Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 3. БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ СЛЭПА



Специфика техники игры слэпом заключается в том, что во время извлечения звука струна ударяется о лад, за счёт чего и появляется своеобразный звук, поэтому амплитуда струны должна быть ровно такой, чтобы она задевала лад, если она его задевать не будет, то этот звук не появится. В связи с тем, что инертность струн у толстых струн больше, а у тонких меньше, для игры слэпом используются разные виды техники.

Thumb (Большой палец)

При игре слэпом большой палец осуществляет перкуссионный удар о струну, создавая определенные импульсы, которые приводят к удару струны о лад и появлению звука. Существует два различных вида «тамба»:

1. Большой палец осуществляет удар о струну и возвращается в исходное положение (Приложение 3, рис. 5).

2. Второй способ разделяется на два шага:

‑ большой палец осуществляет удар о струну и проходит дальше, останавливаясь на соседней струне снизу (Приложение 3, рис. 6).

‑ большой палец опирается на струну, поднимается и цепляет соседнюю струну сверху (Приложение 3, рис. 7).

Разница между первым и вторым движением в том, что они зеркально противоположны друг другу. Вопрос использования первого и второго приема оставался спорным до последних лет, сейчас же можно говорить, что каждый из приемов имеет свои недостатки и преимущества при исполнении разного рода ритмических рисунков. Впервые второй прием был использован американским басистом Виктором Вутеном, он же впервые стал использовать комбинацию из первого и второго приемов. Его разработки в отношении данной техники нашли отражении в его произведении «Классический тамб», написанном в середине 1980х гг.

Особенности игры и работы над каждым из приемов рассмотрим отдельно. Начало работы над первым способом подразумевает занятия без инструмента на раннем этапе. Описывая движение руки в трехмерном пространстве, можно сказать, что основной импульс исходит от квадратного пронатора, который вращает предплечье вокруг его оси (Приложение 3, рис. 8). Отработка этого механизма и является первым упражнением при работе с различными зонами руки. Следующий шаг – при свободном повороте руки влево, как в первом упражнении, большой палец еще должен продолжать движение по инерции, когда предплечье уже полностью остановилось. При выполнении этого упражнения мы развиваем внутреннее ощущение следующих мышц руки: мышца, противопоставляющая большой палец кисти, мышца – короткий сгибатель большого пальца кисти, короткая и длинная мышцы, разгибающие большой палец кисти, мышца – короткий сгибатель мизинца. С течением времени работа квадратного пронатора должна быть сведена к минимуму, при этом нагрузка распределяется между мышцами, указанными выше, а движение большого пальца при их работе остается аналогичным, как во втором упражнении. В этом и заключается третье упражнение этапа работы без инструмента. Амплитуда движения пальца остается неизменной, однако, в период работы с инструментом, она также должна минимизироваться для игры в более быстрых темпах (увеличения количества ударов в короткий промежуток времени без потери силы удара). Учитывая индивидуальные особенности строения руки, каждый из исполнителей может сам выбрать, какие из указанных мышц будут доминировать при работе, чтобы их использование было максимально эффективным.

Второй этап в работе над первым техническим приемом – работа с инструментом. Для того, чтобы максимальное количество мышц при игре оставались расслабленными, необходимо найти правильную точку опоры предплечья на корпус инструмента (Приложение 3, рис. 9). Для каждого исполнителя она определяется индивидуально, главным ориентиром может служить расслабленное ощущение мышц плеча (до локтевого сустава) во время движений.

Выполняя изученное движение за инструментом мы должны учитывать, что вектор удара большого пальца должен быть направлен перпендикулярно звукоснимателю (Приложение 3, рис. 10). В свою очередь, удар осуществляется суставом, расположенным между первой и второй фалангой большого пальца (Приложение 3, рис. 11). Такое направление удара обусловлено тем, что звукосниматель работает по принципу электромагнита, реагируя лучше на те движения струны, которые направлены к нему перпендикулярно. При этом направление большого пальца в плоскости, параллельной корпусу, может быть различным. Палец может быть направлен как вверх, так и параллельно струне или под углом (Приложение 3, рис. 12). Во время выполнения упражнения точка соприкосновения сустава большого пальца и струны должна находиться над последним ладом, это позволит научиться лучше чувствовать струну и достаточную силу удара для извлечения звука.

Для того, чтобы освоить данный прием, сначала движение следует выполнять вне всякого ритма, чувствуя отскок большого пальца от струны. Затем, выполнение этого движения следует осуществлять под метроном четвертями (Приложение 2, упражнение 1)

После того, как исполнитель освоил одиночные удары с использованием отскока, можно переходить к изучению двойных и тройных ударов в данной технике. Принцип их исполнения основан на втором упражнении вне инструмента. Так, например, в двойном ударе после основного импульса большой палец осуществляет еще один удар по инерции за счет отскока. Аналогичный прием используется в тройном ударе. В период освоения самого движения двойные и тройные удары также следует отрабатывать вне ритма.

При игре двойных и тройных ударов возможна расстановка акцентов не только на первый, но и второй или третий удары. Для исполнения акцента необходимо задействовать все указанные ранее мелкие мышцы (как в третьем упражнении без инструмента), при этом кисть делает небольшое, практически незаметное, выталкивающее движение (Приложение 2, упражнение 2).

Рассмотрим некоторые особенности игры триолей и шестнадцатых в данном приеме. Исполнение мелких длительностей подразумевает работу механизма, отработанного в третьем упражнении при занятиях без инструмента: работа квадратного пронатора сводится к минимуму, а нагрузка перекладывается на пять вышеназванных мышц, в целом рука должна быть расслаблена (Приложение 2, упражнение 3).

Отдельно следует рассмотреть движение, которое используется для глушения струн правой рукой. Для этого применяется крайний сустав, соединяющий локтевую кость и запястье (Приложение 3, рис. 13). Например, необходимо сыграть комбинацию из двух ударов по третьей, а затем по второй струне. Тогда со вторым ударом мы заглушаем третью струну при помощи названного сустава. Так же это движение следует освоить сначала вне ритма по разным струнам, при этом левая рука глушит все оставшиеся струны снизу (Приложение 2, упражнение 4).

Второй вид «тамба», как уже говорилось, разделяется на два шага, которые используются в комплексе, или первый шаг (thumb down) используется отдельно от второго (thumb up – названия, как и прием игры впервые были введены Виктором Вутеном). Этот прием необходимо сразу отрабатывать на инструменте. В отличие от первого приема, квадратный пронатор и мышцы большого пальца играют равнозначные роли, дополняя друг друга. При выполнении ‘thumb down”, основное поворотное движение осуществляет пронатор, а мышцы большого пальца помогают ему, в это время сам большой палец придает дополнительный импульс, чтобы сэкономить ресурсы квадратного пронатора. Он проходит через струну и останавливается на струне следующей снизу, при этом амплитуда движения должна быть минимальной, но достаточной для того, чтобы импульс был коротким и сильным. Зачастую thumb down используется для игры по нескольким струнам сразу. В этом случае большой палец останавливается не на следующей струне, а через две и более.

“Thumb up” практически полностью осуществляется большим пальцем. Кончик пальца цепляет верхнюю струну, и сам палец уходит вверх. В выполнении этого движения участвуют две группы мышц: те, что движут сам большой палец, и те, что движут его вторую фалангу. В зависимости от индивидуальных физиологических особенностей исполнитель сам выбирает группу мышц, которая будет доминировать при игре (Приложение 3, рис. 14).

После того, как исполнитель освоил thumb down и thumb up по отдельности, есть смысл рассмотреть различные варианты, где они могут использоваться в комбинации.

Комбинации на одной струне:

1. Простейшая комбинация – исполнение восьмых нот (thumb down + thumb up) с акцентированием на сильную долю (thumb down) и на слабую (thumb up) (Приложение 2, упражнение 5).

2. Исполнение триолей, где акцентируется сильная доля (акцент приходится все время на разное движение, thumb down + thumb up) (Приложение 2, упражнение 6).

3. Исполнение шестнадцатых нот с акцентированием сильной доли, где акцент приходится на thumb down, но через 1 раз (Приложение 2, упражнение 7).

4. Исполнение секстолей с акцентированием первой доли, где акцент играется на разное движение thumb down + thumb up (Приложение 2, упражнение 8).

Комбинации на нескольких струнах:

1. По два удара на каждой струне (thumb down + thumb up) (Приложение 2, упражнение 9).

2. По четыре удара на каждой струне (thumb down + thumb up) (Приложение 2, упражнение 10).

3. Вариант «со скольжением»: thumb down + thumb up + thumb down + 1 thumb down + thumb up, где два первых шага подряд – его исполнение по нескольким струнам (см выше) (Приложение 2, упражнение 11).

Подводя итог в описании техники игры первого («thumb») и второго («thumb down/up») вида тамба, назовем несколько их преимуществ и недостатков. Так, главным преимуществом первого вида является экономия мышечных ресурсов путем использования инерции («игры на отскоке»), что позволяет исполнять короткие ритмические комбинации в быстром темпе (от 2 до 5-6 нот), а также совмещать этот вид техники с различными приемами игры в левой руке и pluck. В то же время прием имеет ряд недостатков: он невыгодно звучит на струнах с низким уровнем инерции (струны выше «ре»), а также на высоких позициях (выше 12 лада) в связи с тем, что импульс слабее, нежели в игре thumb up и thumb down, струна не получает должной амплитуды, не бьется о лад, что само по себе не позволяет называть этот вид звукоизвлечения слэпом.

Главное преимущество второго вида звукоизвлечения – его универсальность, он применяется на любых струнах и в любых позициях, позволяет задавать большую амплитуду струне, что является основой для глубокого звука. При комплексном использовании thumb down и thumb up, мы получаем техническое преимущество для игры мелких длительностей (секстоли и 32е) в течении большего времени, однако, для коротких ритмических комбинаций (от 2 до 6 нот) он крайне неудобен.

Thumb down вообще не предполагает использование отскока, что ограничивает технические возможности музыканта при игре двойных и тройных ударов. Это прием задействует большее количество физических ресурсов руки, что в начале делает его изучение травмоопасным.

 

 

Pluck

Pluck – принципиально иной прием звукоизвлечения в слэпе. Исполняется правой рукой, задействованы все пальцы кроме большого. Применим при игре на струнах с низкой инерцией, так как его импульс уже сначала является достаточно сильным и позволяет добиваться звука с хорошей атакой. В 95% случаев pluck используется вместе с «thumb» и другими видами техники.

Принцип звукоизвлечения – кончик пальца цепляет струну (задает струне импульс при помощи щипательных движений) (Приложение 3, рис. 15).

При этом приеме используются внешние и внутренние сгибатели пальцев, червеобразные мышцы, которые работают отдельно с фалангами. Меньшее участие принимают разгибатели пальцев, в связи с тем, что сгибатели от природы сильнее, чем разгибатели.

В данном приеме основной приоритет отдается червеобразными мышцам. Освоение этого приема необходимо начинать с каждого пальца по отдельности. Для начала надо научиться создавать короткий, но мощный импульс. Палец ставится в исходное положение (ладонь направлена вниз, палец согнут пополам, и кончиком касается струны, первой фалангой можно опираться на нижнюю струну. Палец резко защипывает струну, при этом работа кисти должна быть сведена к минимуму, движение осуществляется за счет сгибателей и червеобразных мышц, регулирующих работу фаланг пальцев (Приложение 3, рис. 16). После импульса палец необходимо быстро расслабить, чтобы он смог вернуться в исходное положение (Приложение 3, рис. 17). Данное упражнение рассчитано на зонную чувствительность каждой мышцы и тренировку быстрой смены напряжения (импульс) и расслабления. Упражнение выполняется для указательного, среднего и безымянного пальца в отдельности, во время выполнения необходимо найти достаточную атаку для совершения импульса без лишнего напряжения (Приложение 2, упражнение 12). Большинство бас-гитаристов используют три пальца, в редких исключениях используют мизинец, не обладающий должной силой, при этом основная работа ложится все же на указательный и средний пальцы.

Исполнения пары ударов подряд в достаточном темпе требует отдельной тренировки. К вышеназванным мышцам в этом случае подключаются мышцы кисти. Рассмотрим вариант исполнения с использованием указательного и среднего пальцев. Исходное положение то же. Указательный палец защипывает струну, следом за счет разворота кисти аналогичное действие выполняет средний палец. При выполнении упражнения рекомендуется остановиться на этом этапе. Но во время игры при возвращении руки в исходное положение обычно применяют еще один удар – thumb или thumb down, эти приемы чаще всего используются вкупе. Следуя тому же алгоритму необходимо тренировать средний и безымянный пальцы, а также указательный и безымянный. Исходное положение для пальцев возможно на одной струне или на соседних. При этом во втором случае разворот кисти приобретает решающее воздействие. В любом варианте при выполнении упражнений следует избегать возникновения хватательного рефлекса (Приложение 2, упражнение 13).

Также отдельное внимание следует уделить исполнению трех ударов подряд в быстром темпе (Приложение 2, упражнение 14). В этом случае задействованы все три рабочих пальца – указательный, средний и безымянный. По очереди они защипывают струны, при этом основная нагрузка ложится на фаланги пальцев, разворот кисти приобретает лишь вспомогательное значение. Упражнение следует отрабатывать как на одной струне, так и на двух и трех струнах (Приложение 3, рис. 18).

Для развития мышц и сухожилий, работающих в данном техническом приеме, следует выполнять упражнение на его непрерывное исполнение указательным и средним или указательным и безымянным пальцами попеременно (Приложение 2, упражнение 15). При выполнении данного упражнения следует сделать акцент на работу червеобразных мышц и сгибателей пальцев, исключив активную работу кисти. Большего эффекта на ранних этапах позволяет добиться отработка данных упражнений на струнах с максимальной инерцией (это струны, посаженные близко к грифу, или игра в низких позициях). Далее следует усложнить задачу, снижая инерцию струн, то есть используя более высокие позиции на грифе или более жесткие струны. Такой подход в занятиях позволяет натренировать силу мелких мышц и сухожилий, предупреждая дальнейшие травмы при игре на инструменте.

 

Легато

Приём легато применяется в левой руке вкупе с вышеназванными приемами игры для правой руки. Этот приём позволяет экономично распределять нагрузку между мышцами правой руки, придавая различное тембровое звучание инструменту. Кроме того, легато в особых случаях применяется и в правой руке, что позволяет расширить технические возможности для воплощения всевозможных творческих идей.

Исполнение приёма легато возможно двумя приемами: hammer on и pull off.

Hammer-on (англ. hammer-on — «набивать») — приём игры на бас-гитаре, заключающийся в извлечение звука путём удара пальцем левой руки по струне. Hammer-on позволяет осуществить переход от одной ноты к другой – более высокой. В переводе с английского языка hammer – молоток, что в целом достаточно точно отражает суть приема. Она заключается в следующем: один палец (указательный, средний или безымянный) ставится на один лад, правой рукой извлекается звук (pluck, thumb up, thumb down и проч.), а потом второй палец (средний, безымянный или мизинец) ударяет по другому (более высокому) ладу. Помимо этого hammer-on можно играть каждой рукой в отдельности, ударяя пальцем по струне и прижимая ее к ладу (Приложение 3, рис. 19).

Pull-off (в переводе с английского языка – «снять») можно противопоставить приему hammer-on. В отличие от него pull-off может применяться только для соединения двух нот, тогда как hammer-on может применяться для извлечения и одной ноты. В pull-off вторая нота должна быть ниже первой (пальцы расположены на соседних ладах одной струны). Перед тем как сыграть ноты этим приемом, надо сначала зажать соответствующие лады. Первая нота играется несколькими способами: различными приемами правой руки, в том числе указанными выше, hammer-on или предыдущим pull-off, а для игры второй, более низкой ноты, надо с усилием сорвать со струны палец левой руки, зажимающий первую ноту. Если вы просто уберете палец, звук получится слишком тихий, поэтому струна защипывается с усилием поперек грифа (Приложение 3, рис. 20).

Существует ряд упражнений, направленных на развитие необходимых мышц и приобретение навыков исполнения данных технических приемов.

Hammer-on.

1. Прежде чем начать отработку приема необходимо найти оптимальную точку удара пальца о струну (расстояние между ладами зрительно делится на три части, после чего выбирается точка расположенная между первой и второй третью расстояния слева) (Приложение 3, рис. 21). Рассматривая удар указательного пальца стоит отметить, что он должен осуществляться кончиком верхней фаланги с глушением последующих струн (Приложение 3, рис. 22). Очень важно, чтобы палец при нанесении нескольких ударов всегда приходил на струне в одну и ту же точку. Во избежание дребезжания струны при минимальной амплитуде должна достигаться максимальная атака и фиксация струны. Для отработки данного приема средним пальцем, указательный необходимо поставить на пятый лад и прижать струну. Средний палец осуществляет удар в оптимальную точку подушечкой почти перпендикулярно грифу. Таким же путем осуществляют удар безымянный палец и мизинец. При этом струну должны прижимать при игре безымянным пальцем указательный и средний, мизинцем – все остальные(Приложение 2, упражнение 20).

2. Это упражнение направлено на развитие каждого пальца в отдельности, поверхностных и глубоких мышц-сгибателей. Так, три пальца прижимают лады на струне, а один ударяет по струне, расположенной сверху, это может быть как указательный, так и средний, безымянный палец или мизинец. При этом все основные характеристики ударов совпадают с характеристиками в предыдущем упражнении (Приложение 2, упражнение 21).

3. Данное упражнение направлено на отработку игры интервалов больше малой секунды на одной струне. В этом случае прием будут осуществлять пальцы, расположенные, например, через один друг от друга. Тогда пальцы, расположенные между ними работают вкупе с тем, который осуществляет последний удар. Например, указательный палец находится на 5 ладу, средний и безымянный бьют по струне, или указательный палец прижимает струну на 5 ладу, а средний, безымянный и мизинец осуществляют удар. Также возможна комбинация, когда указательный и средний пальцы прижимают струну, а ударяют мизинец и безымянный.

Стоит отметить, что при двуручном тэппинге и touch-style, все эти принципы игры и упражнения актуальны также для правой руки.

Pull off.

1. На раннем этапе отработку pull off стоит выполнять вкупе с правой рукой. Также за исходную позицию принимаем положение указательного пальца, прижимающего струну на пятом ладу, средний палец – на шестом, большой палец правой руки ударяет по струне и средний палец «сдергивает» ее. Следом то же самое действие выполняют средний (6 лад) и безымянный (7 лад) пальцы (безымянный «сдергивает» струну), безымянный и мизинец (8 лад). Каждый палец выполняет этот прием изолированно друг от друга, что позволяет развить зонные ощущения мышц в руке. Далее необходимо перенаправить свое внимание на развитие совместной работы пальцев, так, например, исходное положение остается тем же, но после удара большим пальцем правой руки по струне, ее «сдергивают» одновременно средний и безымянный пальцы, безымянный палец и мизинец или все три. Очень важно, чтобы при выполнении приема атака была одинаковой, как и динамика извлекаемых звуков(Приложение 2, упражнение 22).

Комбинации hammer-on и pull off со сменой струн и открытыми струнами.

1. Упражнение на трели. Исходное положение: указательный палец на пятом ладу. Первый звук извлекается ударом правой руки (для низких струн – thumb, для высоких – pluck). Вторая нота – средний палец выполняет hammer on, задерживается на струне и следующий звук выполняется приемом pull off. Далее отрабатывается смена hammer on и pull off для среднего пальца много раз. Это же упражнение можно выполнять для безымянного пальца и мизинца, а также для групп пальцев: средний и безымянный пальцы, безымянный и мизинец, средний, безымянный и мизинец. Упражнение должно выполняться одним звуком с равной атакой и динамикой. После полного освоения механизма упражнение необходимо отрабатывать длительное время без остановки в максимально быстром темпе. Это необходимо для развития силы червеобразных мышц и мышц-сгибателей пальцев (Приложение 2, упражнение 23).

2. Упражнение на шестнадцатые ноты. Исходное положение и первый удар аналогичны предыдущему упражнению. Второй удар – hammer on средним пальцем на соседнем ладу. Этот способ исполнения восьмых необходимо отрабатывать с переходами по струнам вниз и вверх. Второй удар может осуществляться не только средним, но и безымянным пальцем или мизинцем, каждый из которых нуждается в отдельной тренировке. Этот же способ игры применим и для исполнения шестнадцатых нот (Приложение 2, упражнение 24).

3. Предыдущее упражнение было направлено на отработку hammer-on со сменой струной. Аналогичное упражнение необходимо выполнять и на прием pull off. Исходное положение: указательный и средний палец прижимают соседние лады, первый удар осуществляется правой рукой (thumb или pluck), далее средний палец «сдергивает» струну. Этот механизм также необходимо отрабатывать с переходами по струнам вверх и вниз (Приложение 2, упражнение 25).

4. Упражнение на секстоли. Hammer-on с применением открытых струн. Аналогично предыдущим упражнениям первый удар осуществляется правой рукой за счет приемов thumb или pluck, второй и третий удар – hammer-on указательным и средним пальцем по очереди на соседних ладах, далее эта комбинация повторяется на следующей струне снизу, и мы получаем в сумме шесть ударов секстоли (Приложение 2, упражнение 26). Аналогичным образом секстоли можно выполнять с переходами по струнам вниз и вверх по три удара на каждой (например, чередование четвёртой и третьей струны, четвёртой, третьей и второй вниз и вверх, игра по всем струнам) и в разных аппликатурных вариантах (указательный и средний, указательный и безымянный, указательный и мизинец и т. д.).

5. Отработка септолей. Ритмическая сложность этого упражнения на данном этапе компенсируется удобством аппликатуры. Так как упражнение кроме всего прочего направлено на развитие растяжки пальцев. Его следует начинать в более высоких позициях на струне, постепенно переводя в более низкие. Если длина пальцев и растяжка позволяют, его необходимо довести до третьего лада. Алгоритм упражнения выглядит следующим образом: указательный палец прижимает струну, первый звук извлекается правой рукой (thumb или pluck), средний палец через лад выполняет hammer on, безымянный палец на соседнем ладу и мизинец еще через лад от безымянного выполняют следующий hammer on и pull off подряд, далее pull off выполняет средний палец, за чем следует два hammer on средним пальцем и комбинацией безымянного и мизинца. Этот алгоритм необходимо выполнить на всех струнах, спускаясь сначала снизу вверх, а затем поднимаясь по струнам обратно (Приложение 2, упражнение 27). Как и предыдущее упражнение, его необходимо выполнять максимальное количество времени без остановок в крайне быстром темпе, что позволит развить силу и выносливость мелких мышц и сухожилий, на которые ложится основная нагрузка в этом упражнении. Во избежание развития профессиональных заболеваний (туннельный синдром) при переходе на нижнюю струну необходимо избегать большого перегиба кисти от себя и сохранять естественное исходное положение.

На начальном этапе техника легато должна отрабатываться на низко посаженных струнах. Это поможет постепенно развивать силу и выносливость мышц, по мере роста которых необходимо «поднимать» струны.

Мёртвые» ноты

«Мертвые» ноты — это приглушенные ноты, не имеющие конкретной звуковысотности, т. е. фактически, это просто приглушенные струны [4, с. 25]. Они обозначаются крестиками и показывают место на грифе, в котором должны быть сыграны. Хочу заметить, что не всегда обязательно четко придерживаться этого места. «Мертвые» ноты на бас-гитаре используются как дополнительный перкуссионный эффект, их назначение — подчеркивание акцентов в грувах («грув – это всегда тщательным образом выверенная комбинация ритмов, которая с одной стороны акцентирует основной метр (что заставляет топать ногой слушателя), а с другой создает ритмические рисунки противоречащие метру. Соответственно возникает “натянутое, как тетива” звучание» [8]) и при игре соло. Они могут извлекаться несколькими способами как правой рукой, так и левой. Ниже рассмотрим эти способы подробнее.

