Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нидерландская школа живописи. Ян Ван Эйк



Сарабьянов «Ян Ван Эйк», Отто Бенеш «Ис-во Сев. Возр.», Никулин «Зол. век Нидер.ж-си». Нидерландское искусство продолжает готические черты. С 15 по 16в. Нидерланды – одна из богатых и передовых стран Европы, соперница Италии в торговле и промышленности. Процесс формирования ренессансной культуры происходит медленнее, чем в Италии. Долго сохраняется компромисс между старым и новым. До к. 14 в. Нидерландское искусство было религиозным, с к.14 в. Нидерланды объединились под властью бургундских герцогов. Столица была перенесена во Фландрию. После смерти Карла Смелого Нидерланды в качестве приданого его дочери перешли во владение герцогов Габзбургов. В состав входили и Северные Нидерланды (современная Голландия). Искусство более демократичное, чем в Италии, в нем сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, сатиры, глубокое чувство национального своеобразия жизни, быта, нравов, типов; устойчивость средневековых традиций. В 15 в. под влиянием итальянского искусства появляется интерес к точным наукам, античному наследию. Но нидерландские художники шли своим путем, интуиция заменяла научный подход. Пространство, пропорции передавались благодаря острому наблюдению, художники шли от национальной готической традиции: не человек – титан, а человек – как часть мироздания. Они утверждали ценность реальной действительности как она есть, подчеркивали органичную связь человека и окружающей среды. Восторженно изображали многообразие индивидуальностей людей, красочное богатство мира, природы. Тонко чувствовали поэзию повседневного, незаметных, но близких человеку вещей, уютность обжитых интерьеров, любовь к деталям, тонкость в передаче настроения. Архитектура и скульптура продолжали развиваться в традициях готики. Новые достижения коснулись лишь живописи. На смену средневековым росписям приходит станковая картина. Первоначально она развивалась как иконопись, в виде складней украшали алтари церквей. Постепенно стали появляться светские сюжеты и картина отделилась от иконописи. Главное средство выразительности – колорит, цвет, воспроизведение фактуры материалов. Переход от темперы к маслу позволил иллюзорно передавать материальность мира. Усовершенствование масляной живописи принадлежит Яну Ван Эйку. В 15 в. Появляются жанровые мотивы, как влияние миниатюры, распространившейся при дворах. Среди мастеров миниатюры – нидерландские художники (братья Лимбурги). В исторических хрониках появились миниатюры, изображающие исторические сюжеты, портреты, как самостоятельные жанры. В 16 в. – бытовой, мифологический, исторический жанры, пейзаж, натюрморт. Художники: Роберт Кампен, Рогир Ван дер Вейден, Петрус Кристус, Дирк Боутс, Гуго Ван дер Гус, Ганс Мемлинг, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший.

Ян Ван Эйк. Основатель новой школы живописи (совместно с братом Губертом). Начинал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С 1425 – придворный и художник Филиппа Доброго. Ездил по его поручениям в Испанию и Португалию. С 1430 поселился в Брюгге. Пользовался большим вниманием герцога. Усовершенствовал технику масляной живописи. Миниатюры Турино-Миланского часослова: Рождество Св.Иоанна Крестителя; Путешествие Св.Юлиана и Св.Марты; Мадонна в церкви. Тонкое письмо, материальность. Мадонна канцлера Роллена. Заказана Николасом Ролленом. Мадонна каноника ван дер Пале. Рыцарские доспехи Св.Георгия, Св.Домициана. Дрезденский триптих: Архангел Михаил и заказчик; Св.Екатерина – на боковых створках. На створках живопись, имитирующая скульптуру. Картины: Св.Варвара. Портрет кардинала Альбергати. Тимофей. Человек в красном тюрбане (предположительно автопортрет). Портрет Маргариты Ван Эйк (жена художника). Портрет семейства Альберти. Портрет четы Арнольфини является примером и гениальной гибкости системы ван Эйка и ее узких рамок, за пределы которых интуитивно стремился выйти художник. По существу, мастер стоит в непосредственном преддверии появления целостного и определенного, характерного и замкнутого в себе образа, свойственного развитым формам раннего Ренессанса. Если в гентском полиптихе художник старался создать обобщенную, синтетическую картину, которая множество отдельных явлений сочетала бы в единую картину мироздания, то здесь в основу решения кладется конкретный факт, и хотя здесь еще вполне сохранилось стремление передать красоту мироздания — не случайно с таким восхищенным увлечением написано выпуклое зеркало (в нем, как в капельке росы, дрожит и играет отражение целого мира, ) — все же предметы — носители этой красоты — уже утрачивают главенствующую роль.

Наиболее последовательно новые особенности метода воплощаются в последнем портрете мастера — портрете жены, Маргариты ван Эйк (1439; Брюгге, Музей). Здесь за характерностью внешнего облика начинает явственно вырисовываться анализ характера. Если в портретах Тимофея и человека в тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. II никогда он не обращался к такой необычайно тонкой, при этом скорее изысканной, чем глубокой гамме: красная с фиолетовым оттенком ткань — серая меховая опушка — серо-розовое с совсем бледными губами лицо. Портрет жены завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х гг. фазу развития искусства Нидерландов. Смерть (в 1441 г.) прервала его дальнейшую деятельность.

Венецианская школа живописи

Колпинский, Белоусова «Джорджони», Ефремова «Тициан», Антонова Андреева «Веронезе». Вступление. Возрождение-время величайшей культуры, переломное для истории Европы между средневековьем и Новым временем, заложившее основы европейской культуры и искусства. В центре- реальный мир и человек. Гуманистические идеи- подражание природе. Новая изобразительная система, изучение натуры, перспективы. Мифологическая тематика, портрет, элементы пейзажа, бытового, исторического жанра. Италия-центр культуры. Термин «Возрождение» ввел в 16 в. Джорджо Вазари. Это время возрождения интереса к античности. Искусство светское, интерес к наукам. В Венеции долго сохраняется республиканский строй, в результате торговли – богатство. Искусство развивается позднее, чем в других городах, Возрождение утверждается во в.п.15 в. В живописи византийские и готические традиции. Своеобразие: стремление к повышенной праздничности колорита и композиции, больший интерес к пейзажному фону и окружающей человека среде. Художники: Карло Кривели (Мадонна с младенцем), Антонелло да Мессина (Портрет старика, Мария Антуанетта), Джентиле Беллини (Портрет Моххамеда II), Витторе Карпаччо (Эпизоды из жизни Св.Урсулы для скуоло ди Сан Орсола). Высокое Возрождение: взлет искусства. Географические открытия, торговля, вражеские завоевания, интерес к античности, идеалы гуманизма, проблема гражданского долга, подвига, подражание природе, синтез искусств. Джованни Беллини – его искусство опровергает мнение о декоративном характере венецианской школы. Его занимают проблемы богатства внутреннего мира человека, и это станет занимать важное место в деятельности мастеров венецианской школы. Для него характерна детализация, некоторая обобщенность, естественность (Озерная мадонна; Моление о чаше; Мадонна с деревцами; Портрет дожаЛеонардо Лоредано). Джорджоне: новатор в живописи, пишет обнаженное тело (Спящая Венера с Купидоном; Юдифь; Мадонна Кастельфранко). Тициан: помощник Джорджоне: постепенный переход от мягкой моделировки форм и мягкого сдержанного, холодного сияния красок Джорджоне к мощным, залитым светом колористическим решениям. У Тициана свое понимание красоты, которое он вносит в эмоционально-образный строй языка венецианской живописи. Герои его менее утончены, чем герои Джорджоне, менее загадочны, более активны, проникнуты человеческим началом (Цыганская мадонна; Дама за туалетом; Соломея; Флора; Любовь земная и небесная; Лежащая Венера Урбинская; Венера перед зеркалом, алтарные картины, портреты). Цель Тициана: передать определенное душевное состояние. Образы свободны от физиологизма, они прекрасны и физически, и духовно. Им присуще единство чувства, мысли и образа. Веронезе: его образы скорее праздничны, чем героичны. Но их жизнерадостность, декоративность, тончайшее богатство живописной формы необычайны. Его интересует лишь праздничная сторона быта (Брак в Канне). Красочные композиции правдивы в целом. Зрелый период отличается постепенным изменением живописной системы. Композиции становятся многолюдными. Толпа – как некое единое целое. Сложные краски, звучность.

Заключение. Венецианское искусство эпохи Возрождения является частью итальянского искусства и тесно связано с очагами художественной культуры Возрождения в Италии, общность исторических и культурных судеб. Возрождение в Венеции сложилось позже, чем в других центрах. Венеция была одним из наиболее развитых центров. Культура связана с величием, пышностью имперской культуры, утонченностью культуры арабского мира, искусство утверждало богатство и мощь. Лишь в 15 в происходит переход искусства на светские позиции художественной культуры Возрождения. Своеобразие: стремление к повышенной праздничности колорита и композиции, интерес к пейзажному фону. Вклад венецианской школы в искусство Итальянского Возрождения не только носит несколько иной характер, чем вклад любой другой школы, в этом искусстве представлен особый вариант развития принципов Возрождения.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1773; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь