Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные принципы работы с техникой
Исполнение любой группы упражнений напрямую связано с работой определенных групп мышц и областей мозга. В момент совершения любого действия часть мышц находится в состоянии напряжение, другие либо бездействуют, либо испытывают минимальное напряжение. Именно поэтому занятия упражнениями должны быть организованны в определенный комплекс, который позволит поочередно вовлекать в работу разные группы мышц и избегать перенапряжения активных групп мышц и застаивания пассивных. 1. Основа любой игры на музыкальном инструменте ‑ извлечение звука оптимальным выработанным движением. Таким движений может быть несколько типов столько, сколько приемов игры. Освоение этих приемов логично начать от простого и идти к сложному. Как же совершается базовое движение по извлечению звука на бас-гитаре? Рука находится в исходном положении, палец из определенной точки устремляется в сторону лада. Даже в таком минимальном действии участвует несколько групп мышц: пальца, кисти и предплечья. Все это время мозг путем передачи нервных сигналов и импульсов корректирует движение пальца. В то же время посредством тех же импульсов мозг получает обратную информацию о том, насколько точно исполняются команды. Неудивительно, что впервые исполняемое движение будет совершаться неточно, так как не сформирована еще точное представление и нервная связь между мозгом и мышцами по поводу данного движения. Это выражено и в том, что часть тела, выполняющая движение может подрагивать, как тело человека. впервые севшего за руль велосипеда. 2. Заучивание движения происходит постепенно. Оно нуждается в регулярной, медленной, осмысленной проработке до тех пор, пока не осядет на подсознательном уровне. До этого времени мышцы нуждаются в контроле любых даже самых минимальных действий, чтобы движение было заучено правильно. В процессе повторения действия мозг все время будет его корректировать. чтобы найти минимальный экономный путь для его осуществления. Поэтому время понадобится не только на осознание движения, но и его корректировку. На этом этапе уже, скорее всего, не будет заметных подергиваний мышц, но мозговая деятельность будет продолжаться [5]. При разучивании игровых движений в медленном темпе достаточно легко их контролировать при помощи сознания. Однако в процессе ускорения темпа, мозг автоматически пытается скорректировать разученные движения на подсознательном уровне, пытаясь найти более экономные движения с получением неизменного результата. Но не всегда корректировка движений с поправкой на темп рождает верную работу мышц. Последствиями таких бесконтрольных занятий в быстром темпе может быть запоминание нерационального движения, если человек не обладает достаточной двигательной интуицией, или элементарная мышечная зажатость, которая не позволит не только развивать темп, но и может привести к уменьшению скорости и качества исполнения приема. Именно поэтому следует еще большее внимание на работу мышц обращать в моменты занятий в быстром темпе. В этом случае необходимо еще более интенсивно контролировать работу мышц, стараясь чувствовать все группы отдельно. Из раза в раз движения должны повторяться максимально точно, чтобы мозг усваивал только правильное решение. Занятия в быстрых темпах должны неизменно чередоваться с занятиями в медленных темпах, во время которых мозг, выполняя наработанный алгоритм движений для быстрого темпа, мог еще раз проконтролировать их правильность и скорректировать их в удобном для себя темпе. Ресурс внимания в процессе занятий не безграничен, поэтому занятие должно продолжаться лишь до тех пор, пока внимание включено. Если начинающий музыкант чувствует потерю внимания, значит ему необходимо сделать небольшой перерыв, приступив к занятиям только после того, как голова отдохнет. 3. Итак, движение разучено правильно, большая часть действия, сопровождающих его, контролируется мозгом автоматически, то есть на уровне подсознания. Для того, чтобы осуществить действие мы лишь даем себе команду, не задумываясь о подробностях его исполнения. Можно сказать о том, что движение находится в двигательной памяти. 4. Осуществлять движение точно во времени, учитывая ритмику, достаточно сложно, если вы никогда не делали его раньше, именно поэтому любые базовые движения вначале осваиваются вне всякого ритма. На 4 этапе можно говорить о помещении движения в рамки ритма. Сразу стоит оговориться, что будучи ограниченным во времени, мозг работает совершенно по-другому. Вновь включаются механизмы корректировки движения, позволяющие сделать его вовремя. Мозгу также потребуется время, чтобы установить новые связи. Для того, чтобы занятия были максимально эффективны, их следует осуществлять под метроном. В случае с хорошими ритмическими данными от природы он будет выступать, как средство контроля, в ином случае – как эталон для подражания. В ходе работы над ритмикой в упражнении нота может извлекаться не вовремя, все время опережая или запаздывая относительно ударов метронома. Со временем это проходит путем микрокоррекции действий мозгом. Когда движение будет максимально оптимизировано, потребуется еще время чтобы оно также ушло в подсознание. 5. Заключительный этап, когда движение уже полностью находится в подсознании и может исполняться ритмично без чрезмерных умственных и физических напряжений. Со стороны выглядит, будто движение совершается автоматически. Пройден этап микрокоррекции, когда движение было рваным, с сопутствующими частыми малозаметными рывками. На этом этапе движение осуществляется спокойно, уверенно, ритмично, без лишних рывков и задержек. Это связано с тем, что ранее кровь поставлялась к мышцам в недостаточном количестве, либо количестве, превышающем необходимую норму. За время корректировки движений, в мозге так же формируется объем крови, который необходим для осуществления движения размеренно и четко. Руки достаточно согреты, но кровь «не кипит» в венах. [5] Помимо разучивания игровых движений с точки зрения цепочки необходимых действий, следует уделять внимание физической подготовке рук, которая должна дополнять занятия любыми видами техники или разучивание музыкальных произведений. Сила, выносливость и мышечная память нуждаются в регулярной тренировке. Физическая подготовка мелких мышц («прокачка») осуществляется в темпах выше средних, но не предельных. Задача таких занятий – развитие силы и выносливости мышц, поэтому им необходимо уделять большое количество времени. Занятия должны чередоваться с перерывами, что позволит сохранить концентрацию и мышечную чувствительность во время занятий большее количество времени. Если руки начинают болеть, значит необходимо дать им полностью восстановиться, на что может уйти один-два дня. «Прокачка» мышц должна осуществляться постепенно, необходимо избегать излишнего напряжения в области сухожилий, так как их растяжение грозит более длительными перерывами в занятиях, что ведет к потере наработанных навыков, а в худшем случае – профессиональными заболеваниями. Кроме работы на выносливость в максимально быстрых темпах «прокачка» мышц может осуществляться путем форсированной атаки (для правой руки) или путем игры на более жестких струнах (для левой руки).В процессе занятий необходимо продолжать следить за расслабленностью тех групп мышц, которые не задействованы в осуществлении движения. Система занятий (комбинирование работы над «прокачкой» и алгоритмом) подбирается индивидуально исходя из предрасположенности начинающего исполнителя. Основные критерии для выявления предрасположенности – это степень развитости двигательной интуиции, двигательной и мышечной памяти, силы мышц и сухожилий рук. Для лучшего выявления сильных и слабых сторон необходимо вести дневник наблюдений, в котором будет учитываться ход занятий и скорость восприятия различных аспектов разучивания технических приемов.
2.3. Finger fitness, как этап подготовки исполнительского аппарата к занятиям на инструменте В связи с большим риском получения травм, который возникает во время игры слэпом, любой начинающий бас-гитарист нуждается в блоке занятий, которые, словно физкультура для тела, будут служить основой для физического развития рук. Во время работы над данной техникой и ее применения музыкант использует те движения, которые он никогда не применял в жизни. Это требует дополнительного времени на физическую подготовку рук и заучивание новых формул движений (энграмм, о чем говорилось ранее). Именно поэтому перед тем как начать активно пользоваться приемами игры слэпом, необходимо достаточно подготовить руки с физической точки зрения путем всевозможных развивающих упражнений. В качестве подобной системы для занятий может выступать серия упражнений по развитию рук – «Finger Control& Fitness». Автор этой системы – Грэг Ирвин, музыкант, педагог, мультиинструменталист, обладатель ученой степени в области музыкального образования. На его сайте, посвященном различным методикам по развитию координации пальцев и крепости рук, говорится об истории создания этой системы: «Как новичок в университете Майами, Грег Ирвин нашел себя недостаточно подготовленным, работая над своей степенью в области музыкального образования. Хотя Грег был очень талантлив, у него были проблемы с координацией пальцев, когда он играл на фортепьяно и других инструментах. Для получения степени ему требовалось продемонстрировать свои навыки в ряде инструментов от фортепьяно до ксилофона. Чтобы работать над этой проблемой, он начал искать информацию о том, как увеличить ловкость пальцев, гибкость, и независимость..., но нигде не было никаких учебных материалов. В то время, у Грега также было много свободного времени в перерывах между работой. Он решил использовать это время с пользой и начал экспериментировать с различными движениями руки и пальцев. И заметил, что его музыкальные навыки резко улучшились, когда он усовершенствовал эти движения. Следующие несколько лет Грег продолжал практиковать эти движения. Работая музыкантом и учителем музыки, он от некоторых из его студентов, также почерпнул некоторые " пальцевые фокусы". И понял, что у него уже собрано достаточное количество упражнений, для того чтобы создать полную систему подготовки. В то время было совсем немного доступного материала по этой теме. После общения со многими ручными хирургами, физиотерапевтами, и профессионалами спортивной медицины, он понял, что не существует полных и доступных программ, для развития лучшей координации, и гибкости обычной руки. Так родилась его Система упражнений для развития гибкости и координации пальцев.» [7]. При занятиях по этому курсу необходимо обратить внимание на те виды мышц, которые менее всего задействованы в повседневной жизни, но необходимы при работе за инструментом. Предварительная «прокачка» мышц и сухожилий позволит увеличить их выносливость и улучшить звукоизвлечение, также исключить вопросы травмирования рук. В то же время данный комплекс упражнений.может использоваться в качестве разминки перед игрой. К преимуществам данной системы можно отнести так же и то, что в процессе занятий по ней музыкант тренирует зонную чувствительность каждой групп мышц отдельно, то есть учиться работать с одними группами мышц, избегая лишней работы других, которые должны в этот момент оставаться расслабленными. Работа в данном ключе также позволяет развить умение сохранять концентрацию в процессе игры, так как формирование и закрепление изначально слабых ощущений требует достаточно интенсивной работы внимания. Упражнения фингер-фитнеса позволяют улучшить процессы кровообращения в руках, а, следовательно, применять их в качестве разминки перед занятиями. Таким путем достигается сразу две целей: налаживаются связи между мышцами и центральной нервной системой, то есть импульсы передаются более точно и быстро, улучшается зонная чувствительность мышц. В процессе занятий особое упорство надо проявить именно в тех упражнениях, которые получаются хуже в связи с индивидуальными особенностями, а не ввиду сложности упражнений. Процесс занятий должен строиться от простого к сложному.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы