Глава II. Понятие, сущность, социальное назначение государства
в принципе не может вне и помимо права осуществлять свою де-
ятельность. Посредством права определяются место, роль,
функции частей государственного механизма, принципы их вза-
имодействия. Право обеспечивает рациональное строение
структуры государства1.
На тесную связь права и государства, их взаимообусловлен-
ность в юридической литературе указывалось и ранее, но эта
связь не квалифицировалась в качестве основного признака го-/
сударства., /
«Поскольку право стало необходимым, — писал М.А. Арж/
нов, — оно выступает по отношению к государству как объе
тивное общественное явление, которое оказывает воздейст
на построение и деятельность государства»2.
Государство не имеет другого, кроме права, средства, чтобы
определить статус своих органов, должностных лиц, закрепить
организацию их деятельности, установить их систему, оформить
территориальную организацию населения, успешно осущест-
вить свои функции, облекать общественные отношения в наи-
более контролируемую правовую форму, воздействовать на эти
отношения3. Тем не менее следует признать, что создание
права, правотворчество, наличие прав—этоважнейший
признак государства. Именно наличие права влечет за собой
правотворческую, правоисполнительную и правоохранитель-
ную деятельность государства, а также, и не в последнюю оче-
редь, разделение властей в государстве.
Нельзя согласиться с утверждениями, низводящими роль
государства в создании и обеспечении права до минимума. Так,
Ф.Д. Корнилов писал, что в отношении правообразования госу-
дарство «выполняет скромную роль регистратора, статистичес-
ки отмечающего появление каждого нового правового факта и
кладущего на него печать официального признания»4. Извест-
' См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 91.
2 Аржанов МЛ. Государство и право в их соотношении. — М., 1960. С. 76.
3 См.: Лесной В.М. Социалистическая революция и государственный аппарат. —
М., 1998. С. 213.
4 Корнилов Ф.Д. Проблема права и пределы юридического мышления // Учен,
зап. Сарат. гос. ун-та. — Саратов, 1929. — Т. VII. — Вып.1).
Сущность государства 39
тй французский юрист Л. Дюги считал, что право направляет
•'ость государства, является чуть ли не его основой. «Го-
писал он, — есть не что иное, как сила, отданная на
»'. Даже признавая идею правового государства,
строение, нельзя признать подобное утверждение
ибо в нем отсутствует должный баланс в оценке ре-
моотношения государства и права.
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
щностью любого предмета является самое главное в нем,
чего он не может быть выделен из числа других, то, без че-
потерял бы свою индивидуальность.
-. Сущность государства — это главное, основное качество госу-
дарства, определяющее его содержание, цели и функции.
В советской и российской юридической науке сущность го-
сударства долгое время рассматривалась только с классовых по-
зиций. Мысль о государстве как об инструменте урегулирования
классовых противоречий; организации, удовлетворяющей инте-
ресы всех или большинства социальных сил; надклассовой орга-
низации; инструменте классового компромисса и т.п. не допу-
скалась. Исключением являлось только советское общенарод-
ное государство, которое считалось государством всего народа,
политической организацией власти дружественных классов (ра-
бочих и колхозного крестьянства).
Говоря о сущности государства, нельзя не отметить, что го-
сУВДрство прошло большой исторический путь развития
(примерно 5 тыс. лет). Естественно, за этот период сущность го-
сударства совершенствовалась, претерпевала изменения в соот-
ветствии изменениям экономических, политических, идеологи-
ческих структур общества.
Положение марксистской теории о том, что государство —
это организация власти господствующего класса, орудие диктат
'Дюги Л. Конституционное право. - М., 1908. С. 36.
40
Глава II. Понятие, сущность, социальное назначение государства
туры класса, стоящего у власти, было правильным для характе-
ристики многих исторических типов государства, просущество-
вавших несколько тысячелетий Государства возникали, в
основном, по сходным экономическим и политическим причи-
нам. Экономически господствующий класс оформлял и свое по-
литическое господство в форме государства. Так, государство в
рабовладельческой формации не могло не быть аппаратом под-
держания власти класса рабовладельцев, т.е. не могло не быть
орудием его диктатуры. Рабы были лишены не только средств
производства, но и возможности участвовать в осуществлении
власти. «Раб у власти» — такая мысль не могла прийти в голову
ни одному рабовладельцу ни в Афинах, ни в Спарте, ни в Риме.
У Аристотеля это — «говорящие орудия»; у римлян — lnstrumen-
tum vocall («говорящий инструмент») (наряду с молчащими и
мычащими). Правильной была сущностная характеристика ра-
бовладельческих, феодальных и раннебуржуазных государств
как «машины для поддержания господства одного класса над
другим» (В.И. Ленин), как «орудия господства меньшинства над
большинством» (К. Маркс, Ф. Энгельс).
При помощи государства господствующие классы (рабовла-
дельцы, феодалы, буржуазия, пролетариат) обеспечивали сохра-
нение существующего экономического и политического строя,
выгодный для себя режим властвования.
Например, в Афинах рабы составляли абсолютное боль-
шинство населения, но были лишены всяких политических
прав, не имели права участвовать в народных собраниях свобод-
ные метеки (чужеземцы, неафиняне), точно так же не допуска-
лись в народные собрания лица, рожденные от смешанных бра-
ков и рабы-вольноотпущенники. В Спарте на 32 тыс. свободных
граждан приходилось 220 тыс. рабов. Трудно что-либо возразить
против характеристики подобных государств как орудия власти
меньшинства над большинством.
Сущностью государств, где осуществлялось господство од-
ного класса над другим, где большинство населения было лише-
но средств производства, политических прав и свобод, не имело
возможности участвовать в делах государства, в формировании
Сущность государства_______________________________________________ 41
органов государственной власти, являлась диктатура господ-
ствующего класса. В рабовладельческом государстве это была
диктатура рабовладельцев, в феодальном — феодалов, в ранне-
буржуазном — буржуазии, в пролетарском — пролетариата.
Диктатура — это власть, не ограниченная никакими зако-
нами. «Диктатура есть государственная власть, опирающаяся
непосредственно на насилие»'. Государство, сущностью кото-
рого является диктатура одного класса, — это политическая ор-
ганизация, оформляющая господство, преимущество этого
класса над другими слоями населения, это комитет по управле-
нию делами этого класса, орган охраны и защиты его интере-
сов, орудие подавления недовольных, восставших, неподчиня-
ющихся и т.п.
Сущность государства не остается неизменной.
Во-первых, менялись классы, политическим орудием кото-
рых было государство, а с изменением места класса в историчес-
ком процессе менялась и сущность государства. Даже беглый
сравнительный анализ, например, рабовладельческого и ранне-
буржуазного государств, показывает огромную разницу между
ними в самых существенных характеристиках. В первом случае
власть господствующего класса осуществлялась над бесправным
рабом, во втором — над свободным рабочим. Не случайно имен-
но в буржуазном обществе начались перемены, повлекшие за со-
бой серьезные изменения самой сущности государства.
Во-вторых, изменялись социальные условия существования
классов, политические отношения между ними. Обращаться со
свободным человеком так, как с рабом, невозможно в принципе.
Государства, сущностью которых была диктатура одного класса
(буржуазии), постепенно перерастали в государства, сущностью
которых становились социальное партнерство, социальный
компромисс и социальное согласие. Кстати, то же самое прои-
зошло и с государством диктатуры пролетариата. Несмотря на
то, что разработке идеи этого государства было отдано столько
интеллектуальных усилий выдающихся личностей (К. Маркса,
'Ленин В И Поли собр соч Т 30 С. 132.
Глава II Понятие, сущность, социальное назначение государства
Ф. Энгельса, В.И. Ленина), что из-за его создания было пролито
столько крови, столько перекипело человеческих страстей, оно
буквально через несколько десятков лет (около 40 лет) перерос-
ло в общенародное государство — политическую организацию
власти всего народа, т.е., по сути, перестало быть государством
диктатуры одного класса.
Общим у государства диктатуры буржуазии и у государства
диктатуры пролетариата является то, что это переходные, вре-
менные по своей исторической миссии государства, т.е. их сущ-
ность — диктатура одного класса — не раз и навсегда данное
явление. Она временна. С изменением экономических, полити-
ческих, социальных условий внутри общества необходимость в
диктатуре отпадает. Ей на смену приходит иная сущность госу-
дарства — согласованное, совместное, компромиссное сущест-
вование классов, острые противоречия между которыми посте-
пенно исчезают, взаимосуществование упрощается, антагонизм
остается в прошлом. Однако все эти процессы проходят нелегко
и непросто. Процесс изменения сущности государства обуслов-
лен серьезными причинами.
Во-первых, исчезают классы в их марксистско-ленинском
понимании (отношение больших групп людей к средствам про-
изводства).
Во-вторых, серьезные изменения происходят в определе-
нии места человека в обществе, в системе производства и рас-
пределении. Учение о непримиримости классовых противоре-
чий терпит крах. Государство из орудия насилия превращается в
организацию, разрешающую противоречия в цивилизованных
формах, выступает в качестве инструмента легитимной власти,
деятельность которой уже не чужда большей части общества. Го-
сударство становится активным и необходимым посредником в
социально-дифференцированном обществе, сохраняющем про-
тиворечия по многим вопросам экономической, политической,
социальной жизни.
На первое место в такой ситуации выходит не насильствен-
ная, классовая, а социальная предназначенность государства.
Социальное назначение государства_______________________ 43
Популярное:
- E) Теория государства и права
- I. Принятие нормативных актов органами государства.
- II. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
- Автор научного труда о происхождении семьи, частной собственности и государства
- аконность: понятие, принципы, гарантии.
- Акт применения норм права: понятие, структура , виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
- Акты применения права: понятие, структура и виды.
- Акты применения права: понятие, структура, виды.
- Акты применения правовых норм: понятие, виды.
- Англо-ирландская война. Создание Ирландского государства
- Аутоэротические фатальности: понятие, особенности, практика
- Б1.Б.7 «Основы правового демократического государства и гражданского общества»