Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Научные обоснования необходимости изучения вопросов физиологии в музыкальной педагогике
Как уже давно известно, в очень быстрой игре нет ничего удивительного. Некоторым людям это дано от природы, некоторые это постигают путем длительных и изнурительных занятий на инструменте. Говоря о выдающихся исполнителях Джо Джо Майер в своей видеошколе «Секретное оружие для современного барабанщика, — отметил, что — на самом деле есть одна-единственная вещь общая для всех этих людей. Это то, что в попытке преодолеть законы физики они стали живыми подтверждениями того, что произойдет, если вы идеально подстроитесь под законы физики и природы, и заставите их работать на себя» [5, с. 34]. Все это, в первую очередь, должно быть основано на максимально естественных движениях и экономии ресурса мышц. И существует огромное количество школ и подходов к решению этой проблемы. Но каждый человеческий организм уникален по своему ДНК и строению. Поэтому то, что может быть приемлемо для одного человека, для другого окажется просто бесполезным или вредным. Поэтому прежде чем, играя то или иное упражнение, или выбирая себе школу, по которой будешь заниматься, нужно подходить к этому вопросу исходя из индивидуальных особенностей своего организма. Следующий материал, который будет приведён ниже необходим для знания и понимания строения и работы рук. Исходя из него, мы можем понять как максимально эффективно использовать упражнения для развития скорости и выносливости в технике слэп. Это подтверждают слова Владимира Мазеля, врача, занимающегося профессиональными болезнями музыкантов, автора книги «Музыкант и его руки»: «Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе неукоснительного соблюдения физиологических воздействий мышечной сферы организма. Речь идет не только о двигательных действиях всей руки, но также и отдельных ее частей. Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия — максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней части корпуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоционально-слуховой сферой» [1, с. 8]. Помимо технической универсальности современный бас-гитарист должен обладать навыками фразировки, игры в различных стилях и жанрах, потому занятия должны быть максимально эффективными, позволяющими достигать целей с наименьшими временными затратами. Проблема современной педагогики состоит в том, что в вопросах развития различных технических навыков педагоги чаще всего уделяют недостаточное внимание вопросам диагностики физической предрасположенности учащихся к развитию тех или иных навыков, анализу строения, силы и выносливости исполнительского аппарата, степени развитости мышечной и двигательной памяти, аналитической способности в осмыслении вопросов моторно-двигательных актов, возникающих в процессе исполнительства. На XX конгрессе ESTA в Сант-Морице (Швейцария в 1993 г.) Джоан Диксон, известный методист, занимающийся разработками в области медицины и музыкального исполнительства, говорила о причинах профессиональных заболеваний среди музыкантов всех возрастов: «среди музыкантов процветает невежество, незнание основных законов нормального физиологического функционирования организма. Педагоги, которые смотрят сквозь пальцы на плохую постановку и вытекающие из этого излишние напряжения, сталкиваясь с подобными проблемами своих учеников, просто не знают, что с этим делать. Невежество в нашей профессии усугубляется невежеством другого рода - среди врачей. Возможно, они знают все о мышцах, сухожилиях и нервных окончаниях, но очень немногие имеют представление или интересуются правильными физическими движениями или тем, какие органы участвуют в движении при игре на музыкальном инструменте» [1, с. 39]. Аналогичным образом по этому же поводу высказывался и И. Гат: «Пусть не сбивает с пути педагога то, что начинающий иногда достигает хорошего музыкального эффекта при помощи неправильных движений. Только те технические решения удовлетворительны, которые могут быть окончательными, которые входят в перспективу музыкального и технического развития учеников» [1, с. 37] Мы не можем отрицать того факта, что современная педагогика опирается, скорее, на эмпирические достижения, чем научные, что вынуждает ученика в большей степени интуитивно постигать особенности двигательного процесса, нежели опираясь на законы физики природы. В первую очередь, это связано с несколькими определяющими факторами: недостаточной теоретической подготовкой многих педагогов, работающих в учебных заведениях предпрофессиональной подготовки, незнание ими в должной мере современной методической литературы, а также основных законов физиологического функционирования организма. Джоан Диксон совершенно обоснованно обвиняет таких педагогов в «научном невежестве». Другой существенный фактор — тот, что даже современные музыкальные методические пособия «не дают, как правило, точных научно-обоснованных рекомендаций – в частности, связанных со спецификой двигательных действий рук» [1, с. 39]. Рекомендуемые приемы в большей степени основываются на визуальном их восприятии, чем на научно обоснованном следовании основным двигательным физиологическим закономерностям. По этому поводу А. Гольденвейзер говорил, что «Мы можем извлекать иногда очень удачно те или иные звуковые сочетания из инструмента не с помощью самых рациональных (целесообразных - В.М.) движений. Поэтому нужно стремиться «делать такие движения, с помощью которых звуковой результат достигался бы проще всего и естественнее всего с наименьшей затратой сил и времени» [1, с. 37]. Любой моторно-двигательный акт, направленный на получение звука в качестве результата должен быть тем или иным образом обоснован с точки зрения законов физики и природы, проанализирован с этой позиции самим исполнителем или педагогом. В основе приобретения различных технических навыков лежат механизмы произвольных движений, которые были изучены отечественным психофизиологом Николаем Александровичем Бернштейном. Им была разработана теория уровней построения движений от А до Е. А – самый низкий и древний уровень движений, информация о которых была заложена в человека на генетическом уровне в процессе эволюции и различных видов деятельности; Е – самый высокий уровень, отвечающий за интеллектуальные двигательные акты (речь, письмо), действия этого уровня требуют огромной работы образного мышления. Исследования Бернштейна в области физиологии произвольных движений существенно повлияли на поиски музыкантов эффективных методов развития исполнительского мастерства. В центральной нервной системе есть точные формулы (энграммы) движений, которые хранятся в долговременной памяти человека. Ключевым выводом исследований был тот факт, что чем больше освоено движений (выработано энграмм), тем больше человек подготовлен к новому виду деятельности, в частности освоению новых технических навыков. Подобную мысль в своей работе озвучил Штейнгаузен, — «Учиться движениям, — значит приобретать новые мозговые процессы» [1, с. 27]. К тому же ему принадлежат слова: «Мы ничему не можем научить наше тело, мы можем только учиться у него, ибо “всеобщая обязательность естественных законов в доказательствах не нуждается”» [1, с. 40] В качестве руководства по особенностям строения человеческого организма мы будем использовать Анатомию для художников Ение Барчаи.
Строение скелета руки Основная функция скелета человека поддержание и защита внутренних органов. Множество отдельных костей в организме соединены суставами, образующими вместе с ними единую прочную систему, и приводятся в движение при помощи мышц по принципу рычага. Существует два основных типа соединения отдельных костей – подвижные и неподвижные суставы. Так как мы занимаемся работой рук в движении, то нас больше интересуют подвижные соединения. В этом случае кости не прилегают друг к другу вплотную, а лишь соприкасаются внутри суставной сумки концами. При этом главной связующей силой, соединяющей кости внутри сумки являются связки [2, с. 18]. Обладая большой подвижностью, суставы довольно часто подвергаются деформации или патологическим изменениям. Одни из главных причин возникновения таких ситуаций – частые перенапряжения различных групп мышц, окружающих суставы. В свою очередь, это является прямой причиной закрепления неверный с точки зрения физиологии двигательных действий мышц возле суставов. [1, с. 33] В процессе неверного распределения нагрузки и осуществления неправильных движений в зоне большой подвижности позвонков (шейного и поясничного отделов) частые и чрезмерные сгибания приводят к скорому истончению и деформации дисков. Даже при достаточной природной подвижности шейных позвонков (суставов) они подвержены быстрому изнашиванию при больших нагрузках вследствие слабости окружающих их мышечных групп. Степень подвижности для каждого сустава своя (амплитуда сгибания предусмотрена природным строением костей человека и чрезмерные нагрузки чреваты вывихами и переломами). Крайние точки положения сустава - это те точки, которые не вызывают мышечного перенапряжения при осуществлении движения или нагрузки, экстремальное использование мышечного ресурса также может привести к растяжениям и разрывам связок. Музыкальная деятельность по своей природе связана с большим количеством разнообразных по характеру движений, связанных с деятельностью крупных мышц и мелкой моторики. Безусловно, все эти движения подчинены воле и контролю, таким образом. музыканту все время приходится контролировать работу различных групп мышц в комплексе и по отдельности. особенно это касается зон особо уязвимых суставов, которые больше других нуждаются в исключении нарушения пределов крайних точек амплитуды движения. В группу особо уязвимых суставов, например, входят суставы кистевые, для них опасными будут являться экстремальные сгибания и разгибания как в вертикальных, так и в горизонтальных плоскостях. Так же нежелательны резкие сгибания и разгибания локтевых суставов. Для того, чтобы избежать травм различного рода так же необходимо иметь представление о том, как типы движений характерны для каждого сустава, так, например, для суставов рук и шеи больше характерны круговые движения, нежели прямолинейные сгибания и разгибания. Движения по прямой траектории в этих суставах вызывают наибольшее напряжение мышечных групп. окружающих их, в то время как дугообразные (круговые) позволяют экономить мышечный ресурс. Эти знания должны быть фундаментальными для педагога, который отвечает не только за организацию учебного процесса, но и за безопасность занятий для здоровья учеников. В связи с этим одна из главных целей обучения ‑ воспитание правильных целесообразно направленных движений для каждого сустава. при осуществлении движений так же очень важна синхронность выполнения движения, например, сгибание и разгибание локтевого и плечевого суставов. Кости движутся вокруг воображаемой оси. Состояние наименьшего напряжения мышц обуславливает среднее положение сустава, готового к выполнению любого действия: сгибания, разгибания, приведения, отведения. [1, с. 35] Существует несколько видов суставов (Приложение 1, рис. 1): 1. Малоподвижные суставы - имеют плоские или лишь слегка изогнутые поверхности. Они практически неспособны к осуществлению движений. разве что незначительных с минимальной амплитудой. Таковыми, например, являются суставы запястья. 2. Благовидные суставы - поверхность, расположенная к суставу, одной из костей цилиндрическая, а другой - вогнутая соответственно форме первой кости. Такие суставы могут осуществлять только одно движение, связанное с вращением цилиндра во впадине. Примером такого соединения могут служить коленные и локтевые суставы. 3. Вращательные суставы - механика движения таких суставов намного сложнее: здесь одна кость может вращаться вокруг второй кости или они могут вращаться вместе вокруг своей оси. Таким является вращательное движение лучевой кости (вокруг оси и вокруг локтевой кости). 4. Шаровидные суставы - две кости соединяются посредством вставления шаровидного окончания одной кости в шаровидную впадину другой кости. По такому принципу устроен тазобедренный сустав. 5. Седловидные суставы - пожалуй, суставы с самым сложным строением. Одна из костей имеет вогнутую суставную поверхность, другая - выпуклую. Однако вставлены они перпендикулярно друг другу. Такие суставы выполняют такие виды движений, как сгибание, разгибание, приведение и отведение. Примером такого соединения служит запястно-пястный сустав. [2, с. 19] Скелет руки делится на три части: плечо, предплечье и кисть. Локтевой сустав - сложное соединение, состоящее из нескольких частей: плечелоктевой сустав, плечелучевой сустав и локтелучевой сустав. (Приложение 1, рис. 2). Плечелоктевой сустав образуют полулунная вырезка локтевой кости и вставленный в нее блок плечевой кости. Плечелучевой сустав состоит из углубленной суставной впадины лучевой кости, соприкасающейся с головкой плечевой кости. Лучелоктевой сустав - это соединение головки лучевой кости и полулунной ямки локтевой кости. В момент сильного разгибания предплечья локтевой отросток локтевой кости входит в локтевую ямку плечевой кости. В процессе вращения руки наружу или вовнутрь нижний конец лучевой кости совершает движение по дуге вокруг нижнего конца локтевой кости. При этом ось вращения находится в середине суставной впадины лучевой кости и проходит через шиловидный отросток локтевой костью Плечо и предплечье образуют тупой угол, однако при вращении вовнутрь, угол исчезает, а кости выстраиваются в прямую линию (предплечье становится продолжением плеча) [2, с. 48]. Человеческой кисти свойственно большое количество разнообразных движений: сгибательные и разгибательные, приводящие и отводящие, вращательное (Приложение 1, рис. 3). При этом запястно-пястные суставы в своем многообразии движутся неодинаково, так, например, запястно-пястный сустав большого пальца имеет принципиально иной принцип совершения движений нежели аналогичные суставы других пальцев. Кроме того, они обладают и разной степенью подвижности. Детальный разговор о работе рук невозможен без точных представлений о строении скелета руки. Это напрямую связано с работой мышц и связок. Все они вкупе влияют на работу рук и совершают движения, которые находятся в центре нашего внимания. Кости служат рычагами для всех частей руки, для мышц кости являются грузом, а для сухожилий ‑ точкой крепления. Первые суставы пальцев, имеющих по три фаланги, относятся к типу шаровидных, поэтому они допускают сгибание, разгибание, приведение, отведение и даже круговое движение (Приложение 1, рис. 3). Суставные поверхности второго и третьего суставов являются цилиндрическими, и поэтому в этих суставах возможно только сгибание и разгибание (Приложение 1, рис.3). Суставная поверхность первой и второй фаланг большого пальца является цилиндрической (Приложение 1, рис. 2), в этом суставе осуществимо лишь сгибание и разгибание. [2, с. 50]
Функции мышц Мышцы — это волокнистые образование серо-красного цвета, покрытые фасциями. Они и приводят в движение кости. Все мышцы можно разделить на несколько видов: длинные, широкие, толстые и круговые. Связующими образованиями для мышц и костей являются сухожилия или апоневрозы. Все виды мышц чаще всего распределяются по телу следующим образом: длинные - на конечностях, широкие — в области туловища, круговые - в области отверстий (например, круговая мышца рта). Толстые короткие мышцы могут быть расположены в разных областях и развивать большую силу. Кроме отдельных мышц тело человека включает группы мышц, сросшиеся между собой. Они имеют несколько головок и концов и называются составными. Свое начало составные мышцы берут от нескольких костных точек. Иногда мышечная поверхность может быть покрыта сухожильным участком, как в случае с двубрюшной мышцей на шее. В других случаях тело мышцы может быть разделено сухожилиями поперек, таким образом, сухожилия разделяют мышцу на несколько участков. Такова, например, прямая мышца живота. Таким образом, на вид мышцы влияют ее форма, положение и функции. Это видно из примеров названий мышц: пирамидальная мышца, двуглавая мышца плеча, косая мышцы живота и т. д. [2, с. 22] Осуществляя различные движения, мышцы сокращаются, меняя длину и толщину, становятся более толстыми и короткими. В этот момент их концы сближаются. Именно этот фактор и заставляет различные части тела во время движения приближаться друг к другу или, напротив, отдаляться друг от друга, вращаться в разных направлениях. (Приложение 1, рис. 5) Рассматривая основные типы движения, можно обратить внимание, что все действия носят противоположный характер: сгибание и разгибание, приведение и отведение. Таким образом, можно сделать вывод, что в своей работе мышцы как содействуют, так и противодействуют друг другу. Чаще мышцы работают поочередно, как, например, сгибатели и разгибатели, но они могут работать и одновременно, как, например, при сжатии руки в кулак. Началом мышцы считается ее неподвижный конец, так же он называется головкой. Другой конец, подвижный, называется прикреплением. Он расположен дальше от средины тела (от позвоночника). Как мы уже говорили про кости, мышцы работают так же по принципу рычага. Тогда мышца - это сила (с), кость и мягкие ткани, движимые ею – груз (г), сустав - точка опоры (м). (Приложение 1, рис. 5 А, Б) [2, с. 22] Состояние нормального функционирования мышц в организме - это череда процессов напряжения и расслабления мышц.Эти процессы четко упорядочены и в подчиняются жесткому алгоритму. Так как профессия музыканта требует слаженной работы крупных мышц и мелкой моторики, все процессы напряжения и расслабления должны легко контролироваться мозгом и подчиняться сознанию исполнителя. Перечислим основные положения, на которые следует опираться педагогу в процессе воспитания чувства единства мышечной сфера организма и чувства локальной работы различных групп мышц в ученике: 1. Любые двигательно-силовые процессы должны вызывать ощущение единства всей мышечной сферы организма у ученика. Он должен чувствовать, что весь организм участвует в осуществлении тех или иных силовых действий. 2. Ощущение единства различных групп мышц должно перетекать у ученика и на прочие двигательные действия, имеющие уже локальный характер - например, поднятие рук. 3. Следующим этапом должно стать воспитание локальных ощущений у ученика различных групп мышц. Особенно это касается движений рук, для которых зонная чувствительность конкретной части тела служит основой управляемых действий. 4. Намного сложнее процессов напряжения процессы расслабления мышц. В этом случае процесс нормального функционирования невозможен без строгой периодичности или цикличности моментов напряжения и расслабления. Нередко процесс расслабления может сопровождаться напряжением противодействующих мышц, чего следует избегать в процессе игры. Таким образом, в учениках нужно воспитывать хорошую зонную чувствительность всех групп мышц. 5. Переходы от состояние напряженности к состоянию расслабленности мышц сопровождаются довольно сложными ощущениями, поэтому необходимо внимательно контролировать, чтобы при напряжении сила была минимально необходимой (избегать перенапряжений), а переходы к расслабленному состоянию приводили к максимально контрастным ощущениям. 6. При отработки разного рода движений следует учитывать, что мышечные группы сгибателей от природы сильнее, чем разгибатели, таким образом, следует распределять нагрузку в процессе таким образом, чтобы они получали достаточное развитие, и этот " пробел" был компенсирован. 7. Развитие всей мышечной сферы музыканта должно основываться на четко структурированной и продуманной системе подготовки организма, претворяющей собственно занятия музыкой, подготавливающей его к специфике будущей профессии. [1, с. 23] Процесс свершения действия можно разделить на несколько этапов: Этап первый. Цель - развитие чувства локальных групп мышц и концентрации внимания на их работе на этапе подготовки действия. Этап второй. Движение, осуществляемое за счет волевого приведения мышц, совершающих локальное действие, в работу. Этап третий. Расслабление. Максимальное освобождение после действия от напряжения мышечных групп, принимавших участие в его совершении [1, с. 24]. Владимир Хананович Мазель, скрипач, педагог, специалист по лечению профессиональных заболеваний музыкантов писал в своей книге «Музыкант и его руки»: «Важнейший момент функционирования рук - их расслабление после действий (напряжений). На основе четкой периодизации процессов напряжений и расслаблений базируется вся музыкально-исполнительская техника… Автоматическое расслабление активно работающих мышц как фундаментальное ощущение - непременное условие строгой цикличности двигательного процесса. Недостаточная степень расслабления является первопричиной всех зажатостей, ибо некомпенсированные напряжения провоцируют не только локальные перенапряжения определенных мышечных групп, но и зажатость всего организма играющего» [1, с. 64-66]. И. Лесман говорил о процессах, сопровождающих движение, следующее: " Правильная работа руки возможна лишь при сочетании в ней активных и пассивных движений... масса руки подчиняется мышцам наилучшим образом, если они дают ей насколько возможно работать " самой " в силу механических усилий: двигаться по инерции, падать, покачиваться и т. п." [1, с. 27] Мышечные группы, окружающие кистевые (лучезапястные суставы) от природы весьма слабые. И хотя они достаточно подвижны во всех направлениях, амплитуда их движений довольно ограничена. При самостоятельных действиях они способны выдерживать лишь небольшие физические нагрузки, в целом же им несвойственны изолированные (активные самостоятельные) движения. В той же книге Владимир Мазель описывает этапы развития локальных ощущений различных мышечных групп: «Основные двигательные действия руки и их воспитание на базе стабильных ощущений включают: 1) ощущения руки как составной части области спины; 2) ощущение лопаточной области как начала силовой зоны руки; 3) ощущения точек опоры руки; 4) подъем руки при неизменном сохранении ощущения ее веса - как начало игрового процесса; 5) четкая регуляция процессов напряжений и расслаблений в функционирующей руке; 6) воспитание подвешенного состояния руки; 7) воспитание двух взаимозависимых зон - силовой и игровой в единой системе руки; 8) воспитание движений размаха» [1, с. 97]. Пальцы рук от указательного до мизинца обладают схожими характеристиками. Их основные суставы могут активно сгибаться, менее активно - разгибаться, амплитуда круговых движений очень ограничена. Средние же и ногтевые суставы вообще не склонны к круговым движениям, их активность в сгибании и разгибании еще меньше. Большой палец обладает наивысшими показателями активности и подвижности. Мышечные группы, окружающие его сустав отличаются большой силой, несвойственной остальным пальцам. Он служит основной силовой зоной всей кисти, основой опорных движений руки на какую-либо поверхность. Он может осуществлять полный спектр самостоятельных движений, выносить большие физические нагрузки. [1, с. 32] Так охарактеризовал Владимир Мазель природу движений большого пальца и его значимость в реализации одного из важнейших рефлексов человека: «Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Рефлекс усугубляется в результате постоянной потребности ребенка держать пальцы сложенными в кулак, брать в руки предметы, например, игрушки, с преувеличенной силой. Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближении большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей. Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными пальцами и их сгибания провоцирует развитие и без того более сильных мышечных групп-сгибателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент, когда ученик впервые берет в руки инструмент, значит заранее обрекать его на большие трудности. Если ребенка предварительно не подготовить к новым, непривычным для него ощущениям в кисти и пальцах, то первые его контакты с инструментом ‑ его шейкой, тростью или медиатором -будут неизбежно жесткими» [1, с. 74]. Таким образом, подробное знание о строении исполнительского аппарата, особенностях его развития в зависимости от возраста и физиологии позволит избежать педагогам большого числа ошибок, связанных с постановкой руки. На примере труда Владимира Мазеля, мы выяснили, что постановка аппарата и заучивание даже простых игровых движений требует предварительной подготовки организма будущего исполнителя, в особенности это касается подготовки рук. К вопросу о том, какие существуют пути развития рук, кистей и пальцев, мы вернемся чуть позже в разделе 2.3 Finger fitness, как этап подготовки исполнительского аппарата к занятиям на инструменте. Но прежде чем рассмотреть непосредственные способы развития определенных мышечных групп или приемов игры необходимо основательно изучить анатомию руки, которая позволит сформировать представление о том, как работает организм в согласии с законами физики и физиологии. Поняв главные законы механики движения руки, мы сможем заставить их работать на себя. Глава 2. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы