Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ НАРОДОВ МИРА



Романо-германская правовая семья включает в себя либеральные государства континентальной Европы, латиноамериканских государств, стран Ближнего Востока, франкоговорящих стран и Японии.

Внутри романо-германской правовой семьи отечественные ав­торы выделяют две правовые группы: романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания и др.) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). Французские авторы включают в романо-германскую систему три подсистемы: читинскую, германо-скандинавскую и латиноамериканскую.

Романо-германская правовая система первоначально возникла континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных обычаев, затем в процессе колонизации распространилась на другие континенты.

Романо-германская правовая семья имеет следующие особен­ности:

а) основным источником права служит нормативный правовой акт — закон;

б) существует единая иерархическая система источников права-

в) признается деление права на публичное и частное;

г) преобладает кодифицированное законодательство;

д) имеется сходство основных правовых понятий и категорий;

е) сложилась относительно единая система правовых прин­ципов;

ж) ведущую роль играет конституция.

Правовой прецедент в качестве источника права не характерен. Правовая доктрина играет важную роль в процессе правотворче­ства, а в правоприменении она используется лишь при толковании норм права. Серьезное значение придается международному праву. Присущ этой семье и конституционный контроль. Обычай имеет ограниченное действие, но применение его допускается в сфере ча­стного права и нередко в дополнение к закону или вместо закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.

Англо-саксонская правовая семья (семья общего права) Англо-саксонская правовая семья включает в себя две группы: группу английского права (Англия, Северная Ирландия, Канада, Ав­стралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи -36 государств) и право США, за исключением штатов Луизиана и Калифорния, где значительную роль играют французское и ис­панское право.

Правовая система Англии развивалась самобытно и независимо от права континентальной Европы. История английского права ухо­дит в далекое прошлое. После норманского завоевания Англии (1066г.) правосудие в основном осуществлялось королевскими су­дами в Лондоне. В результате их деятельности постепенно сложи­лось общее право — сумма решений, которыми впоследствии руко­водствовались все суды.

Особенностями англо-саксонской правовой семьи являются:

а) главным источником права выступает судебный прецедент (решение судей по конкретному делу, которое впоследствии распро­страняется на аналогичные дела);

б) определенное значение придается статутному праву — зако­нам и подзаконным актам;

в) отсутствует деление на публичное и частное право, его заменяет деление на общее право и право справедливости;

г) главными творцами права являются судьи;

д) нормы права не отделены от судебного решения и носят ка­зуистический характер;

е) в структуре права выделяют:

— прецедентное право,

— право справедливости,

— статутное право, или право парламентского происхождения;

ж) отрасли английского права выражены менее четко, чем в кон­тинентальных правовых системах;

з) существенное различие между американским и английским пра­вом связано с федеральной структурой США. Фактически в США действует 51 система права — 50 в штатах и одна федеральная. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от друга и поэтому решения судов разных штатов зачастую не совпадают;

и) придание важного значения формам судопроизводства, про­цессуальным нормам, источникам доказательств;

к) автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти, что выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административ­ной юстиции;

л) некодифицированный характер законодательства.

Славянская правовая семья включает в себя группу российского права (Россия, Беларусь, Украина) и западнославянскую группу права (Болгария, Сербия, Черногория). Исторически славянская право­вая семья основывается на правовой культуре Византийской импе­рии, обычаях славян и традициях православия.

В ее основе лежат национально-культурные и географические особенности, которые определяются:

а) самобытностью государственности (славяне уже в VI—XI вв. имели собственные государственные образования);

б) особыми условиями экономической жизни (крестьянская община, взаимопомощь и местное самоуправление);

в) тесной связью государства и права с православной ветвью

христианства.

Ведущее место в этой правовой семье принадлежит российской

правовой системе.

Основные признаки славянской правовой семьи: а) по основным источникам права примыкает к романо-германской правовой семье (унаследовала законодательные традиции римского права, а позднее реципировала германское право);

б) основными источниками права служат нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры и правовые обычаи. Юриди­ческий прецедент как источник права играет «неофициальную» роль;

в) конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие;

г) признается приоритет норм международного права перед внутригосударственными (национальными).

Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализ­мом. С одной стороны, она восприняла романо-германскую право­вую модель, а с другой — правовую систему США.

Ее особенности:

а) сфера публичного права сформировалась под воздействием правовой системы США (заимствованы президентская форма прав­ления, конституция и некоторые конституционные институты);

б) большое место занимает делегированное законодательство, т.е. издание правительственных актов в форме законов;

в) в федеративных государствах — Аргентине, Бразилии, Вене­суэле и Мексике — правовая система носит федеративный характер, но основную массу нормативных актов составляет федеральное за­конодательство;

г) обычай как источник права играет разную роль в отдельных странах: в Аргентине его роль значительна, а в Уругвае — меньше;

д) серьезное внимание уделяется институту судебного контроля за конституционностью законов;

е) судебная практика не рассматривается в качестве источника права.

В скандинавскую правовую семью входят Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия. Особенностями ее являются:

а) частичное восприятие романо-германской правовой модели;

б) более значительная роль судебной системы и судебной прак­тики, чем в романо-германской семье;

в) наличие большого числа унифицированных актов, действу­ющих в равной степени во всех скандинавских странах;

г) судебный прецедент как источник права практически отсут­ствует;

д) не придается большого значения процедуре, процессуальным нормам.

Мусульманская правовая семья — это совокупность правовых систем стран, где исламская религия имеет сильное влияние в госу­дарстве и обществе. Охватывает более пятидесяти государств, рас­положенных от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов, где проживают около 900 млн. человек, исповедующих ислам (Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция, Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Пакистан и др.).

'Мусульманское право сложилось в эпоху становления феодаль­ного общества в Арабском халифате в XII—XIII вв. и представляет по своей сути религиозное право. В соответствии с догмами ислама создателем мусульманского права является Аллах, который явил его верующим через своего пророка Мухаммеда. Мусульманское право, которое берет свое начало в Коране, считается исламскими теолога­ми плодом божественных установлений, данных человечеству раз и навсегда.

Особенности мусульманской правовой семьи.

1. Основными источниками права являются религиозные прин­ципы, выраженные в главных религиозных книгах — Коране, Сунне, Иджме, Киясе.

Коран — священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, записанных им в Мекке и Ме­дине. В книге поднимаются вопросы религии и нравственности. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обряда­ми там есть и установления нормативно-юридического характера. Сунна — мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, его образе мыслей и действий. Представляет со­бой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказыва­ниями пророка, которые должны служить образцами для мусуль­ман. В Сунне доминируют нравственно-религиозные положения.

Иджма — это комментарии ислама, составленные его толкова­телями — докторами мусульманской религии. Они восполняют про­белы в религиозных нормах. Иджма — согласие исламского сообще­ства об обязанностях мусульманина. В ней дается окончательное толкование ислама, поэтому Коран и Сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборни­ки норм, соответствующие иджме.

Правовые нормы трех первых источников в совокупности об­разуют шариат, являющийся основным источником мусульманс­кого права.

Кияс является наиболее поздним источником мусульманского права. Это правила применения шариата (норм мусульманского права) к новым случаям по принципу аналогий.

К второстепенным источникам относятся закон, который не мо­жет противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине, а так­же адат (обычай).

2. Норма мусульманского права воспринимается как правило адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его людям через своего пророка Мухаммеда.

3. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульман­ское право определяет посты, которые каждый мусульманин должен соблюдать, милостыни, которые необходимо подавать, палом­ничества, которые надо совершать, и т.д.

4. Характерными чертами права являются архаичность и казуи-стичность.

5. Отсутствует деление права на частное и публичное.

6. К числу основных отраслей относятся судебное право, уго­ловное право и семейное право.

7. Семейное право представлено «правом личного статуса» и ре­гулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения.

8. Судоустройство по мусульманскому праву отличается про­стотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел, но к судьям предъявляются высокие квалификационные требо­вания, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки.

9. За последние два столетия процесс влияния европейских правовых систем затронул все исламские страны. Мусульманское право восприняло идею кодификации. В конце XIX в. в Египте и дру­гих странах Ближнего Востока были приняты гражданские кодексы западного образца. В первой половине XX в. законы о семейном праве были приняты в Египте, Судане, Турции. Однако тенденция сближения мусульманской правовой системы с европейскими пра­вовыми семьями фактически отсутствует. Мусульманское право религиозного характера воспринимает внешнюю, а не внутреннюю содержательную сторону светских правовых систем.

Семья индуистского права распространена в Индии, а также среди индусов, проживающих в Пакистане, Бирме (Мьянме), Непа­ле, Сингапуре, Малайзии и на восточном побережье Африки, к ко­торому относятся Танзания, Уганда и Кения.

Его нормами руководствуются также отдельные этнические груп­пы Бангладеш, Шри-Ланки и Гайаны.

Индуизм сформировался в глубокой древности — почти три с половиной тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирую­щее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает элементом государственно-правовых отношении современного общества.

В содержание индуистского права входят обряды, верования,

логические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Особую роль индуистское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо — семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д. Особенности индуистского права:

а) тесная связь с религией;

б) источники права: Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащие, по существу, правила поведения; и

в) Дхармашастры — свод различных правовых норм, вырабо­танных древними жрецами;

г) оно обосновывает неравенство людей (деление на касты), основной догмой которого является положение о том, что все люди с рождения разделены на социальные иерархические группы — ка­сты, каждая из которых имеет свои права;

д) делает невозможным переход из одной социальной группы в другую;

е) предусматривает комплекс обязанностей, а не субъективных прав;

ж) законы резко ограничивают сферу действия традиций;

з) судьи руководствуются в первую очередь законами, а потом уже и прецедентами;

и) основывается на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов не­разделенной семьи и раздела семейного имущества;

к) решения судов не являются источником права.

Семья обычного (адатного, традиционного) права включает африканские правовые системы и системы Дальнего Востока. Эта семья включает страны Центральной и Южной Африки, Океании, в том числе Гамбию, Гану, Камерун, Сенегал, Того, Малави, Мада­гаскар и др. Эти системы во многом отличаются друг от друга и весьма Разнообразны.

Особенности правовой семьи обычного права:

- неписанный (некодифицированный) характер права;

- повседневная жизнь регулируется обычаями (адатом), причем каждая община, племя, этническая группа имеет свои обычаи и традиции;

- основу обычаев составляют моральные, философские, юриди­ческие нормы, а также мифология;

- регулирование обычаями, как правило, поведения коллекти­ва, а не отдельной личности;

- коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом;

— осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

- уклон в сторону примирения, а не наказания при незначи­тельных правонарушениях;

- месть — при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).

Африканские правовые системы на протяжении веков были преимущественно системами обычного права, не выходящими за пределы племени. В XIX в. колонизация внедрила европейские пра­вовые системы во все виды отношений, не регулируемых обычаями: французское право — во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское — в Конго, португальское — в Анголе и Мозамбике, английское — в колониях Англии. В результате возникла тройствен­ная система колониального права, включавшая в себя право метро­полий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые две системы охватывали преимущественно административное, уго­ловное и торговое право. В сфере действия обычного права остались традиционные области отношений: землевладение, семейное и на­следственное право.

Метрополии стремились запретить некоторые варварские обы­чаи и регулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Была осуществлена реформа судов: наряду с евро­пейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права.

После обретения африканскими государствами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других — временно сохра­нены. Некоторые государства приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Нигерия, Танганьика).

Главной тенденцией развития обычного права молодых афри­канских государств стало ограничение правовых обычаев и расши­рение круга общественных отношений, регулируемых национальным законодательством.

Укрепляются международные связи и контакты с европейцами, появился рынок рабочей силы и т.д. В то же время следует отме­тить, что элементы обычного права сохранились в быту многих народов всех континентов Земли: индейцев Северной и Южной Амери­ки, аборигенов Австралии, народов Севера, горцев Кавказа и Цент­ральной Азии.

Традиционное африканское право постепенно утрачивает свое регулирующее значение, но вместе с тем множество африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обыча­ям, избегают обращаться в государственные суды.

Особенностями дальневосточной правовой семьи являются:

- отрицательное отношение к праву вообще; например, японцы традиционно отождествляют право исключительно с уголовным законодательством, которое ассоциируется с тюрьмой;

- господство идеи примирения спорящих сторон — конфликты предпочитают решать внесудебным путем, и даже судебные дела завершаются чаще всего примирением участников спора;

- традиционный взгляд на общественный порядок как гармо­нию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому охрана порядка должна осуществляться методами убеждения, по­средничества, самокритичными оценками поведения;

- модернизация правовой системы после Второй мировой войны. Особенностями социалистического права (Куба, Вьетнам, Се­верная Корея, Китай) являются:

- идеологизированный характер (опора на теорию марксизма-ленинизма);

- классовость;

- отождествление права и закона;

- основной источник права — нормативный правовой акт;

- использование запретов и обязанностей;

- императивный характер нормативно-правовые предписания и установлений;

- отрицание судебного прецедента как источника права;

- непризнание деления права на публичное и частное;

- отсутствие конституционного контроля;

- приоритет государственных интересов перед личными;

- централизация договорных отношений, нормирования труда и распределения социальных благ.

Вопросы аля самоконтроля

1. Что понимается под правовой системой? Тождественны ли это по­нятие и понятие системы права?

2. Какие особенности присущи романо-германской правовой семье?

3. В чем заключаются особенности семьи общего (прецедентного) пра­ва, или англосаксонской семьи?

4. Каковы особенности славянской правовой семьи?

5. Что присуще мусульманской правовой семье?

6. Каковы особенности индуистской правовой семьи?

7. В чем состоят особенности семьи обычного (адатного, традиционно­го) права?

8. В чем заключается специфика дальневосточной правовой семьи?

9. Каково своеобразие семьи социалистического права?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите определения основных понятий в рабочую тетрадь.

2. Составьте конспекты:

а) параграфа 2 «Понятие семьи правовых систем» работы Р. Давида «Основные правовые системы современности»;

б) параграфов 17-22 работы Р. Давида и К. Жоффре-Спинози «Ос­новные правовые системы современности»;

в) Сур 21, 24 и 67 Корана;

г) раздела 6 «Мусульманское право (ал-фикх)» «Хрестоматии по исламу».

Литература

Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного

исследования. М.: Статут, 1999. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и права:

учеб, пособие. М.: Книжный мир, 2007. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности /

пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Международные отношения, 2003. Инако Цунео. Современное право Японии. М., 1981. Кельзен Г. Общее учение о праве. Вена, 1967.

Крашенинникова Н.А. Индусское право. История и современность. М., 1982. Морозова Л.А. Теория государства и права. Повторительный курс в вопро­сах и ответах. М.: НОРМА, 2003. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебный курс. М.: Ось-89,

2007. Теория государства и права: учеб, пособие / под ред. Л.В. Смирнова. М.:

Книжный мир, 2004. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова

и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т. 1. Государство. Т. 2.

Право / автор-составитель М.Н. Марченко. М.: Городец, 2004. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). М.: Приор-

издат, 2003.

 


ТЕМА 14 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Основные ключевые понятия: субъективные права, юридические обязаннос­ти, дееспособность, правоспособность, деликтоспособность, сделкоспособность, правосубъектность, эмансипация


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 2226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь