Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Периоды творчевства Микеланджело: эволюция художественного языка.
Ротенберг, Смирнова «Монум. ж-сь ит. Возр.»Время в котором жил и творил Микеланджело, называется эпоха Возрожде́ ние, или Ренесса́ нс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая кул-ре нового времени. пример хронол. рамки 14-16в. Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. Художественная деятельность Микеланджело можно разделить на несколько этапов. 1.становление его как художника. Микеланджело Буонарроти родился в 1475 г. в небольшом городке Капрезе недалеко от Флоренции. В 1488 г. юноша поступает в мастерскую известного флорентийского живописца Доменико Гирландайо, а через год переходит в художественную школу, основанную Лоренцо Великолепным (Медичи), где под руководством Бертольдо ди Джованни начинает обучаться ваянию. Уже в юношеских произведениях, определились главные черты творчества М.-монументальность, пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Первые ранний работы: «Мадонна у лестницы» выполнена в технике низкого рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (пути), изображенных на верхних ступенях лестницы. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Главное место в рельефе принадлежит мадонне, величавой и серьезной. Однако особая ее сосредоточенность, контраст мощных рук и ног с изяществом и свободой трактовки живописно - певучих складок ее длинного одеяния, удивительный в недетской силе младенец на ее руках - все это идет от самого М. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем - огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. Иной характер у рельефа - «Битва кентавров». Он поражает мощной динамикой, бурным движением, пронизывающим всю композицию, богатством пластики. Люди и кентавры сплетаются в смертельной схватке. Фигуры сражающихся заполнили все поле рельефа, удивительного в своей пластической и драматической целостности. Среди клубка сражающихся выделяются отдельные, идеально прекрасные обнаженные фигуры, моделированные с точным знанием анатомического строения человека. Некоторая незавершенность отдельных частей рельефа усиливает по контрасту выразительность фрагментов, законченных со всей тщательностью и тонкостью. Проявившиеся черты монументальности в этом сравнительно небольшом по размеру произведении предвосхищают дальнейшие завоевания М. в этой области. 2 Римский период творчества. С поездкой в 1496 г. В Рим и работой там до 1501г. Открывается новый этап творчества М. его произведения этого периода ознаменованы новой масштабностью, размахом, подъемом к вершинам мастерства. Здесь им были исполнены первые крупные заказы - статуя «Вакх»(1489-1497), и скульптурная группа «Оплакивание Христа» (так называемая «Пьета», 1497-1501, Рим, собор св. Петра).«Вакх» Примечателен образ маленького козлоногого сатиренка, сопровождающего Вакха. Беззаботный, весело улыбающийся, он ворует виноград у Вакха. Мотив непринужденного веселья, пронизывающий эту скульптурную группу, - исключительное явление у М.На протяжении всей своей долгой творческой жизни он некогда больше к нему не возвращался. Ключевым произведением молодого М. римского периода его творчества, знаменующим начало Высокого Возрождения в итальянской пластике, оказалась мраморная группа «Оплакивание Христа», (пьета). Печать глубокого внутреннего переживания, отмечающая этот шедевр М. Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе св. Петра в Риме. Скульптурная группа поражает мастерством композиции, уверенностью и свободой в изображении нагого тела, силой и глубиной эмоционального содержания при кажущейся внешней сдержанности.Творчески освоив достижения античных мастеров, скульптор в Средневековье и раннего Возрождения, М. явил миру свои шедевры. Обобщенный образ идеального прекрасного человека, найденный античным искусством, он наделил чертами индивидуального характера, раскрыв сложность внутреннего мира, душевной жизни человека. В 1505 г. папа Юлий II приглашает художника в Рим, где М. начинает работу над гробницей папы. Реакция Юлия II на проект гробницы была отрицательной, и, возмущенный критикой, М. прекращает работу и возвращается во Флоренцию. Вскоре, однако, наступает примирение, и в мае 1508 г. художник приступает к росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, над которой он трудился до 1512 г. Один, без помощников, М. расписал весь свод, общей площадью свыше шестисот квадратных метров, создав самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения. В средней части потолка художник изобразил девять сцен из библейской книги Бытия («Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая», «Потоп»). По углам пяти из них — двадцать фигур обнаженных юношей. По боковым сторонам свода — семь пророков («Иеремия») и пять сивилл («Ливийская сивилла»). В распалубках свода — четыре драматических эпизода библейской истории («Битва Давида с Голиафом», «История Юдифи» и др.). М. создал грандиозную торжественную композицию, легко обозримую в целом и в деталях и воспринимающуюся как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей. При всей масштабности этой работы художник сумел достичь декоративного единства всей гигантской росписи в целом. 3. Флорентийский период творчества. В 1501 г. М. переезжает во Флоренцию. По заказу Флорентийской республики в 1501—04 гг. мастер исполняет одно из лучших своих произведений — колоссальную мраморную статую «Давид». Достигающая в высоту почти 4, 5 метров, статуя рождает представление о грозной силе, о героическом порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. Статуя была установлена у входа в палаццо Веккьо, где и простояла более 3, 5веков. В этот период мастер работает также над живописными произведениями: «Святым семейством» («Мадонна Дони») и картоном «Битвы при Кашине» (для росписи Палаццо Веккьо). 5. В 1516—34 гг. М. вновь живет во Флоренции. В 1520 г. по заказу папы Климента VII (Джулиано Медичи), мастер приступает к созданию фамильной усыпальницы семьи Медичи в церкви Сан-Лоренцо. Однако трагические события итальянской истории прервали эту работу. В 1531 г. Микеланджело возобновил работу над капеллой Медичи, но обстановка во Флоренции при новых правителях чрезвычайно тяготила его. Он часто покидал родной город и подолгу жил в Риме, а в 1534 г., не вполне закончив работу в капелле, он почти бежал из Флоренции, навсегда покинув ее. Капелла Медичи стала одним из самых замечательных произведений М. В этот же период М. работал над одним из первых своих архитектурных проектов-монастырское помещение, примыкавшее к церкви Сан-Лоренцо, зодчий перестроил в публичную библиотеку-так называемую Лауренциану (1523—34). Мастер создал выразительный ансамбль динамичного пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала.6. Позднеримский период творчества Последние тридцать лет жизни М. провел в Риме. В 1536—41 гг. по заказу папы Павла III художник пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы. В условиях усиливающейся реакции и кризиса гуманистических идеалов творение 66-тилетнего мастера вызвало резкое недовольство в церковных верхах. Папа Павел IV Караффа счел это произведение непристойным, т.к. там было изображено множество обнаженных человеческих тел. М. было предложено задрапировать некоторые фигуры, что и было исполнено его учеником Д. де Вальтера.В 1542—50 гг. Микеланджело исполнил фрески для капеллы Паолина в Ватикане («Обращение Павла», «Распятие св. Петра»). В этой работе отразились глубокие раздумья художника о тщете человеческих усилий, мучительная безнадежность поисков истины. Для позднего творчества М. характерны постепенный отход от скульптуры и живописи и обращение к архитектуре и поэзии. К его самым поздним скульптурным произведениям относятся «Пьета», предназначавшаяся для капеллы самого Микеланджело в базилике Санта-Мария Маджоре в Риме (разбита автором, восстановлена его учеником Т. Кальканьи), и незаконченная скульптурная группа «Пьета Роданини» (1555—64). В этих произведениях, отмеченных особым трагизмом, нашли отражение спиритуалистические настроения старого мастера. С 1546 г. и до конца жизни главным трудом М. было возведение собора Св. Петра и строительство ансамбля площади Капитолия в Риме. Сюрреализм. Сальвадор Дали. Сюрреали́ зм (фр. surrйalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, философии и культуре, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается подчёркнуто концептуальным подходом к искусству, использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Сюрреализм — последнее из крупных художественных направлений XX в. У его истоков литературные опыты А.Бретона и Ф.Супо, поддержанные авторитетом Луи Арагона. Это течение, вначале захватившее французскую литературу, очень скоро выходит за пределы.
Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Подзаголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии Филиппа Халсмана. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода и иррациональность. Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон. Работы сюрреалистов были выполнены без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Сюрреалисты работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча.
Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е года он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке. Сальвадор Дали (1904-1989 Фигерос Каталония ). Сальвадор Дали очень рано проявил себя как человек необычайного живого ума. Получил образование в мадридской Академии художеста и сначала писал в духе академизма, серьезно увлекался " метафизической живописью". Первая выставка работ Сальвадора Дали прошла в ноября 1925г. в Барселоне.В это время он пишет композиции, в которых изображает морские пейзажи - " Женщина перед скалами", 1926. Сальвадор Дали знакомится с Пикассо и Бpeтоном присоеденяясь к группе сюрреалистов, и в 1929 полностью внедряется в неё. Тогда же он знакомится с Галой Элюар, которая вскоре становится его женой и вдохновительницей. Сальвадор Дали создал сюрреализму блестящую рекламу.Он увлечён изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. Отсюда картины Сальвадора Дали, на которых под видимостью тонкой оптической иллюзии предметы растягиваются (мягкие часы) растворяются. Искусство Сальвадора Дали вырастает именно из сюрреалистической эстетики в которой он нашел близкие ему мотивы: чувство потерянности человека в огромном мире. Сюжеты, переходящие из одной картины Сальвадора Дали в другую, открывают вселенную его личных переживаний. Все эти мотивы нашли отражение и в поэмах и фильмах, снятых в сотрудничестве с Бюнюэлем (" Андалузский пес", 1928, " Золотой век", 1930). В 1936 Сальвадор Дали совершает неожиданный и подчеркнутый поворот к итальянскому классицизму. В 1940-48 он живет в США. По возвращении в Испанию он живет в Порт-Лигат в Каталонии. В своем творчестве Сальвадор Дали обращается к самым разным источникам - нидерландскому реализму, итальянскому барокко, абстракционизму, попарту. С 1970-х Сальвадор Дали нередко прибегает к методам, позволяющим как можно реальнее передать рельефность (наподобие голографии или стереоскопиии). Жизнь и творчество Сальвадора Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как ещё одно произведение художника. Понимание места Сальвадора Дали в истории современного искусства сходно с восприятием его картин - ощутимые и четкие образы оказываются одновременно полными неопределенности и двусмысленности. Судя по тому, что известно о его ранней юности, им двигало желание отличаться от своих современников, и в то же время ему хотелосьбыть признанным ими главенствующей личностью со своими всегда правильными взглядами. Психологическое объяснение - самому Дали оно очень нравилось - могло бы быть таковым, что он ясно осознавал свою собственную неполноценность, которую ему нужно было как-то компенсировать. Но если все обстояло таким образом, откуда взялись эти чувства и как они развились? Его жизнь в небольшом каталонском городке Фигерас на севере Испании, казалось, была счастливой и типичной для выходца из провинциальной семьи среднего достатка. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 3746; Нарушение авторского права страницы