Человек – активный ингредиент
Несколько столетий назад небольшая кучка христиан внимательно и тщательно изучила Библию, а затем оглянулась вокруг, оценивая всё в свете своего нового мировоззрения. Эти люди увидели, что природа носит по-настоящему естественный характер, и поэтому с их стороны не будет святотатством относиться к безликим вещам именно как к безликим вещам. Современная наука началась как раз благодаря тому, что несколько верующих серьёзно отнеслись к Божьему творению.
Но как может Бог совершать Свой план и вести его к заранее гарантированному исходу, если Он непосредственно не управляет всем, что происходит в течение истории? На самом деле подобную ситуацию довольно легко представить. Вообразите, что новичок-шахматист играет партию с признанным мастером. Новичок может вполне законно и свободно делать любой ход, какой ему заблагорассудится (конечно, оставаясь в рамках тех возможностей и ограничений, которые предписываются правилами игры). По ходу игры гроссмейстер может даже обучать его кое-каким приёмам, направлять его, спускать ему мелкие огрехи, позволять брать назад неудачный ход, давать ему честные советы – и при этом всё-таки выиграть. Божье знание и сила превосходят умы и способности всего человечества, собранные воедино, гораздо больше, чем мастерство самого выдающегося чемпиона по шахматам превосходит умения самого «сырого» новичка, сидящего с ним за одной доской. Часть Своей «игры» – особенно несколько первых ходов и заключительные «шах» и «мат» – Бог проводит Сам. Но другую её часть Он оставляет в наших руках.
Однако Бог не играет в игры. Он не собирается проигрывать и не хочет, чтобы мы оказались побеждёнными. Его воля для всех нас заключается в том, чтобы каждый добровольно перешёл на Его сторону. Если мы уже приняли это решение, Бог сообщает нам о Своём замысле и о его конечном результате. Наша задача – трудиться ради исполнения этого замысла. Он обозначил кое-какие пределы, рамки, внутри которых мы должны жить и действовать, как то: структура естественной вселенной, ограничения нашей собственной человеческой природы, этические стандарты, которых мы обязаны придерживаться. Кроме того, Он обещает Свою помощь и руководство и обозначает конкретные цели, по направлению к которым мы должны двигаться. Внутри этих рамок каждый из нас призван думать, учиться, принимать решения, брать на себя инициативу и двигаться к победному концу, когда и Бог, и мы станем настоящими триумфаторами.
Не позволяйте мистицизму уничтожить человека!
Человек – это Человек! Это не просто бессознательное животное. Бог сотворил человека по Своему образу, сделал его мыслящим существом, наделённым настоящим разумом и волей. Человек призван не просто созерцать свершение великого Божьего замысла. Это не просто пешка, посторонний наблюдатель (невинный или виновный), волею судеб оказавшийся беспомощным заложником титанической борьбы двух неизмеримо могущественных и непроницаемых существ. Человек – это не какой-нибудь безвольный инструмент. Он тоже способен на активные и значимые действия!
Человек – фигура изначально значимая, потому что он способен производить реальные изменения. Он принимает настоящие решения, которые действительно что-то меняют. История изменяет свой ход из-за того, какие именно решения принимают те или иные люди. Великие природные катаклизмы, потопы и землетрясения, другие естественные обстоятельства, над которыми человек никак не властен, мы часто называем «Божьей карой» или «перстом Божьим». В средние века, перед тем, как начала развиваться наука и техника, люди думали именно так. Всё, чего они не понимали, называлось «Божьей карой» или «Божьим деянием». Но если бы это было действительно так, то человек был бы вообще не вправе пытаться контролировать природные силы, управлять ими и противостоять им – ведь тогда он противился бы Божьей воле! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что, пропалывая свои грядки и поливая всходы, вы тем самым противитесь естественному развитию событий? Скажите, а высохшая грядка и растущие сорняки – это тоже перст Божий?
Сам Бог заповедал человеку управлять природой. Человек призван к тому, чтобы стать Богу соработником. Поскольку по своей греховности человек сильно отличается от того, каким изначально задумал его Бог, сейчас природа управляет им подчас даже больше, чем он ей. И тем не менее, кое-что ему всё-таки удалось сделать – особенно с того времени, когда было восстановлено библейское мировоззрение, а вслед за этим поднялась и расцвела современная наука. Например, в средние века из-за постоянного голода и болезней население Европы практически не росло. Резкое возрастание численности населения является прямым результатом того, что человек научился справляться с засухой, болезнями и другими естественными катастрофами. С другой стороны, посредством войн и массовых убийств люди стали причиной самых ужасных несчастий в человеческой истории.
Человек – это действительно значительная фигура, способная изменять ход истории и оказывать благое или дурное влияние на происходящие события. Нет ничего плохого в том, чтобы быть активным участником происходящего и причиной тех или иных событий. Наши решения не являются греховными и противоположными Божьей воле уже потому, что принимаем их мы сами. Иначе единственным способом поведения, угодным Богу, было бы пассивное принятие чужих указаний. Однако отказ от выбора сам по себе является значительным «поступком», решением бездействовать, и тоже влияет на развитие событий.
По своей природе человек – это существо, постоянно делающее выбор. Бог призывает христиан молиться о мудрости для того, чтобы выбирать и действовать по-настоящему хорошо и верно. Однако если на самом деле человек бессилен что-либо изменить и подлинные решения по поводу каждого события принимает либо Бог, либо сатана, то человеческое волеизъявление в принципе невозможно. А если у Бога уже имеется подробно, до мелочей разработанный план, то, действуя по собственной инициативе, мы грешим против Него.
Ни тот, ни другой вывод не является верным.
Поручение, а не принуждение
Та же самая Библия, что познакомила нас со «сверхъестественным» мировоззрением (то есть, с такой системой убеждений, которая находится в согласии как с реальным существованием природы, так и с характером и сущностью человека), говорит нам, что у Бога действительно имеется определённое предназначение и для человека, и для всего естественного мира. С мастерством настоящего триллера Библия сообщает нам о великой войне, развернувшейся в истории вокруг человека, пытающегося исполнить своё подлинное предназначение. Сатана и его мистические силы изо всех сил стараются помешать людям повиноваться Богу. Мы можем прочитать последние страницы великой Книги и узнать, что нас ждёт счастливый конец. Добро непременно выйдет победителем!
Однако нам необходимо понять, что конец наступит вовсе не благодаря тому, что человек одолеет врага своими собственными силами. Когда исполнится должное время, Бог Сам вступит в битву, прекратит вражду и сокрушит всякое сопротивление врага. Бог предуготовил счастливый исход для последней и решающей битвы, но не для всех мелких сражений, которые происходят сейчас.
Я говорю всё это, чтобы показать, что Бог поручил нам исполнять Свою волю, а не предопределил, что она непременно будет исполнена. Бог сделает Своё дело. Однако в тех делах, где замешан человек, исполнение Божьей воли зависит от его послушания или непослушания, и тут нет ни малейшего следа принуждения свыше. Речь идёт о том, что мы должны делать, а не о том, к чему нас принуждают. Слова «должен» и «послушание» вообще не имеют смысла, если у человека нет реального выбора, нет возможности ослушаться. С другой стороны, что касается повиновения «законам» природы, тут у нас действительно нет никакого выбора. Стремясь исполнить Божьи заповеди и поручения, мы должны принимать во внимание существование и действие природных сил и компонентов и в полной мере ими пользоваться. Бог не освобождает нас от естественных причинно-следственных связей, и мы не должны требовать для себя исключений, потому что безликая природа будет относиться к христианам точно так же, как и ко всем остальным людям. Конечно, мы можем попросить Бога вмешаться, но просить Его разрушить всю систему мы не вправе. Он, кстати, не освобождает нас и от непременной обязанности принимать трудные и честные решения. Способность реально влиять на происходящие события (ведь не иметь этой способности – значит быть чем-то меньшим, чем человек! ) несёт с собой колоссальную ответственность.
Библия открывает нам универсальный Божий замысел для всей вселенной, Его верховный план, который касается всех людей без исключения. Его воля для Церкви и для каждого христианина выражена в форме заповедей, которые нам нужно исполнять. Это не простое объявление о тех или иных событиях, которые непременно должны произойти в непреложном и неизменном порядке. На самом деле Бог не столько предписывает нам определённые действия, сколько говорит о том, какими мы должны быть!
Наверное, среднему христианину довольно легко верить в то, что Бог призывает Свою Церковь оказывать заметное влияние на мир и на всё человечество, а также в какой-то мере осуществлять контроль за окружающей средой. Всеобщая, универсальная Божья воля не представляет для нас особой трудности. Более того, с ней у нас вообще не должно быть никаких проблем. Конечно же, у Бога есть общий план, общий замысел, и Он совершает его посредством Своей Церкви и всего человечества в целом. Трудности возникают в тот момент, когда мы пытаемся понять, является ли Божья воля чем-то предопределённым, чем-то таким, что мы принуждены исполнять, или носит характер поручения. Напряжение усиливается, когда кто-то начинает настаивать на том, что Бог призывает человека принимать собственные, самостоятельные решения, брать на себя инициативу, самому составлять планы и намечать для себя цели.
Как раз здесь и проявляется влияние мистицизма. Именно мистическое мышление утверждает, что вселенная пронизана некоей силой, неким сознанием, с которым мы должны придти в согласие. Мистицизм совсем не приветствует личную инициативу. Только библейское мировоззрение, признающее существование двух отдельных вселенных, рассматривает человека как активного участника событий, реально на них влияющего, способного на подлинные действия, а не только поддающегося влиянию извне.
Человечество облечено конкретной ответственностью: исполнять общий Божий замысел. Может быть, однажды мы выясним, что распространённая нынче фраза о том, что «Бог использует меня» или «действует через меня», больше соотносится с мистической, холистической, «экологической» философией, говорящей о всепроникающей Жизненной Силе, нежели с библейской верой в то, что Бог поручил человеку быть активным участником истории и реально влиять на естественный мир.
А как же я?
А сейчас давайте перейдём от универсальной категории всего человечества к вещам самым что ни на есть конкретным – к каждому из нас – и подумаем, есть ли у Бога уникальный, подробный план, разработанный лично для каждого отдельного христианина. Легче всего воскликнуть в ответ: «Ну конечно, есть! », но предварительно лучше всё-таки тщательно продумать наши убеждения и мнения на этот счёт. Помните, на карту поставлено познание и исполнение Божьей воли, и это слишком важное дело, чтобы наши о нём мнения основывались на непроверенных предпосылках.
Уже одно то, что человек способен задавать подобные вопросы, показывает, почему Божий план не является предопределённой, раз и навсегда зафиксированной последовательностью событий или цепочкой спускаемых сверху обстоятельств, каждое из которых произведено непосредственно Самим Богом. «Человек» в собирательном смысле этого слова – это скопище отдельных людей. Вы обладаете самосознанием в достаточной мере для того, чтобы задаваться вопросом о своём месте во всеобщем, вселенском Божьем замысле. Вы не похожи на пчелу, которая намертво заключена в пчелиную систему, или на лосося, который, повинуясь бессознательному инстинкту, плывёт к месту своего нереста.
Ясно, что если что-то верно по отношению ко всему предмету в целом, оно также верно и по отношению ко всем его частям. Всё, что мы сказали о всеобщей, универсальной Божьей воле для человечества, точно так же относится и к каждому отдельному человеку. Бог желает, чтобы всё человечество – все мы вместе, коллективно – проявляло инициативу, потому что Он наделил этой обязанностью и каждого из нас:
? Именно каждый отдельный человек обладает разумом, производящим реальные мысли и принимающим реальные решения.
? Каждый отдельный человек обладает способностью по-настоящему влиять на происходящее.
? Каждый человек живёт и ощущает свою жизнь, находясь в рамках Божьей естественной причинно-следственной системы, от которой не освобождается ни один из нас.
? Каждый из нас должен лично принять поручение, данное Богом людям, и взять на себя ответственность за то, чтобы принимать решения и жить в соответствии с открытым нам Божьим замыслом и предназначением.
Поскольку каждый из нас обладает индивидуальными способностями по-настоящему мыслить и принимать реальные решения, находится в своей уникальной жизненной ситуации, и все мы различаемся по своим способностям, уровню зрелости и предоставленным нам возможностям, Господь призывает каждого члена Своего народа чтить своё посвящение Богу. Каждый член Тела выполняет свою функцию, находясь на своём месте. Пример Иисуса Христа, Его характера и принципов, открывающих нам общую Божью волю для всего человечества, помогает нам понимать, к чему призывает Бог каждого из нас в той или иной конкретной ситуации.
Все размышления и рассуждения данной главы были направлены на то, чтобы показать, что Бог наделил сотворённое Им человечество – как всех людей в общем, так и каждого человека по отдельности – определённой долей подлинной свободы. Его замысел не является настолько подробным и всеобъемлющим, что каждое событие оказывается непосредственным результатом прямого Божьего указания. Откровенно говоря, я всерьёз сомневаюсь, чтобы хоть один из нас сознательно и последовательно жил так, как будто каждое обстоятельство и событие без исключения является результатом прямого вмешательства либо со стороны Бога, либо со стороны бесовских сил, – хотя нередко христиане заявляют, что дело обстоит именно так. Ежедневно каждый из нас принимает тысячи сознательных и неосознанных решений. И хотя, отрицая возможность случайного совпадения или влияние естественных обстоятельств на ход событий, мы выглядим гораздо более «духовными», в глубине души каждый из нас всё-таки знает, что и совпадения, и случайные стечения обстоятельств всё же бывают.
Наш Бог и в самом деле просто удивительный! Все мы должны каждый день славить Его за то, что Он сотворил нас по Своему образу и подобию, дал нам возможность реально влиять на ход событий, наделил нас способностью по-настоящему мыслить и принимать подлинные решения, которые и правда воздействуют на исход событий в вечности. Вы – если угодно, даже ты, потому что сейчас я обращаюсь к каждому читателю в отдельности! – имеете большое значение в Божьих замыслах. Вы важны как свободно действующая личность, а не как винтик в сложном механизме. Бог поручил вам нечто значительное, и великая и вечная Божья воля принимает в расчёт и вас!
Но мне нужна помощь!
Третья часть нашего большого вопроса – вопроса о сущности Божьего замысла и о том, насколько подробным и всеобъемлющим он является, – заключается в следующем: каким образом Бог открывает нам Свою волю? Можно ли точно узнать, есть ли у Бога конкретный план для каждого из нас лично? Как нам быть уверенными в том, что мы действительно слышим Его голос и следуем за Ним?
Для того чтобы принимать участие в исполнении общего, универсального Божьего замысла, нам необходимо проявлять личную инициативу. Но можно ли в этом случае сказать, что Он оставляет все конкретные решения, все методы и способы исполнения Своих планов исключительно на наше усмотрение? Наверняка среди невероятного множества решений и ситуаций, с которыми приходится сталкиваться каждому отдельному человеку, хотя бы иногда бывают и такие, где Бог предполагает для кого-либо из нас нечто совершенно конкретное, особенное: определённое дело, которое необходимо совершить, или определённую роль, которую нужно выполнить. Да, конечно, иногда так оно и есть, но это ещё не значит, что у Него имеется чёткий и детально разработанный план, предписывающий каждый отдельный шаг в нашей жизни. Если Богу иногда угодно вмешиваться в ход событий по собственному усмотрению, это ещё не значит, что мы перестаём оказывать реальное влияние на события вокруг. Естественная природа – это «открытая система». Наша жизнь – тоже.
Но тогда как же мне узнать, задумал ли Бог что-то особенное, что-то конкретное для моей жизни? Или, с другой стороны, как мне догадаться, в каких ситуациях Он ждёт от меня проявления инициативы? Не противоречат ли мои личные планы и цели тому, что Он собирается совершить в моей жизни? Как мне избежать ошибки и не принять мои собственные решения и стремления за Божью волю?
Иногда нам приходится принимать такие серьёзные решения, и при этом мы ощущаем себя настолько несостоятельными, что нам хочется получить как можно больше этой благословенной уверенности от Бога, что всё идёт как надо. Когда много лет назад мы с женой стали миссионерами, вера в то, что именно Бог привёл нас к этому решению, была для нас чрезвычайно важна – особенно в те времена, когда приходилось трудно и у нас просто опускались руки. Иногда мы могли продолжать работу только благодаря тому, что сознательно напоминали себе: «Мы находимся в самом центре Его воли». И тем не менее, мы не получали от Бога никакой телеграммы со словами: «Стюарту Куку и его семье: срочно отправляйтесь в Южную Африку», и во всём Писании такого стиха тоже не найдёшь. Субъективно мы чувствовали побуждение ехать – но иногда так же сильно ощущали явное стремление оставаться дома! Мы молились, советовались со старейшинами церкви, но окончательное решение так и осталось за мной. Такова была Божья воля!
Сейчас, спустя много лет, мы ничуть не потеряли своей уверенности в том, что это был не только наш личный выбор, но и Божья воля для нашей жизни. Однако объективно оглядываясь назад на это решение, я вижу, по крайней мере, возможность того, что Бог желал, чтобы мы оставили то служение, в котором трудились до того, и после этого свободно и самостоятельно приняли решение – конечно, с Его благословения – о том, какое именно служение ожидает нас впереди. Семья Куков была в согласии со своим Небесным Отцом, и просто потому, что переход из одного служения в другое был для нас Его волей, это ещё не означало, что у Бога имелся железный, неизменный план, разработанный исключительно для нас. Он был не против того, чтобы мы поехали в Южную Африку. Он благословил наше решение, потому что мы принимали его с молитвой и размышляли о нём в свете общего Божьего замысла для всего мира, пытаясь применить этот замысел к нашей жизни.
У меня нет простого, однозначного ответа на вопрос, почему мы переехали в Африку. То, что происходило в моём сердце и разуме, ещё не доказывало, что Бог предписал нам лично именно это решение и эту жизненную дорогу. Возможно, тогдашние обстоятельства – те «подтверждения», которые можно было узреть в том, как разворачивались события, – были чистой случайностью. Бог никогда не обещал отвечать на наши молитвы посредством намёков, еле уловимых примет и знамений. Более того, нам никогда не удастся избежать этой возложенной на нас обязанности: принимать значимые решения, тем самым реально влияя на ход событий вокруг нас.
Как Бог говорит с нами?
Христиане должны помнить, что Бог не обязан конкретно и лично давать инструкции каждому отдельному человеку, если это не входит в Его планы. Он хочет, чтобы мы принимали решения и по собственной инициативе тоже! Чтобы вырасти и достигнуть зрелости полного возраста Христова, чтобы уподобиться Ему характером, нам важно учиться пользоваться своим разумом, упражнять свою волю и действовать дисциплинированно и терпеливо. Бог желает, чтобы мы настолько укрепились и возросли в Вере, чтобы между Его целями и нашими замыслами не было ни малейшего разногласия.
Иногда обстоятельства вынуждают нас быстро принимать серьёзные и важные решения. Времени хватает лишь на секундную молитву о мудрости. Решение не принимать никакого решения – это тоже выбор. В других случаях у нас есть возможность провести довольно долгое время в молитве, в изучении Библии – может быть, даже в чтении специальной литературы по тому или иному вопросу. У нас есть возможность поразмышлять, посоветоваться с другими верующими, подумать обо всех «за» и «против». А почему бы и нет? Бог желает, чтобы мы всегда чётко осознавали, что мы реально влияем на окружающую действительность и несём на себе часть ответственности за то, как именно разворачиваются события вокруг нас. Более того, мы несём эту ответственность даже тогда, когда сами этого не подозреваем.
Во-вторых, нам совсем необязательно знать, Бог ли вложил ту или иную идею в наше сознание и является ли данное стечение обстоятельств прямым делом Его рук. Нам совсем необязательно знать, есть у Него подробный и конкретный план для нашей жизни или нет. Почему нам необязательно это знать? Во-первых, потому что Бог – это Бог, и Он вполне способен совершить Свою волю в нашей жизни (и в нас тоже), не сообщая нам об этом. Мы должны держать перед Ним отчёт, но Он не обязан отчитываться перед нами. Кроме того, Бог никогда не давал нам понять, что нам непременно нужно всё это знать, и не обещал в подробностях сообщать нам обо всех Своих действиях. Нам даже не нужно пытаться доказывать самим себе, что у Него есть полный, чёткий и подробный план для каждого из нас лично – кстати, с помощью Писания доказать это будет очень трудно (если вообще возможно).
Подлинное послушание не требует от Бога ответа на вопрос: «Почему? » Пытаться предугадать Бога – не слишком мудрое и благочестивое занятие. Нет никакой гарантии, что мы когда-либо узнаем, было то или иное событие непосредственным Божьим вмешательством в ход нашей жизни или естественным результатом стечения обстоятельств. Да это и неважно. Наша задача – продолжать идти вперёд, исполнять Божье поручение, совершать Его общую волю в том виде, как она преломляется в нашей конкретной ситуации. На Бога можно положиться. Он непременно совершит всё, что зависит от Него, и это даёт нам свободу исполнять то, что возложено на нас. Ему не надо, чтобы мы постоянно проверяли Его работу! Вера доверяется Богу; высокомерие и сомнение говорят: «Покажи мне! Докажи, что это так! »
В-третьих, Бог до сих пор говорит посредством Своего Слова, и нам ни в коем случае нельзя упускать это из виду по мере того, как мы ищем Его руководства и направления в своей личной повседневной жизни. На карту поставлен вопрос о том, достаточно ли нам Писания. Если мы не злоупотребляем Библией и не походим к ней с иррациональной, мистической точки зрения, она остаётся совершенно адекватным источником информации обо всех мотивах и целях, которых нам следует придерживаться, о нравственных стандартах и о том, какими ценностями мы должны руководствоваться по отношению к тем или иным вещам. Не забывайте, нам нужно не только совершать верные поступки, но и совершать их правильно. Кроме того, в Библии содержится множество ясных принципов и прямых заповедей, которые нам следует применять ко всем конкретным ситуациям.
У Бога есть ещё один весьма ценный способ направлять нас с помощью Библии. Более того, этот способ, несомненно, является самым главным и значительным из всех. В конечном итоге, предназначение Писания заключается в том, чтобы показывать нам характер, сущность и дела Бога – так, как они открыты в Иисусе Христе. Чем больше мы «напитаем» себя Иисусом Христом, тем больше будем спонтанно воспроизводить в своей жизни Его образ мышления и действия. Его отношение к жизни и людям, Его привычки, Его подход к делу и общий стиль поведения непременно наводнят наше сознание и завладеют им. Так уж сотворил нас Бог: из нас выходит именно то, что мы когда-то в себя вложили. Если человек и в самом деле духовный, если он сознательно и намеренно устремляется помышлениями к Иисусу Христу, то его воля и мышление постепенно будут всё больше соответствовать разуму и воле Бога. Подлинное духовное водительство заключается в том, что мы постоянно учимся быть Иисусом Христом в своей повседневной жизни, учимся думать и действовать, будучи живым продолжением жизни и служения Иисуса Христа в этом мире.
В детстве нам было нужно, чтобы взрослые постоянно учили нас, следили за нами и давали нам подробные указания даже по самому мелкому поводу. Сейчас, когда мы выросли и у нас оформились характеры, которые родители пытались заложить в нас в детстве, мы обнаруживаем, что уже по самой своей природе реагируем на те или иные ситуации совершенно определённым образом. Если кто-то спрашивает: «Почему ты поступил так, а не иначе? », нам не нужно отвечать: «Потому что так велел мне папа! » Скорее всего, нам придётся остановиться и подумать о причинах своего поступка, поскольку он был продиктован нашим характером и не был лишь послушным исполнением чьего-то прямого приказа.
Только слабая и незрелая вера отказывается принимать трудные и неприятные решения и не знает, что соответствует характеру Христа, а что нет. Я очень жду того дня, когда мы сами, без всякого понуждения, тоже заплачем над Иерусалимом, как заплакал бы Иисус, и возьмём в руки кнут, чтобы очистить храм в той ситуации, когда Он поступил бы точно так же!
В-четвёртых, Бог направляет нас Своим Святым Духом, живущим и действующим в каждом христианине. Как нам узнать, живёт в нас Святой Дух или нет? Мы знаем это не потому, что ощущаем внутри себя некие субъективные, не поддающиеся разумному описанию переживания, не потому, что видим вокруг себя чудеса и знамения, а потому, что Бог всегда держит Своё слово. Каким образом Святой Дух направляет нас? Конечно же, Его водительство будет носить сверхъестественный, а не мистический характер. Понятно, что один из Его способов вести нас – это вести нас с помощью Божьего Слова, обоюдоострого меча Святого Духа. Никто не обещал нам непосредственных, личных откровений – этаких «телеграмм» от Бога, встроенных в общий текст. Обратите внимание на молитву апостола Павла, которую можно прочесть почти во всех его посланиях. Он молится, прося Господа о том, чтобы Его народ ясно и чётко знал сущность, характер и дела Иисуса Христа. Именно в этом и заключается служение Святого Духа: открывать нам Христа.
Немного позднее мы ещё поговорим о Святом Духе. Это очень важный вопрос, потому что работу Святого Духа часто рассматривают с мистической, а не со сверхъестественной точки зрения. Ни в Самом Святом Духе, ни в том, как Он нас направляет, нет ничего неразумного, иррационального. Божий Дух не специализируется на интуитивных побуждениях, невольных импульсах или подсознательных, инстинктивных реакциях. Благодаря действию Святого Духа в нашей жизни мы способны познавать Христа и становиться всё больше на Него похожими. Так что нам не нужно бояться той ответственности, которой наделил нас Бог: ответственности за то, чтобы принимать свои собственные решения.
Ещё одно наблюдение: складывается такое впечатление, что любое хоть сколько-нибудь значительное проявление Божьего водительства в нашей жизни по большей части оказывается так называемым водительством «второго плана». По всей видимости, чаще всего Бог вмешивается не с тем, чтобы повлиять на само решение, а с тем, чтобы изменить что-то в том человеке, который это решение принимает!
Мистическая альтернатива
Влияние мистического мышления можно чётко проследить в различных методах, которые весьма широко применяются сейчас для распознавания Божьего водительства.
Существует, например, метод «открытой двери»: помолиться, а потом пойти по пути наименьшего сопротивления. Проблема в том, что меньше всего сопротивления мы испытываем, когда скатываемся вниз. Самая доступная из предоставляющихся возможностей не становится автоматически верной только потому, что мы предварительно помолились. Не думайте, что Бог будет отвечать на молитву, идущую вразрез с Его волей, а Его воля заключается, между прочим, и в том, чтобы мы тщательно продумывали свои решения. Некоторые открытые двери приведут нас к катастрофе. А некоторые закрытые двери придётся открывать силой.
Ещё существует метод «овечьей шкуры». Попросить Бога о знамении. Что говорил Иисус о таких людях? Он говорил, что это «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения». Метод «овечьей шкуры» берёт своё начало из истории о ветхозаветном герое Гедеоне. Для него Бог действительно приготовил особое, очень конкретное задание. Но нельзя последовательно опираться на уникальные прецеденты из жизни библейских героев и возводить их в ранг универсальных принципов того, как Бог действует среди Своего народа. Захария, отец Иоанна Крестителя тоже попросил себе знамения, чтобы убрать всяческие сомнения, – и в ответ был лишён дара речи.
Есть и другие мистические злоупотребления Библией, тесно связанные с методом «овечьей шкуры» и описанные в главе 12. Есть метод «первый-отрывок-Писания-который-придёт-тебе-в-голову». Есть метод «открой-Библию-и-ткни-пальцем-в-первое-попавшееся-место». Есть способ «вытащи-карточку-из-коробочки-с-библейскими-обетованиями». А ещё есть метод «как-утреннее-чтение-Библии-соответствует-тому-что-сегодня-будет-или-уже-произошло». Бог не давал обещания чтить такие неразумные, иррациональные способы узнать Его волю!
Ещё один признак влияния мистицизма заключается в широко распространившейся тенденции слушать внутреннее движение Святого Духа, прислушиваться к субъективным побуждениям и инстинктам, которые склоняют нас к тому или иному образу действия. У каждого из нас есть интуитивные догадки, заставляющие нас обращать более пристальное внимание на какие-то детали, которые иначе остались бы незамеченными. Но эти догадки не являются надёжными указателями Божьей воли. Трудно поверить в то, что мудрый человек станет принимать твёрдые решения, основываясь только на субъективных ощущения, будучи непреклонно уверенным, что эти ощущения являются чётким указанием Божьей воли, а потом несмотря ни какие препятствия будет упорно, до конца следовать избранному пути. Повиноваться собственным внутренним движениям – это не признак следования ясной и чёткой Божьей воле, а характерная черта нестабильного, беспорядочного поведения.
В любом случае, Бог не сообщает людям Свои планы и замыслы с помощью исключительно субъективных побуждений, будь они и в самом деле от Бога или нет. Человек, верующий в существование отдельной сверхъестественной вселенной, прекрасно осознаёт собственную греховность и понимает, что не стоит полагаться на сложные, непоследовательные и не поддающиеся никакой проверке движения души.
Что же касается движения Святого Духа в человеке... Вспомните, как часто мы слышим друг от друга такие слова: «Сегодня Господь действительно проговорил к моему сердцу». Пожалуй, ключевым здесь будет слово «сердце». Я не помню, чтобы хоть раз кто-то сообщил мне, что Господь проговорил к его разуму. Говоря подобные вещи, человек обычно не утверждает, что на самом деле получил от Бога объективное, словесное откровение или пророчество типа «Так говорит Господь». Чаще всего это просто общепринятое клише, просто иной – хотя и ошибочный – способ сказать, что какая-то мысль или истина произвела на нас сильное впечатление, что мы поняли важность того или иного духовного понятия или почувствовали в себе желание совершить какой-то поступок. Сам ли Господь чудесным образом вмешался в мысли этого человека? Может, и Он – а может, и нет. Если наши мысли, дела и разговоры постоянно вращаются вокруг Иисуса Христа, то и подсознание тоже должно быть до краёв наполнено мыслями и желаниями, в центре которых стоит Христос! У неверующих тоже бывают проблески интуиции, внутренние побуждения, сильные желания, которые точно так же исходят из того, что заполняет их сознание.
А что тогда делать с пророческими высказываниями? Как узнать, является ли предполагаемое пророчество на самом деле сверхъестественным указанием, данным свыше, или это всего-навсего незначительное психоэмоциональное явление? Божий пророк – это человек, говорящий от имени Бога. Пророческое высказывание – это непосредственное слово от Бога, принятое пророком и переданное людям. Это слово во всех отношениях является богодухновенным откровением и так же обязательно для исполнения, как само Писание. Писание нельзя уличить в неверности. Точно так же и пророчество не может оказаться ложным – если оно и вправду было дано Богом. В мире бывало множество лжепророков. Писание говорит и о таких пророках, которые действительно несли людям слово, – только вдохновлено это слово было злыми духами. Ложно заявлять о том, что вам было дано слово от Бога, или принимать такое ложное слово от других – ужасное преступление. Это очень серьёзная штука – сказать: «У меня есть слово от Господа! ».
Встречаются ли пророческие высказывания в современной церкви? Некоторые верующие начисто отметают всякую возможность подлинного пророчества в сегодняшних церквях. Другие впадают в противоположную крайность. Они не только утверждают, то пророчество может встречаться и встречается в наши дни, но и готовы принимать каждое высказывание любого самопального пророка в качестве прямого откровения свыше. Вместо того, чтобы устанавливать жёсткие догматические нормы или бурно протестовать против злоупотреблений и крайностей, давайте посмотрим на библейские принципы относительно этого момента. Любой «сверхъестественник» постарается проанализировать подобные вопросы в свете соответствующих библейских понятий.
Во-первых, является ли пророческое слово чётким и недвусмысленным? Когда говорит Бог, нет никаких сомнений ни в том, что это говорил именно Он, ни в том, правильно ли понято Его слово. Когда говорит Бог, Он говорит громко и ясно.
Во-вторых, находится ли произнесённое слово в полном согласии с Библией? Святой Дух никогда не противоречит Самому Себе.
В-третьих, говорится ли в этом слове что-то такое, что уже сказано в Библии? Если да, то Богу незачем зря повторяться, и тогда либо устное «пророчество», либо библейское высказывание оказывается лишним, что само по себе противоречит Божьему характеру. Встречались крайние случаи, когда верующие утверждали, что им не нужно изучать Библию, потому что Бог учит их напрямую – субъективно, а не объективно.
В-четвёртых, является ли это слово истинным – то есть, соответствует ли оно фактам объективной реальности? Бог никогда не произносит ложного свидетельства.
В-пятых, является ли это слово значимым, важным? Бог никогда не говорит банальных, тривиальных вещей.
В-шестых, не предсказывал ли этот самый пророк в прошлом какие-то события, которых впоследствии не произошло? Бог предлагает нам это в качестве ясной проверки истинности его слов.
В-седьмых, можно ли доказать, что это слово пришло от Бога, – или доказать противное? Если доказано, что слово не может исходить из Божьих уст, то мы не имеем права его принимать, потому что Библия призывает нас «всё испытывать».
В-восьмых, приносит ли это слово славу Иисусу Христу? Это проверка в последней инстанции, которой нужно испытывать всякое духовное событие или сообщение.
Последняя «мистическая альтернатива» по распознанию Божьей воли, которую мы с вами рассмотрим, – это лёгкое, фаталистическое отношение к жизни: с покорной отрешённостью принимай всё, что происходит, и «да исполнится Божья воля». Но это же не так! Не всё, что происходит в мире, угодно Богу, потому что:
§ Не только Бог активно и реально влияет на ход происходящих событий!
§ Бог не отменял законов природы!
Популярное:
- V. Отцовство у человека — социальное изобретение
- V. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
- VI. ЧЕЛОВЕК – СОКРОВИЩНИЦА ДУХОВНОЙ СИЛЫ
- А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?
- А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
- Августин Блаженный о сущности мира и человека
- Актуальные проблемы обращений в Европейский Суд по правам человека
- Алкоголь, табак и иные средства воздействия на генетику и психику человека, как глобальное средство управления
- Анализ сценария (скрипт-анализ) — индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
- Англичане вступали в бой после 14 дней беспрерывных маршей. Они имели 9 тыс. человек, из них 1 тыс. рыцарей. Преимущество англичан заключалось в большом численном превосходстве лучников.
- Антипьев. А. К вопросу о формировании цивилизованного рынка труда в «архаичном» обществе // Человек и труд – 2010. – № 5. – С.27-48.
- АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ТОЧКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА