Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные законы, правила, приемы и средства композиции
Композиция- построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом художника; это важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность. Закономерности, лежащие в основе композиции, определяются специфическими особенностями того или иного вида искусства, нормами стиля. Композиция обладает сложной структурой, определяемой в каждом виде искусства своими факторами (сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения итд). Композиция взаимодействует с другими закономерностями вида искусства (колорит, светотень итд). (Например, в классицизме композиция тяготеет к статичным, уравновешенным, симметричным построениям; четко выражены вертикали и горизонтали; композиция тяготеет к замкнутой форме. В барокко все формы предполагают движение, контур живописен, большую роль играет диагональ, которая может быть завуалирована вертикалью или горизонталью). На композицию влияют внешние факторы художественной жизни и тенденции современного искусства. Иллюстративность- показатель слабости композиции. Иллюстративность- внешнее отображение предмета, оно не содержит эмоционального заряда. Композиция может быть: динамичной – статичной; симметричной – асимметричной; смещенность действия по центру или в глубину; Передний план присутствует или отсутствует; Погруженность событий в среду или через цвет; Количество аксессуаров уместно или отвлекает; Лаконизм фона – орнаментальность; Камерность или масштабность, масштаб фигур на холсте; Фрагментарность – большое пространство. Колорит: теплый – холодный; прозрачный – напряженный. Композиция состоялась, если все части составляют единое целое и связаны между собой. Законы: 1) Цельность: Неделимость композиции; Связь всех элементов вокруг центра внимания; Неповторимость элементов (форм, размаров, пятен, интервалов, характеров, типов). 2) Закон типизации (жизненности): Типичность характеров и обстоятельств; Ощущение движения, развития действия во времени; Новизна- показ удивительного в обыденном. 3) Закон контрастов, которые определяют выразительность композиции. 4) Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу, а не схемам. Правила композиции: 1) ритм- чередование элементов в композиции; 2) сюжетно-композиционный центр- идейная сущность, привлекающая внимание; 3) симметрия- уравновешенность частей по массам, по тону, по форме; 4) асимметрия- делимость картины на 2 равные части, сохраняющие композиционное равновесие; 5) параллельность; 6) расположение главного на втором плане; 7) восприятие объектов изображения- предметы должны легко и ясно восприниматься; 8) портретное изображение головы или фигуры. Приемы композиции: 1) показ фигуры во фрагментарном виде- вызывает впечатление монументальности; 2) параллельные вертикали подчеркивают состояние парадности, величия; 3) горизонтальные направления выражают состояние покоя, тишины; 4) диагонали способствуют усилению или ослаблению движения 5)пространство с боковыми преградами – уменьшение панорамности. Средства: 1)линия- иллюзия силуэта, лепка формы в перспективе, компоновка изображения; 2) штрих- передача объемно-пространственных качеств; 3) пятно (тональное, цветовое)- выявление и подчеркивание формы, передача освещенности, выразительности, тональных контрастов, глубины; 4) светотень- передача объема предмета; 5) законы линейной, воздушной и цветовой перспективы; 6) цвет. Принципы классификации скульптуры Cкульптура (лат.- вырезаю, высекаю), ваяние, пластика- вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Разновидности: круглая скульптура и рельеф. Назначение: Станковая- рассчитана на детальное рассмотрение, воссоздает и бытовую сцену, и психологический, и сатирический портрет. основные формы: статуя, бюст, группа. предназначена для выставок, музеев, общественных зданий, квартир. Решает вопросы выявления образа и типических черт характера. Бытовая- отражает жизнь и быт народа; разновидности- небольшие бюсты и барельефы. Монументальная- расчет на связь с архитектурными ансамблями, площадями, обращается к народным массам. Образы обобщены, величественны, возвышенны, героичны, наполнены высоким идейным содержанием. Это могут быть памятники и надгробия. по технике исполнения соединяет в себе станковую по деталировке и декоративную по обобщению формы и определению силуэта, который должен четко вырисовываться на большом расстоянии. Фигура и пьедестал должны быть слиты воедино и представлять общее целое. Монументально-декоративная- призвана украшать произведения архитектуры, сады и парки. Обобщена, лаконична, связана со зданием, улицей, площадью, парком. Рассматривается на расстоянии Миниатюрная- охватывает много видов скульптурной техники: глиптика- резьба по камню (геммы, интальи, камеи), монеты и медали с гравированным изображением, плакетки- небольшие металлические пластинки с рельефным изображением- медальерная, требует большой четкости и тонкости рисунка. Виды: большая, малая, свободная, рельеф. Концепцию ваятеля определяет не материал, а идея, задачи художественного произведения. Важным является связь с архитектурой, постамент, драпировка в статуе, свет, статуарная группа. Статуя - изображение человека в рост, больше или меньше натуральной величины. Бюст - изображение головы человека с верхней частью торса: оплечный, погрудный, поясной. Герма- бюст, срезанный плоскостями по плечам, груди и спине. Группа- сочетание двух или нескольких фигур, связанных между собой сюжетно и пластически. Композиция может быть различной: фронтальная- рассчитана на осмотр с одной стороны; развернутая в пространстве. Композиции животных. Рельеф: низкий/ плоский (барельеф) и высокий (горельеф). Типы рельефа: 1. строгий / классический- изображение человека, чистота и неприкосновенность передней и задней плоскостей, головы всех фигур на одинаковой высоте, избегается свободное пространство над ними. 2. свободный / живописный- отрицание плоскости фона, используется для украшения стены. 3. обратный- разработка идет с задней плоскости, композиция разворачивается задом наперед. Материалы: глина, гипс, камень, дерево, кость, металл. Обработка материала может быть самой разнообразной- заглаженной или шероховатой- в зависимости от замысла художественного произведения. Лепка формы производит на зрителя определенное впечатление, как и светотень, создаваемая степенью глубины света на выпуклых и впадающих частях скульптуры. Хотя цвет и не играет основной роли, бывает полихромная скульптура. Полихромия достигается путем раскрашивания или сочетанием материалов разного цвета или различных материалов. Задача: создание трехмерных объемов, объектом является человек и животные. В основе художественного произведения лежит образное толкование жизни, а не простое копирование натуры. Специфика, закономерности: скульптура объемна, трехмерна, пластически осязаема, весома. Ей свойственны определенные выразительные средства: пластический объем, трехмерная композиция, характер движения, силуэт, ритм линий и масс, пропорции, светотень, моделировка формы. Огромное значение имеют ритм масс и линий, правильное соотношение отдельных частей фигуры и всей композиции- пропорциональность, от соблюдения которой зависит гармоничность произведения. Функции постамента: отделить статую от реального мира, поднять ее в некую высшую сферу, связать с окружением. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 11227; Нарушение авторского права страницы