Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовые и религиозные доктрины как источник права.



 

Большое историческое значение в праве имеют правовые доктрины и религиозные источники.

В Западной Европе правовая доктрина являлась одним из основополагающих источников как светского, так и канонического права. Церковные суды, например, руководствовались учениями апостолов, высказываниями авторитетов, постановлениями церковных соборов. В XII веке вышел в свет первый сборник канонического права – Кодекс Грациана. Каждая норма была подкреплена в нем цитатой из Библии и высказываниями «отцов церкви».

Что касается светского права, то в романо-германской семье в правовой доктрине вплоть до XIX века доминировали концепции, связанные с изучением, трактовкой и комментированием римского права, реципированного в европейских странах в XII-XVI веках. Это объясняется тем, что в европейских университетах той поры главным образом преподавалось римское право, которое считалось идеальным по своей структуре, понятийному аппарату и терминологии. Хотя рабство, правовой регламентации которого посвящены многие нормы, уже исчезло, а каноническое право распространило свою юрисдикцию на такую традиционную сферу классического римского права, как наследственные и брачно-семейные отношения, тем не менее, университеты успешно приспосабливали римское право к новым отношениям. Создавались обширные руководства по применению римского права. С XVI столетия признанным центром изучения римского права становится Франция, где комментаторская работа была обогащена знаниями римской истории и учением гуманистов.

В англо-саксонской правовой семье в историческом развитии правовая доктрина воспринималась как важный источник права. Судьи нередко обосновывали решения ссылками на труды английских юристов. Вплоть до второй четверти XIX века, когда в Англии и США получила свое влияние школа юридического позитивизма, «доктринальные»описания в большинстве случаев играли роль комментариев к казусам.

В настоящее время правовая доктрина также присутствует в правовой системе. Так в США, Американский институт права с 1932 по 1957 г издал 19 томную серию кратких комментированных решений судов штатов, чтобы добиться сравнительно единообразной судебной практики на территории страны. Помимо комментариев там частично излагается доктрина.

В мусульманском праве важность доктрины как источника права определяется недопустимостью отступлений от предписаний Корана – норма, данных Аллахом. Коран и Сунна являются, как уже говорилось выше, важнейшим источником мусульманского права. Сунна представляет собой своеобразный итог толкования Корана самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами. И Коран и Сунна не содержат выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. При рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толкованиям широко известных правоведов.

Мусульманская правовая доктрина стала складываться с VIII века. Именно тогда появились первые правовые школы. С XI века мусульманские правители настаивали, чтобы в случае умолчания Корана судьи руководствовались каким-либо толкованием авторитетных мусульманских законоведов, комментариями той школы, на которую ориентировался халиф. С тех пор при отсутствии правового регулирования какого-либо отношения, судьи могли руководствовать при вынесении решения принципами права либо определенными доктринами.

в настоящий период мусульманская правовая доктрина почти не используется в виде самостоятельного источника. Однако она опосредованно применяется при разработке нормативных актов во всех отраслях права.

Раскрывая роль правовой доктрины и религиозных источников, необходимо упомянуть об иудейском праве. Иудейское право религиозный характер, что обусловило особенность его источников. Главным источником иудейского права является Библия, кроме того, важнейшую роль имеет Талмуд – собрание догматических, религиозных, правовых и этических положений и текстов иудаизма, которые сложились в период в до IV н.э. Талмуд содержит в себе тексты не только священных писаний, но и их раввинских толкований, причем этим толкованиям придается гораздо большее значение в праве, чем священным писаниям.

 

XIII. Система права.

Понятие системы права. Система права и система законодательства

 

 

Система - это специфически выделенное множество элементов объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений. Следовательно, вопрос о системе права - это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе их организации и развития.

Право - это целостная, сложная система. Вместе с тем, оно носит субъективный характер, так как его система и структура так или иначе зависят от воли людей. Сами люди составляют эту систему.

С другой стороны, право - это часть системы, оно связано с государством, входит в систему более обширных системных образований - в общественную систему, в политическую систему. Система права, как и любая другая система, предопределена системой общественных отношений. Реальным содержанием системы права являются нормы права, которые объединяются между собой в различные группы норм. Следовательно система права складывается под влиянием потребностей общественной жизни: социальных, экономических, политических потребностей, деятельности законодателя, то есть органов, которые создают нормы права.

Право отличается сложной иерархической структурой. Эта структура затрагивает особенности права как нормативного образования., его специально-юридическое, технико-юридическое содержание. То есть право, будучи единой системой, характеризуется также внутренней дифференциацией на относительно автономные, и в то же время связанные между собой части - нормативные предписания, институты, отрасли.

Сложность структуры права является показателем его развитости, совершенности.

На систему права оказывает влияние многие факторы, в том числе особенности правовой системы конкретных стран. Следовательно, необходимо отличать понятие - «система права», то есть внутренняя его структура и «правовая система» - единство и взаимодействие всех его составляющих элементов: собственно права, юридической практики, правовой идеологии. Понятие правовая система используется для того, чтобы охарактеризовать историко-культурные и этно-культурные отличия систем права разных государств и разных народов.

От структуры права следует отличать структуру его источников, то есть систему законодательства.

Система права - объективно существующее деление внутри самого права, характеризующееся определенным его строением, расположением по институтам и отраслям.

Система законодательства - состав, отношения, построение нормативных актов, которые обособляются по предмету и по целям, это совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения права.

Отрасли права не совпадают с отраслями законодательства. То есть система права первична, а система законодательства - вторична. Например, законодательство о здравоохранении включает в себя нормы нескольких отраслей права.

В то же время, эти системы тесно связаны между собой. Не следует отрывать друг от друга систему права и систему законодательства, нельзя их противопоставлять. Это они очень близкие, связанные между собой системы. С одной стороны, в системе источников права, то есть в законодательстве проявляется система права. «Система права является содержанием, а система законодательства – формой этого содержания. Иногда систему права называют внутренней формой права, а систему законодательства – его внешней формой». Таким образом, система законодательства - это внешнее выражение системы права. С другой стороны, через систему законодательства правотворческие органы могут воздействовать на систему права. Например, регулирование группы отношений в каком-либо одном нормативном акте создает предпосылки для формирования правового института. Но такое воздействие должно иметь объективные предпосылки. Необходимо учитывать объективные условия. Например, нельзя трудовой договор перенести одним волевым актом в область иных правоотношений, так как здесь - своя специфика - социальное обеспечение, регулирование труда и т.д.

Таким образом, система права – это исторически складывающаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений, отражающая исторические и культурные особенности права конкретного государства.

В России система права начала складываться лишь в XIX веке, «когда уровень развития экономических, политических, культурных отношений объективно потребовал их устойчивого и четкого правового регулирования. В юридической литературе высказывается точка зрения о самобытности российской правовой системы, необоснованности отнесения её к романо-германской правовой семье». Представляется, что Российская правовая система может быть отнесена к романо-германской правовой семье. Это объясняется сходством способов формирования права, значением законов в жизни общества, ролью конституции как ядра правовой системы, ведущим местом нормативно-правовых актов среди других источников права.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 3491; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь