Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Профессиональные болезни музыкантов. Основные причины и способы их предупреждения.
Стремление к достижению высокой исполнительской техники во все времена рано или поздно приводило музыкантов к профессиональным заболеваниям. На разных стадиях они могут становиться причиной длительного перерыва в занятиях и концертной деятельности или их прекращения. На сегодняшний день можно сказать, что этот вопрос достаточно изучен, как в области лечения, так и области этиологии, то есть причин их вызывающих. Высокие показатели скорости при достаточно мощной игре всегда были связаны с мышечным напряжением, но помимо этого существуют также различные виды звукоизвлечения, которые сами по себе основаны на достаточно сильном мышечном напряжении, форсировании использования ресурса мышц и форсировании звука, к таким приемам относится в частности слэп. Неграмотные занятия в этом направлении могут послужить причиной возникновения тендинита – дистрофии и воспаления сухожилий. В этом есть принципиальная разница между заболеваниями музыкантов и спортсменов, которые в большинстве случаев получают растяжения и переломы вследствие износа костной или мышечной ткани, а не их воспаления. Нередко возникновение тендинита связано не самим сухожилием, а с мышцей, которая присоединяется к сухожилию. Существует как минимум 12 причин, вызывающих профессиональные заболевания у музыкантов: - несоответствие требованиям использования мышц. Часто нагрузке подвергаются те мышцы, которые обладают меньшей физической силой и большей восприимчивостью нервных окончаний, вместо мышц, обладающих от природы большей гибкостью и выносливостью. Избежать этой причины могли бы помочь, занятия физкультурой, которыми вы наверняка пренебрегали в школе или консерватории, ведь так? Согласитесь, что со временем понимание ее важности увеличивается. - внезапное увеличение времени занятий. Травмы нередко происходят во время летних музыкальных лагерей, когда студенты, игравшие в течение года по три-четыре часа, резко начали играть по семь или восемь часов в день. Увеличения занятий в период подготовки записи или жюри, чрезмерная загруженность дополнительными концертами в курортный сезон могут также привести к травмам. Музыканты должны расценить игру на музыкальном инструменте как физическую активность. Но когда задаешь вопрос о привычке разминаться перед игрой, чаще можно услышать ответ, что исполнители не практикуют разминку вообще или сводят ее к проигрыванию гамм, упражнений или медленных частей произведений. Мы играем на инструменте всем телом. Хорошая разминка, которая включает шею, руки, плечи и поясницу, очень важна в профилактике заболеваний. Упражнения могут включать медленные вращения головой, медленные пожатия плечами, взмахи рук и повороты туловища. Да и сами занятия должны быть ограничены во времени, подходы в занятиях должны длиться не более 45 минут и разделяться минимум пятиминутным отдыхом, во время которого исполнитель мог бы расслабить мускулы, немного встряхнуть тело. Работа над трудными пассажами, которые требуют нехарактерных или перебирающих движений пальцев, не должна длиться более пяти минут за один подход. Лучше переключиться на другой материал, прежде чем вновь вернуться к сложному фрагменту. Если известно, что предстоит период, когда необходимо серьезно увеличить нагрузку, лучше делать это постепенно, наращивая ее в течение нескольких недель до начала периода - ошибки, связанные с техникой исполнительства. Одна из самых распространенных причин получения профзаболеваний. Технические ошибки заставляют мышцы работать с предельной напряженностью, что приводит к их быстрому износу. Профессиональные травмы часто получают струнники в левой руке, когда пытаются зажимать струны сильнее. Даже при увеличении давления, левая рука не должна давить на струны сильнее, чем во время игры за фортепиано. Многие об этом не знают. В то же время давление и возникающее от него напряжение, превышающее норму на 25-30%, со временем может привести к постепенно развивающемуся и прогрессирующему заболеванию. Тендинит в левом предплечье, особенно это касается разгибающей мышцы, является наиболее распространенным заболеванием, с которой приходится сталкиваться у скрипачей и альтистов. Барабанные палочки, рожки обычно захватываются сильнее, чем необходимо, как, например, при захвате ручки или телефона. В случае со скрипачами, чрезмерное напряжение, связанное с напряжением в шее и плеча, отсутствие отдыха плеча и подбородка - наиболее распространенные причины заболеваний. Современные научные методы, такие как анализ движений, который применялся в изучении профессиональных заболеваний Олимпийских атлетов, также доступны и в музыкальной области и могут привести к лучшему пониманию захватов и перебирающих движений пальцев. Такие исследования с анализом движений наряду с изучением мышц, вовлеченных в такие действия, как вибрато, уже доступен в некоторых медицинских центрах, специализирующихся на исполнительских видах искусства. - смена инструмента. Переход на другой инструмент, как, например, со скрипки на альт, электробас-гитары на контрабас, на фортепиано с более тяжелым ходом может привести к профессиональным заболеваниям. Всякий раз, когда есть необходимость смены инструмента, в том числе его модернизации музыкант должен немного отступить от нормального графика занятий, уменьшив нагрузку и наращивая ее в течении двух-трех недель. Эти же рекомендации актуальны при смене педагога или программы - некачественная реабилитация после предыдущих профессиональных заболеваний. Этот фактор нередко упускается из виду. Тендинит, растяжение связок или мышц, защемление нерва в шее, которые, казалось бы, полностью излечены, но на самом деле находятся в скрытом состоянии, могут привести к новым обострениям после нового малейшего перенапряжения. Важно довести терапию до конца, пока исполнитель полностью не избавится от болей, не восстановит полный спектр движений, не восстановит выносливость, силу и координацию - неправильная механика тела (работа организма). Такие направления, как йога, способны помочь в преодолении этой задачи. Они способны помочь исправить некоторые механизмы движений, а также мышечные ощущения, неправильное функционирование которых повышает риск травмирования, особенно в шейнном отделе. Правильная организация работы тела также важна и при переносе инструментов. Чем тяжелее инструмент, тем большую проблему это представляет, особенно, если у самого человека небольшая комплекция. Не следует нести тяжелый инструмент в одной руке или на одном плече. Это создает излишнее напряжение в плече. Лучше использовать достаточно длинный ремень, который можно обмотать через голову и грудь, чтобы распределить вес инструмента равномерно. Для достаточно тяжелых инструментов существуют специальные сумки или рюкзаки. Колеса в основании таких сумок могли бы значительно облегчить задачу виолончелистами басистам. При переносе тяжелых струнных инструментов важно сохранять правильное положение тела, учитывая правильный изгиб коленей и расположение груза. - напряженные во время выполнения игровых движений. Аналогичным образом тендинит возникает в процессе длительного рукоделия, неверного выполнения каких-то бытовых действий. Как и в предыдущих случаях помочь этого избежать могут чередование нагрузки и отдыха, постепенное увеличение нагрузки в процессе занятий. - анатомические изменения в организме музыкантов (РАСШИФРОВКА???? ). - исполнителя, исследователи утверждают, что молодые женщины больше всего подвергнуты риску возникновения профессиональных заболеваний. Однако, эта статистика может быть вызвана и тем фактом, что женщины более внимательны к своему здоровью и чаще обращаются за помощью к специалистам. В то де время, женские мышцы меньше, поэтому обладают меньшей выносливостью и больше подвержены риску заболеваний. Этот риск увеличивается прямо пропорционально размеру инструмента. Большая часть обращавшихся женщин были контрабасистками, хотя в целом они составляли лишь малую долю среди всех басистов. Это не значит, что людям меньшей комплекции стоит отказаться от игры на крупных музыкальных инструментах, но они точно нуждаются в лучшем понимании особенностей физиологии и механизмов выполнения движений, законов физики и природы. - качество инструмента. Духовой инструмент с некачественными клапанами или подушками, струнные инструменты со слишком высоким мостиком, фортепиано с плохим ходом, особенно в среднем регистре требуют больших усилий для выполнения игровых движений, а соответственно увеличивают риск травмирования. - факторы окружающей среды. Плохое освещение, недостаточно пропечатанный текст - основные причины напряжения глаз. Вероятно, самый надоедливый экологический фактор - холодная температура. Играя концерты на открытых площадках, загородных фестивалях в горах к концу лета или в каменных соборах в середине зимы, музыкант увеличивает риск приобретения профессиональных заболеваний. При низких температурах " проходимость" нервных импульсов ухудшается, увеличивая работу для пальцев, которые так же не способны быстро отвечать на отправляемые импульсы. Кроме того жидкость в суставах застывает, снижая чувствительность пальцев. В этой ситуации музыкант должен удостовериться, что провел достаточно качественную разминку, хорошо разогрел мышцы и суставы. Соответствующий костюм также играет не последнюю роль в этом случае. Может быть платье с бретельками смотрится и намного лучше, но костюм, подобранный с учетом погодных условияй поможет избежать замороженных рук. Это веская причина чтобы носить теплую сорочку под смокингом или одевать легкие перчатки там, где это возможно. Обозначив основные причины возникновения заболевания, мы можем понять, каким путем их избежать. Но если избежать их все же не удалось, знание первых симптомов поможет предотвратить тяжелые последствия. Первыми симптомами появления болезни являются боль и дискомфорт. Их можно разделить на пять наиболее часто встречающихся явлений: - боль в одном месте, возникающая только во время игры -боль в нескольких местах, возникающая во время игры - боль, сохраняющаяся после игры, сопровождающая некотрой потерей координации - все предыдущие симптомы, сопровождающиеся болью во время выполнения некоторых действий бытового характера - все предыдущие симптомы, сопровождающиеся постоянной болью во время любых действий, в которых задействована данная часть тела Безусловно, симптомы первых трех видов встречаются значительно чаще. Чем раньше они себя обнаруживают, а больной обращает на них внимание, и устанавливается диагноз, тем быстрее и полнее происходит восстановление. Хотя малозначительные проявления боли на ранних стадиях чаще всего и не рассматриваются как симптомы заболеваний и упускаются музыкантами из вида [10]. Защемление нерва. Сжатие нерва в указательном пальце распространено у флейтистов (левая рука) и басистов - приверженцев французской школы игры на контрабасе. Зачастую эта проблема неверно диагностируется врачами, которые плохо знакомы с профессиональными болезнями музыкантов. Защемление локтевого нерва, который находится в углублении на внутренней части локтя (“забавная кость”), называют туннельным синдромом. Когда локоть согнут, канал локтевого туннеля сужается, и нерв чрезмерно натянут в то же самое время. Левый локоть виолончелиста и правый локоть флейтиста, играющего на малой флейте, особенно уязвимы из-за максимально согнутого положения. Игра в высоких позициях у струнников, когда левая рука согнута довольно сильно и выполняет вращательные движения, также способна вызывать излишнее напряжение в локте в области локтевого нерва. В этой же ситуации мышцы, сгибающие запястье и окружающие локтевой нерв также способны влиять на степень его сжатости. Так если все эти мышцы будут работать и сокращаться, сжатие нерва может быть настолько сильным, что впоследствии приведет к защемлению. Помимо боли в районе локтя, признаками локтевого туннельного синдрома могут служить онемение или покалывание в четвертом и пятом пальцах руки, где находятся локтевые нервные окончания, потеря координации, в самых серьезных случаях атрофия маленьких мускулов руки. Защемление нерва может произойти как в локте, так и в шее или области груди, эти защемления также будут сопровождаться сходными симптомами. При помощи современных средств диагностики можно точно установить источники проблем сжатия нерва. Общие сжатия или провокации невропатии происходят в кистевом туннеле, локтевом туннеле, и грудном выходе. Локтевая провокация нерва в запястье (канал Гуиона), синдром круглого пронатора, радиальная и сенсорная нейропатия различных отделов, синдром грудного выхода встречаются редко и довольно необычны.У синдрома канала запястья есть многократные этиологии, включая беременность, болезни, вызванные неправильным усвоением крахмала в организме, и сахарный диабет.Но мы остановимся лишь на профессиональных причинах возникновения синдрома в запястном канале.К примеру, пациент обнаружил заметное увеличение напряжение в кистевых туннелях по окончании работы (в области запястья).Это часто имеет отношение непосредственно к музыкальной технике исполнителя.Поэтому, одна из первых мыслей в рассмотрении синдрома канала запястья – заметно уменьшить время игры, или по крайней мере избегать положений, которые приводят к таким ощущениям. Слишком раннее возвращение к профессиональной деятельности на фоне положительной динамики во время лечения - одна из главных ловушек, которые предостерегают музыканта в процессе восстановления. Лучшим вариантом для постепенного возвращения к исполнительской деятельности - следование записанному на бумаге графику занятий, составленному для пациента в индивидуальном порядке. Вообще, на раннем этапе периоды занятия должны короткими, а паузы между ними - длинными. По мере заживления раны занятия могут становиться более длинными, а периоды отдыха между ними - короткими, пациент может следовать от игры несложного материала в медленных темпах к более быстрым темпам и сложному материалу. Следует избегать резких нагрузок в ходе занятий. Массаж крайне полезен для стимулирования кровотока и уменьшения отека, а также сокращения областей судорог мышц, известных как триггерные зоны. На стадии восстановления массаж также будет полезен для общего расслабления и уменьшения напряжения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1623; Нарушение авторского права страницы