Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русский авангард в изобразительном искусстве начала ХХ век
Авангард- понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, необычные начинания, поиски в искусстве: фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм итд. Общие черты: протест, бунт, отказ от классических норм изобразительности, ориентация на небывалую формальную новизну, на примитив, обязательное правило- художественное открытие, постоянное самообновление. Художники создавали свою субъективную модель мира, «вторую реальность», подвергая изображение экспрессивным деформациям, аналитическому расчленению, преобразованиям. Формы искусства: коллаж, инсталляция, включение призведения непосредственно в окружающую среду. методы связаны с его установками- взглядом на художественное творчество как на действие, освобожденное от осознанных целей, и на художественный объект как на предмет, оторванный от привычных функций, связей, ассоциаций. Авангард сделал самостоятельной задачей обнажение формального приема, анализ языка визуальных форм и отношений между знаками разных уровней. К 1910-м годам относятся эксперименты русских художников в абстрактном искусстве. одним из первых манифестов явилась книга Ларионова «Лучизм» (1913), теоретиками стали Кандинский и Малевич. Кандинский на основе русской и западноевропейской культур разрабатывал в своем творчестве новейшие идеи такого порядка, что их влияние сказалось не только в живописи, но и на процессе научного поиска. Его поразили импрессионисты и музыка Вагнера в Большом театре- «Лоэнгрин», а также дробление атома: Москва. Красная площадь; Дамы в кринолинах. Большое влияние оказала немецкая культура. Отойдя от предметного изображения, он разработал 3 типа абстрактных картин: импрессии- написанные под впечатлением природы; импровизации- впечатления от внутренней природы, композиции. Его картины- результат не только эмоционального, но и глубоко духовного и интеллектуального осмысления современности; живопись, направленная на очищение души. Петров-Водкин декларировал преемственную связь с древнерусской иконописью, жизненность традиции – Купание красного коня; разнообразие и противоречие художественных исканий. И.Э Грабарь: худоник и историк искусства. Грабарь Игорь Эммануилович(1871-1960) Художник родился 25 марта 1871 года в Будапеште, в семье Э. И. Грабаря, русского общественного деятеля. В 1876 году семья переехала в Россию. Игорь Грабарь учился сперва в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году. В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». С 1902 г. Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 г. на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 г. и др. После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции. Искусствоведческая работа Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 г. московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г. Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет был прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она. Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег по цеху многие из которых называли его «Угорь Обмануилович Гробарь». Именно Грабарь пошел против воли П. М. Третьякова, завещавшего оставить в неприкосновенности собранную им галерею, устроив в Лондоне выставку русского искусства, которая должна была быть продемонстрировать Советскую Россию миру. По странному стечению обстоятельств, во время этой выставки в Англии были утеряны два ящика древних (в большей части византийских) икон Кроме того, Грабарь с 1918 по 1930 г. руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 г. работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся конфискацией картин из усадеб и икон из монастырей. Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И.В.Трофимов. В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны, набитые произведениями искусства. Лауреат Сталинской премии (1941) за двухтомную монографию «Репин» (1937). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1956).
Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра - пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном. Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им была написана " Крыша со снегом". Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря - тему русской зимы и русских снегов. Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие 20 века, да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к " объективной правде в живописи"; ставил перед собой как учебную задачу " передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью". Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. Особенно успешным для художника оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как " Грачиные гнезда", " Мартовский снег" и " Февральская лазурь". Именно эти пейзажи прежде всего и останавливали внимание зрителей на выставке " Союза русских художников" в 1904 году. Полотна И. Грабаря критика называла " едва ли не лучшими на выставке", ибо редко у кого встречается такая, " как у него, передача натуры". А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь. Успех у публики и у критиков был особенно важен еще и потому, что " Союз русских художников" был в то время ведущим выставочным объединением, включавшим в свои ряды наиболее одаренных художников. В " Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. И. Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении И. Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов. Творчество Грабаря представляет собой интересную страницу в истории советского искусства. Его искренние полотна, отмеченные великолепным мастерством и — главное—глубоким чувством, вошли в золотой фонд нашей художественной культуры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы