Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Попков В.Е. Двое. 1966. 150 x 200 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта картина, получившая почетный диплом на международной выставке в Париже, была навеяна художнику фильмом «Нищий» («Аккатоне») Пьера Паоло Пазолини. Однако в процессе работы над полотном Попков ушел от первоначального замысла, создав пронзительный образ «трудной любви». Приступая к созданию картины, художник взял за основу кадр из фильма, где двое влюбленных, удалившись от всех, лежат рядом в декорациях городской трущобной окраины. Он почти дословно повторил этот кадр в первом наброске, сделанном им на оборотной стороне географической карты. В следующем наброске Попков поместил своих героев в иную среду. Исчез городской фон, сменившись полем, над которым пролетают птицы. Постепенно освобождаясь от второстепенных деталей, сосредоточиваясь на мужчине и женщине, которые лежат рядом, одновременно такие близкие и такие далекие друг другу, автор пришел к заключительной композиции, где подтекст играет гораздо более значительную роль, чем то, что сказано открыто. Собственно, этого и хотел добиться художник. Еще в 1964 году он писал: «Мои работы — очень в лоб, в них — просто все (как плакат), упрощенно и однопланово. Добиться сложности и мудрости, и чтоб не только были острые пятна и мысль, а чтоб было в одной работе много разных достоинств, одни из которых видны сразу при беглом взгляде на картину, другие будут заметны во 2-й, 3-й раз... У меня они пока выдерживают первое смотрение, т. е., что есть на поверхности холста, сразу видно и больше ничего нет... Делать вещи и задумывать не в лоб, а более сложно и с большим подтекстом. Не говорить о главном, а чтоб главное все равно чувствовалось...» Недоговоренность Герои близки друг к другу, и в то же время художник подчеркивает их отчужденность — б частности, изображает каждого из них как бы в собственном светлом «коконе», между которыми прокладывает более темную границу. Заострившееся лицо девушки написано художником нарочито упрощенно. Ее бледная кожа, белое тонкое платье, хрупкость — всё контрастирует с бронзово-смуглым литым телом мужчины. Интересно, что для героини картины позировала, за неимением другой модели, мать художника. Трогательная и символическая деталь — два белых цветка с желтыми серединками в левом нижнем углу картины. Поза мужчины более «доверчива», чем поза женщины. В его фигуре есть стремление преодолеть возникшее отчуждение. Это стремление «читается», прежде всего, в повороте головы и раскрытой ладони.
Дальнейшая линия развития мастера должна быть проложена в сторону камерного психологизма («Развод» (1966), «Семья Болотовых» (1968)) и попытки философского осмысления действительности, недавней истории, вечных бытийных тем (Мезенский цикл (1966—73), «Шинель отца» (1972), «Бабка Анисья» (1973)). Неоконченной картиной «Осенние дожди» открывался какой-то новый период в творчестве Попкова — по одной картине еще трудно сказать, какой, но, очевидно, более насыщенный, или, лучше сказать, пронизанный «лирическими токами», Пушкина Попков «увидел» за несколько лет до «Осенних дождей» — ведь переходы от темы к теме; от стиля к стилю совершаются не в одну минуту. Постепенно, в работе над какой-то картиной, возникает замысел другой — иногда совсем, по всему другой — картины. Попков В.Е. Развод. 1966 Внимание к «человеку-негерою», к его скромному существованию, обывательским драмам, к переживаниям, далеким от судеб социалистического строительства, — все это характерно для искусства 1960-х годов. Усталость от официоза и многофигурных композиций претворилась в картины с камерными, очень незамысловатыми сюжетами. Таким образом, Попков, создавая свои «семейные картины», творил в русле эпохи Чувство трагического с этих пор уже не отпускало Попкова. И крупицы трагедии, растворенные в обыденности, в попковских полотнах вновь кристаллизуются — то пятнами насыщенного красного цвета в контрасте с черным и белым («Развод», 1966), то нервностью черных штрихов и линий и глубиной теней («Больной мальчик», 1967) Попков В.Е. Больной мальчик. 1967 Не случайно в 1967 году Виктор Ефимович, набрасывая ответы на анкету газеты «Московские новости», записал: «Не знаю, как на Западе, а у нас уход в себя (на сегодняшний день) необходим. И это не уход, а приход к себе, а коль ты человек, то значит, ты и возвращаешься к человеку, и человек становится главным в работах художника, если даже на картине его нет». Возвращаясь к человеку, Попков возвращался к истокам своей семьи и — шире — страны. Родители его были «вчерашними» москвичами, приехавшими в столицу из голодной деревни в начале 1930-х годов. И это неисключительная семейная история, Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы