русским народны декоративно - прикладным искусством: абашевские, оятские глиняные игрушки, гжельская, скопинская керамика, вологодские кружева, городецкая, полхов - майданская роспись. Познакомить с белорусской соломкой, гуцульской и опошнянской керамикой, казахскими войлочными коврами, узбекской керамикой.

11. Воспитывать созидательное отношение к миру, желание самим творить красоту.

12. Развивать взаимопомощь, умение договориться в коллективной работе.

13. Продолжать учить оценивать в работах товарищей и в своих работах средства выразительности: в лепке - форму, движение; в рисунке - ритм, цвет, композицию и т.п.

14. Развивать остроту зрения детей, глазомер.

15. Воспитывать заботливое отношение к близким, изготовляя сувениры, по­дарки; уметь их вручать.

16. Познакомить с искусством дизайна.


 

 


Особенности художественно- экологической программы Копцевой Т.А «Природа и художник».

1. Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года.

2. Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих раскрывая его на новом уровне сложности.

3. Блочно-тематическое планирование содержания занятий.

4. Основные раз­делы программы группируются вокруг единой темы.

5. Содержа­ние каждого года основывается на четырех тематических бло­ках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть перестав­лены, педагог может сам определить порядок их прохожде­ния.

5. Система художественно-творческих заданий рассчитана на одно занятие в неделю.

6. При двух и более занятий в неделю, расширение программного материала осуществляется за счет выполнения заданий по предложенной теме разнообразными ху­дожественными материалами (живописными, графическими, скуль­птурными и т.п.), или использует один из предложенных вариан­тов занятия.

7. Каждая программная тема может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариативному подходу к осмысле­нию той или иной развивающей (учебно-воспитательной) задачи.

На каждом занятии изобразительного искусства решаются следу­ющие задачи:

1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

  • - умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
  • - способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, дру­гим человеком или героем художественного произведения (вставать на место другого, быть в чье-то роли)

· готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых су­ществ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т.п.), сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Крас­ную книгу) видам растений и животных;

· стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препят­ствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;

· умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном — значительное, в неказистом — выразительное, любоваться уголками родной и экзотической при­роды;

· способность чувствовать характер и изменчивость природ­ных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-на­строениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);

· готовность эмоционально переживать образную форму про­изведений изобразительного искусства и т.п.

2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).

· быть оригинальным в выборе сюжета;

· использовать адекватные средства ху­дожественного выражения (цвет, линию, объем и т.п.) для осуществления своего замысла;

· давать оценку продуктам своей и чу­жой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

· проявлять инициативу: самостоятель­но, в кружке, студии или дома выполнять задания на пройденные или предстоящие темы, рисовать на свободные темы;

· развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я» (я — художник — зри­тель — критик).

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктив­ных видах творчества, обучение «языку изоб­разительного искусства».

· изобразительной (работа с гуашью, ак­варелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, палочкой, фломастерами и др.);

· конструктивной (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.);

· декоративной (создание и украшение предметов декоратив­но-прикладного значения или их эскизов).

 

4. Сообщение с учетом возрастных осо­бенностей детей знаний в области изобра­зительного искусства, приобщение к ми­ровой художественной культуре.

· готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверст-никами по поводу рассматриваемых на занятии проблем;

· способность проявлять свои (пусть еще очень незначительные) познания в области изобразительного искусства, пытаться ]анализировать произведения различных видов искусства (живо­писи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна), различать их образную специфику, выра­жать свое отношение к ним;

· умение вести поисковую работу, самостоятельно или вместе с родителями коллекционировать открытки, книги, марки, жур­налы и т.п. по искусству, собирать свои собственные рисунки или поделки, посещать художественные выставки, делиться сво­ими впечатлениями с товарищами;

· готовность быть активным на занятии, не стесняться спра­шивать у педагога о том, что непонятно, и т.п.


 

Методы и приёмы обучения.

В традиционной классификации все методы и приемы обучения делятся на 4 группы: наглядные, словесные, игровые и практические.

Приемы наглядного метода

1. Образец. Образец-это готовая работа воспитателя. Образцами можно пользоваться только на занятиях по декоративному рисованию, декоративной аппликации и конструированию. Образцов должно быть несколько. Такие образцы называются вариативными.

2. Рассматривание игрушек, предметов, скульптуры малых форм. Организуется как на занятиях, так и вне занятий. Эстетическое восприятие предметов должно быть построено на сенсорной основе, с включением не только зрительного анализатора, но и слуха, обоняния, вкусовых рецепторов, осязания.

3. Рассматривание картинок, книжных иллюстраций, фотографий, схем, чертежей. Они дополняют реальные объемные изображения предметов в натуре или в игрушке.

4. Просмотр слайдов, диафильмов, телефильмов, видеофильмов. Это дает возможность получить сильные эмоциональные впечатления о предметах или о сюжетах.

5. Наблюдения на экскурсиях. Включает рассматривание деревьев и птиц в парке, зданий с различной архитектурой, транспорта на улице.

6. Показ педагогом последовательности и технических приемов работы. Во всех возрастных группах показ должен быть частичным, показывать нужно только незнакомые технические приемы работы.

7. Детская пантомимика. Пластикой своего тела, рук, ног дети показывают как выглядит тот или иной предмет, например, старая или молодая елочка, грустный или веселый цветок.

8. Слушание музыки. Например, «Времена года» Чайковского перед рисованием пейзажной картинки.

Приемы словесного метода.

1. Чтение стихов, потешек, отрывков из литературных произведений, сказок, рассказывание волшебных историй, загадывание загадок, пение песен. При выборе литературных текстов желательно, чтобы в них звучало образное описание предметов, что помогает создать выразительный образ. Некоторые воспитатели сами сочиняют такие стихи и загадки. Вот один из примеров.

Посмотрите, как астры красивы,

Сколько нежных оттенков у них:

Желтых, розовых, красных, лиловых,

Только нет среди них голубых.

Серединки у них бархатисты,

Словно, солнышка желтый кружок,

Лепестки их густы и лучисты,

Ведь звездою зовется цветок.

Много разных цветов есть на цвете:

Розы, лилии и гиацинт,

Но всех больше мне нравятся эти-

Астры - осени нашей цветы.

Вот пример волшебной истории в начале занятия по рисованию в подготовительной к школе группы: «Жил на свете король огня. Он очень любил все цвета, напоминающие огонь: красный, оранжевый, желтый. Такие цвета называются теплыми. Он очень боялся холодных тонов, ведь они могут потушить огонь. Для этого он решил заколдовать холодные цвета: к синему, голубому он решил добавить красного, смешав их. Краски сразу потеплели, и он перестал их бояться. Давайте нарисуем сказочный дворец королю огня, используя теплые цвета или из холодных, делая чуть-чуть теплые, путем смешивания красок».

Пример загадки для занятий по рисованию кота в средней группе. «Мягкие лапки, а в лапках - царапки, хвост пушистый и усы - нет приятнее красы».

На занятиях по конструированию поделок типа оригами рассказываются «оригамные сказки», помогающие запомнить последовательность сгибания бумаги. Например, «Надела бабушка косынку и пошла в огород. Увидела там треугольный куст, отогнула одну веточку, другую, и увидела бабочку».

2. Объяснение, сопровождающее показ воспитателя. Одно должно быть лаконичным и понятным.

3. Беседы с детьми. Например, об элементах узоров народной росписи, о последовательности работы.

4. Указания, замечания, советы, подсказки - приемы индивидуальной работы с детьми в процессе занятия.

5. Анализ и оценка детских работ. В оценке принимают участие дети.

Приемы игрового метода

1. Игровая ситуация и игровая мотивация. Используются в начале, середине и конце занятия. Они могут заключаться в сюрпризном вынесении игрушки или внезапном ее появлении из-за ширмы (двери). Далее игровой персонаж просит что-нибудь для него сделать: слепить его друзей, нарисовать его портрет,
построить ему дом. Игровая ситуация используется и в старших группах. Например, дети превращаются в «холомских мастеров» или мысленно, закрыв глаза летят на самолете в жаркую страну, или в доисторический лес с динозаврами. Дети 5-7 лет могут создавать декорации, афиши для своих
спектаклей, тогда они превращаются в художников-оформителей.

2. Игровые действия. Дети могут рисовать, лепить, мастерить, играя.
Например, кисточка в юбочке превращается в девочку, которая рисуя круги кружится, в машину или пароход, которые едут или плывут. При раскрашивании яблочка кисточка гладит ему то левый, то правый бочок. Чтобы слепить конусы дети делают руки «домиком» или «лодочкой». При конструировании поделок типа оригами играют с листом в той последовательности, которая описана в «оригамной сказке».

Игровые действия детей могут вклиниваться в интегрированные занятия. Например, «Дети едут на поезде, выходят на остановках, что-то видят, «фотографируют» - подходят к мольбертам и делают зарисовки, а в конце занятия - рассматривают, кто, что «сфотографировал».

3. Участие игрового персонажа в оценке работ.

4.Дидактические игры. Например: «Составь узор, букет», «Лото «Виды народного искусства».

Приемы практического метода

1. Упражнения в формообразующих движениях. Детям предлагают нарисовать предмет пальцем в воздухе или сухой кисточкой на листе.

2. Обследовательские действия. Игрушки, предметы дети ощупывают, обводят пальцем, нюхают, если это цветы, пробуют на вкус (например, перед рисованием арбуза).

3. Упражнение в вырезании из газеты. Используется перед тем, как дети начнут вырезать из цветной бумаги.

Новая классификация методов и приемов обучения.

1. Информационно-рецептивный метод.

Включает в себя восприятие предметов, обследование, рассматривание образцов, показ способов действия, объяснение или рассказ педагога, указание, напоминание, совет, уточнение, анализ детских работ.

2. Репродуктивный метод.

Это упражнение детей сухой кистью или простым карандашом, упражнения в вырезании и др. упражнения.

3. Исследовательский и эвристический методы.

Это поиск детьми способов изображения, который предполагает творческую деятельность. Например, создание иллюстраций к книге.

4. Игровые приемы. Включаются во все методы.

Итак, в педагогическом процессе воспитатель применяет методы обучения изобразительной деятельности в их диалектическом единстве.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1908; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь