Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение государства и права. Вопрос о праве, государстве, их соотношении ставили на протяжении времени много раз



 

Вопрос о праве, государстве, их соотношении ставили на протяжении времени много раз следующим образом: является ли право порождением государства или же право существует независимо от него.

Согласно концепции, признающей право самостоятельным явлением общественной жизни, оно предшествовало возникновению государства. С появлением же государства право получило защиту со стороны государственного аппарата, что способствовало повышению его авторитета. Но тем не менее, право существовало и ранее, в качестве универсального регулятора общественных отношений. Право, по данной теории, есть совокупность идей, взглядов, правил, это внутренняя готовность выполнять определенные действия, предписанные определенными правилами, и все это возникло еще до появления государства, следовательно, право возникло ранее, чем государство. Само же государство - это правовое учреждение, государство - это осуществление права. Теория примата права над государством нашла свое отражение в трудах Г. Гроция (1583-1645), И. Канта(1724-1804). Она коренится в естественном праве.

Изложенной концепции противостоит теория этатизма, согласно которой право без государства существовать не может. Право появляется только в государстве, а источник его - воля властвующих. В соответствии с этой теорией государство создает право. Оно посредством властных велений определяет права и обязанности граждан, а также носителей общественной власти. Государство обеспечивает, защищает право, монополизирует силу и при помощи этой силы заставляет выполнять те нормы, которые считает необходимым гарантировать.

Наконец, существует еще одна точка зрения, которая рассматривает право и государство в неразрывной связи. Государство и право, в соответствии с ней, немыслимы одно без другого, ни одно из них не существует ради другого или благодаря другому. Государство и право находятся в тесной взаимосвязи, представляя собой явления единого целого. Государство создает, творит правовые нормы, либо придает властный характер сложившимся в обществе нормам. Государство обеспечивает различными способами действие правовых норм, создает условия для их реализации. С другой стороны, право - это база государства. В основе государственной власти лежит правовая норма. На основе правовых норм создаются государственные органы. Право очерчивает круг полномочий государства и в необходимых случаях ограничивает его произвол.

 

IX. Основные концепции правопонимания.

Нормативизм.

 

Нормативизм, как направление правопонимания получил развитие на основе юридического позитивизма, суть которого состояла в том, что право рассматривалось как совокупность властных велений, как сумма приказов, исходящих от государства. Юридический позитивизм развивался во второй половине XIX в., а в первой половине ХХ в. переродился в нормативизм, основные постулаты которого наиболее полно были сформулированы немецким ученым Г. Кельзеном (1881-1973), который свою теорию назвал «чистое учение о праве». Учение

Г. Кельзена представляет собой теорию позитивного права с применением логико-аналитического метода. Чистота юридической науки по Г. Кельзену означает исключение из неё идеологических и аксилогических аспектов. Противопоставляя науку идеологии,

Г. Кельзен полагает, что правоведение должно быть свободно по отношению к любой идеологии. Только в этом случае она может быть наукой в полном смысле слова.

Право представляет собой систему норм долженствования, и с этой позиции Кельзен видит задачу правоведения в исследовании права как нормативной формы и структуры, в изучении тех норм, которые имеют характер норм права и придают различным действиям определенную правовую оценку, расценивая их как правонарушение или правомерное действие.

Г. Кельзен ставит задачу объяснения права самого из себя, как аутентичную систему, отрывая её от социального бытия. В связи с этим он противопоставляет науки о сущем, к которым относит естественные науки, социологию, историю, психологию и науки о должном, к которым относит этику, юриспруденцию. Эти последние исследуют нормативный порядок человеческих отношений, который принадлежит к сфере должного. Связь между соподчиненными объектами образуется на основе категорий формально-логического долженствования, независимо от форм социального бытия. Тем самым Г. Кельзен сводил право к «чистым», формально-логическим нормативным долженствованиям, отрывая их от фактического содержания. Но чтобы признать норму как правовую, она, согласно Кельзену должна быть не только действительной, но и действенной. Если действительность нормы означает, что должно вести себя так, как предписывает норма, то действенность нормы выражает факт, что люди на самом деле так себя ведут. Связь этих двух понятий Кельзен характеризует следующим образом: принудительный порядок, считающий себя правом, может быть признан действительным лишь в том случае, если в общем и целом он действен. Это означает, что фактическое поведение людей в общем и целом соответствует субъективному смыслу направленных на него актов. В этом случае субъективный смысл норм признается также их объективным смыслом, и эти акты истолковываются как правовые.

Таким образом, правопорядком Кельзен признает тот из конкурирующих между собой принудительных порядков( например. официальный порядок и порядок, предлагаемый оппозицией), который на данной территории оказывается действеннее. И если порядок, навязываемый оппозицией на данной территории оказывается действенным настолько, что действительность другого порядка исключается, то его, согласно Кельзену, можно считать правопорядком, а созданное им сообщество - государством.

Г. Кельзен отрицал справедливость в праве. Право не может быть справедливым, так как то, что считают справедливым одни, другие будут считать несправедливым. Понятие справедливости - это сфера морали. В правовом смысле справедливыми действия считаются тогда, когда они соответствуют требованиям правовых норм. Такое поведение может отклоняться от требований морали. В подходе Кельзена игнорируется правовой смысл справедливости. Кельзеновское очищение права от справедливости продиктовано позитивным характером его учения. Справедливым считается то право, которое способно осуществлять правовое регулирование общественных отношений, упорядочивать, организовывать общественные отношения. Но чтобы отличать право от неправа, Кельзен выдвигает определенный критерий, который называет - «минимум коллективной безопасности». Это критерий существует для того, чтобы отличить правомерные действия от правонарушений, государство от преступных сообществ.

Кельзен отождествляет государство и право. Государство персонифицирует правопорядок, оно само проявляется в правовых актах, следовательно любое государство может быть правовым. Использование же понятия «правовое государство» в специальном смысле - для характеристики такого типа государства, которое отвечает требования демократии и правовой безопасности Кельзен отвергает, поскольку при этом предполагается признание положения о том, что лишь демократия является истинным правопорядком. Такое признание Кельзен называет предрассудком, так под правопорядком он подразумевает только позитивное право с любым произвольным содержанием. Кельзеновское очищение права как формы долженствования от содержания влечет за собой и признание любого произвола в качестве права. Очищенное, таким образом правопонимание признает даже насилие в качестве правопорядка в том случае, если оно легитимированное.

Общим источником единства и значимости норм права выступает по Кельзену, «основная норма».В нормативной интерпретации Кельзена она является исходным пунктом создания позитивного права. Основная норма выступает в нормативистской интерпретации Кельзена как исходный пункт процедуры создания позитивного права. И любая правовая норма и право в целом, согласно этой формально-логической схеме, действительна независимо от своего содержания, потому что она создана определенным способом, предусмотренным в конечном счете основной нормой. Основная норма, по Кельзену, лишь делегирует нормотворческую власть, то есть устанавливает правило, в соответствии с которым должны создаваться нормы этой системы, но содержание этих норм безразлично для основной нормы и не может быть выведено из нее посредством логической операции. Таким образом, основную норму не изобретают, не постулируют произвольно ибо для каждого правопорядка есть своя основная норма, и не существует выбора между различными правовыми нормами. Поскольку основная норма не может быть желаемой нормой, она логически необходима для обоснования объективной действительности. Но сама эта норма не имеет позитивного выражения, она имеет лишь мыслимый характер, она мыслится как предпосылка правопорядка. То есть под основной нормой Кельзен понимает идею, принципы права.

Кельзен обосновывал примат внутригосударственного права над международным. Международное право определяет основу и сферу государственного правопорядка. Фактически международное право существенно ограничивает суверенитет государства и открывает путь к всемирной правовой организации. Насколько далеко может пойти процесс ограничения суверенитета государств на практике, уже вопрос не права, а политики.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь