Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Работы: «Черешня», «Матери. Сёстры», «Красные пришли», «Победа», «Этого забыть нельзя», «Генерал Доватор», «Ополченцы», «Ветераны», «Дома», «Сын»




№ 59 Творчество Т. Н. Яблонской

Яблонская Татьяна Ниловна (1917 - 2005 )

Выдающийся советский, украинский живописец. В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте у Ф. Кричевского и С. Григорьева. После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась.

Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах и в тылу люди, стал основное темой бытового жанра. Главное задачей советского народа после войны было восстановление разрушенного врагом. В эти годы были написаны самые жизнерадостные по цвету, наиболее полнозвучные произведения, например картина «Хлеб» - красочный гимн труду.

В пейзажах и тематических картинах Яблонской раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и родной природы, тема свободного, социалистического труда («Хлеб», 1949, ГТГ), им свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность («Весна», 1950, ГРМ ). Широко обобщённые образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни, созданы в картинах «Безымянные высоты» (1969), «Вечер. Старая Флоренция» (1973; обе – в ГТГ), «Лён» (1977, Министерство культуры СССР; Государственная премия СССР, 1979). Живописная манера Яблонской 1960–70-х гг., основана на традициях украинской настенной живописи, отличается насыщенностью цвета, декоративностью, острым чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях – тонкостью пластического и цветового ритма.

Работы: «Отдых», «Хлеб», «Враг приближается», «На старте», «Весна», «Невеста», «Вечер. Старая Флоренция» «Колокольчики» , «Утро» и др.

№60 Творчество А. А. Пластова

Пластов Аркадий Александрович (1893 г.-1972 г.)

Аркадий Александрович Пластов родился, прожил большую часть жизни и умер в своей родной деревне Прислонихе Симбирской губернии.

Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1912—1914 годах Пластов учился в Строгановском училище в Москве у Ф. Ф. Федоровского. В 1914—1917 годах — занимался на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества у С. М. Волнухина.

Пластов жил и работал преимущественно в родной деревне Прислониха, с которой связано все его творчество. В 1931 году во время пожара сгорел дом художника, а в нем все произведения, созданные к этому времени.

Основной темой творчества Пластова становятся жизнь и труд на земле. Его полотна пропитаны глубоким чувством природы, знанием быта русской деревни.

Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме. В его живописи нашли продолжение традиции П. П. Кончаловского и С. В. Герасимова. Одна из особенностей искусства Пластова — умение сохранить в картине непосредственное впечатление от натуры. «Есть правда этюдная, и есть правда этюда в картине», — считал художник. «Правда этюда в картине» выражалась, прежде всего, в умении мастера сохранить в законченном произведении живое, по-человечески теплое, личностное отношение к тому, что он писал. Художник отказался от повествовательного сюжета, свойственного советской картине 1930—1950-х годов. Критики определяли произведения Пластова как «бессобытийный» жанр, за что его иногда упрекали.

Во время Великой Отечественной войны художник создает целую серию картин. Пластов в своих произведениях достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств.

Пластов оставил заметный след в области иллюстрации. Хорошо известны работы художника к произведениям художественной литературы: рассказам Чехова, поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос", рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер".

Работы: «Тройка», «Юность», «Из прошлого», « Жатва», «Таня», «Ужин трактористов», «Родник», «Сенокос», «В октябре», «Весна», «Зима», «Фашист пролетел», «Первый снег», «лето»



 

Стожаров Владимир Федорович

Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве.

В 1939 году он поступает в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, заканчивать которую ему пришлось в нелегкие военные годы.

Позже в 1945 году он поступает в Московский государственный институт им. В.И. Сурикова на живописный факультет.

После института он много путешествует по стране, спускается вниз по Енисею до самого Диксона, посещает города и села русского Севера. Написанными в те годы картинами «Туруханск», «Ростов Ярославский», «В Кострому» художник приносит в советское изобразительное искусство свою собственную тему, свои цвета и краски, свой взгляд на изображаемую действительность.

С этого времени начинается стремительный взлет художника. Он постоянно находится в творческом подъеме, из-под его кисти одна за другой выходят картины, вставшие в один ряд с лучшими произведениями советской живописи— «Хлеб», «У самовара», «Село Андрейково. Покров.», «Приезд на слет колхозников-передовиков», портреты знатных тружеников Рязанщины В. Шуршилиной и В. Жукова, «Натюрморт с подковой», «Каргополь», «Встреча первого парохода», «Село Большая Пысса», «Деревня Сёрдла», натюрморт «Лён» и многие другие.

В 1959 году Стожаров посещает Италию. Здесь он написал картину «Рим. Площадь Венеции». Именно в Риме Стожаров воочию увидел, что знаменитый «венецианский колорит» Тинторетто и Тициана – не выдумка мастеров, а порождение природы. Палитра художника стала «жаркой». Работа «Рим. Площадь Венеции», была написана яркими красками: яркое синее небо, густая тень, контрастные по цвету дома, залитый солнцем асфальт.

В 1967 году художник был награждён серебряной медалью Академии художеств СССР за ряд произведений созданных за период 1964-1967 гг.

В 1968 году Владимир Фёдорович получил Государственную премию им. И.Е. Репина за серию пейзажей «На Севере России», в которую вошли работы, написанные на Удоре.

В 1970 году, совместно с художниками Г.А.Дарьиным, Ю.И. Семенюком, В.Ульяновым, Стожаров предпринимает творческую поездку в Псковскую, Новгородскую, Ярославскую, Костромскую, Владимирскую области.

В последние годы живописец, и ранее тяготевший к исторической теме, создал целый ряд картин, являющихся заметным вкладом в художественную летопись нашей Родины. Это — «Псков. Церковь у Пролома», «Новгород. Курицкая церковь», «Псковский кремль» и многие другие. Цветовая насыщенность, добротная крепость живописи, буквально передают настроение этих картин. Зритель буквально ощущает прелесть исконно русских земель, и неумирающую красоту сооружений, воздвигнутых трудом и талантом русских мастеров, атмосферу тех далеких лет.

С 1971 по 1972 год художник проводит в Румынии с групповой выставкой произведений художников РСФСР «Русский Север».

В 1972–1974 годах по стране прошла его персональная выставка состоящая из 67 полотен в таких городах как Сыктывкар, Архангельск, Киров, Ижевск, Горький, Куйбышев, Ульяновск, Астрахань, Кострома, Рязань, Брянск, Калинин, Тула, Калуга, Смоленск.Выставка открылась 8 сентября 1972 года в художественном музее и вызвала восторженные отзывы зрителей. Они отмечали простоту и жизненность произведений, узнавали на полотнах свои дома, бани.

Стожаров обладал счастливым чувством исторической перспективы, чувством народных традиций. Его натюрморты — это ярмарка цвета, веселый праздник народного духа. Предметы старого крестьянского быта, изделия народных умельцев, такие как прялки, братины, туеса, вальки, расшитые льняные полотенца, поставленные и положенные на деревянные крестьянские столы под золотистыми бревнами русских изб - все создает неповторимый дух того времени.

В 1973 году художник был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Умер Владимир Фёдорович 22 ноября 1973 года в Москве.

 

Владимир Федорович был наделен редким колористическим даром. Его работы материальны и поэтичны одновременно. Его искусство глубоко национально и монументально. Он писал соборы Севера и церкви средней полосы России, широкие панорамы сел, бревенчатые избы, бескрайние поля , людей в их работе и праздниках.

Особое место в творчестве Владимира Федоровича занимает натюрморт. Стожаровские хлеба, братины, самовары, крынки, кувшины с квасом, прялки хранят тепло человеческих рук. Вся творческая жизнь Владимира Федоровича, начиная с 1950 -х и кончая 1970 -ми годами, когда он неожиданно ушел из жизни, была уверенным восхожде­нием к совершенству. Имя Владимира Федоровича Стожарова стоит в первых рядах мастеров отечественной живописи середины XX века, продолжателей лучших традиций русской реалистической школы.

 

Псков. В Кремле.

Овины. Последний луч.

 

Новгород. Церковь на Витковом переулке.

Натюрморт с рябиной

Московская сдоба

Коржев Гелий Михайлович

Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился 7 июля 1925 в Москве, в семье служащего. Мальчик рос в семье талантливого архитектора и трудолюбивой учительницы, в окружении сестер и бабушки.

В период с 1944 по 1950 год учился в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова у С.В.Герасимова. С 1968 по 1975 год был председателем правления Союза художников РСФСР.

Художник завоевал широкую известность в конце 1950–1960-х годов, прежде всего триптихом «Коммунисты» (1957–1960) и серией «Опаленные огнем войны» (1962–1967).

С 1951 по 1958 го Коржев преподает в Московском высшем художественно-промышленном училище.

С 1967 года заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи в Московском высшем художественно-промышленном училище.

Является председателем правления Союза художников РСФСР.

Руководил творческой мастерской живописи Академии Художеств СССР в Москве.

В 1987 году художник получил Государственную премию СССР за картины: «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот».

Коржев также создал серии живописных циклов: «Адам и Ева», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Тюрлики».

Художник Коржев принадлежит к представителям «сурового стиля», которое возникло на рубеже 1950-1960 годов. Герои его картин - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства.

На протяжении долгих лет художник ведет напряженную работу, его искусство соединило в себе драматизм и философские обобщения, строгость и эмоциональность.

В его полотнах воплотились судьбы страны и людей. Его картины стали классикой современного искусства. Коржев поистине чуткий мастер, он чувствует человеческую душу, сострадает вместе с героями своих картин. Значительным творческим достижением стали картины «Художник», «Уличный певец», «Обреченная», «Влюбленные».

Полотна - «Проводы», «Мать», «Заслон», «Старые раны», посвящены достоинству и духовной стойкости народа, терпению простых людей.

Его творчество имеет не только национальное значение, оно предупреждает все человечество об опасности. Цикл «Мутанты» потрясает зрителей. В нем отражен протест втора против человеческой глупости, преступлений и насилия.

Не менее важное место в искусстве живописца занимают натюрморты. Его предметы натюрморта величественны, благодаря четким композиционным построениям, приглушенному благородному колориту, увеличенному масштабу.

Картины мастера собраны в крупнейших музеях России, таких как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Его полотна экспонировались на многих выставках как на родине, так и зарубежьем.

Его произведения, показанные на грандиозных международных выставках последних лет, таких как «Москва – Берлин» и «Москва – Варшава», имели грандиозный успех.

Гелий Коржев один из тех художников, который взвалил на свои плечи груз творческой, гражданской и человеческой ответственности.

Обладая мощным зарядом творческой энергии, Коржев сумел перенести его на свои полотна. Его картины передают эту особую энергию зрителям.

Художник, при помощи своих картин, рассказывает о том, что он чувствует, переживает. Его живопись не легка для восприятия. Она рассказывает своему зрителю об обществе, в котором мы живем, о человеке, о его поступках. В его картинах нет безнадежности, в каждой есть некая надежда на что-то лучшее

 

Дон-Кихот и Санчо Панса

Егорка летун

Следы войны

Хохлома и лапти

Братья Ткачевы

Главные темы в творчестве Ткачевых – тема Родины, драматичные страницы истории страны ХХ века, судьба человека. Они тесно связаны с линиями жизни самих живописцев – самородков, выходцев из глубинки. Ткачевы родились в поселке Чугуновка (ныне Брянская область) в крестьянской семье. В начале 1930-х они с родителями переехали в городок Бежица, где начался их путь в искусстве – братья стали посещать изокружок в городском Доме пионеров. В молодые годы их судьбы сложились по-разному.

В 1938 году Сергей Ткачев поступил в Витебское художественное училище, но,проучившись 3 года, ушел в армию, воевал на фронте. Алексей Ткачев к моменту начала войны уже был учеником Московской средней художественной школы – уникального учебного заведения для творчески одаренных детей, отбор которых осуществлялся по всей стране. Когда семья выехала в эвакуацию в Свердловск, Алексею пришлось покинуть школу и начать работу на военном заводе Уралмаш. Однако разыскав адрес школы в эвакуации, Алексей Ткачев отправил туда письмо и получил вызов, позволивший продолжить занятия в МСХШ, находившейся в годы войны в Башкирии.

 
 

Определяющим и объединяющим в становлении живописцев стало обучение в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова (С.П.Ткачев – 1946–1952, А.П.Ткачев – 1945–1951) у выдающегося художника С.В.Герасимова. Известно, что А.П.Ткачев был любимым учеником мастера, воспитавшего целое поколение живописцев-шестидесятников, среди которых В.Н.Гаврилов, В.Ф.Стожаров, Г.М.Коржев. Большое влияние на Ткачевых оказал ставший их духовным наставником А.А.Пластов.

Ткачевы работают как вместе (с 1950 года), так и самостоятельно; каждый из них является крупной творческой личностью со своей индивидуальностью.

С.П.Ткачев – художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. А.П.Ткачев – более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. В совместно написанных картинах эти качества соединяются и представляют художнический феномен "братьев Ткачевых", который включает в себя редкое мастерство в создании "большой картины" с досконально проработанной внутренней драматургии и живым языком пленэрной живописи.

В центре внимания художников, выросших в селе, – русская деревня. Герои их картин – реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Вместе с тем, художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер. Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию, Ткачевы передают "правду времени", драмы своей страны. Бытовые сцены сельских или военных будней обретают у Ткачевых бытийное начало. Обращение художников к сельской тематике сближает их творчество с актуальными в 1960-х – 1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-"деревенщиков" (Ф.А.Абрамов, В.И.Белов, В.Г.Распутин, В.М.Шукшин), открывших новый взгляд на трагедии и "силу правды" людей, живущих "на земле".

Братья

У колодца

В бане

Дети войны

Матери

В партизанском краю

 

Попков Виктор Ефимович

1932-1975

Ви́ктор Ефи́мович Попко́в — советский художник, живописец, график. Лауреат Государственной премии СССР (1975 — посмертно).

Родил­ся 9 марта 1932 года в Москве, в рабочей семье. Детство будуще­го художника, как и детство многих его сверстников, прошло под знаком войны. В 1941 году на фронте под Смоленском погиб его отец. Мать художника одна подняла четверых детей. Виктор Ефимович закончил Московском государственном художественный институт им. В. И. Сурикова, графический факультет. Художник Игорь Обросов писал: "Виктора Попкова увлекала глубина жизненных явлений, постоянные поиски, изыскания непреходящих духовных ценностей. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он, скорее, низвергался вниз. Такое стремительное движение в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути. Он увлекал за собой то, что живо, неравнодушно, дерзновенно и направлено к постижению тайн природы и души человеческой". Жизнь Попкова В.Е. оборвалась трагически рано. Он прожил 43 года. Посмертно ему была присвоена Государственная премия СССР.

Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля» — «Строители Братской ГЭС» (1961). К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. В его творчестве нашла отражение тема несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы», 1966—1968). Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Живопись Попкова оказала влияние на формирование творческих принципов молодых мастеров 1970-х годов, в том числе Т. Г. Назаренко. Посмертная персональная выставка его работ, состоявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, стала событием в художественной жизни.

 

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ

1932 - Родился в Москве, в рабочей семье.

1948 - Поступает в Московское художественно-графическое педагогическое училище.
1952 — 1958 – Учеба в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова на графическом факультете

1956 - Едет в творческую командировку ни строительство Иркутской ГЭС.

1959 - Вступает в Союз художников СССР.

1960 - Поездка на строительство Братской ГЭС. Пишет картину «Строители Братской ГЭС».

1962 - Участвует в Международном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, а также во Всесоюзной выставке молодых художников.

1963 - Поездка в Архангельск и Ферапонтово.

1965 - Поездка на Русский Север (Белое море, Золотница).

1967 - Получает почетный диплом на выставке молодых художников в Париже за картины «Двое», «Полдень», «Бригада отдыхает». Поездка на Мезень.

1968 - Пишет картину «Северная песня».

1969 - Участвует в выставке «16 московских художников». Творческая поездка в ГДР.

1970 - Участие в выставке «ГДР глазами советских художников».

1973 - Поездка в Михайловскоё, рождение замысла «Осенних дождей».

1974 - Гибель в Москве от пули инкассатора.

1975 - Посмертно присуждена Государственная премия СССР.

 

Будучи графиком «по диплому», Попков должен был приложить определенные усилия для того, чтобы выстро­ить свои отношения с цветом. В его работах конца 1950-х годов еще чувствуется банальная растерянность перед жи­вописной техникой. Ей молодой художник учился и у при­знанных мэтров — каковым был А.А. Дейнека и у своих почти ровес­ников. Среди последних наибольшее влияние на Попкова-живописца оказал Эдуард Браговский, окончивший Суриковку в 1954 году (а Попков поступил туда в 1952-м). Браговского наш герой почитал своим учителем наравне с Кибриком, очень многое перенял у него.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.) Главная | Обратная связь