Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что такое правовая культура?



 

Культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Правовая культура - реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве. Иначе можно сказать, что правовая культура - это реализованное правосознание. Правосознание составляет стержень, внутреннюю основу правовой культуры, подобно тому, как убеждения лю­дей составляют основу их поступков.

Ученые не могут найти единый подход к трактовке категории «право­вая культура», т. к. ее понятие многоаспектно. В целом в юриспруденции сложилось два основных варианта понимания правовой культуры:

· совокупность правовых явлений вообще (совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплексе представлений той или иной общности людей о праве, его реализации о деятельности государственных органов, должностных лиц);

· определенный уровень развития индивидуального, группового или общественного правосознания. Именно такое понимание данного явления в юридической литературе является наиболее распространенным.

Уровень правовой культуры общества проявляется через следующие

показатели:

· определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;

· надлежащую степень знания населением законов;

· высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

· качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

· специфические способы правовой деятельности (работа правоох­ранительных органов, конституционный контроль и т. д.);

· результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т. д.).

В.В. Лазарев выделяет четыре разновидности правовой культуры:

· правовые идеи;

· правовые нормы и институты;

· правовые поступки;

· правовые учреждения.

Все это укладывается в четыре состояния культуры:

1) идеолого-психическое;

2) нормативное;

3) поведенческое;

4) объективированное (закрепляет результаты правовой деятельности).

В.И. Каминская, А.А. Ратинов, Н.М. Кейзеров выделяют следующие элементы структуры правовой культуры: правотворческая деятельность, правовая наука, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правовых учреждений, правосознание, правовое поведение.

Р.К.Русинов и А.П. Семитко называют следующие функции правовой культуры:

1) выделение и описание правовых ценностей, идеалов и образцов, к которым следует стремится законодателю, правоприменителю и гражданину;

2) поиск путей и средств реализации намеченных идеалов.

 

99. Как можно преодолеть правовой нигилизм?

А.И. Герцен видел в неуважении к праву историческое преимущество русского народа – свидетельство его внутренней свободы и способности построить новый мир. А.И. Герцену принадлежит известное высказывание: «Русский, какого бы звания он не был, обходит и нарушает закон всюду, где это возможно сделать безнаказанно, и совершенно также поступает правительство».

Известен и антиюридизм Л.Н. Толстого, который считал право «гадким обманом», а юриспруденцию болтовней о праве, наукой ещё более лживой, чем политическая экономия.

Правовой нигилизм – направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную и личностную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Формы проявления: от равнодушного, безразличного до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Тотальный правовой нигилизм в настоящее время широко распростра­нен в нашем обществе. Он выражается в девальвации права и законности, игнорировании законов или недооценки их регулирующей роли.

Среди причин распространения правового нигилизма выделяют следующие.

1. Исторические. На протяжении веков большинство населения Рос­сии не имело прав и свобод, жило в условиях репрессивного зако­нодательства, несовершенства правосудия.

2. Психологические. Неумение людей жить в правовом пространстве вызывает у них ощущение его чужеродности.

3. Социальные. Приоритет общественных интересов перед индивидуальными вызвал глухой протест против основ социального устрой­ства.

4. Политические. Смена типа государства, осуществленная в истори­чески непродолжительное время, ставит под сомнение авторитет­ность издаваемых ею властных предписаний.

5. Экономические. Переход к рыночному хозяйству привел к противо­речию с прежними коллективистскими ценностями в хозяйствен­ной жизни; нормы, закрепляющие основы рыночного хозяйства, вызывают особо острое неприятие;

6. Правовые. Кризис законности и неотлаженность механизма приве­дения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной, также подрыва­ют уважение к праву.

В.А. Туманов предлагает выделить два основных направления юридического нигилизма: 1)пассивная форма; 2) активная форма.

Неприятие значительной частью населения властных предписаний, исходящих от государства, создает серьезную угрозу благополучию обще­ства. Особую тревогу вызывает правовой нигилизм части государственных служащих, пытающихся заменить правовые рычаги воздействия на адми­нистративные. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребле­ние правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказыва­ются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.

Преодолеть правовой нигилизм – одна из первоочередных задач разви­тия российского общества. Для этого на государственном уровне необходи­мо провести следующие мероприятия:

· совершенствовать действующее законодательство;

· обеспечить реальную судебную защиту законных прав и интересов граждан;

· развивать все формы правового воспитания и просвещения граждан;

· вести планомерную работу по профилактике правонарушений;

· разнообразить формы и методы стимулирования правомерного поведения;

· развивать все формы оказания юридической помощи населению;

· реализовать в повседневной деятельности государственного аппа­рата принцип верховенства закона.

От правового нигилизма надо отличать конструктивную критику пра­ва, которая является необходимым элементом политической свободы и спо­собствует утверждению наиболее совершенных правовых принципов и норм, выявлению назревших изменений в сфере общественных отношений.

Явлением, противоположным правовому нигилизму, является правовой идеализм – направление общественно-политической мысли, которое завышает возможности правового регулирования. Правовой идеализм означает переоценку права. « На право, пишет Н.И. Матузов, нельзя возлагать несбыточные надежды – оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного ему статуса».

Инерция политического и правового идеализма идёт ещё от коммунистических времен, когда господствовал своего рода культ «исторических», «судьбоносных» планов, решений, постановлений.

 

Глава 16. Механизм правового регулирования

 

Что понимается под механизмом правового

Регулирования?

В.И. Гойман и Т.Н. Радько пишут, что право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает воздействие на участников правового общения.

Механизм правового регулирования – это взятая в единстве вся система правовых средств, которые используются для правового регулирования общественных отношений.

Понятие механизма правового регулирования позволяет:

· рассмотреть все части правовой системы и факторы, влияющие на нее;

· выяснить те основные функции, которые выполняют юридические, социальные, психологические и иные факторы в процессе регули­рования;

· обосновать необходимость совершенствования всех факторов, вли­яющих на регулирование общественных отношений

Все формы влияния на общественные отношения обобщает категория «действие (воздействие) права». Эту категорию следует отличать от категории «реализация права» (тоже действие права, обозначающее как люди «перевели» (реализовали) право в жизнь.)

В категорию «действие права» включаются следующие компоненты (это и есть формы правового воздействия на общественные отношения).

Юридическое воздействие проявляется в следующих видах форм:

1) информационное воздействие права, когда юридическая норма сообщает адресатам то, что требует от них право;

2) ценностно-ориентационное воздействие (дающее оценку различным вариантам поведения, (воспитательное);

3) специфически-юридическое воздействие (правовое регулирование).

Необходимо обратить внимание, что эти формы присущи не только праву, они характерны для всех нормативных систем.

Особой формой юридического воздействия является правовое регули­рование.Это использование сугубо (чисто) юридических средств воздействия на обще­ственные отношения, организующих их в соответствии с требованиями права. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприме­нительные акты, договоры, юридические факты, субъекты права, юриди­ческие обязанности, запреты, льготы, поощрения и наказания и т.д.

Юридические средства регулирования общественных отношений подвергаются воздействию со стороны социальных и иных факторов. Поэтому выделяют социальный механизм действия права, т.е. всю систему факто­ров, влияющих на перевод требований правовых норм в правовое поведе­ние субъектов права.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. COM-серверы, какие они бывают и о том, что дал нам Microsoft, чтобы управлять ими
  2. IV. О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ СВОБОДА
  3. S: Что такое секуляризация общества?
  4. А что произойдет с наибольшей долей вероятности?
  5. А что сейчас не тот террорист пошёл? Рожей не вышел? Гойская?
  6. А чтобы быть достойным моря,
  7. Автор наконец-то объясняет, почему интервью – понятие философское, и советует, как вести беседу, чтобы открыть для себя другого человека
  8. Автор поет гимн уточняющим вопросам, а также рассказывает о том, что делать, если собеседник недоговаривает или даже врет
  9. Автор сетует на то, что мы не занимаемся гигиеной собственных мыслей, а также советует ЖЕЛАЮЩИМ, как можно научиться думать
  10. Автор утверждает, что в мире царит такой семантический шум, что договориться просто невозможно, а потом объясняет, что сделать это очень легко
  11. Автор утверждает, что специфики радио– и телеинтервью не существует, а затем начинает рассказывать про это специфику
  12. Агрессия, гнев, злость часто театральны, и в этом есть что-то недостойное для уважающей себя личности.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь