Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Индивидуальный подход к постановке руки
В своей книге «Музыкант и его руки» Владимир Мазель достаточно подробно описывает механизмы работы мышц рук человека. Для того, чтобы собрать воедино физиологию, физику движений и влияние всех этих факторов на исполнительское мастерство, воспользуемся информацией, которую нам предлагает автор: «Организация двигательного процесса исполнителя во многом зависит от нахождения оптимальных точек опоры для корпуса, а также для рук исполнителя… 1. Рука ‑ наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвижных суставов, причем 15 из них приходятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют исключительное значение во всех ее действиях. 2. В отличие от других частей корпуса, имеющих конкретные точки опоры на ноги, рука не имеет подобных точек и находится в постоянно подвешенном состоянии. Отсутствие конкретных точек опоры и очень большая подвижность всех частей руки провоцируют ее тенденцию к совершению изолированных локальных действий и служит основной причиной нарушений взаимодействий всех частей функционирующей руки. 3. Мышечные группы частей руки весьма различны по своим физическим возможностям: от весьма сильных ‑ зона лопатки, плечевого сустава и плечевой части руки, до весьма слабых ‑ зона кисти и пальцев, не выдерживающих значительные физические нагрузки. Исключительная роль кистевого сустава и пальцев в действиях руки, а также очень большая их подвижность провоцируют их фетишизацию, что неизбежно приводит к нарушению взаимодействий между игровой и силовой зонами руки. Отрыв двигательных действий зоны слабых мышечных групп от зоны сильных также приводит к постоянным мышечным перенапряжениям.» [1, с. 53]. Изучив детально общие принципы работы мышц, необходимо понять, как эти законы применимы в условиях работы за инструментом. Наиболее оптимальный способ рассмотрения движения рук – в трехмерном пространстве. Для этого лишь необходимо мысленно выстроить систему координат, в которой будут три оси x, y, z (длина, высота, ширина). Так будет проще задавать вектор движения мышц, при том, что нередко при осуществлении одного приема игры различные групп задействованных мышц будут двигаться в противоположные стороны. Одна из главных задач занятий техникой – выработка умения с минимальными энергетическими затратами получить максимально мощный результат ( в данном случае, короткий импульс и мощный удар по струне). Занятие техникой невозможно без знания элементарных законов работы и взаимодействия мышц и суставов человеческого организма, универсальных для каждого. Чтобы проанализировать движение человека, необходимо прежде всего понять законы физики, касающиеся движения всех объектов. Выдающийся физик Исаак Ньютон внес значительный вклад в науку, сформулировав три основных закона движения: Первый закон Ньютона ‑ закон инерции, гласит: всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, до тех пор, пока на него не подействует другая внешняя сила. Более тяжелый объект труднее привести в движение, чем более легкий. Так же труднее остановить объект, имеющий большую массу. Таким образом, перед началом игры мышцы находятся в состоянии наименьшего напряжения до тех пор, пока одна из групп мышц не усилит свое действие под влиянием нервных импульсов, которые формируются в человеческом мозге. Второй закон Ньютона ‑ закон ускорения ‑ гласит, что сила (F), действующая на тело в определенном направлении, равна массе тела (т), умноженной на ускорение тела (а) в данном направлении (F = m • а). Таким образом, чем резче осуществляется движение, тем сильнее оказывается воздействие на кость (сустав, часть руки), и далее на струну, что позволяет добиваться более мощного звука. В свою очередь, скорость работы мышцы напрямую зависит от интенсивности нервного импульса, приводящего ее в действие. Третий закон Ньютона ‑ закон действия и противодействия ‑ гласит, что любая приложенная сила вызывает равную, противоположно направленную силу. Следовательно, каждому действию соответствует равное противодействие. В анатомическом аспекте мы можем говорить о том, что каждой группе мышц, есть группа противодействующих мышц. Все три закона Ньютона имеют место в каждом игровом движении. Так, изначально под действием противодействующих мышц рука (палец) находится в состоянии покоя, на одну из групп мышц воздействует короткий нервный импульс, приводящий ее в движение, осуществляется резкий удар, после которого, согласно третьему закону, рука самостоятельно вернется в исходное положение вследствие работы противодействующих мышц (например, сгибатели-разгибатели). Так же очень важно понимать грамотность построения двигательных схем при максимально эффективном использовании игровой механики движения, что подразумевает системный подход к работе мышц. Рассмотрим структуру механизмов руки по аналогии теории механизмов машин. Принцип работы, отраженный в схеме (Приложение 3, рис. 1), можно рассматривать как с точки зрения модели скелета пальца и его трех фаланг, так и с точки зрения соотношения предплечья и пальцев, то есть мелких и крупных систем. Рассмотрим схему с точки зрения модели скелета пальца. В этой схеме присутствуют три звена (где L 1, L 2, L 3 – это длина каждого из трех звеньев в данном случае фаланг). Y это максимальный угол перемещения фаланг, насколько позволяют суставы, то есть максимальный угол перемещения относительно вертикали (на схеме она обозначена пунктиром). Далее рассмотрим вторую схему, где показана мышечная связь между костями (в данном случае в отношении первой фаланги это поверхностный и глубокий слой сгибателей и разгибателей пальца, в отношении второй и третьей это червеобразные мышцы) и костная связь (a), то есть суставы (Приложение 3, рис. 2). Стрелочками указан вектор направления силы мышц (b) относительно костей, в данном случае –воздействие на каждую фалангу. В третьей схеме указанно направление противодействия на каждую кость мясной массы, находящейся на ней и её возможная максимальная скорость v и ускорение a, так как на каждую мышцу, которая перемещает тело, есть противодействующие ей сгибатели и разгибатели (Приложение 3, рис. 3). В четвертой схеме мы видим направления силы инерции, которые действуют в направлении воздействия мышц на перетаскиваемый объект, в данном случае на сгибание всех трех фаланг пальца (Приложение 3, рис. 4). Сила инерции бывает касательной, то есть направленной по прямой траектории - F1, а так же касательной F 2, которая направлена на круговую траекторию движения. Так же на последней схеме мы можем увидеть модель струны, на которую воздействуют две силы инерции, поэтому траектория её движения идёт по восьмёрке. Данные схемы универсальны и могут применяться относительно других движущихся частей тела, главное – знать количество звеньев суставов и какие мышцы на них воздействуют, а также куда направлено это воздействие. Количество звеньев может изменяться. До этого момента мы говорили о том, как пальцы могут воздействовать на струну, не обращая внимания на то, что струна также оказывает противоположное воздействие на пальцы посредством силы трения, которая возникает в процессе защипывания струны (за исключением приемов, где используется отскок). Преодоление силы трения требует дополнительных затрат мышечных ресурсов, что заметно сокращает время их пребывания в тонусе (ограничивает период качественной игры), а также затрудняет рост показателей скорости на выбранном приеме. Таким образом, возникает необходимость пойти по пути меньшего сопротивления, а не увеличения силы воздействия на струну. Для этого надо сократить площадь взаимодействия пальца со струной по вертикали, то есть палец нежелательно погружать глубоко под струну. Защипывание должно осуществляться кончиком пальца, а не его подушечкой. Главным критерием в исполнении ноты является звук, поэтому в данном случае, применив на практике закон о силе трения, необходимо найти достаточное воздействие на струну и площадь взаимодействия с ней во избежание поверхностного неглубокого звука. Говоря о двигательной и мышечной памяти, которые в любом случае работают в купе при заучивании любых новых технических приемов, следует сразу развести эти понятия. К двигательной памяти, в первую очередь, мы можем отнести способность к запоминанию двигательно-моторных актов, которые откладываются в памяти как цепочка действий, «шагов», необходимых для получения ожидаемого звука. В это же время мышечная память является способностью запоминать силу воздействия и объем мышц, возникающий в процессе их «прокачки». Ученые-исследователи из Норвежского университета Осло одно из своих исследований посвятили вопросам разницы в сроках восстановления физической формы у спортсменов и пришли к следующим результатам: «При силовом воздействии на мышцу, ее размер и сила прочности увеличиваются. Приспосабливаясь к этому, организм увеличивает в клетках количество ядер, направляющих синтез белка, потому что иначе анаболические процессы будут остановлены. После перерыва в тренировках сами клетки уменьшаются, но количество ядер, скорей всего, остается прежним. Ядра не разрушаются и по этому в следующий раз такая клетка будет иметь усиленный потенциал… Потому что если научиться целенаправленно увеличивать количество ядер, то можно ускорить получаемый эффект от тренинга.» [6]. Учитывая, что звук на бас-гитаре снимается при помощи специальных датчиков, работающих по принципу электромагнита, без использования акустических свойств инструмента, амплитуда колебания струны должна располагаться в плоскости, перпендикулярной грифу, в то время, как на акустических инструментах – напротив, параллельной. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы