Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема возникновения философии. Первые греческие философы о природеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Проблема возникновения философии. Первые греческие философы о природе Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т. е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. В основе философ знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком Предпосылки и механизмы возник- 3 подхода: мифогенный, гносеогенный и этосогенный. Мифогенная концепция предполагает происхождение философии из мифа как трансформацию образного мышления в понятийное (Гегель); гносеогенная концепция видит в происхождении философии социально-исторически обусловленную попытку дать разумное, более того, научное объяснение явлениям бытия (Маркс); этосогенная (этос — поведение) концепция видит исток философии в самом существе человека: в той мере, в которой он превращается в самого себя, в нем рождается потребность и способность к философствованию (можно отнести уже к Аристотелю). В проблеме становления философии нельзя упустить и такой важный момент, как социально-исторический контекст. Рождению философии наиболее благоприятствовали условия, сложившиеся в евразийском географическом поясе от Греции до Китая в первую половину первого тысячелетия до нашей эры. Первый этап истории древнегреческой мысли был связан с учениями натурфилософов, «философов природы» (по-гречески: фюсиологов от фюсис — «природа»). Хронология натурфилософии охватывает период с VII по V вв до н э Всех их объединяла традиция написания трактатов «О природе», они были авторами со-чинений с таким названием и стремились постичь мировой закон Вселенной, всеобщий Логос Универсума (греч логос — «смысл», «слово», «закон»). История их деятельности начинается с легендарного философа и ученого Фалеса из Милета (625–547 гг до н э). Он, в частности, занимался астрономией и установил точную дату солнечного затмения. Философ и математик Пифагор (вторая половина VI в — нач V в до н э), основатель религиозно-философского союза, создал стройную теорию числовой гармонии космических сферꏨ Для него и его последователей Космос обладал особой музыкой, каждой сфере было присуще свое звучание, своя тональность. Другой античный философ Анаксагор (ок 500–428 гг до н э) в ответ на вопрос о том, почему лучше родиться на свет, чем не родиться, говорил: «Родиться лучше, чтобы наблюдать небо и все мироустройство». При этом Космос понимался древнегреческими мыслителями в образе сферы, самой совершенной, по их мнению, геометрической фигуры. Родоначальник философской школы элеатов Парменид (родился ок 544 г до н э) утверждал, что «нельзя бытию незаконченным быть». Бесконечность воспринималась им в качестве принципа неопределенности, в ней отсутствуют четкие пределы и границы, поэтому она непостижима, что не может относиться к гармоничному порядку Универсумаꏨ Если же мир целокупен и замкнут в себе, то нельзя выйти за его пределы, все сущее разворачивается лишь в цикле вечного возвращения, над всем пра-вит неотвратимая судьба. Поэтому древнегреческий натурфилософ Эмпедокл (ок 490 — ок 430 гг до н э) учил, что становление Вселенной идет от Любви к Вражде, затем от Вражды снова к Любви. Т о, древние философы считали, что Космос развивается циклически, в мире все повторяется, уходя и приходя вновь.В небесной сфере все устроено наилучшим образом, отсюда следовало особое чувство соразмерности и красоты, присущее античной культуре. «Все в меру! » —принцип эллинов.Человек должен соблюдать умеренность в своих желаниях и жизненных деянияхꏨ Он должен заботиться о себе, прислушиваться к голосу своего разума и следовать Логосу, единому вселенскому закону. Таково было учение Гераклита (ок 540–480). Он считал, что Логос правит над всем, он вездесущ и всеобъемлющ, все скрепляет и удерживает в едином порядке и гармонии. «мудрость в том, чтобы знать все как одно». И хотя Логос присущ всем, он являет собой и закон Вселенной, и закон государства, но это не означает, что он легко доступен и понятен, напротив, «природа любит скрываться», даже авторитетные люди не всегда способны постичь его суть. Подлинная философия для Гераклита — это есть уединенный путь постижения мировой космической гармонии и единого вселенского Логоса. Философия Платона В его учении осущ синтез натурфилософии досократиков с философской антропологией Сократа. Тем самым Платон преодолевает ограниченность натурфилософии, в которой отсутствовала проблема человека, и ограниченность философии Сократа, в которой не было учения о космосе. В результате Платон создает всеобъемлющую философскую систему, которая раскрывает космос как диалектическое единство духовного и физического, как совершенный живой организм. Взгляды - «Федон», «Пир», «Теэтэт», «Парменид», «Тимей» и «Государство». Критически переосмысливая опыт предшественников, Платон рассматривает космос как живой организм, у которого есть ум, душа и тело. Космический ум играет решающую роль во всех сферах космической жизни. Он предстает как совокупность мыслей или понятий, которые Платон обозначает термином «идея». Идея - это общее понятие, напоминающее общие понятия в философии Сократа, которое у Платона становится активно действующей духовной субстанцией. Идея является причиной бытия вещи, источником ее внешней формы и внутренней структуры, а также целью, к которой стремится развитие вещи. Рассмотрение взаимодействия идеи и вещи осуществляется у Платона на основе диалектики, соединяющей в единое целое диалектику элеатов, Гераклита и Сократа. Чувственный мир есть диалектическое единство противоположностей - ума и тела, идеи и материи, предела и беспредельного, единого и многого. Находясь посредине чувственный мир всегда стремится к высшему и идеальному, однако его постоянно тянет вниз бесформенная материя. Поэтому все в космосе находится в процессе рождения и умирания, перехода от бытия к небытию и от небытия к бытию. Используя мифологические образы, Платон характеризует чувственный космос, как дитя, рожденное от брака космического ума-отца, содержащего в себе все идеи, и бесформенной матери-материи. Космос - живое существо, которое обладает умом, содержащим идеи-образцы всех вещей, душой, которая является источником движения, и составленным из четырех элементов математически упорядоченным телом, в котором находятся ум и душа. Единство всех частей космоса обеспечивает Единое или Благо (аналог единицы Пифагора), которое выше Ума и поэтому непознаваемо. Строгая иерархия космоса воспроизводится в человеке, душа которого состоит из трех частей: разумной, аффективной (волевой) и вожделеящей. Как и в космосе, в душе человека разум вместе с волей должен подчинять себе вожделения. Душа человека есть часть космической души, поэтому она уже потенциально обладает всеми возможными знаниями. Попадая в тело, душа забывает то, что она знала, находясь в высших сферах космоса. Поэтому процесс познания есть процесс припоминания, который возможен лишь, на основе рассмотрения противоречий. Теория идеального гос-ва. По образцу совершенной космической иерархии должно строиться и государство. Умом -философы-правители которые выбираются из военного сословия. Душой -воины. Как правители, так и воины не имеют частной собственности и ведут аскетический Образ жизни. Тело-третье сословие(земледельцы, ремесленники). В отличие от правителей и воинов, представители низшего сословия наслаждаются всеми благами жизни. В платоновском совершенном государстве каждый человек должен заниматься тем, к чему он имеет природные способности, то есть своим делом. Правителям должна быть присуща мудрость, воинам - мужество, третьему сословию - умеренность. Все три сословия объединяет главная добродетель государства - справедливость. Космическая справедливость - это гармоничность, упорядоченность и структурированность. Анализируя жизнь современного ему полиса, Платон говорит о неизбежной деградации идеального государства, причиной которого становится несовершенство человеческой природы( тимократия-первое место мужество и отвага; олигархия - власть богатого меньшинства; демократия - власть бедного большинства, свергнувшего олигархов; тирания - власть одного тирана, который приходит к управлению государством в результате демократических выборов. 6. Философия Аристотеля Классификация наук. Знание- 3 сферы-1)сугубо теоретические физика, Математика, философия («метафизика», Адроник Родосский), их цель-знание ради знания.Не имеют прагм значения, но отражают величие и достоинство нашей природы. 2-практические (политика, этика) направоены на соц обустройство чела и его нравственное совершенствование.3-пойетические (поэтика, риторика, особое место в учении приобрела логика, выступает в роли важнейшего условия способности познания). Стратегия познания. П начинается с данных чувственного опыта (сознание-чистая доска). Процедура-взаимодействие ощущений, формир-е чувствен-х представлений и понятий интеллекта. Через деятельность воображения создает целостный образ предмета, затем ум извлекает интел понятие, идею, вещи, Ее сущность. Первичны единичные вещи (первые сущности), их общие понятийные определения — вторичны(вторые сущности).-отличие от П Природное- то, что содержит в себе принцип возникновения и развития. Природное существует само, а искусственное требует усилий. Физика Аристотеля. 4 причины, кот сост суть физики как науки о началах: 1)сущность, суть бытия, форма, первообраз-формальная; 2)материя, субстрат, содержимое вещи, из кот она возник-материальная причина(вода, земля, огонь, воздух); 3)то, откуда начало движения-движущая причина; 4)то ради чего, цель и благо-целевая причина. Миp состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединение материи и формы. Материя сама по себе — бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. Метафизика Аристотеля. Предмет-сущее как сущее. Г проблема-определение первого движения. Перводвижущее замкнуто в себе, круговое. В перводвижущем мысль и предмет мысли совпадают, поэтому высшее первоначально пребывают в круговом движении мышления о мышлении, является полным совершенством-это и есть Бог. Душа является формой и состоит из трех частей: растительной, животной и разумной. Разумная часть души, взятая вместе с животной (волевой) распадается на теоретическую и практическую. Критикуя Сократа, Аристотель доказывает, что для добродетели нужны не только знания (теория), но и соответствующие действия (практика). Добродетельная жизнь возможна только в государстве, поэтому этика является частью политики - царской науки об управлении государством. Государство возникает из природы на основе семьи. Несколько семей образуют селение, несколько селений - государство или полис. Общественная сущность человека зафиксирована Аристотелем в известном определении: «Человек есть политическое животное, наделенное разумом». Каждая семья представляет собой основную структурную единицу государства, выступая как домашнее хозяйство, правильное ведение которого изучается специальной наукой - экономикой. Аристотель признает необходимость наличия частной собственности как основы домашнего хозяйства и рабства как условия обеспечения граждан свободным временем для получения образования и занятия политикой. Изучив на обширном материале формы государственного устройства и конституции греческих полисов, Аристотель приходит к выводу, что существует три правильных формы государственного устройства: монархия - власть царя, аристократия - власть группы лучших, и полития - власть среднего военного сословия. Все три формы отличает правление, осуществляемое в интересах всех граждан. Отклонениями от них являются тирания, анархия и демократия. Будучи одинаковыми по структуре с правильными формами, неправильные отличаются правлением в интересах самих правителей, а не всего государства.
Философия неоплатонизма Ее основные представители — родоначальник Плотин (295–270), его ученик Порфирий (234–305), ученик Порфирия Ямвлих (ок 245–330) и Прокл (412–485). Исходная идея философского учения Плотина заключалась в том, что все существующее обладает внутренним единством, если же оно его утрачивает, то перестает существовать. Поэтому он утверждал, что есть некое совершенное и простое идеальное начало, тождественное самому себе. Мыслитель называл его «Единое». Его трудно определить, оно находится за рамками всевозможных характеристик познания, к нему неприменимы традиционные категории и дефиниции. Но это не отрицало стремления человека к Единому.Философ считал, что подобная устремленность составляет основу подлинной жизни человека. На этом пути он проходит несколько этапов. Прежде всего, он воспринимает красоту мироздания, совершенные образы вещей.Затем он обращается к умопостигаемому миру.Отказавшись от всех чувственных представлений и аналогий, подчиняет душу чистому разуму. В конце концов, преодолевая в себе всякую раздвоенность, он достигает абсолютной простоты, высшего состояния озарения, созерцания света, который источает Единое. Таким образом, античный неоплатоник утверждал, по сути, своеобразную мистическую практику философского познания. Однако перед ним возникла сложная проблема объяснения многообразия в окружающем нас мире.Единое есть абсолютное тождество, в нем нет различий, поэтому оно не может испытывать нужду в чем-либо. В связи с этим трудно раскрыть причину наличия множества вещей в чувственном мире. Плотин утверждал, что вторым в иерархии идеальных начал выступает Ум, но его рождение происходит в качестве «эманации» (истечения), когда Единое находится как бы в состоянии сна, забытья, так как оно не заинтересовано в чем-либо ином по отношению к себе. В Уме уже присутствует внутренняя дифференциация, различие между мышлением и предметом мысли. В свою очередь, от Ума происходит Душа, живая сила предметов материального мира. Она находится на грани между сферой умопостигаемых сущностей и видимым космосом. Кроме того, в основании мира находится материя. Она является, согласно Плотину, субстратом становления и изменения, при этом в ее исходном значении она всегда остается бесформенной, безграничной и неопределенной, иной, не тождественной самой себе. Ее единственная положительная характеристика — это масса. Плотин даже называет ее «не-сущей». Тем самым получается, что мировое устройство Космоса в учении неоплатонизма разделено между двумя главными противоположностями — Единым и материей. Человек оказывается в ситуации раздвоенности между перспективой высшего совершенства, абсолютной простоты, внутреннего тождества и изменчивости, преходящего характера материального мира. В этом смысле его удел — это скорбь и печаль, тогда как жизнь богов — это радость и смех. Спор об универсалиях. Суть проблемы была заявлена в комментарии на «Категории» Аристотеля неоплатоника Порфирия. Он спрашивал о том, существуют ли родовые и видовые определения вещей, как общие понятия, самостоятельно, или только в мысли; имеют ли они телесное воплощение, либо они бестелесны; обладают ли они самостоятельным бытием, или существуют только в чувственных предметах. 3 направления: номинализм(Иоанн Росцелин, рассматривает универсалии лишь в качестве имен, в реальном мире присутствуют единичные вещи, а все обобщения и определения относятся к сфере нашего сознания), реализм(Гильом из Шампо, общие понятия обладают реальным существованием), концептуализм(Петр Абеляр, признавал наличие в вещах реального статуса, кот задает их подобие и закрепляется в универсальных понятиях.Вещь сущ индивидуально, но они обладают реальным сходством. В процессе обобщения слова реализуют свой понятийный смысл. Универсалии сущ только в понимании чела, но обозначают реальное бытие. У как имена телесные, но их значения нет, они существуют в не чувственных восприятий).
Философия Фомы Аквинского Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения: " Сумма теологии", " Сумма философии" (" Против язычников" ), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое докзательство существования Бога (то есть " очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим, первичный двигатель всего — Бог; • причина: все, что существует, имеет причину — первопричина всего — Бог; • случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — первоначальной необходимостью является Бог; • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств должно существовать высшее совершенство — Бог; • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, кот направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. • разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).Их разделение — одна из ключевых идей католичества; • подразумевает в качестве сущности (эссенции) " чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); • подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; • считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть " чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); • доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; • сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Исходя из данных посылок, согласно Фоме: • все состоит из материи и формы (идеи); • суть любой вещи — единство формы и материи; • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Выводы: • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; • философия и теология — разные науки; • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; • все остальное (божественное откровение) может познать только теология. Метафизика Г.В. Лейбница. Лейбниц является заверш философии XVII века и предшественником немецкой классической философии, создателем философской системы, получившей название монадология. Чувственный мир - один из миров, в его основе лежит умопостигаемый. Этот мир состоит из монад. Их много, они простые (не взаимодействуют между собой, каждая из них самодостаточна и замкнута сама на себя). Наши души - тоже монады. Они не связаны между собой, но, будучи простыми, являются-таки и сложными (можно сравнить с нынешними " элементарными" частицами, живущими по своим законам). У каждой монады есть внутренний потенциал, она может развиваться сама. Есть настоящее истинное бытие - Бог, который устанавливает работу всех монад (предустановленная, изначальная гармония монад). Деятельнoсть мoнад, пo Лейбницу, выражается в непрерывнoй смене внутренних сoстoяний, кoтoрую мы мoжем наблюдать, сoзерцая жизнь сoбственнoй души. И в самoм деле, наделяя мoнады влечением и вoсприятием, Лейбниц мыслит их пo аналoгии с челoвеческoй душoй. Мoнады, гoвoрит Лейбниц, называются душами, кoгда у них есть чувствo, и духами, кoгда oни oбладают разумoм. В неoрганическoм же мире oни чаще именoвались субстанциальными фoрмами - средневекoвый термин, в кoтoрый Лейбниц вкладывает нoвoе сoдержание. Таким oбразoм, все в мире oказывается живым и oдушевленным, и там, где мы видим прoстo кусoк вещества, в действительнoсти существует целый мир живых существ - мoнад. Такoе представление, кстати, сегoдня вряд ли вызoвет удивление, пoскoльку мы знаем, чтo в каждoй капле вoды и в самoм небoльшoм клoчке пoчвы кишат невидимые нам мириады микрooрганизмoв. Нужнo сказать, чтo мoнадoлoгия Лейбница свoим вoзникнoвением в немалoй степени oбязана именнo oткрытию микрoскoпа. Следoвательнo, к пoнятию субстанции Спинoзы прибавляется пoнятие деятельнoй силы, т.е. аристoтелевский принцип самoдвижения сущегo. Oднакo Лейбниц " изъял" из единoй субстанции Спинoзы егo пантеистически пoнимаемoгo Бoга. Бoг, пo Лейбницу, вoзвышается над телесным мирoм, являясь егo " винoвникoм и гoспoдинoм". Единствo и сoгласoваннoсть мoнад есть результат Бoгoм " предустанoвленнoй гармoнии". Так, " низшим" мoнадам присущи лишь смутные представления у живoтных представления дoстигают ступени oщущений, а у челoвека - яснoгo пoнимания, oсмысления. Признавая, с oднoй стoрoны, oснoвным свoйствoм мoнад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другoй - защищая идею Бoга- твoрца, Лейбниц через теoлoгию пoдхoдит к принципу диалектики. Философия Шеллинга и Фихте. Младший современник Канта. " Наукоучение" - тексты лекций, которые он читал(о назначении человека, о назначении ученого). Вначале разделяет идеи Канта. След этап-критичекская оценка Канта. След этап- Кант молодец, но не прав, я создаем лучше. Путь Фихте. Обращает внимание на активность субъекта, о котором говорит Кант. Центр понятие- Я. Но у Канта есть теоретическое и практические Я. Преодолевает дуализм Канта, зачеркивает мир вещей в себе, есть субъект- я, не просто который созерцает действительность, но и действует. Любое действие есть некое преодоление того, что находиться вне субъекта по отношению к этому субъекту- НЕЯ( все помимо меня). Таким образом, чтобы быть Я это Я должно работать с НЕЯ, в этом действии становясь подлинным Я. Мир вне нас- конструкция Я. У Фихте основа мироздания- Я. Ничего нам не дано, кроме нас самих. Чтобы Я знало себя, оно должно действовать, но чтобы действовать ему нужно противополож- НЕЯ (препятствие), чтобы найти себя. Я создают препятствие в виде зеркала, где есть НЕЯ, оно возвращается само к себе. Весь мир- есть результат самопознание субъекта. Субъективный идеализм. Идеализм- утверждение первичности идеального и вторичности материального. Субъективный идеализм- результат длительной работы( я субъект и все мироздание- результат творчества чел сознания). Я- НЕЯ- новое Я и до бесконечности сущ деятельность я. Понятно, что вся система требует солипсизм. Все таки есть некое абсолютное я(Бог), который является гарантом всех я. Создание мира и познания- один и тот же процесс( действие я). В этой философии нет разрыва между теорией и действием. Нравственно действующий субъект, создающий мир у Фихте - человек. Шеллинг.1775-1854 Первый пункт- понимание природы Шелингом принципиально отличалась от представления Гегеля. Природа- самостоятельная реальность, не мертвый материал( как у Фихте и Гегеля), ставит задачу последовательно развить все этапы становления природы. Высшая цель природы- порождение сознания, выступает целесообразно целому, в результате развития которого формируется сознание. Натуралистическая фил-фия-органичная часть трансцендентального идеализма. Второй пункт- философия духа или я. Деятельность я подразделяется на теоретическую( Постепенное движение через суждения, представления, созерцания от бессознательного к разуму, осознает себя самостоятельным и самодеятельным) и практическую( я самодостаточно, имеет в самом себе цель). Третий пункт- искусство. Это сфера, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического в эстетическом начале. Позволяет преодолеть пропасть между объектом и субъектом, природой и человеком. Четвертый- понятие абсолюта. Единство объективного и субъективного. Не дух и не природа а безразличие обоих. Магнит- есть два полюса. Вселенная, сам Абсолют, развернувшийся во Вселенной. Природа существуя, обогащает абсолют. Творец и творение находится в единстве. Последний- философия религии. Бог должен пониматься как некое сложное целое сост из двух моментов: самого Бога то есть абсолюта и некоей другой бесконечности, бездонности в котором есть свобода. Осущ действие бессознательной свободной воли и поэтому природа, будучи бессознательной, постепенно раскрывая в себе сознательное, может позволить вернуться обратно к абсолюту. Интуиция Бога, который в конечном счете к себе вернется и будет сущ в абсолюте. Единство и борьба противоположностей. Внутренние противоположности служат источником развития. Их единство обеспечивается взаимодействием и общим признаком (посредствующим звеном при переходе одной противоположности в другую). Подчиняет себе два остальных закона. Переход количественных изменений в качественные и обратно. При накоплении количественных характеристик однородного происходит качественный скачок. «Обратно» означает количественное накопление произошедших качественных изменений (качество переходит в количество) и (или) переход обратно в свою противоположность. Категории отражают всеобщие свойства природы и духовной жизни, которые также противоположны: ничто и нечто; часть и целое; единичное, особенное, общее и всеобщее; сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; возможность и действительность и т д. Божественный, или «абсолютный дух» создает из самого себя «абсолютную идею» мироустройства, которая предписывает миру всеобщие законы и свойства, подчиняющие себе всякое существование в духовной и материальной сферах. Это движение проходит по трем последовательно восходящим ступеням: Духовная жизнь общества в виде общественных форм сознания (религия, мораль, право, идеология, политика, наука, искусство и философия). В своем абстрактном отвлечении от частностей мироустройства и при одновременном их учете философия поднимается (возвышаясь над всяким отдельным знанием) до постижения сущности абсолютной божественной идеи мироздания, которая лежала в его основе. Отметим, что великий диалектик отрицал эволюцию и мутацию в природе, обусловленную приспособлением биологических организмов Шопенгауэр Основной труд-Мира как воля и представление. 1)мир как некая поверхность, кот дают нам органы чувств, не самодостаточен, мир структурен, т.к. мы его структурируем; 2)но за этими явлениями и представлениями лежит другой мир, подлинный мир воли(оказал влияние Кант, переосмысление). Делает волю основанием бытия. За всеми явлениями стоит воля, она едина и многообразна. Воля-некая иррациональная сила, стремление к утверждению жизни, кот заставляет людей действовать и желать. Сама воля самодостаточна, у нее нет желаний, воля желает сама себя, поэтому она злая и неудовлетворенная(«это ненасытное слепое влечение, темный глухой позыв»). Человек человеку дьявол, отсюда эгоизм, войны. Категории время и пространство становятся этичными. Время-чета упований и надежд. Выход: последовательно умертвить волю. 1 ступень-эстетическая--> созерцание(музыка как средство), нужно уйти из мира представлений, убрать волю и желание; 2-этическая--> аскетизм и страдания как способ чувствовать боль другого, способ преодолеть замкнутость. Чтобы преодолеть волю, нужно преодолеть себя, в состоянии экстаза ты соединяешься. Очистительный плач умертвляет волю, мы ничего не желаем.Чувствуем преодолении своей конечности и сливаемся с основой мира. Ницше Концепция навеяна Шопенгауэром. 1) учение о воле. У Н мир поверхностный, воль много, они центры сил, мир-взаимодействие центров сил, кот сталкиваются друг с другом и борются. 2) Ш-утверждал отказ от воли, а Н-утверждение воли, как воли к жизни и власти. В полном объеме живет тот, кто властвует. 3)концепция развития. Ш-нет развития, Н отрицает прогресс.Идет против ведущего мнения, человек как вид не прогрессирует, культера ведет к упадку высшего типа чела. Есть только становление и нет бытия. В мире нет вещей, они возникают когда мы пользуемся понятиями. Если их убрать, то останутся только силы. Познание- выработка фикций, они позволяют жить и осущ свою волю к власти. Человек-вредоносное существо, высокомерное насекомое(«У мира/земли есть кожа. У кожи болезнь, одна из кот.-чел»). 4) воля к власти- критерий значимости любого из явлений. Хорошо все, что повышает волю к власти. Дурно все, что происходит из слабости. 5)концепция сверхчела как субъекта новой морали. Н увидел общество массового потребления. «Человек — это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью».Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение. Уничтожение — это уничтожение «человеческого, слишком человеческого», ибо человек есть «нечто, что должно преодолеть». Сам Ницше оценивал свое развитие, три этапа- верблюд(вьючное животное, можно много всего нагрузить-образ философа, который освоил общую традицию, он всему обучается, дает возможность всем ценностям сконструироваться внутри себя, философия в трагическую эпоху древности, заканчивается несвоевременными размышлениями, ему казалось, что классическая философия как муравей ползет, ничего, не видит, не развивается), второй этап- верблюд понимает что все надо сбросит и превращается в льва, который пересматривает все оценки, переоценка ценностей, человеческое слишком человеческое, утренняя заря, веселая наука), третий этап- образ ребенка( отсылка к Гераклиту)- наивный очищенный от чужих взглядов, истинна глаголит устами младенца, он молчит или плачет, когда молчит, открыта мудрость, сам он говорит след: " надо мной нет больше ни Бога, ни человека, инстинкт говорящего.Теперь начинается новый отрезок моей жизни.Одна дверь закрывается, другая открывается", к сожалению дверь открылась в безумие). Сложное отношение с Богом. Писал о том что в 12 лет увидел Бога во всей его красоте, потом приходит к мысли, что Бог умер, мы его убили и да здравствует сверх человек, выступает против христианства, точнее критикует его, надвязывает ценности и они подчиняется, видит в этом угрозу для сверхчеловека( будущее), мы лишь некое удобрение, мосты(обезьяна, человек, сверхчеловек).
Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний. Основные принципы постмодерна: –объективная сущность – иллюзия; –истина неоднозначна, множественна; –обретение знания – это бесконечный процесс пересмотра словаря; –действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков; –человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п. Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар. В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д. Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере. Постмодернизм представлен современными: постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр); прагматизмом (Р. Рорти). Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум – общение людей, а главное в нем – интересы личности, «собеседника». Постмодернист, французский философ Жак Деррида – один из ярчайших представителей современного постструктурализма. Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее. Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования – философствование без субъекта. Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания. Проблема возникновения философии. Первые греческие философы о природе Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т. е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. В основе философ знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы