Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Организаторская компетентность преподавателя
Анализируя деятельность преподавателя вуза, мы коснулись такой функции, как руководство людьми, т.е. выделили организаторскую функцию. Действительно, преподавателю часто приходится высту-пать в роли руководителя (организатора) – организация различных видов занятий, руководство научно-исследовательской работой сту-дентов, производственной практикой, курсовым и дипломным про-ектированием, кураторская работа, общественная деятельность и т.д. Для успешного выполнения этих функций преподаватель должен обладать организаторской компетентностью, представляющей со-бой систему взаимосвязанных знаний, умений, способностей и лич-ностных свойств. К знаниям преподавателя в области менеджмента образования относятся: • понятие о менеджменте, его цели, значение и функции;
• функции и особенности менеджмента образования;
• структура организаторской деятельности преподавателя;
• планирование и организация различных видов занятий, в том числе самостоятельной работы студентов;
• методы и стиль педагогического руководства;
• мотивация учебно-познавательной деятельности студентов;
• подготовка и принятие управленческих решений по отношению
к студенческой группе; контроль и оценка обученности студентов; • управление качеством образовательного процесса.
Умения преподавателя в этой области обусловлены выполнением следующих управленческих функций:
• определение цели учебно-познавательной деятельности студентов;
• планирование содержания и методов обучения по преподавае-мой дисциплине;
• подготовка и проведение различных видов занятий:
• выдача учебных заданий студентам, организация их совместной деятельности;
• контроль выполнения работ и оценка результатов;
• обеспечение учебной дисциплины.
Что касается требований к психологическим свойствам организато-ра (руководителя), то они весьма разнообразны. Полное их описание дано в книге [178], здесь отметим лишь некоторые, наиболее важные качества, необходимые для успешной организаторской деятельности.
Организаторская компетентность нужна не только для обеспече-ния процесса обучения в вузе, но и для самоорганизации деятель-ности преподавателя.
Организаторская компетентность руководителя исследовалась Л.И.Уманским [155]. Он выделил 18 типичных организаторских качеств личности: способность «заряжать» своей энергией других людей; умение находить наилучшее применение каждому человеку; способность понимать и верно реагировать на психологию людей; видеть недостатки в поступках других людей (критичность); психо-логический такт; инициативность; требовательность к другим лю-дям; склонность к организаторской деятельности; практичность – умение непосредственно, быстро и гибко применять свои знания в решении практических задач; самостоятельность; наблюдатель-ность; самообладание; общительность; настойчивость; активность; работоспособность и организованность.
Думается, что перечисленные выше качества относятся и к препо-давателю вуза как к организатору учебно-познавательной деятельно-сти студентов, и к руководителю студенческих групп.
Креативная компетентность
Понятие «креативность» означает уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Для разведения понятий «креативность»
и «творчество» целесообразно пользоваться двумя характеристика-ми: субъективно обусловливающей для обозначения креативности
и процессуально-результативной для обозначения творчества. Иными словами: креативность относится к качеству личности, а творчество – к процессу, в котором проявляется креативность. 404 Глава 19. Преподаватель как субъект научно-педагогической деятельности Креативность является особым принципом образования. Из-вестный философ Н.А. Бердяев установил следующее.
Творчество возможно лишь при допущении свободы. Творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия. Для объяснения природы творчества человеку необходимо преодоление границ бытия, максимальная сте-пень свободы, какая только возможна для него.
Творец одинок, и творчество носит не коллективно-общий, а ин-дивидуально-личностный характер. Но творческий акт направлен к то-му, что имеет мировой, общечеловеческий и социальный характер.
Творческое развитие должно быть открыто в мире. Познание творческой эпохи не пассивное, а активное; оно предполагает твор-ческое усилие. Учение о творческом развитии предполагает свободу как основу личности, как основу всякого бытия [14].
Под креативной компетентностью преподавателя понимает-ся система знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности преподавателя (педагогической, коммуникативной, организаторской). В данном контексте акцент делается на исследовательский компонент его про-фессиональной деятельности.
Исследования креативности и творчества широко представле-ны в отечественной науке. Выделены критерии творчества, идут ак-тивные исследования его психологических механизмов (Д.Б. Бого-явленская, А.Н. Лук, А.В. Морозов, Я.А. Пономарев, А.И. Щербаков и др. Среди наиболее перспективных направлений изучения твор-чества в настоящее время следует отметить исследования Д.Б. Бого-явленской [20], которая в своих экспериментальных работах выде-лила единицу анализа творчества. В качестве такой единицы была взята интеллектуальная активность, которая отражает познаватель-ные и мотивационные характеристики творческой личности в их единстве.
Разные исследователи указывают на разный компонентный состав профессионально-творческих способностей преподавателя. Так, на-пример, А.И. Щербаков [182] выделяет следующие индивидуально-психологические особенности личности педагога, от развития кото-рых зависит уровень его профессионально-творческих достижений: высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность ра-боты с ними, цельный и твердый характер, самостоятельность и дело-витость, педагогические способности, практические навыки и умения (общепедагогические, общетрудовые, коммуникативные и др.).
Основываясь на результатах проведенного исследования, А.В. Мо-розов [89] выделил некоторые личностные качества, отличающие креативных людей от некреативных, а именно: любознательность; стремление к самосовершенствованию; смекалку, находчивость, сообразительность; изобретательность; самостоятельность и неза-висимость в суждениях, мышлении, поступках; широкий кругозор
и эрудиция; профессиональную компетентность; артистичность; оптимизм, чувство юмора; оригинальность, гибкость мышления, ха-ризматические качества и др.
В структуре креативной компетентности личности (в том числе и преподавателя) можно выделить следующие качества:
• способность к творчеству, к решению проблемных задач;
• гибкость и критичность ума, интуиция, инсайт, самобытность
и ассертивность (уверенность в себе);
• умение ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, к переносу опыта, предви-дения и т.д.;
• эмоционально-образные качества – одухотворенность, эмоцио-нальный подьем в творческих ситуациях, ассоциативность, вообра-жение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к про-тиворечиям, способность к эмпатии (эмпатийность);
• обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, прони-цательность, умение видеть знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;
• способность к прогнозированию, способность формулировать гипотезы, конструировать версии их доказательства;
• склонность к риску, стремление к свободе.
Важными составляющими креативности специалиста являются знания и умения, лежащие в основе собственной познавательной деятельности. В креативной компетентности лежат способности к интеллектуальному труду:
• отбросить обычные стандарты и методы решения, искать новые, оригинальные;
• видеть дальше непосредственно данного и очевидного;
• охватывать суть основных взаимосвязей, присущих проблеме;
• ясно видеть несколько различных путей решения проблемы и мысленно выбрать наиболее эффективный;
• чутье к видению проблемы там, где кажется, что все уже решено. Анализируя креативные способности, отечественные ученые от-
мечают высокую роль интуиции в научном творчестве как результате большой умственной работы, позволяющей сократить путь позна- 406 Глава 19. Преподаватель как субъект научно-педагогической деятельности ния на основе быстрого логически неосознаваемого понимания си-туации и нахождения правильного решения. В научном творчестве интуиция помогает рождению гипотез, способности видеть про-блему, ее фон, определять связи с другими проблемами, формули-ровать гипотезы, находить критерии измерения изучаемых явле-ний, описывать и синтезировать научные факты, находить им место в теории.
Кроме того, при исследовании проблемы творческих способно-стей в связи с задачами высшей школы выделяются свойства, при-сущие творческой личности, а именно:
• Интерес к сложному и неясному – творческого исследователя привлекают мало познанные или неясные феномены, таящие воз-можность открыть что-то новое.
• Склонность задаваться вопросами. Главным и необходимым условием творческого отношения является способность удивляться, видеть запутанные проблемы и пробелы в знаниях. Эта способность побуждает индивида задаваться вопросами.
• Чувство ответственности за развитие науки. Творческие иссле-дователи смотрят на себя как на неотъемлемых участников процесса производства знаний и не считают науку неким внешним феноме-ном, существующим отдельно и «вне» них. Им свойственно чувство ответственности за науку.
• Спонтанная любознательность – один из главных стимулов для усвоения необходимых специальных знаний и для собственной научно-исследовательской работы.
• Способность продолжительное время заниматься решением одной
и той же проблемы. Проблемы, с которыми приходится иметь дело ученому, нередко настолько сложны и трудны, что их решение может быть найдено лишь путем продолжительного и упорного труда.
Высокая степень научной одаренности предполагает развитие следующих способностей:
• запоминания и воспроизведения большого объема информации (хорошая память);
• творческого мышления, для оценки которой можно пользовать-ся двумя критериями: 1) быстротой, с которой человек решает мыс-лительные задачи и 2) степенью трудности мыслительной задачи, которую он в состоянии решать;
• фантазирования – наглядного представления себе что-нибудь нового, раннее не встречавшегося в опыте. Особенно важную роль фантазия играет на таких фазах научно-исследовательской работы, как мысленный эксперимент, построение и проверка гипотезы;
• наблюдательности – умения при изучении отдельных явлений быстро и легко замечать все то, что нужно или что может оказаться полезным.
Для успешности научно-исследовательской работы преподава-телю (ученому) необходимо, помимо научной одаренности, обла-дать еще и известными чертами личности. Кроме любознательно-сти и способности продолжительное время заниматься решением одной проблемы должны быть такие черты, как энтузиазм по от-ношению к своей работе и ее задачам; прилежание – способность к продолжительному и усидчивому труду; дисциплинированность; способность к критике и самокритике; умение ладить с людьми. Это черта личности особенно важна для ученого, руководящего ра-ботой целого исследовательского коллектива. Эта же черта – одна из главных предпосылок для успеха педагогической деятельности ученого.
Важным качеством преподавателя как творческой личности явля-ется исключительно высокий уровень эмпатии или по очень удачному выражению и названию книги В. Леви – «искусство быть другим» [68]. Чем выше способность преподавателя к сочувствию, сопережи-ванию и сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты. Но чтобы сотворчество преподавателя и студентов со-стоялось, необходимо «умение быть другим», которое складыва-ется из знания психологии людей и природы общения, умения воспринимать себя и других, вести себя, а также знание своих пси-хологических особенностей, восприятие себя и способность себя изменить.
Креативная компетентность преподавателя обеспечивает эффек-тивную научно-исследовательскую работу, систематическое совер-шенствование содержания и методов обучения, накопление плодот-ворной научной и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения студентов.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 4243; Нарушение авторского права страницы