Первый способ извлечения «мертвых» нот осуществляется за счет глушения струны левой рукой, то есть правая рука извлекает звук, а левая глушит струну над определенным ладом. Необходимо учитывать, что амплитуда удара при игре на бас-гитаре больше, чем на других инструментах, родственных ей, поэтому глушить ноты необходимо несколькими пальцами (минимум два) (Приложение 3, рис. 23), чтобы в качестве звука мы слышали только щелчок, не имеющий звуковысотных характеристик и обертонов. При одинаковом ударе «мертвая» нота звучит несколько тише, чем обычная, которая извлекается на неглушенных струнах, поэтому атака на них должна быть немного больше. Следует уточнить что при игре слэпом атака достаточно велика, поэтому чрезмерно больших усилий прикладывать не нужно.

Существует ряд упражнений позволяющих добиться необходимого звучания «мертвых» нот в различных ситуациях. Рассмотрим вариант их извлечения при игре тройных ударов приемом thumb (ритмический рисунок – восьмая + две шестнадцатые). В этом случае возможно глушение каждой из трех нот, а также комбинации по две ноты в любом порядке (Приложение 2, упражнение 28). В процессе игры упражнений ритмический рисунок можно варьировать, исполняя тройной удар от любой доли (первой, второй, третьей или четвертой шестнадцатой ноты в четверти). Игра «мертвых» нот в приемах thumb up и thumb down осуществляется аналогичным способом. При их отработке следует рассматривать различные комбинации глушения по одной, две, три или четыре ноты в доле, играя шестнадцатые. При этом вовсе необязательно, чтобы глушенные ноты располагались друг за другом, возможны варианты, когда «мертвые» и обычные ноты чередуются между собой. Полное количество этих комбинаций составит 15 (Приложение 2, упражнение 29).

«Мертвые» ноты в приеме pluck чаще всего используются вкупе с thumb, к чему мы вернемся чуть позже. Сейчас рассмотрим исполнение базовых элементов – двойных и тройных ударов. Как и в предыдущих приемах возможно глушение абсолютно любой ноты в двойном (и первой, и второй) или тройном ударе. В процессе занятий также следует использовать различные ритмические комбинации с перемещением двойных или тройных ударов в доле, исполняя шестнадцатые (Приложение 2, упражнение 30).

«Мертвые» ноты при игре hammer on служат дополнением к игре приемом thumb. В этому случае первая нота извлекается правой рукой (thumb), в это время струна глушится пальцами левой руки, а затем средний и безымянный пальцы левой руки бьют по струне перпендикулярно грифу (Приложение 3, рис. 24). Выполняя эту комбинацию ударов необходимо сохранять одинаковую атаку, добиваясь одинакового звучания «мертвых» нот. Для сохранения атаки последний удар может наноситься не по одной а по нескольким струнам. Отработка данного приема требует некоторого времени, играя его шестнадцатыми нотами следует избегать появления обертонов (Приложение 2, упражнение 31). Аналогичным путем осуществляется игра двойных ударов: вместо одного thumb большим пальцем исполняется «двойка», затем средний и безымянный пальцы также выполняют hummer on. При этом hummer on может находиться на любом месте в трех ударах: на первом, как описывалось только что, втором или третьем (Приложение 2, упражнение 32). Тот же алгоритм можно применить и к тройным ударам thumb. В занятиях также следует уделить время вариациям размещения hummer on как в качестве первой ноты, так и в конце или середине (Приложение 2, упражнение 33).

Все вышеуказанные способы актуальны как для левой руки, так и для правой, например, в то время, как левая глушит струны, правая на грифе может выполнять hummer on одним пальцем или всей кистью (Приложение 3, рис. 25). При помощи чередования ударов кисти и всех пальцев правая рука может исполнять любые ритмические рисунки. Невзирая на то, что «мертвая» нота сама по себе не имеет звуковысотной характеристики, аналогично перкуссионным инструментам при перемещении правой руки по всей длине струн можно достигать различных по высоте звуков. Один из наиболее ярких примеров применения этого способа – импровизации Виктора Вутена, где он имитирует игру барабанов.

Слайды

Синонимом определения слайда может выступать понятие глиссандо. Его исполнение на бас-гитаре выполняет следующим образом: зажав струну на определенном ладу (исходный тон) проводите пальцем по струне до конечного лада. При выполнении слайда средним пальцем левой руки указательный двигается вслед за ним неотрывно от струны в связи с тем, что двигательная память руки фиксирует положение пальцев на грифе именно по расположению указательного и большого пальцев (Приложение 3, рис. 26). Кроме того, в это же время указательный палец выполняет функцию глушения струн. Таким образом, если слайд выполняется безымянным пальцем, аналогично средний и указательный пальцы должны быть прижаты к струне.

Рассмотрим несколько вариантов исполнения слайдов отдельно и в комбинации с другими видами техники. За исходное положение руки примем третий лад. Первый звук исполняется правой рукой любым из вышеназванных видов слэпа, далее палец, не отрываясь от струны скользит к конечному тону, например, пятому ладу. Затем звук вновь извлекается ударом слэпа, и рука аналогично движется обратно (Приложение 2, упражнение 34). При исполнении слайда большое значение отводится работе всей руки, в том числе локтя (Приложение 3, рис. 27). Именно он начинается движение в направлении слайда, а затем вслед за локтем перемещается кисть на грифе. В противном случае рука будет зажиматься, что повлияет как на скорость, так и качество исполнения. В процессе работы необходимо развивать в себе возможность игры без отслеживания глазами руки на грифе. Разобрав движение на примере короткого расстояния (3-5 лад), его следует увеличивать, добавляя по одному ладу. Отрабатывать этот прием необходимо каждым пальцем отдельно (средним, безымянным, мизинцем), учитывая, что предыдущие пальцы, как было сказано, во время движения не отрываются от струны.

Быстрые слайды или вибрации со слайдами – это прием игры слайдом, при котором его расстояние очень короткое (1 лад или полтона), а смена звучания происходит достаточно быстро (Приложение 2, упражнение 35). При этом механизм исполнения несколько отличается от исполнения обычного слайда. Ту функцию, которую в обычном слайде выполняет локоть, в этот раз выполняет кисть. Большой палец во время слайда не перемещается, выступая точкой опоры, вокруг которой формируется движение (Приложение 3, рис. 28). Этот прием нуждается в медленной отработке, необходимо осознанно следить, чтобы мышцы предплечья не зажимались и не мешали работе кисти и большого пальца. Во время занятий необходимо следить, чтобы движение руки вперед и назад было максимально ритмичным, чтобы вибрация звучала плавно и без рывков. Так же, как и в предыдущем случае, прием следует отрабатывать различными пальцами от среднего до мизинца.

 

Флажолеты

Флажолет — звук производимый гитарой при легком прикосновении к вибрирующей открытой или прижатой струне в месте, делящем её на определенные части (2, 3, 4, 6 и т.д.). При игре слэпом используются как натуральные, так и искусственные флажолеты.

Натуральные флажолеты извлекаются на открытой струне. Существует два способа их извлечения при игре слэпом. В первом случае палец левой руки касается струны на точках, где она делится на две, три, четыре и больше частей, в это время правая рука выполняет любой из приемов слэпа (thumb, thumb up или down, pluck) (Приложение 3, рис. 29).При втором способе правая рука ударяет по точкам деления струны любым из пальцев. В развитии техники исполнения флажолетов при игре слэпом помогут следующие упражнения:

1. На пятом (thumb) и седьмом (pluck) ладу исполняется октава через струну. В первый раз это необходимо сделать на полностью прижатых струнах, во второй раз прижатие следует ослабить, а алгоритм движения правой руки – повторить (Приложение 2, упражнение 36).

2. Данное упражнение направлено на отработку приема thumb up и thumb down в то время, как левая рука делит струну сначала указательным пальцем на пятом ладу, а затем безымянным пальцем на седьмом ладу. Разобрав это упражнение на одной струне, следует отработать также перемещения по струнам вниз и вверх, при этом следует добиваться максимальной ритмической ровности, отсутствия пауз между флажолетами и одинакового динамического звучания (Приложение 2, упражнение 37).

Искусственные флажолеты – исполняются на прижатой струне пальцами правой руки, которые ударяют по точкам ее деления (Приложение 3, рис. 30). В связи с тем, что длина струны будет меняться вследствие прижатия левой рукой, точки деления будут располагаться по разному.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь