Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Система объективного идеализма Гегеля.1770-1831




Известный труд- Феноменология духа. Наукалогики. Энциклопедия философских наук. Философия права. Лекции по истории философии.

Система объективного (абсолютного) идеализма Гегеля.

Одна из основных проблем- проблема соотношения природного бытия и того мира, который представлен в нашем сознании. Если посмотрим на философию Гегеля, он идеалист, признает сущ некой идеальной сущности, абсолюта. Есть абсолют, некий высший разум, мир некое иное бытие этого абсолюта, предстал в качестве мира природы. Есть отчуждение абсолютом самого себя. Завершает идею рационализма, идет от Декарта и им доводиться до предела и исчерпываемости. Когда Бог представляет собой высший разум, то мир представляет собой рациональную конструкцию.

Первая часть системы:

Система абсолютной идеи. (Отождествив законы мышления и законы природы,говорит об их тождестве,но и находит различия) Гегель на вопрос что же составляет сущность мира отвечает-мысль или идея в процессе ее развития. В основе всего лежит некое абсолютное начало, абсол идея, которая ,развиваясь, обнаруживается в самых разнообразных формах жизни. Понять любое явление жизни-значит усмотреть логическую необходимость его существования. Логическую или разумную связь этой формы со всеми другими формами. Отсюда по Гегелю весь мир принимает форму стройной логической системы идей. Влияние философии Аристотеля оказывает на Гегеля. Аристотель рассуждал как представитель телеологии. Проблема для Аристотеля- все сущ для какой-то цели. Любое действие-это сила, возможность осуществиться, но возможно только в том случае если вы знаете для чего. У всего есть цель. С другой стороны, у каждой вещи есть причина, и эта причина имеет другую причину возникновения. Ставя вопрос о целях и причинах: причина-в бесконечности, но ответить на вопрос невозможно, цели тоже уходят куда то в бесконечность, но должна быть конечная причина и цель, по Аристотелю, а то все бессмысленно. Причина всех причин и цель всех целей нечто одно,кот их не имеет. Эта цель целей, причина причин не может быть материальной вещью, говорит что эта чистая форма, чистая мысль, замкнутая сама на себе, сама себе должна быть причиной и целью- так появляется Бог.

Но Аристотель-физик,с точки зрения физики любая вещь,сущность и материя не разделимы,единство материи и формы. Они отделяются только мысленно.С точки зрения Гегеля,абсолютная идея-некий мыслящий себя субъект.Понять что-то - значит выразить в понятиях, и вы это можете сделать так как сами являетесь идеями. Поскольку абсол идея- совокупность понятий которые развиваются, Гегелю понадобилось три тома.

Вторая часть- философия природы. В своем развитии абсол идея воплощаетеся в природе, как бы пронизывает ее, щевствует, принимая на себя различные матер формы , одна форма сменяет другую. Главное- не природа развивается, она(природа) энергоматериал, через который движется абсолютная идея, не может развиваться.

Третья часть- философия духа. Учение о развитии индивидуального и общ сознания, об умственном общении чела. Чем чел отличается от всех- способность к самопознанию. Осущ самопознание мы пытаемся раскрыть в себе свою сущность, распредметить себя, можем выражать мир в понятиях. Развитие дух жизни- есть воплощение развития идей и стремление чел и общества к самопознанию. Первый этап- субъективный дух,развитие его рождает психология, распад на феноменологию и антропологию. Сущность чела- свобода. Поэтому история чела и его развития- процес от низшего к высшему, от простого к сложному, преодоление старого и приобретение нового прогрессивного. Критерия- обретение все большей свободы. Чел представитель субъектного и объективного духа. Изначально чел не знает что он свободен, но в процессе истории, познаёт и становится свободным. Эпохи: первая- восточная(культура где чел не осознает собственной свободы, поэтому Гегель отказ в статусе философии), вторая античная( свободен хоть и рабское сознание, которое преодолевается), третье германская или христианская( именно в этом мире происходит осознание человеком собственной свободы в рамках государства). Ступени развития духа. Через чела абсолют идея возвращается к себе. Бог пришел в мир, для того чтобы чел стал богом. Бог воплощаетеся в человеке( Христос).



Итак, первая форма проявления свободы- права, важнейшее проявление права- частная собственность(необходимое проявление свободы), вторая форма- мораль(практические действие, третья форма- нравственность(движущая сила правовых полит и даже эконом отношений). Формы нравственности- результат трех составляющих- семья, гражданское общество, государство(высшее развитие объективного нравственного духа и подлинная основа экономических взаимоотношений)-объективный дух. Учение об абсолютном духе развивается в форме трех учений- форм искусства(чувственных образов), религия(дает нам лишь представление об абсолютное духе) , философия. Именно философия позволяет выразить дух в форме понятия.

 

Философская методология Гегеля. Категории диалектики.

На объективно-идеалистической основе он создает логически стройную теорию взаимоотношения всеобщих законов и категорий диалектики.Центральные понятия диалектики (как и у Шеллинга): всеобщая взаимосвязь, раздвоенность всякого единого, развитие через борьбу противоположностей.Противоречие есть внутренний источник развития, а оно, в свою очередь, проходит три ступени («триада»): тезис (утверждение) — антитезис (отрицание) —синтез (совмещение частей утверждения и отрицания в новом качестве).Развитие происходит по спирали, при повторении отдельных элементов на новом, более высоком качественном уровне. Центральным понятием его философии является «развитие». Развитие свойственно и абсолютному (божественному) духу, управляющему движением во всем мире.

Гегель формирует законы диалектики:

Единство и борьба противоположностей. Внутренние противоположности служат источником развития. Их единство обеспечивается взаимодействием и общим признаком (посредствующим звеном при переходе одной противоположности в другую). Подчиняет себе два остальных закона.

Отрицание отрицания. Всякое изменение, развитие предполагает отрицание своего предыдущего состояния, но и то, что сейчас отрицает, тоже будет затем отрицаться.

Переход количественных изменений в качественные и обратно. При накоплении количественных характеристик однородного происходит качественный скачок. «Обратно» означает количественное накопление произошедших качественных изменений (качество переходит в количество) и (или) переход обратно в свою противоположность.

Категории отражают всеобщие свойства природы и духовной жизни, которые также противоположны: ничто и нечто; часть и целое; единичное, особенное, общее и всеобщее; сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; возможность и действительность и т д.

Божественный, или «абсолютный дух» создает из самого себя «абсолютную идею» мироустройства, которая предписывает миру всеобщие законы и свойства, подчиняющие себе всякое существование в духовной и материальной сферах. Это движение проходит по трем последовательно восходящим ступеням:

Начинается в области чистой мысли, в понятии («абсолютная идея»).

Мысль об устройстве мироздания путем метаморфозы находит

Свое внешнее выражение в природе, растворившись в ней. Природа есть инобытие абсолютной идеи.

Духовная жизнь общества в виде общественных форм сознания (религия, мораль, право, идеология, политика, наука, искусство и философия). В своем абстрактном отвлечении от частностей мироустройства и при одновременном их учете философия поднимается (возвышаясь над всяким отдельным знанием) до постижения сущности абсолютной божественной идеи мироздания, которая лежала в его основе. Отметим, что великий диалектик отрицал эволюцию и мутацию в природе, обусловленную приспособлением биологических организмов





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. A.19. Противопожарная система
  2. A.32.4.5.3. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможением
  3. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  4. АВАРИИ НА КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
  5. Автоматизированная система мониторинга вычислительной среды и обнаружения сетевых атак.
  6. АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА АСОТП ИГЛА-М.5К-Т И СКТБ
  7. Административно-территориальное деление и система местного самоуправления США
  8. Антиоксидантная система (АОС).
  9. БАЛАНС ВОДЫ В СИСТЕМАХ ОБОРОТНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
  10. Банковская система и монетарная политика.
  11. Банковская система и предложение денег. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки. Создание денег банковской системой. Банковский мультипликатор. Денежная база.
  12. Банковская система РФ: понятие, структура. Проблемы и направления развития банковского сектора России.




Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.) Главная | Обратная связь