Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 4. Различные комбинации
Заучивание и применение комбинаций различных технических приемов в ходе занятий позволяет расширить исполнительский багаж музыканта, который составляет фундамент разнообразной игры соло и аккомпанемента. Данный подход является одним из нескольких, развивающих навык импровизационной игры. Разнообразие и объем используемых сочетаний различных приемов зависит лишь от творческой фантазии или склонности музыканта к аналитическому мышлению, их может быть бесконечно много. Описанные выше приемы слэпа могут чередоваться с достаточно распространенными видами техники, а также с экзотическими. Однако существует определенный набор «традиционных» или базовых сочетаний, получивших широкое применение и составивших фундамент данного подхода. Освоение данного объема комбинаций позволяет заложить хорошую техническую и фразировочную базу, оттолкнувшись от которой каждый музыкант может делать собственные наработки в данном направлении. Следование этому пути невозможно без записи «базовых» комбинаций технических приемов в тетрадь. Это необходимо для того, чтобы наработанные приемы легче восстанавливались, если музыкант уже успел их забыть, а также чтобы интересные мысли не терялись, если не хватило времени на их проработку за инструментом. Комбинаторика как метод расширения технической и исполнительской базы музыканта Игра соло слэпом подразумевает более импровизацию ритмическую, нежели мелодическую, в связи с этим по мере освоения данной техники музыкант должен расширять свою техническую и исполнительскую базу путем наработки «багажа» сочетаний различных приемов и ритмических комбинаций. Аналитическое или, говоря иначе, математическое мышление имеет не последнюю роль в построении импровизации. Умение управлять различными гармоническими и ритмическими структурами, собирать их в единое целое, словно конструктор, требует свободного мышления, готового не только создавать принципиально подходы к исполнительству, но и находить и комбинировать новые и новые варианты исполнения знакомых приемов. В попытке создания новых ритмических рисунков как соотношения длительностей и пауз, любой музыкант сталкивался с тем, что в пределах, например, одной доли количество сочетаний длительностей одного порядка конечно, и, наверняка, задавался вопросом какое максимальное число таких комбинаций возможно. Комбинаторика как мышление уже давно применяется в точных науках и в ее области накоплен огромный опыт работы с различными вариантами и расчетами, связанными с ними. Перенимая этот опыт, мы позаимствуем несколько формул, связанных с поиском максимального числа вариантов (в их качестве мы рассматриваем технические и ритмические комбинации). Ритмический рисунок – есть не что иное, как сочетание длительностей и пауз, поэтому на ряду с продолжительностью длительности мы будем рассматривать эти две категории как основные для поиска максимального числа ритмических рисунков. Задавая различные значения этим трем составляющим формулы, мы можем получить огромное количество рисунков при достаточно ограниченных, на первый взгляд, данных. Рассмотрим способы вычисления простых ритмических комбинаций в длительностях от дуолей до секстолей. Для этого введем некоторые категории, которые будем использовать: - вариативность – число элементов, которые изменяются, например, в одной доле, три шестнадцатые ноты исполняются одним приемом, а четвертая – другим или пауза, тогда вариативность будет равна единице (за вариативность принимается меньшее число схожих элементов, то есть в данном случае 1, а не 3). Вариативность так же равна единице, если три шестнадцатые – паузы, а одна – нота. - коэффициент линейности – рассчитывается путем деления общего числа нот равной длительности в доле на вариативность, в случае, когда вариативность > 1. Рассмотрим случаи, в которых вариативность (b) равна единице. Тогда количество вариантов (c) рассчитывается следующим образом: c=a+b, где а – количество нот, исполняемых одним способом, или пауз (в случае с шестнадцатыми, а = 3, с триолями а = 2). Например, в доле одна шестнадцатая – pluck и три шестнадцатые – thumb, тогда, b = 1, а = 3, с = 3 + 1, с = 4 В доле, две триольные восьмые – паузы, одна триольная восьмая – нота, тогда b = 1, а = 2, с = 2 + 1, с = 3. Рассмотрим случаи, в которых вариативность (b) равна 2 (это могут быть две ноты исполняемые одним приемом или две паузы). Тогда количество вариантов (c) рассчитывается следующим образом: c=(d–1)*e, где d – общее количество нот в доле (для шестнадцатых – 4, триолей -3, квинтолей – 5, секстолей – 6), e – коэффициент линейности, e = d: b. Например, в доле две шестнадцатые ноты – thumb, а две другие шестнадцатые – pluck. Thumb + thumb + pluck + pluck, тогда d = 4, b = 2 e = 4: 2 е = 2; с = (4–1)*2, с = 6. Например, в доле две квинтольные ноты – паузы, остальные три – thumbs, тогда d = 5, b = 2, e = 5: 2 е = 2, 5; с = (5–1)*2, 5, с = 10. Рассмотрим случаи, в которых вариативность (b) равна 3. В этом случае d – общее количество нот в доле не может быть меньше 6 ( исходя из условия, что за вариативность принимается меньшее число схожих элементов). Итак, формула расчетов для секстолей выглядит следующим образом: c=d*e Например, в секстоли три ноты – thumb, три ноты – паузы, тогда с = 6 * 2 c = 12. Для расчетов числа вариантов c в случаях, когда исполняется несколько различных приемов в одной комбинации шестнадцатых, триолей или секстолей, применяется более сложная формула, составляющая одну из теорем комбинаторики: Теорема. Число размещений множества из n элементов по m элементов равно Amn = n (n–1)…….(n–m+1) Доказательство. Пусть у нас есть элементы. Пусть — возможные размещения. Будем строить эти размещения последовательно. Сначала определим — первый элемент размещения. Из данной совокупности элементов его можно выбрать различными способами. После выбора первого элемента для второго элемента остается способов выбора и т.д. Так как каждый такой выбор дает новое размещение, то все эти выборы можно свободно комбинировать между собой. Поэтому имеем: Amn = n (n–1)…….(n–m+1) Пометим, что n–m+1 – это крайнее число, на которое можно умножать. Ряд умножаемых будет длится до тех пор, пока не остановится на этом значении. Пример №1. Сколькими способами можно сыграть 2 восьмые ноты, пользуясь тремя различными приемами (например, thumb, pluck, hammer, понятно, что в каждом случае один прием не будет использован)? Решение. m = 2 n = 3 1. n–m+1= 3 – 2 + 1 n–m+1=2 Итак, будем продолжать ряд умножаемых только до двух. 2. n–1= 3 – 1 n–1= 2 3. A23 = 3*2 A23 =6. Ответ: 2 восьмые ноты, пользуясь тремя различными приемами, можно исполнить 6 способами.
Пример №2. В одной доле одна шестнадцатая пауза, три шестнадцатые ноты – могут исполняться различными приемами (всего 3 приема), при этом две ноты из трех – ghost notes. Решение. 1. Рассчитаем сколькими способами можно сыграть 3 ноты, пользуясь тремя различными приемами. m = 3, n = 3, Amn = A33. n–m+1= 3 – 3 + 1, n–m+1= 1. Итак, будем продолжать ряд умножаемых только до двух. n–1= 3 – 1, n–1= 2. Следовательно, A33 = 3*2*1, A33 = 6 – обозначим число комбинаций как с1. 2. Рассчитаем количество вариантов, где в трех нотах, две – ghost, одна – обычная. Используем формулу с вариативностью равной 1. c=a+b Тогда b = 1, a = 2, c2= 2 + 1 c2= 3. 3. Рассчитаем количество ритмических комбинаций по формуле с вариативностью равной 1. b = 1, а = 3, с3 = 3 + 1, с3 = 4. 4. Общее число вариантов рассчитывается путем умножения всех полученных значений c, тогда с = с1 * с2 * с3 с = 6 * 3 * 4, с = 72. Ответ: одна шестнадцатая пауза и три шестнадцатые ноты, две из которых ghost notes, исполняющиеся различными приемами (всего 3 приема), могут составить 72 различных варианта комбинации. Комбинации Thumb и Pluck Комбинирование thumb и pluck – один из основных способов совмещения различных приемов в игре. Работу над комбинациями технических приемов следует начать именно с данного варианта. Существует большое количество комбинаций, в которых задействованы в разных сочетаниях thumb, thumb up и thumb down, а также pluck. Перечислим основные из них: 1. Thumb + pluck. В качестве упражнений, помогающих развить навык чередования данных приемов, рассмотрим игру октавами. Таким образом, первая нота извлекается thumb, вторая – pluck через октаву. При чередовании нот следует избегать эффекта педали, прежде чем начнет звучать следующая нота, предыдущую необходимо заглушить при помощи левой руки (на закрытой позиции путем резкого ослабления струны) или правой рукой (на открытой позиции исполняется thumb, и струна глушится суставом, соединяющим запястье с локтевой костью, одновременно с этим исполняется pluck). Игра октав должна разучиваться в разной пульсации: восьмыми, триолями, шестнадцатыми нотами(Приложение 2, упражнение 38). Следующий вариант комбинации – двойной удар thumb + pluck. При этом также следует пробовать различные ритмические комбинации: фигуры две шестнадцатые + восьмая (от разных долей – первой второй, третьей или четвертой шестнадцатой в четверти) или триоли и секстоли. Требования к глушению струн остаются прежними (приоритетно исполнять thumb и pluck на закрытых струнах) (Приложение 2, упражнение 39). Третий вариант комбинации – тройной удар thumb + pluck. Возможные ритмические комбинации: шестнадцатые ноты, триоль шестнадцатыми нотами + восьмая от сильных и слабых долей (Приложение 2, упражнение 40). В данных комбинациях двойные удары могут использоваться как ударами thumb, так и pluck. В таком случае рассмотрим комбинацию одиночный thumb + двойной pluck. При этом требования к ритмическим вариантам исполнения упражнения остаются такими же как и в комбинации двойной удар thumb + pluck (Приложение 2, упражнение 41). Аналогично предыдущей схеме следующая комбинация – thumb + тройной удар pluck. Возможные ритмические комбинации те же (Приложение 2, упражнение 42). Удары pluck можно использовать в качестве ударов форшлага: двойного (двойной pluck + thumb как основной удар) или тройного (тройной удар pluck + thumb как основной удар). При этом двойной или тройной удары pluck могут исполняться как на одной, так и на двух или трех струнах (Приложение 2, упражнение 43). Далее рассмотрим комбинации: двойной thumb + двойной pluck (шестнадцатыми), тройной удар thumb + тройной pluck (триолями и секстолями), двойной thumb + двойной pluck + один thumb + один pluck (триолями и секстолями) (Приложение 2, упражнение 44). 9. Комбинация thumb down + thumb up + pluck. Преимущества данной комбинации заключается в возможности ее исполнения на одной или двух струнах и во всех позициях, в том числе высоких. Комбинация может исполняться любыми длительностями, с технической точки зрения прием очень удобен для игры в быстром темпе. Отработку этой комбинации следует осуществлять длительностями от восьмых нот до тридцатьвторых (Приложение 2, упражнение 45). Рассматривая варианты отработки этой комбинации на разных струнах, стоит отметить следующие варианты: - на одной струне в триольной пульсации и шестнадцатыми, при этом перемещая акценты во время игры упражнения на второй, третий или четвертый удар в доле. - не стоит ограничиваться отработкой данного приема только на одной струне. Так следует играть комбинацию, каждый раз начиная ее с новой струны. Очевидно, что удобнее всего этот вариант будет отыгрывать в триольной пульсации (Приложение 2, упражнение 46), однако, не следует отказываться и от варианта игры шестнадцатыми. Череда приемов в последнем случае будет выглядеть следующим образом: thumb down + thumb up + pluck + thumb down (Приложение 2, упражнение 47). Каждая новая доля при этом будет начинаться с исполнения thumb down со скольжением. Как еще один вариант игры со скольжением можно использовать следующую череду приемов: thumb down + thumb down (на следующей струне) + thumb up + pluck. - отработка гамм в комбинации thumb down + thumb up + pluck на одной струне. Проще всего начать отработку приема, исполняя по три ноты на одной струне, расположенных в гаммообразном порядке (мажор, минор или хроматическая) или в любом другом(Приложение 2, упражнение 46). Отработка упражнения возможна как в триольной пульсации, так и шестнадцатыми, в последнем случае доля все время будет начинаться с разных приемов (thumb down + thumb up + pluck + thumb down) + (thumb up + pluck + thumb down + thumb up) и т. д. (Приложение 2, упражнение 48). - отработка гамм в комбинации thumb down + thumb up + pluck на нескольких струнах. На каждой струне должно по-прежнему звучать по три ноты, но все они должны быть выстроены в гаммообразном порядке. Аналогично предыдущему приему этот следует отрабатывать в пульсации триолями и шестнадцатыми(Приложение 2, упражнение 49). - игра интервалами. В этом случае thumb down и thumb up исполняются на одной струне, а pluck - на следующей снизу, через струну, две и т. д. в интервал. Каждый интервал лучше отрабатывать отдельно. Здесь же можно применить другой способ игры данной комбинации - thumb down и thumb up исполняются на одной струне, затем pluck, thumb down и thumb up на другой (в интервал первой), аналогичным путем комбинация перемещается по следующим струнам (Приложение 2, упражнение 50). 10. Комбинация thumb down + thumb up + pluck 1 + pluck 2. - на одной струне в пульсации триолями и шестнадцатыми одним звуком, тремя или четырьмя звуками в гаммообразном или любом другом порядке (Приложение 2, упражнение51). - на разных струнах, перемещая комбинацию с каждым первым ударом на следующую струну снизу, или, исполняя по два удара на одной струне, перемещая руку с первым и третьим ударом, по три удара на струне, где перемещение руки будет приходится на 4, 3, 2, 1 удар и т.д (Приложение 2, упражнение 52). - на нескольких струнах по 4 звука на каждой струне, расположенных по хроматической гамме в пределах одной струны (Приложение 2, упражнение53). - уже говорилось, что thumb down + thumb up и pluck1 + pluck2 могут исполняться на разных струнах (на соседних, через струну или через несколько струнн). Таких вариантов огромное множество и здесь исполнитель должен целиком и полностью должен опереться на свою фантазию, это же касается и партии левой руки. Не следует ограничиваться только указанными вариантами, их разнообразие во всех перечисленных случаях зависит только от изобретательности исполнителя.
Комбинации с легато Приемы легато (hammer on и pull off), так же могут комбинироваться с другими приемами слэпа. При этом следует учитывать, что прием pull of обладает меньшей самостоятельностью и обязательно должен входить в срединные звенья комбинации или использоваться в конце, но не вначале. В приведенных ниже комбинациях будут использоваться не только одиночные ноты, исполняющиеся «тамбом», но так же двойные и тройные, в таком случае: - одиночный «тамб» может исполняться как thumb или thumb down - двойной «тамб» – как два thumb подряд или thumb down + thumb up - тройной «тамб» – как три thumb подряд или thumb down + thumb up+ thumb down Первые шесть комбинаций следует отрабатывать на одной струне, исключение могут составить лишь ноты, исполненные hammer on, которые могут браться и на любой другой струне. 1. Одиночный «тамб» + hammer on. Эта комбинация может исполняться в прямом порядке или в зеркальном отображении в пульсациях триолями или шестнадцатыми. 2. Двойной «тамб» + hammer on. Вариаций местоположения ударов в этой комбинации может быть несколько: thumb + thumb+ hammer on hammer on + thumb + thumb thumb+ hammer on+ thumb Ритмических вариантов здесь так же больше, чем в предыдущем случае: триоли, пульсация шестнадцатыми или галоп. 3. Тройной «тамб» + hammer on. Варианты местоположения приемов в комбинации: thumb+ hammer on+ thumb+ thumb hammer on+ thumb+ thumb + thumb thumb + thumb+ hammer on+ thumb Наиболее ритмически удобная пульсация для отработки этого приема – шестнадцатые ноты. 4. Thumb + pull of Варианты ритмической пульсации для отработки материала – триоли и шестнадцатые ноты. 5. thumb + thumb + pull of Еще один вариант расстановки приемов в комбинации: Thumb + pull of+ thumb Ритмических вариантов здесь так же, как и в случае с hammer on – три: триоли, пульсация шестнадцатыми или галоп. 6. Тройной «тамб» + pull of Варианты местоположения приемов в комбинации: thumb + pull of+ thumb + thumb thumb + thumb +pull of+ thumb Для занятий в ритме подойдет пульсация шестнадцатыми нотами. Нижеприведенные комбинации включают сочетания hammer on, pull of и pluck. Эти комбинацию могут исполняться как на одной струне, так и не скольких за счет извлечения pluck на разных струнах, местоположение hammer on и pull of во время исполнения упражнения неизменно. 1. pluck + hammer on, так же может исполняться в обратном порядке hammer on + pluck в пульсации триолями и шестнадцатыми. 2. Pluck + pluck + hammer on Возможные варианты расстановки приемов в комбинации: hammer on+ pluck+ pluck pluck + hammer on+ pluck Ритмическая пульсация: триоль, шестнадцатые, галоп. 3. Pluck + pluck + pluck + hammer on Возможные варианты расстановки приемов в комбинации: hammer on+ pluck+ pluck+ pluck pluck + hammer on+ pluck+ pluck pluck + pluck+ hammer on+ pluck Оптимальная ритмическая пульсация в данном случае – шестнадцатые ноты. 4. pluck + pull of Варианты ритмической пульсации: триоли и шестнадцатые. 5. pluck + pluck+ pull of Возможные варианты расстановки приемов в комбинации pluck+ pull of + pluck Ритмическая пульсация может изменяться: триоли, шестнадцатые, галоп. 6. pluck + pluck+ pluck+ pull of Возможные варианты расстановки приемов в комбинации pluck+ pull of + pluck + pluck pluck + pluck + pull of + pluck Лучше всего отрабатывать данную комбинацию под клик метронома шестнадцатыми нотами. Игра интервалов. Комбинации thumb + pluck + легато исполняются на одной струне, если первый прием играется thumb down или комбинацией из двух ударов – thumb down + thumb up («двойной» thumb). Преимуществом последнего варианта является возможность игры в высоких позициях. В случае, если в качестве первого приема используется обычный thumb, упражнение следует исполнять на разных струнах. При этом pluck может исполняться только на одной струне, если звучит два или три pluck подряд (двойной или тройной pluck) – они могут исполняться на разных струнах. Перед рассмотрением комбинаций рассмотрим некоторые условные обозначения: + исполнение приема, переместившись на другую струну – исполнение приема на той же струне Одиночный thumb при этом можно рассматривать как обычный thumb или thumb down, что открывает возможности одну комбинацию исполнять на одной или нескольких струнах, варьируя разновидность thumb. Комбинация thumb down + thumb up в схемах обозначена как «двойной «тамб». 1. thumb – hammer-on + pluck hammer-on – thumb + pluck Длительности и ритмика: триоли, галоп, секстоли. 2. thumb – hammer-on + thumb – pluck thumb – двойной hammer-on + pluck Длительности и ритмика: шестнадцатые 3. thumb – hammer-on + pluck – pluck hammer-on – thumb + pluck – pluck Длительности и ритмика: шестнадцатые 4. thumb – hammer-on + pluck – pluck + thumb – hammer-on hammer-on – thumb + pluck – pluck + hammer-on – thumb Длительности: секстоли. 5. thumb+ pluck – hammer-on thumb + hammer-on – pluck Длительности: триоли, галоп 6. thumb + pluck – pluck – hammer-on thumb + pluck – hammer-on – pluck thumb + hammer-on – pluck – pluck Длительности: шестнадцатые. 7. pluck – hammer-on + thumb Длительности: триоль, галоп 8. pluck – pluck – hammer-on + thumb pluck – hammer-on – pluck + thumb Длительности: шестнадцатые 9. Двойной «тамб» + pluck – hammer-on Двойной «тамб» + hammer-on – pluck Длительности: шестнадцатые 10. Pluck – hammer-on + двойной «тамб» Длительности: шестнадцатые 11. Thumb – hammer-on+ pluck – hammer-on hammer-on – thumb + hammer-on – pluck Длительности: шестнадцатые и секстоли 12. pluck – hammer on+ thumb – hammer on Длительности: шестнадцатые и секстоли 13. thumb + pluck – pull-off pluck – pull-off + hammer-on Длительности: триоль, шестнадцатые, галоп 14. thumb – pull-off + pluck pluck + thumb – pull-off Длительности: триоль, шестнадцатые, галоп 15. Двойной «тамб» + pluck – pull-off pluck – pull-off +двойной «тамб» Длительности: шестнадцатые 16. thumb + pluck – pluck – pull-off thumb + pluck – pull-off – pluck Длительности: шестнадцатые 17. thumb – pull-off + pluck – pull-off thumb – pull-off + pluck – pull-off + thumb – pull-off Длительности: шестнадцатые и секстоли 18. thumb – pull-off + pluck – pluck+ thumb – pull-off Длительности: секстоли 19. thumb – hammer-on – thumb + pluck + thumb + pluck thumb + pluck + thumb – hammer-on + thumb – pluck thumb+ pluck + thumb + pluck + thumb – hammer-on Длительности: секстоли 20. Thumb – pull-off – thumb + pluck + thumb + pluck thumb + pluck + thumb –pull-off + thumb + pluck thumb+ pluck + thumb + pluck + thumb – pull-off Длительности: секстоли
Комбинации со слайдами Существуют восходящие и нисходящие слайды. Принцип комбинирования тот же, что и с приемами легато. Для того, чтобы было понятно, как именно применять те комбинации в данном случае, рассмотрим несколько примеров. 1. thumb – hammer-on + pluck hammer-on – thumb + pluck Hammer-on можно заменить восходящим или нисходящим слайдом. Тогда схема будет выглядеть следующим образом: thumb – восходящий/нисходящий слайд + pluck восходящий слайд – thumb + pluck Длительности и ритмика: триоли, галоп, шестнадцатые. Так как в исполнении слайда задействованы крупные мышцы, игра данных комбинаций невозможна в быстром темпе, поэтому разгонять упражнение следует только до шестнадцатых нот. 2. Аналогично проведем замену во второй комбинации thumb – hammer-on + thumb – pluck заменим на thumb – восходящий/нисходящий слайд + thumb – pluck или thumb – двойной hammer-on + pluck поменяем на thumb – восходящий слайд – нисходящий слайд + pluck Длительности и ритмика: шестнадцатые 3. thumb – hammer-on + pluck – pluck + thumb – hammer-on заменим на thumb – восходящий слайд + pluck – pluck + thumb – нисходящий слайд или на thumb – нисходящий слайд + pluck – pluck + thumb – восходящий слайд Следует учесть, что выбор использования нисходящего или восходящего слайда остается за самим исполнителем.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы