Христианин и окружающая среда
С самого грехопадения человек постоянно вынужден бороться с окружающей его природой за собственное выживание. Библейское мировоззрение – даже в том искажённом его виде, который присвоили себе приверженцы натурализма, – уберегло человечество от невыразимых страданий. В тех странах мира, где понятие естественного причинно-следственного закона укоренено глубже всего, у людей имеются необходимые знания и технологии, чтобы защититься от природных неожиданностей, от голода, от множества болезней и других явлений, опасных для здоровья.
Говорят, что христианство – это единственная «натуралистическая религия». Здесь слово «натуралистический» употребляется не в том смысле, в котором мы использовали его до сих пор, потому что имеется в виду вовсе не вера в закрытую естественную систему, не поддающуюся вмешательствам со стороны Бога или сверхъестественного мира. Здесь имеется в виду система убеждений, рассматривающая естественную природу как по-настоящему естественное образование. Таким образом, христианин-«сверхъестественник» может быть очень трезвым и практичным человеком, стремящимся удовлетворить, восполнить потребности реального мира.
По идее, христианин должен любить и ценить свою естественную окружающую среду больше всех остальных. Ведь природа отражает славу своего Творца. Природа – не госпожа нам, но и не врагиня. Мы можем ценить её такой, какая она есть: система сотворённых Богом объектов и явлений. Я не знаю, зачем Богу понадобилось творить комаров или, скажем, вшей, но, предположительно, изначально они обладали какой-то полезной функцией и со временем выродились в своё нынешнее состояние. Бог сотворил всё прекрасным в своё время – даже если кое для кого это время уже успело и наступить, и пройти. В любом случае, даже у крошечных насекомых, жужжащих, ползающих, карабкающихся и прыгающих вокруг нас, есть своя неповторимая красота.
С точки зрения «сверхъестественника», человеку выдано недвусмысленное поручение заботиться об окружающей среде. Бог спросит с него за то, что он сделал с естественным миром. Он отвечает за природу, как хранитель или сторож отвечает за какую-нибудь нерассуждающую, безликую, но удивительно прекрасную вещь. Природа беспомощна. Она не может сделать ничего кроме того, чтобы быть такой, какой сотворил её Господь. Будучи представителями Бога на земле, обладая способностью реально влиять на своё окружение, мы можем сделать очень многое. Сейчас состояние окружающей среды оставляет желать лучшего и, по большому счёту, из-за того, что в прошлом люди вели себя крайне безответственно. Как христиане, исповедующие веру в сверхъестественное, мы должны мудро пользоваться естественными богатствами, защищать природу и по мере сил восстанавливать загубленное. Но ни поклоняться природе, ни злоупотреблять ею нам нельзя.
Безбожная эксплуатация и небрежное использование природных ресурсов привели нас к весьма плачевным результатам, известным всему миру: повсеместное загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, кислотные дожди, «озоновая дыра», исчезновение некоторых видов животных и истощение земных богатств. Поскольку долгое время человек эгоистично думал прежде всего о себе и не выполнял Божьего поручения по отношению к природе, он вёл себя не как рачительный хозяин, а как жадный захватчик и грабитель! Он не одомашнивал природу, а разрушал и губил её.
Однако культура тех стран, где мистицизм всегда был укоренён глубже всего, оказалась в результате не менее губительной и опасной, ведь там люди поклонялись и служили твари вместо того, чтобы чтить её Творца. Эти же страны и пострадали от природы больше всего. Я имею в виду те страны мира, где изначально не было христианского наследия. Им пришлось хуже всех, а всё из-за повсеместного распространения в них мистического мировоззрения. Несмотря на свою философию гармоничного единения с природой, мистицизм не может предъявить необходимые свидетельства, чтобы подкрепить свои теоретические выкладки. Он не соответствует реальным фактам, и поэтому жить в полном согласии с ним просто невозможно! Анимизм, являющийся одной их главных разновидностей мистицизма, позволяет природе губить, калечить или ограничивать тех, кто очутился в её тисках. Позиция «христиан-мистиков», игнорирующих или даже отрицающих действие причинно-следственного закона в своей жизни, оказывается не намного сильнее. Невозможно махнуть на природу рукой и остаться при этом совершенно безнаказанным. Утверждение о том, что мы должны быть полностью свободны от болезни и бедности, потому что и то, и другое является прямым делом рук сатаны, не только является богословски неверным, но и никак не соответствует реальной действительности.
Современная западная мистическая философии включает в себя мысль о том, что к Земле следует относиться «холистически» (то есть, рассматривая её в качестве единого целого, а не системы отдельных компонентов) и «экологически» (имея в виду приблизительно то, что все её компоненты взаимозависимы). Сейчас широко распространилось мнение о том, что сама Земля является живым организмом, а каждый живущий на ней человек – крошечной частью этого большого целого. Человек – это лишь одна из частей системы, а не тот, кто призван этой системой управлять. Если проследить логику такой философии до её логического конца, мы увидим, что быть неделимой частью природы лучше всего получалось, пожалуй, у самых первобытных людей, кормившихся охотой и собиранием орехов, грибов, ягод и съедобных кореньев. Так, может, нам тоже переключиться на такой первобытный образ жизни? В современном мире, где население растёт, а незаселённое пространство всё уменьшается, такой способ выживания вряд ли окажется самым удачным. Честно говоря, он никогда не был особенно эффективным.
Общество, слишком тесно смешивающееся с природой, приводит к тому, что люди начинают вести полуживотное существование, едва поддерживая минимальный жизненный уровень, необходимый для элементарного выживания, и, по сути, оказываются отданными на милость – или, вернее, на немилость – засухи, болезней и других природных несчастий. Таким образом, если человек усваивает слишком «экологический» образ жизни, получается, что природа начинает господствовать над ним, а не он над ней. Вряд ли кому-то из нас захочется спуститься до уровня жизни первобытных анимистов.
Христианин и общество
Христианин-«сверхъестественник» не только рассматривает природу как поистине естественную систему, но и относится к человеку как к истинному человеку. Библейское мировоззрение непременно приводит к формированию общественного сознания. Общество ценно, потому что, как бы низко оно ни пало, оно состоит из людей, наделённых разумом и самосознанием, имеющих подлинную значимость, являющихся объектами Божьей любви и сострадания. Те, кто вобрал в себя даже самую малую долю сущности, характера и дел Бога, не могут не заботиться о других людях.
Однако евангельских христиан постоянно обвиняют в том, что они почти не заботятся о социальных проблемах и принимают мало участия в их разрешении. Так ли это? Иногда, в некоторых отношениях, эта критика действительно бывает обоснованной. И не является ли нынешнее безразличие христиан к социальным вопросам результатом влияния мистицизма на всю церковь в целом? С исторической точки зрения, именно христиане всегда первыми строили больницы, открывали детские приюты и дома престарелых, основывали самые лучшие университеты и посылали врачей-миссионеров в бедные страны. Долгие годы христиане были главными инициаторами общественно-полезных акций. Что же происходит сегодня? Если в каких-то сферах жизни общества христиане не принимают никакого участия, то может статься, что как раз в тех местах под видом христианства провозглашаются принципы гуманизма, и потому-то ни один из истинных детей Божьих не желает становиться частью происходящего. А может быть, мистицизм в церкви распространился уже настолько широко, что христиане просто уходят, отвлекаются от реального мира и заняты чем-то другим.
Христианин-«сверхъестественник», твёрдо помнящий о Божьей заповеди заботиться о естественном мире и активно на него влиять, не только не станет камнем висеть у общества на шее, но и будет весьма полезным его членом. Он будет ответственнее и честнее подходить к своей работе, его почти невозможно будет застать в качестве участника бракоразводного процесса, он будет лучше соблюдать законы, станет более щедрым и менее эгоистичным человеком, более любящим и менее подавляющим других.
Мир просто не может позволить себе лишиться христианского сострадания и стремления верующих принести пользу своему обществу. У нас очень больное общество! Люди страдают. После долгих лет работы и разговоров с множеством людей самых разных национальностей, профессий и убеждений я лично, знакомясь с любым новым человеком, всегда изначально предполагаю, что он тоже пытается справиться с какой-то тяжёлой ношей того или иного характера, и на собственном опыте убеждаюсь, что чаще всего именно так и есть. И это не цинизм, а реализм. В самых процветающих странах мира, которые сейчас отворачиваются от своего христианского наследия, по мере роста численности населения появляется всё больше проблем, связанных с жизнью самих людей: лишения, нищета, неграмотность, голод, болезни, гнев, страх, ненависть, чувство вины и стыда, неуверенность в себе, беспокойство, отчуждённость, одиночество, извращения, неврозы и насилие. Причём, в этих странах дела обстоят ещё не самым худшим образом, в других местах всё гораздо печальнее! Найдётся ли в мире хотя бы одна страна, которая отчаянно не нуждалась бы в тех людях, кому не всё равно и кто готов делать что-то полезное и нужное? Человечество просто не справляется со своими проблемами!
Христианин (если он свободен от мистического влияния) непременно будет проявлять искреннюю заботу о физических и материальных нуждах людей. Если человек устремил свой взор на Небеса, это ещё не значит, что ему совершенно наплевать на то, что творится на земле! Не всегда люди сами повинны во всех своих бедах. Но даже если вина за их несчастье полностью лежит на них самих, обычно они мало чем могут себе помочь, если рядом не найдётся такой человек, который готов оказать им практическую помощь и поддержку.
Мистическое мышление не ориентировано на решение практических социальных проблем. Не верите? Тогда побеседуйте с человеком, подхватившим заразную болезнь, которому сказали, что у него просто нет достаточного количества веры, чтобы принять исцеление. Спросите об этом у тех полутора тысяч нищих и бедняков, которые умрут на улицах Калькутты в течение ближайшего года. Это просто неправда, что стоит человеку настроиться на волну мистических сил, как его физические и материальные проблемы либо разрешатся сами собой, либо покажутся ему совершенно тривиальными, не стоящими никакого внимания. И естественные, и психологические причинно-следственные законы не прекращают своего действия. Для разрешения проблем непременно надо сделать что-то реалистическое.
Как и у Христа, у христиан в мире тоже есть своя миссия. Можем ли мы сказать, что ведём себя как миссионеры? Какими мир видит нас, христиан? Видит ли он в нас общественную силу, активно влияющую на общество? Или считает нас людьми, полностью погружёнными в себя? Можно ли, посмотрев на нас со стороны, увидеть нашу веру в то, что Бог поручил нам реально и активно влиять на окружающий мир, тем самым меняя ход истории? Или при взгляде на нас всё ещё создаётся впечатление, что мы действуем лишь в сфере незримых сил и внутренних побуждений человеческой души? Кто мы: экстрасенсы-медиумы или воины Иисуса Христа?
Активное участие в решении социальных вопросов, ответственное гражданское поведение, стабильная личная жизнь, совестливое и бескорыстное отношение к деньгам и материальному имуществу, трезвый взгляд на причины и способы разрешения общественных проблем – всё это должно явственно проявляться в жизни каждого христианина. В течение всей человеческой истории общество начинало распадаться в тот момент, когда церковь устремляла свои взоры преимущественно на саму себя и переставала быть Солью земли.
Иисус не был мистиком. Он не занимался углублённым самокопанием, не жил в мире собственных мечтаний и грёз, а служа другим людям, никогда не пренебрегал ни одним из аспектов человеческой натуры. Он ходил по земле и творил добро. Он совершал чудеса ради того, чтобы утолить не праздное человеческое любопытство, а реальные людские нужды. Иисус всегда был предельно практическим человеком. И такими же должны быть Его последователи.
Чем же всё это закончится?
Мы подымаем свои глаза, отрываясь от множества мелочей своей личной жизни, занимающих наше сознание. Мы оглядываемся вокруг, смотрим на людей, на разные народы, философии и общественные институты. Мы видим, как в мире разворачиваются течения и тенденции, стремящиеся его изменить! Идеи и системы убеждений соревнуются между собой, стараясь добиться главенствующего положения. Гуманисты клятвенно обещают избавить мир от «религий, проповедующих сверхъестественную чепуху». Уважаемые христиане предупреждают нас об опасности нового мистицизма. Репутацию церкви порочат разного рода скандалы. Кажется, что почти всё вокруг постоянно и непрерывно меняется. Куда же идёт история?
Помните ту «дыру», ту дверь между Небесами и землёй, о которой мы говорили много глав назад? Однажды эта дверь снова приоткроется, потом станет открываться всё шире – и шире – и ШИРЕ! Только представьте себе: небо свернётся, словно свиток! НЕБО!!! Пространство между нашей естественной вселенной и Божьим небесным Царством треснет и расколется пополам!
Я говорю всё это не в образном, не в переносном, а в самом буквальном смысле! Это история – история нашего будущего. Это непременно произойдёт; в этом можно быть уверенным точно так же, как в том, что Иисус Христос действительно умер, что Его похоронили в гробнице, вытесанной в одном из склонов каменистого холма на северной окраине Иерусалима. Это такая же подлинная история, как и то, что Он воскрес из мёртвых в теле из плоти и крови. Здесь идёт речь об объективной реальности, а не о такой «реальности», которая имеет место где-то внутри отдельного человека. Человеческие глаза узрят Небесное Царство! Люди станут показывать на него пальцами, по всей земле остановятся машины, а здания мигом опустеют, потому что народ валом повалит на улицу. Там будет восторг и ужас, радость и ярость, смех и причитания.
И тогда в этой гигантской трещине, в этом дверном проёме появится Всадник – удивительный, исполненный славы, могущественный Человек, превосходящий всякого земного человека. Не призрак, не видение, а настоящий, живой Человек – наш Господь!
Он будет ехать на белоснежном коне. Не спрашивайте меня, откуда возьмётся этот конь, следует ли нам представлять его себе в буквальном смысле или лучше воображать нечто похожее на коня, но совсем иное, с чем мы сейчас совершенно не знакомы. Мне лично – по крайней мере, с эстетической точки зрения – гораздо приятнее думать о реальном коне нежели, о гигантском космическом корабле или некоем спектральном явлении; кроме того, я не хочу ударяться в супердуховность и списывать всё это на обычный символизм. Может быть, мы не можем сейчас представить себе всех подробностей грядущих событий, но сами эти события непременно произойдут в самом что ни на есть буквальном смысле. И потом, если уж Господь решил появиться на земле верхом, я нисколько не сомневаюсь, что Он вполне способен достать себе подходящего коня!
Это будет не «кроткий, нежный и тихий Иисус», а великий Царь и Воин. Придёт конец и Божьему терпению! Когда греховные земные дела переполнят чашу Его долготерпения, Его Сын, осиянный славой, придёт, чтобы лично вступить во вселенскую битву. И тогда Его противникам придётся несладко!
Он войдёт в эту разверзшуюся дверь не один. В тот же самый момент – правда, не надо забывать, что сверхъестественные «моменты» никак не зависят от наших, земных – Его воинство тоже, наверное, будет вдевать ноги в стремена, и небесные кони будут рыть копытами небесную землю, нетерпеливо ожидая сигнала, по которому можно будет сорваться с места и поскакать из одной Вселенной в другую. Вот это, наверное, будет зрелище! И это кавалерийское наступление положит конец всем войнам и битвам. Его могущественные ангелы, небесные воины, сильные, как огненная буря, ринутся в последний бой!
Кроме того, с Ним будут и другие – духи праведников, достигшие совершенства; почившие во Христе святые всех времён и народов. Это будут христиане – такие же, как мы с вами – много лет с нетерпением ожидавшие того момента, когда можно будет снова присоединиться к нам. А для нас это будет удивительный миг Великого Преображения, когда мы обретём новые тела, состоящие из той же самой «материи», что и Его тело: сверхъестественной и нетленной. Как раз в то мгновение для каждого из нас и начнётся «вечная жизнь» – теперь уже не по вере, а на самом настоящем собственном опыте.
Сейчас, в этот самый момент нашей нынешней жизни, драгоценные люди теряют из вида подлинную реальность, всё дальше соскальзывая в туман мистицизма. Они выбрасывают из своего мировоззрения целую вселенную – Божью вселенную! Но когда они осознают реальность Иисуса Христа, им уже не надо будет искать чего-то другого. Давайте же вместе подумаем и составим план того, что мы можем сделать, чтобы им помочь!
Популярное: