Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В чем особенности религиозных правовых систем?
Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна англо-американской правовой семье (семье «общего права») и романо-германской (континентальной). Однако у них много общего по существу и форме. Считается, что принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов: · признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе; имеет место переплетение права и религии; · отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. К первой группе относятся религиозные правовые системы – страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй относятся системы обычного права – страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара. В данном вопросе мы коснемся характерных признаков религиозных правовых систем. Ее составляют две системы – индийская и мусульманская. Индийское право является древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже особую мораль. Оправдание кастовой структуры общества – основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Голосование собрания касты разрешает в местном масштабе все споры, опираясь на общественное мнение. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной нормы по конкретному вопросы, судьи решают его по совести, по справедливости. Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примерить справедливость и власть. Конституция Индии 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако новый Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Верность традициям, вековые нормы, связанные с религией, дают о себе знать до сих пор. Правовые системы мусульманских стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. Основой мусульманского права является Коран – это первый источник, «корень» правовой системы. Другим источником мусульманского права является Сунна –описание поступков, поведения, высказываний Магомета. Считается, что Сунна представляет собой собрание рассказов (ходисов) людей, близко знавших Магомета. Коран насчитывает 114 сур (глав), а Сунна состоит из шести канонических сборников. В Коране, Сунне содержатся правила, регулирующие жизнь, поведение правоверных, много внимания уделяется проблеме справедливости. В Коране содержатся повеления: «будьте справедливы», «будьте стойки и справедливы», «судите по справедливости». Третий источник мусульманского права – иджма, то есть согласие, достигнутое всем мусульманским обществом об обязанностях правоверного. Она сложилась на основе мнения правоведов, установивших принцип и нормы мусульманского права в результате изучения Корана и Сунны. Четвертый источник мусульманского права – кияс, то есть умозаключение по аналогии. Нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе иджмы и кияса, составляют вторую группу мусульманского права, взаимосвязанную с первой – группой юридических предписаний Корана и Сунны. Наряду с писаным правом – шариатом («путь следования») – в мусульманских странах действует и обычное право – адаты. А.М. Иванов отмечает, что иногда в качестве источника шариата упоминается иджтихад (способность и право компетентного правоведа самостоятельно интерпретировать мусульманские законы, решать спорные религиозные, а иногда и политические вопросы на основе Корана и Сунны).
Глава 9. Источники права Что такое источник права? Источник права – внешняя форма выражения и закрепления нормы права. Норма права не может существовать, не будучи закрепленной в том или ином источнике. Основные виды источников права: · правовой обычай – исторически сложившееся устойчивое правило поведения, взятое под охрану государством, наиболее древний вид источников права; · судебный или административный прецедент – судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придало общеобязательный характер при решении подобных дел; · нормативно-правовой акт – официальный акт правотворчества компетентного государственного органа, в котором устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права; · договор нормативного содержания – соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся нормы права, регулирующие их взаимоотношения. Существуют и другие виды источников права (общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты и т.д.).
Что характерно для нормативно-правового акта как источника права? Нормативно-правовой акт – выраженное в письменной форме решение компетентного государственного органа, в котором содержатся правовые нормы. Рассчитан на регулирование неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Все нормативно-правовые акты по юридической силе подразделяются на два вида: · законы – нормативно-правовые акты высшей юридической силы, принятые в особом порядке и регулирующие наиболее важные общественные отношения; · подзаконные акты — нормативно-правовые акты компетентных органов, изданные в соответствии с законом и во исполнение его. В зависимости от способов установления нормативно-правовые акты подразделяются: · принятые государством; · санкционированные государством; · признанные государством. В зависимости от сферы действия нормативно-правовые акты делятся на: · общефедеральные; · акты субъектов Федерации; · локальные акты. В зависимости от срока действия существуют нормативно-правовые акты: неопределенно-длительного действия, временные. По субъектам издания и сфере распространения подзаконные нормативно-правовые акты В.Н. Хропанюк подразделяет на: · общие подзаконные акты (нормативные указы президента, постановления правительства); · местные подзаконные акты (нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах); · ведомственные подзаконные акты (нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются на ограниченную сферу отношений); · внутриорганизационные подзаконные акты (издаются различными организациями и распространяются на членов этих организаций). В.М. Обухов приводит несколько иную классификацию подзаконных нормативно-правовых актов по субъектам их издающим: · указы и распоряжения Президента РФ; · нормативные акты Правительства РФ (постановления и распоряжения); · акты центральных органов исполнительной власти (форма этих актов Конституцией не определена); · нормативные акты законодательных органов субъектов Российской Федерации; · нормативные акты администраций краев, областей; · корпоративные акты организаций.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы