Как толковать Библию: исторически или отталкиваясь от непосредственных жизненных обстоятельств?
Человек, верующий в сверхъестественную вселенную, рассматривает Библию с исторической перспективы. Перед ним – шестьдесят шесть отдельных документов, написанных в разное время в течение почти шестнадцати столетий, писавшихся на трёх разных языках, на трёх разных континентах и принадлежащих перу более сорока авторов. Кто именно писал эти книги? При каких обстоятельствах? Какова была религиозная и политическая ситуация того времени? Как в свете культурных различий должны были понять написанное люди того общества? Можно лучше понять Божью природу и характер если узнать, что именно Он сказал и что сделал в тех конкретных обстоятельствах. Библию невозможно понять по-настоящему, если не примешь во внимание все эти исторические обстоятельства. Приверженцы «сверхъестественного» мировоззрения стараются тщательно изучать исторические обстоятельства для того, чтобы определить, какие понятия и направляющие принципы кроются за каждым частным событием. Библейское откровение невозможно применить к сегодняшнему дню, пока не определишь тот принцип, который требует применения. Что является вечной, неизменной истиной, а что – её конкретным выражением в данной культуре? Как и в предыдущем случае (когда мы обсуждали различия между двумя способами изучать и учиться), мистически настроенный человек не интересуется историческим аспектом Слова. Ему интересно только сиюминутное его применение. История носит объективный характер, а его личные интересы – нет. Он задаётся только одним вопросом: как это конкретное слово применяется ко мне сегодня и сейчас? Для него практически не существует понятий или принципов, действующих в качестве универсальных истин. Более того, в разных обстоятельствах и по отношению к разным людям отдельный стих Писания может приобретать совершенно разные значения, и его можно вполне законно использовать без опоры на изначальный контекст. Получается, что слово от Бога, хотя и передаётся через Библию, всегда очень тесно связано с сиюминутными обстоятельствами жизни. Популярный нынче «символический» стиль церковной проповеди позволяет нам легко и просто перейти от позиции, основанной на вере в сверхъестественное, к мистическому способу толкования Библии. Все прекрасно знают, что в Библии есть множество «прообразов», «символов» и «архетипов». «Прообразы» чем-то сходны с пророчествами, которые выражаются не словами, а событиями. Например, Адам был прообразом Христа, переход Израиля через Чермное море предвосхищал христианское крещение, а ветхозаветная скиния была полна символического смысла. Если в Библии сказано, что какое-то событие, человек или учреждённый обряд является прообразом или символом грядущего, тогда так оно и есть. Однако сейчас стало весьма популярным относиться к каждому записанному в Библии событию так, как будто оно было воплощённой притчей. Библия – это исторический документ, а не просто книга, полная таинственных символических повествований. Приходилось ли вам когда-нибудь удивляться, сколько скрытых символов и значений проповедник умудряется отыскать в самой обыкновенной истории? Вам-то, наверное, казалось, что рассказ о Закхее, залезшем на сикомору, – это всего-навсего история о маленьком человечке, залезшем на дерево, чтобы лучше видеть. Вряд ли вы когда-либо предполагали, что речь здесь идёт о его духовной убогости, о его попытке возвыситься, стать важным и известным – и о том, что для того, чтобы придти к Иисусу, ему прежде всего пришлось спуститься вниз (то есть, смириться). Видимо, по-настоящему понять, что говорится в Библии, может только человек, обладающий особой, скрытой от всех других информацией! Однако подобный стиль «символической» проповеди лишён всякого библейского основания (поскольку в самом Писании не сказано, что все эти символические параллели действительно отражают подлинное значение описанных событий). Более того, в результате Божий народ начинает смотреть на Библию совсем не так, как задумал это Бог. Ведь Божья Книга создана не для того, чтобы что-то от нас скрывать, но для того, чтобы открывать нам правду о Боге.
Общее откровение или личное слово?
Рассматривая Библию с исторической перспективы, сторонник веры в сверхъестественное признаёт, что она содержит сведения, записанные для конкретных людей, живших в конкретное время и имевших конкретные нужды. Всё Пятикнижие Моисея изначально было предназначено для того, чтобы быть законодательной системой для двенадцати колен народа Израилева после того, как они вошли в землю, данную им Богом. Каждый ветхозаветный пророк обращался к людям с такими словами, которые будут понятны лишь в том случае, если мы примем во внимание события того времени. Павел писал верующим в Коринф для того, чтобы исправить возникшие там разногласия и разделения, опровергнуть лжеучения, поговорить о подобающих причёсках и покрывалах для женщин, попросить верующих собрать деньги для иерусалимских христиан и передать множество личных приветов своим знакомым. В другом послании он просил своего соратника придти к нему побыстрее, пока не наступила зима, принести с собой забытую фелонь и нужные книги, а также предостерегал его об одном особо опасном противнике. Так как же всё это применяется лично к нам? Может, эти исторические и личные подробности только умаляют божественный авторитет Библии как Божьего Слова? Напротив, благодаря этим подробностям нам становится ещё легче понять Божью волю. Поскольку «сверхъестественник» автоматически подходит к Библии и ко всему остальному с позиции концептуального мышления, эта проблема совсем не является неразрешимой. Библейские понятия универсальны, вечны и применимы к любому человеку. Частности обретают смысл, когда поймёшь стоящие за ними общие принципы. Противоположное утверждение также будет верным. Эти исторические подробности и частные случаи применения вечных принципов действительно относятся к конкретной исторической и культурной ситуации, но при этом являются ценными и нужными примерами того, как следует применять к жизни принципы, изложенные в Библии. Они служат нам наглядными иллюстрациями, чтобы мы могли лучше и правильнее понять разум и волю Бога. Человек со «сверхъестественным» мировоззрением вовсе не пытается призвать каждого верующего исполнить заповедь, данную Моисею, и взобраться на гору Нево, чтобы там умереть, – или выполнить повеление Иисуса апостолам: пойти в Иерусалим и ждать там до тех пор, пока не сойдёт сила свыше. Эти повеления сами по себе не являются универсальными, общими принципами. Всякий раз, когда та или иная заповедь, данная в конкретном случае, предназначается для всех людей во все времена, библейский контекст очень ясно и недвусмысленно на это указывает. Бог говорит с нами в своём богодухновенном запечатленном Слове. Этот удивительный факт должен оказывать сильное влияние на каждого, кто имеет уши, чтобы слышать, затрагивая в нём что-то глубокое, личное, воздействуя как на интеллект, так и на внутренние чувства. Тем не менее, библейские принципы являются универсальными, и применить их можно к любой мыслимой ситуации. Вечные понятия, которые нам нужно усвоить, это природа, характер и дела Бога, открытые в Иисусе Христе – и всё это для того, чтобы наполнить Им своё сознание и становиться всё больше и больше похожими на Него. Только посредством концептуального мышления мы сможем понять неизменный Божий характер и Его волю для всех людей. Вместо того, чтобы жить согласно жёсткой схеме законов или чётких наставлений, предусматривающих каждый конкретный случай, последователь Господа должен быть достаточно честным и ответственным для того, чтобы применять универсальный Божий стандарт – то есть, сам Его характер – к своей частной ситуации. По самой природе мистического мышления, чётко определённые универсальные принципы и понятия представляются ему невозможными, незначительными и совершенно не способными ответить на личные человеческие нужды. Субъективист ищет не общего для всех слова, а личного обращения Бога непосредственно к себе. То, что Бог скажет ему самому, совсем не обязательно будет похожим на то, что Он скажет мне или вам. У Бога есть не только общий план для всего человечества, но и личный замысел для каждого человека. Различие между упором на общее и личное откровение становится особенно заметным в том, как по-разному церкви и христианские группы подходят к проповедям и к изучению Библии. По мере того, как церковь всё дальше съезжает к мистицизму, она одновременно удаляется от глубокого изучения Библии стих за стихом, книга за книгой. Проповедь, в которой последовательно разъясняется содержание и подлинный смысл того или иного отрывка Библии, вот-вот окончательно станет достоянием прошлого. Вместо этого в церквах преподаются уроки на актуальные темы, то тут то там подкреплённые отдельными стихами Библии, доказывающими мысль проповедника, – или людей приглашают поделиться личными озарениями, откровениями или переживаниями. Мы уже не задаём себе вопрос: «Что говорит Библия». Мы спрашиваем: «Что Библия говорит мне лично? » Возможно, отношение «сверхъестественников» к изучению Библии многим покажется довольно пугающим. Может ли человек, обладающий средним интеллектом, даже надеяться хоть что-нибудь в ней понять? Что ж, Библия вполне доступна обыкновенному человеку, а вот человеку ленивому – нет! Во-первых, Библию можно понять, потому что Бог может помочь нам её понять. Здесь имеется в виду не мистическое, неразумное озарение, а сверхъестественное вмешательство в работу нашего мозга, разума и памяти. Открывая слепым глаза, Бог делает это для того, чтобы они увидели всё так, как есть. Можно довериться Господу в том, что Он прекрасно знает, когда и как именно следует вмешаться и стоит ли вмешиваться вообще. Во-вторых, Бог явно хотел, чтобы мы прилагали значительные усилия к познанию Его Слова. Серьёзное изучение Библии совершенно необходимо для того, чтобы как следует понять объективное Божье послание. Хорошо и правильно думать – тяжкий труд, короткой и быстрой дорожки здесь просто нет. Иметь рядом мудрых и знающих учителей Писания – великое дело, и их помощь сбережёт нам огромное количество времени. Однако нам всё равно нужно постоянно сверять каждую мысль и идею со Словом. Доверьтесь Богу. Он способен не только дать нам Своё Слово в Библии, но и дать его так, чтобы мы могли его понять.
Популярное: - Bilignostum seu Adipiodon. Бис-(2,4,6-трийод -3-карбокси)анилид адипиновой к-ты
- Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
- Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
- Chasek, Тьма, первобытная пустота – то, откуда появились Князь Тьмы и жизнь. То, откуда двинулся Самаель.
- H) опцион на продажу, или опцион пут
- I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
- I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
- I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
- I. Перепишите следующие предложения. