Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Христианская философия периода патристики. Философия Августина.




Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв.(отцы церкви), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Основные идеи патристики: теоцентризм (источником всякого бытия и блага является Бог); троичность, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; учение о сочетании во Христе божественной и человеческой природ; креационизм (мир сотворен Богом из ничего); персонализм – человек создан по образу и подобию Бога); провиденционализм (Бог правит сотворенным им миром и человеческой историей); сотериологизм – цель жизни человека суть спасение души; ревеляционизм – познание истины достигается постижение смысла Священного Писания.

Основные этапы истории средневековой мысли «бездну» человеческой души. При этом психологические переживания Августина были сопряжены с религиозными откровениями.Так раскрывалась своеобразная идея христианского персонализма.Порядок Космоса, вселенская гармония Универсума в миросозерцании Августина отступают на второй план, они не исчерпывают исторической драмы человечества. Вся суть проекции божественного творения концентрируется вокруг судеб человека.Он занимает особое место в мироздании и как бы центрирует Универсум. Человек связывает времена, его позиция во Вселенной обусловлена не только стремлением к спасительной вечности, но и пониманием временности, конечности всего сотворенного сущего. Он раздвоен и обречен жить в двух мирах, что определяет динамизм исторических событий. Данные интерпретации были развернуты Августином в объемном, но незавершенном трактате «О Граде Божьем». Согласно его учению, человек обладает особыми способностями: ожидания, внимания и памяти. С их помощью он удерживает восприятие времени в единой перспективе длительности прошлого, о котором мы помним, настоящего, которое мы непосредственно переживаем, и будущего, на которое мы надеемся и уповаем. Тем самым человек оказывается способен преодолеть парадокс времени, так как, когда мы вопрошаем о некотором моменте сейчас, он уже ускользает в прошедшее, но именно способность помнить, как и возможность ожидать будущих событий, позволяет нам схватывать время в его текучести. Подобная психологическая версия интерпретации времени у Августина переводит проблему из плана космического восприятия в исторический, когда место совершенного и замкнутого в себе Космоса занимает перспектива событий священной истории.При этом историчность в понимании Августина укоренена в вечность как исток времени вообще и задается герменевтикой библейских событий.Человеческое сообщество в своем становлении проходит шесть стадий, подобно шести дням творения. Их периодизация задается соответствующими этапами библейской истории. Первый период — это время от Адама до гибели человечества в водах всемирного потопа, второй длится до эпохи Авраама, заключившего «завет» с Богом, третий — до царства Давида, четвертый — до Вавилонского пленения, пятый — до Рождества Христова, шестой продолжается до Страшного суда, а седьмой завершит земную историю. Таким образом, развитие человечества предопределено. Но это не означает, что история в концепции Августина лишена внутреннего динамизма.

 

 

10. Христианская философия периода схоластики: спор об универсалиях.

“Схоластами” называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой в их школьной форме, – прежде всего учителей, кот преподавали в церковных и придворных школах.

Характерные черты схоластики:

-книжная учёность;

-опора на церковную традицию, на абсолютно авторитетный священный текст (Библию), а также на непосредственное видение реальности, открывающейся взору человека, для которого путь веры составляет главное содержание и смысл его жизни. При этом схоластическая философия пытается выразить и концептуально осмыслить опыт постижения Бога и мира, приобретаемый на самых высоких ступенях духовного совершенствования;



-передача философских знаний в процессе обучения;

-использование античных источников (Августина, неоплатонизма, Боэция, который передал средневековью аристотелевскую логику и поставил знаменитый вопрос об универсалиях, отдельных сочинений Аристотеля);

Наиболее выдающиеся представители:

-Ансельм Кентерберийский;

-Бонавентура;

-Фома Аквинский.

Оправдание веры разумом – основополагающая идея схоластики.

Спор об универсалиях.

Суть проблемы была заявлена в комментарии на «Категории» Аристотеля неоплатоника Порфирия. Он спрашивал о том, существуют ли родовые и видовые определения вещей, как общие понятия, самостоятельно, или только в мысли; имеют ли они телесное воплощение, либо они бестелесны; обладают ли они самостоятельным бытием, или существуют только в чувственных предметах. 3 направления: номинализм(Иоанн Росцелин,рассматривает универсалии лишь в качестве имен,в реальном мире присутствуют единичные вещи, а все обобщения и определения относятся к сфере нашего сознания), реализм(Гильом из Шампо, общие понятия обладают реальным существованием), концептуализм(Петр Абеляр,признавал наличие в вещах реального статуса,кот задает их подобие и закрепляется в универсальных понятиях.Вещь сущ индивидуально,но они обладают реальным сходством. В процессе обобщения слова реализуют свой понятийный смысл. Универсалии сущ только в понимании чела,но обозначают реальное бытие. У как имена телесные,но их значения нет,они существуют в не чувственных восприятий).

 

 

Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский(1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое докзательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим, первичный двигатель всего — Бог; • причина: все, что существует, имеет причину — первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — первоначальной необходимостью является Бог; • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств должно существовать высшее совершенство — Бог; • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, кот направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего.

• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Выводы:• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют впроцессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.) Главная | Обратная связь