Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы развития экономической науки.



Исходя из логики научного анализа и особенностей эволюции мировой эконо­мики и экономической науки, в курсе истории экономической мысли правомерно выделить следующие три раздела:

1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики.

Первый раздел включает в себя характеристику экономической мысли в периоды древнего мира и средневековья, особенностью которых было господ­ство натурально-хозяйственных отношений и экстенсивный характер воспро­изводства. В эту эпоху экономическая наука еще объективно не могла сформи­роваться, а в качестве выразителей экономической мысли выступали, как пра­вило, философы, правители государств, религиозные идеологи, чьи воззрения объединяло неприятие рыночных экономических отношений.

В этом же разделе рассматривается особый период в развитии экономи­ческой мысли – меркантилизм, который явился первой теоретической концеп­цией зародившейся в недрах натурального хозяйства рыночной экономики. С этого времени (примерно ХУI – ХУII вв.) по существу и произошло обособ­ление экономической теории в самостоятельное звено отраслей науки. Ее на­зывали в ту пору " политическая экономия", а основным теоретико-методоло­гическим принципом являлся протекционизм.

Второй раздел истории экономической мысли охватывает периоды эво­люции школ и направлений, придерживавшихся теоретико-методологических принципов ничем не ограниченной свободы предпринимательской деятельно­сти. Именно в эту эпоху возникли " бесспорные", как казалось, положения " не­видимой руки" А.Смита и " закона рынков" его последователя Ж.Б.Сэя. Ведь почти 200 лет классики (с конца ХУIII по вторую половину ХIХ века) и затем около половины столетия неоклассики (с конца ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) не до­пускали в своих научных изысканиях возможности государственного вмеша­тельства в экономические процессы.

В результате на всем протяжении этой эпохи воззрениям идеологов эко­номического либерализма – классикам и неоклассикам не могли сколько-ни­будь существенно противостоять ни альтернативные по сути экономические идеи социалистов-утопистов (начало ХIХ в.), ни концепции реформ экономи­стов-романтиков о воссоздании " ради социальной справедливости" мелкото­варного производства (первая половина ХIХ в.), ни серьезные доводы пред­ставителей немецкой исторической и новой исторической школ о целесообраз­ности выявления взаимосвязи в процессе экономического роста совокупности факторов экономического и неэкономического свойства (вторая половина ХIХ в.)

К этому этапу относится также возникновение марксизма, которому в ХХ веке суждено было на длительный период стать государственной идеоло­гией для трети человечества.

Третий раздел истории экономической мысли образуют новейшие теоре­тико-методологические достижения ХХ столетия, связанные с творческим на­следием авторов социально-институционального направления экономической науки, а также новых лидеров неоклассического направления, возникшего еще в конце ХIХ в. В частности, первые обогатили современную экономическую науку антимонопольными концепциями, базирующимися на идее социального контроля общества над экономикой; вторые – обосновали чрезвычайно важные теории о рынке с несовершенной (монополистической) конкуренцией, включая олигополистическую.

Наиболее значимым достижением экономической мысли ХХ в. стали, пожалуй, концептуальные решения государственного вмешательства в эконо­мические процессы, которые появились в 30-х гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в экономической литературе подразделяются на кейнсианские и неолиберальные. Именно их эволюция положила начало дис­куссиям о теоретических моделях " социального рыночного хозяйства", моне­тарных экономических доктринах, консервативной экономической политике " рейганомика" и " тэтчеризм", самуэльсоновской концепции " неоклассического синтеза" и т.д.

 

 

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКО­НОМИКИ.

 

В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появи­лись первые древневосточные государства, началась систематизация экономи­ческой мысли в теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Основными признаками эко­номического уклада Древнего мира было рабовладение и господство натураль­ного хозяйства. Общая черта экономической мысли того периода – стремление сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиции нравов, мо­рали и этики развивающиеся товарно-денежные отношения (в основном в виде торгово-ростовщических операций).

На этом этапе экономические воззрения носили " донаучный" характер, т.е. не были вычленены в отдельную отрасль знаний, не имели специфической терминологии и были уделом узкого круга людей, взгляды которых дошли до нас в виде сводов законов правителей государств, различных трактатов мысли­телей, трудов религиозных деятелей от пророков до монахов (Кодекс законов Хаммурапи, " Веды", " Артхашастра", Библия и т.д.)Наибольший вклад в разви­тие экономической мысли Древнего мира внесли греческие мыслители.

1. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

Греческие философы Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), Платон (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг до н.э.) по праву могут также считаться первыми экономистами.

В трудах древнегреческих мыслителей появляется само слово " экономия" (" ойкос" – дом, хозяйство и " номос" – правило, закон), под которой подразуме­вались разумные правила ведения домашнего хозяйства.

Рабство они считали естественным явлением, которое всегда должно быть основой производства. Рабы – это люди, которые по самой природе могут выполнять только физическую работу, а свободные – люди, которым судьбой предназначено заниматься умственным трудом. Их идеалом было натуральное земледельческое хозяйство, основанное на рабском труде.

Однако уже Ксенофонт считает полезным разделение труда, отмечает большие его возможности в крупных городах. Впервые в экономической науке говорит об использовании блага в качестве потребительной или меновой стоимостей, деньги рассматривает как средство обращения и сокровище.

Платон в предлагаемом им проекте идеального общественного устройства ориентировался на спартанский вариант античного рабовладения, в котором верховным собственником земли являлось государство. Все свободные жители делятся на правителей (философов), стражей и земледельцев. Первые два сословия не имеют собственности, получая все необходимое из общественного котла. Государство обеспечивает коллективное потребление, регулирует товарные цены таким образом, который обеспечивает получение умеренной прибыли. Наиболее почетным занятием считает земледелие. Торговля же – занятие, недостойное грека, пусть ею занимаются иностранцы.

Проект идеального государства Аристотеля все виды деятельности людей относит либо к естественной сфере – экономике, либо к неестественной сфере – хрематистике. Экономика в его суждениях представлена прежде всего важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. Хрематистику Аристотель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – " обладание деньгами".

Аристотель ставил задачу понять природу соизмеримости обмениваемых благ, которая в дальнейшем в течение тысячелетий волновала экономическую мысль. Он предполагал, что обмениваемые товары есть тождественные сущности, следовательно, тут имеет место некое равенство и соизмеримость. Однако четкого ответа о причинах последних дать не смог. Поэтому считал, что соизмеримость достигается только благодаря деньгам – товару, наиболее " удобному в обиходе", возникшему как результат соглашения между людьми. Выделял функции денег как меры стоимости и средства обращения.

Древнеримские мыслители Катон (234 – 149 гг. до н.э.), Варрон (116 – 27 гг. до н.э.) и Колумелла ( I в. н.э.) не уделяли особого внимания разработке экономических понятий. Наиболее актуальными для них были проблемы развития сельского хозяйства Рима.

Трактат " О земледелии" Катона представляет собой практическое руководство для среднего рабовладельческого имения и содержит указания о передаче арендаторам пастбищ, продаже излишков, организации труда и содержания рабов. Если Катон считает необходимыми самые скудные нормы довольствия и строгость обращения с рабами, то Варрон уже говорит о необходимости введения некоторых льгот, различных форм поощрения для старательных и многодетных.

Колумелла причиной снижения эффективности сельского хозяйства считает ограниченные возможности рабского труда. Он впервые в истории экономической мысли поднимает проблему интенсивного развития сельского хозяйства, призывает смелее экспериментировать в агротехнике, применять искусственные удобрения, говорит о необходимости специализации рабов и большей эффективности квалифицированного труда. В отношениях с рабами следует использовать как строгость, так и поощрение. Колумелла также подчеркивает значение производства товаров для рынка.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь