Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русская историческая живопись второй половины XIX – начала ХХ вв
К 60-м гг намечается 2 направления: 1) Реалистическое (Шварц, Ге «Тайная вечеря») и 2) Официальное (Плешанов, Верещагин). В первой половине 19 в историческая живопись всегда занимала главенствующее положение в АХ. Программа была не из отечественной истории, Отстаивание первенства картин на мифологические и казенно-патриотические сюжеты, только потом в устав были добавлены соответствующие пункты. Новое понимание исторической живописи как правдивого показа жизни прошлого, выявление ее характерных национальных особенностей. Критический реализм, народность, расцвет культуры. В 60-е гг историческая живопись определяет творчество Шварца. Он был родоначальником нового жанра в русском искусстве- историко-бытового представитель реалистического направления.Иоанн Грозный (психологическая историческая картина. Изображен не как царь, а как человек). Вешний поезд царицы на богомолье (жанрово-поэтическая трактовка прошлого, в котором большую роль начинает играть национальный пейзаж). Повседневная жизнь прошлого, достоверность, быт, психологизм. Достижение: проникновение в дух времени, стремление раскрыть внутренний мир исторических персонажей, введение характерных мотивов национального пейзажа. Культура 70-н. 90-х: Повышение интереса передовой демократической общественности к историческому прошлому страны. Причины, освещение этого процесса в литературе, печати. нарастание революционно-освободительного движения, социальные противоречия, расслоение крестьянства, революционное народничество, Товарищество передвижников, выставки, АХ, салонное искусство. Ге Н.Н. трактовал историческую картину как драму.Мастер выступил и как реформатор исторического жанра. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»-лучшая историческая картина досуриковского периода. В ней поражает простота композиции, крайняя сдержанность жестов, а главное, выразительность лиц: дышащее гневом и сознанием своей исторической правоты — Петра и безвольное, полное апатии — царевича.. Ге впервые в истории русского искусства последовательно реалистическими средствами на реальном историческом примере раскрыл трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства, которая волновала лучших художников эпохи классицизма. Картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874, Третьяковская галерея) и «Пушкин в Михайловском» уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, предвосхищая «Мир искусства», стремится придать образам прошлого особую, «современную», эмоциональную остроту.Тайная вечеря (глубокая психологическая трактовка). Репин. Исторические мотивыОсовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879, там же), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, там же ), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, Русский музей). Сцена убийства Иваном Грозным своего сына — настоящая «картина-триллер», говоря современным языком, — производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг. Суриков. Высшая точка исторического жанра. Идеалы исторических типов. Утро стрелецкой казни; Меньшиков в Березове; Боярыня Морозова-Значительность темы обусловила ее решение в форме монументального, многофигурного полотна огромной эстетической силы, неповторимого обаяния суриковской художественной индивидуальности.; Переход Суворова через Альпы. Расцвет. Достижения: 1) он впервые в русской живописи представил историю как движение народных масс, 2) воспел народ, увидел в нем героя, способного вершить историю, 3) постиг народную трагедию и сумел раскрыть драматизм русской судьбы. Реалистическая живопись 60—80-х гг. представляла собой высшую точку развития реализма в русском искусстве второй половины 19 в. Углубляя принципы идейности, народности и реализма в период начавшегося кризиса демократического искусства в Западной Европе, она имела общеисторическое, прогрессивное значение. Российская Академия художеств во второй половине XIX – начале ХХ вв. Ученики: Репин, Суриков, Ге, Крамской, Куинджи, Шишкин и мн.др. художники и скульпторы- огромная заслуга АХ в развитии отечественного искусства: заложены основы их творчества, профессионализм, принципы работы с натуры. В.п. 19в. в истории АХ- время между реформами: с к.50-х- введение нового Устава, способствовавшего улучшению образовательной подготовки учащихся, до 1893- коренная реформа всей системы специального образования. Еще в начале века, когда АХ попала в ведение Министерства Императорского двора, обозначились признаки кризиса внутри АХ, но все еще сохраняется обучение в соответствии с прежними правилами. С к. 40-х противоречия отразились в открытом противостоянии официального искусства искусству реальному. К с.19 в. официальное искусство утрачивает высокий пафос государственности и гражданственности, идут поиски идеала. В.п. 19 в. силы, от которых зависела судьба академической школы- профессора и чиновники. 60-е гг.- глубочайший кризис царизма и пробуждение общественной активности демократических и революционных сил, распространение идей просветительства. особенность академической школы: строгая последовательность процесса обучения, постепенное овладение более сложными задачами, копирование образцов классического наследия. основа классицистического метода обучения- изучение классики и работа с натуры. Новые задачи- объективно и правдиво передать видимое. Ученики: Шишкин, Перов, Якоби, Чистяков, Мясоедов и др. С к.50-х- жанровая живопись, сцены из современности, актуальные сюжеты. Критический реализм не был ведущим направлением в искусстве. В 19 в. забота о художественном образовании России лежала на АХ. Структура АХ: состав- профессора живописи, скульптуры, архитектуры. Все решения совета контролировались царем или высшей властью. 1863- из академии выходит 14 учеников, меняется структура, новый устав становится более демократичным. Противоречие политики совета АХ: профессора поощряют традиционные классические программы, а с другой стороны- противоположные по направлению и образному строю, либеральные идеи. Атмосфера терпимости к творческим исканиям молодежи в к.50-н.60-х. 70-80-е- контрреформы, борьба революционного народничества, разгром и кризис народничества. В АХ поощряется русская тематика. Слияние академических и передвижных выставок- начало открытой конфронтации, борьба направлений в искусстве. Возникает специализация. Выставочная деятельность, новая форма- международные и всемирные выставки. АХ- организатор художественных отделов на всех всемирных выставках. 1872- созданы «Бесплатные классы рисования для народа». 1879- организованы «Педагогические курсы». Дело изучения и охраны памятников искусства: 60-е- проект надзора за художественными произведениями, 70-80-е- экспедиции в другие русские города. Издательская деятельность: с н.60-х публикация материалов по истории АХ, те по истории русского искусства, начиная с 18 в. АХ- высшая художественная школа, ведущая в России. Но устарела вся система специального обучения. Кризис АХ- не самые лучшие преподаватели, упадок уровня на выставках, коррупция, раскол с передвижниками.1893- новая реформация АХ, новый устав, в котором выделялось академическое собрание, реорганизованы мастерские; профессора- Шишкин, Маковский, Бенуа и др. Обучение велось не в классах, а в мастерских. Качество обучения улучшается. Ослабился контроль над процессом обучения. Реализм и демократизм. Ленин упростил Совет АХ. Когда произошла революция, все исследования были приостановлены и деятельность АХ тоже. Появились новые формы искусства (плакат, декорационное искусство приобретает более широкие черты итд). АХ была консервативным заведением, поэтому в ней сохранились старые формы. Студенты охотно принимали нововведения и участвовали в конкурсах. После революции 1917 Ленин подписал декрет, объявляющий АХ государственным заведением и она была упразднена. Высшее художественное училище (Свободные художественные мастерские) было сохранено, преподавательский состав сохранился. Исследования в это время не ведутся. С 1934 деятельность АХ входит в спокойное русло, преподаватели- Иогансон, Юон, Матвеев и др. ВОВ наносит АХ огромный урон, но она продолжила свое существование и не прерывала занятий. Заслуга АХ- развитие искусствоведения в России. В процессе исторического развития прогрессивное значение деятельности АХ то усиливалось, то ослаблялось, со временем она стала оплотом консерватизма. В 1863 группа ее выпускников во главе с Крамским покинула АХ и создала Артель художников- приверженцев демократического реализма и современных сюжетов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1858; Нарушение авторского права страницы