Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовые и религиозные нормы.



 

Как уже говорилось, в процессе жизнедеятельности люди вступают а определенные отношения, следовательно возникает потребность регулирования их взаимоотношений. Вначале появляются мононормы, которые еще не дифференцируются на моральные, религиозные, правовые. Мононормы не давали преимущества одному члену рода перед другими, они закрепляли первобытное равенство, хотя суть этого равенства - поглощение человека обществом, жесточайшая регламентация жизни. В целесообразности определенных правил, запретов, предписаний люди убеждались на практике. Со временем возникает потребность подкрепить установленные правила авторитетом высшего божества, которое может послать кару на их нарушителей. В примитивных обществах религия выполняла функции объяснения и легитимации социальных норм. Постепенно религиозное сознание глубже проникает в сознание членов общества. Религия становится главным регулятором общественной жизни. В первобытнообщинных обществах была велика роль жрецов, которые брали на себя функции толкователей воли богов и оказывали существенное воздействие на жизнь всего племени.

С развитием общества, переходом к государству роль религии усиливается. В странах восточной деспотии религия становится главным социальным регулятором, где механизм этого регулирования отличается нерасчленностью. В странах восточной деспотии наблюдалась сакрализация личности монарха, он обожествлялся, считался полубогом. Так, в Китае титул императора звучит как Сын неба. По сути дела нет ни одной правовой системы древности, которая бы не включала в себя религиозных предписаний. Особенно четко можно это проследить на примере индусского права, которое представляло собой неразрывную взаимосвязь религии и права. Нормы индусского права носят одновременно правовой и религиозный характер, и сами нормы содержатся в религиозных источниках. Индуизм представляет собой систему тщательно разработанных правил, которые детально регламентировали общественную жизнь и жизнь отдельных людей.

В античном обществе различали религиозные и правовые нормы, так, различали понятие «преступление» и «грех ». Тем не менее правовые системы Древней Греции и Древнего Рима были также тесно связаны с религией. Например, оскорбление весталок, жриц богини Весты считалось серьезным преступлением и одновременно нарушением религиозных норм.

В период средневековья правовые системы также имеют тесную связь с религией. Прежде всего, это относится к мусульманским странам, где право и религия составляют единое целое. Даже само название - мусульманское право указывает на эту теснейшую связь. Здесь основным источником права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Они представляют собой божественное откровение, которое не подлежит изменению со стороны людей. Допускалось только толкование этих священных источников.

Тесная связь права и религии существовала в феодальных обществах. Так в ведение церкви отдавалась регламентация брачно-семейных отношений. В этот период получает развитие каноническое право, то есть совокупность религиозно-правовых норм, регулирующих внутрицерковные отношения и преступления против религии и церкви. Церковная юрисдикция имела очень широкое распространение, особенно в XII- XIII вв. В Италии существовала территория, куда распространялась светская власть римских пап. При этом церковная юрисдикция не ограничивалась рамками одного государства.

В эпоху Возрождения борьба буржуазии против феодальных устоев имела также религиозную окраску. В XVI в. велась ожесточенная борьба против католичества. Мартин Лютер, Жан Кальвин провозгласили новую религию - протестантизм, которое стало самостоятельным течением христианства.

Таким образом, соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Оно различно в рамках отдельных культур, различных религиозных системах. Соотношение религии и права устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах. Так, в современный период мусульманское право в своей сути мало чем отличается от средневекового. Системы традиционного права проникнуты религиозными началами. В современных Западноевропейских системах право и религия не противоречат друг другу. Нормы права зачастую находят в религии нравственную опору. Следует отметить, что разрушение религиозных основ где бы оно не происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как в конечном счете право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия.

 

Право и мораль.

 

Правовые и моральные нормы имеют общее целевое назначение - воздействие на поведение людей. Право и мораль лежат в одной плоскости. Оба этих института нормируют поведение человека в отношении других людей с социальной точки зрения. Оба принимают во внимание как социальный результат поведения, так и мотивы поведения. Оба имеют социальное происхождение и социальную поддержку Вместе с тем, право и мораль являются различными социальными регуляторами, каждый из которых обладает особой спецификой.

Правовые нормы имеют широкий диапазон действия. Вне правовых норм оказываются сравнительно небольшие сферы общественных отношений, регуляторами которых выступают нормы морали и религиозные нормы.

Правовые нормы функционируют в самых разных сферах предметной деятельности людей. Действие чисто моральных регуляторов распространяется на небольшой круг общественных отношений, таких как любовь, дружба, сострадание, взаимопомощь.

Мораль - это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношение друг к другу и обществу, к определенному классу, социальной группе, государству и поддерживающихся личными убеждениями, традицией, воспитания, силой общественного мнения.

Нормы права допускают гораздо большую свободу и способность к видоизменениям нежели нормы морали. Общественные взгляды меняются гораздо медленнее, общественное мнение отличается большей устойчивостью, чем право, поэтому требованиям морали свойственно большее постояннство. Напротив, правовая санкция находится в руках законодателя. Сегодня - осуждается один тип поведения, завтра - другой, прямо противоположный. Если в действительности резкие колебания довольно редки, то это объясняется тем, что законодатель не в состоянии оторваться от окружающей среды.

Нормы права и морали не отделены друг от друга непреодолимой преградой. Если моральная норма, охраняемая общественным мнением будет снабжена юридической санкцией и обеспечена государственным принуждением, то эта норма, не переставая быть моральной, становится в то же время правовой нормой. Наоборот, если норма права лишается юридического обеспечения, то она, если встретит поддержку общества, станет моральной нормой, если же такой поддержки не встретит, то потеряет всякое значение.

Необходимо отметить, что нет таких сфер, где действовали исключительно нормы права или нормы морали. Единство действия права и морали обусловлено единством целей, а именно воздействием на поведение индивида. Мораль и право имеют общее функциональное назначение - они формируют стандарт, модель поведения. Нормы права запрещают посягать на жизнь человека, присваивать себе его вещи, не исполнять обещанного. То же буквально повторяют нормы морали. В результате одно и то же действие, нарушая одновременно и норму морали и норму права, приводит и к правовому и моральному осуждению. Таким образом, сферы действия морали и права не обособлены, между ними существует общность и тесное взаимодействие.

Для права и морали характерно структурное единство. И право и мораль имеют одинаковую структуру - в обоих видах норм есть указание на условия действия нормы, сформулировано само правило поведения, а также указаны последствия за неисполнение нормы. То есть структура права и морали тождественна.

Право и мораль являются фиксацией объективной действительности, выступают в качестве своеобразной системы оценок объективной реальности. Кроме того, право и мораль формулируют, закрепляют ценности, определяют приоритет каких-либо установок.

И право и мораль представляют собой модель поведения. При этом право не затрагивает мотивов поведения человека. Мораль же направлена на регулирование мотивации поведения людей, требует внутреннего самоопределения личности. Моральная свобода означает, что человек внутренне оценивает свое поведение, мотивирует и оправдывает свои действия.

Право и мораль имеют все же глубокое отличие. Право характеризуется тесной связанностью с государством. Государство - это основной источник появления правовых норм, государство устанавливает или санкционирует правовые нормы. Мораль всегда исходит от общества. Каждый народ, а также отдельные категории населения могут обладать своей моралью. Право действует на всей территории государства, едино для всех его граждан.

Право всегда формализовано. Оно обязательно содержится в соответствующих документальных актах. Мораль не имеет строго определенных форм выражения. Моральные нормы зависят от конкретно-исторических условий, могут содержаться религиозных заповедях, устных преданиях, обычаях.

Право обеспечивается принудительной силой государства. Государство располагает аппаратом принуждения, с помощью которого обеспечивается реализация правовых норм. Мораль располагает силой общественного мнения. Именно общественное мнение является обеспечительным средством соблюдения моральных норм.

Право и мораль обладают различными санкциями. Для права характерно воздействие на внешнюю сторону жизни человека. Право, в случае совершения правонарушения применяет меры воздействия, связанные с определенными лишениями. Моральное осуждение может вызывать внутренние переживания человека.

Необходимо отметить, что по своей сути право все же является категорией этической. Не может быть права, не подлежащего моральной оценке с позиций допустимого или недопустимого. С другой стороны, мораль отдельных социальных групп может противостоять праву. Более того, право может запретить то, что могут требовать нормы морали. Такое столкновение между правом и моралью возможно потому, что право вырабатывается только частью общества и навязывается всему обществу посредством использования власти.

Право и мораль влияют друг на друга. Так мораль может сдержать государственный произвол, право всегда находится под влиянием нравственности. В то же время правовые установки могут изменять нравственные устои общества.

 

XI. Нормы права.


Поделиться:



Популярное:

  1. XVI. Основные правовые системы современности.
  2. Административно-правовые методы менеджмента
  3. Англо-саксонская и романо-германская правовые системы
  4. В пространстве и по кругу лиц, правовые иммунитеты.
  5. Вопрос 1.4. Конституционно-правовые нормы и институты
  6. Вопрос 2 Правовые основы государственного социального страхования в Российской Федерации
  7. Вопрос № 46 Нормативные правовые акты: понятие виды система
  8. Вопрос № 81 Национальная безопасность: правовые аспекты
  9. Вопрос №45 Подзаконные нормативные правовые акты как форма (источник) права: понятие, признаки, виды.
  10. Вопрос №48 Правовые обычаи, правовые (юридические) прецеденты и религиозные нормы как формы (источники) права: понятие, признаки, характеристика.
  11. Глава 1. Правовые и нормативные основы обеспечения хранения информации
  12. ГЛАВА 1. Правовые основы судебной экспертизы в гражданском процессе.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь