Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Попков В.Е. Воспоминания. Вдовы. 1966



Эта картина открывает Мезенский цикл Виктора Попкова. Возвышенную трагичность художник особенно остро ощутил, когда приехал в Мезень. " Когда я снова столкнулся с судьбой этих женщин, - говорил он, - я увидел, что это настоящие люди, и, хотя на долю их выпали тяжелые испытания, они не сломлены жизнью, а живут и трудно, и радостно, в работе и отдыхе, в больших и малых заботах. Это жизнеутверждение, хотя и трагическое по своему внешнему проявлению".

 

Попков В.Е. Одна

Картина «Одна» входит в Мезенский цикл Попкова.

 

Попков В.Е. Сентябрь на Мезени. 1969—1970

Пожалуй, наименее насыщенная «смыслами» картина Мезенского цикла — «Сентябрь на Мезени». Но верный тон найден художником и здесь.

 

Попков В.Е. Северная часовня. 1972

Особое ме­сто среди них принадлежит «Северной часовне», внося­щей некую новую эмоцию в попковский «северный поли­птих». Северная светлая ночь. Мальчик застыл в дверях часовни — и видит что-то, чего не видим мы. Но и мы видим нечто, недоступное его взгляду: ангелов с алыми крыльями, своей «огненной экспрессией» напоминаю­щих ангелов Феофана Грека, а бесплотной вытянутостью фигур — росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Картина светлая и какая-то обещающая. В ней уже чувствуется переход к следующему, последнему, периоду в творчестве мастера.

Попков В.Е. Сени. 1973

Картиной «Сени» Попков попрощался с Мезенью.

 

Жанр портрета не был нужд Попкову, но правда и то, что работал он в нем не так много. Правда, в его творчестве есть довольно большой пласт автопортретов, но они, как правило, сюжетны и «только автопортретами» считать их труд­но. Как, в сущности, трудно считать «только портретами» попковские портреты. Изображая человека, Попков стремил­ся запечатлеть нечто большее, чем то, на что обыкновен­но претендуют портретисты, и это ему обыкновенно удава­лось. Об этом можно судить по работе — «Художник Николай Ерышев»

Попков В.Е. Художник Николай Ерышев, 1970

В начале 1970-х годов попковские «жанры» насыщают­ся символами, настроениями, не всегда читаемыми «с листа», требу­ющими долгого всматривания, вдумывания в то, что хотел сказать художник. Таковы «Тишина», «Октябрь», «Апрельский месяц», 1972.

 

Попков В.Е. Апрельский месяц. 1972

«Апрельский месяц», по существу, является двойным портретом — художников Березовского и Фридмана. Карл Фридман вспоминал, что Попков увидел его и «быстро сделал в рисунке, когда мы втроем в Боровске стояли в сумерках, и каждый о чем-то думал — тут, очевидно, его привлек контраст двух людей на фоне теплых голу­бых апрельских сумерек».

 

Попков В.Е. Андрей в Прилуках. 1973

Герой этого портрета оставил любопытные воспоминания о том, как работал над ним Попков. Весной 1973 года оба художника, Виктор Попков и Андрей Тутунов, поехали в деревню Прилуки на Оке. У Попкова была сломана правая рука, но тем не менее Тутунов «случайно, за разговором, заметил, что Виктор, приспособившись, рисует меня здоровой левой рукой в альбо­ме». «Через день, — вспоминал Тутунов, — Виктор попросил этюдник, картонку и написал крынку с цветущей ивой, стоя­щую на столе». Осенью Тутунов еще раз позировал Попкову, но «холст был уже решен, и дополнительные рисунки лишь уточ­няли, " заканчивали" портрет».

 

Попков В.Е. Шинель отца. 1972

Этот автопортрет Попкова можно отнести к жанру «философской лирики». Кстати, шинель, в которой написал себя художник, принадлежала отцу его жены и хранилась в доме как семейная реликвия. В 1941 году на фронте под Смоленском погиб отец художника, вынося с поля боя ранено­го товарища. Вот строки из последне­го письма отца к матери Виктора: «Буду жив, буду писать, убьют — до свидания навсегда. Как суме­ешь, так детей и расти. Ежели что, Стеша, помни мой наказ: замуж не выходи — чет­веро у тебя их. Хорошего человека с че­тырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. Выучи детей, если сможешь». Горечь сиротства, острая жалость к ма­теринскому вдовству — все это с детства было внятно Виктору Попкову. Он невольно обращался к ощущениям своего военного мальчишества, к судьбе своей ма­тери, исполнившей последний наказ мужа.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1975; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь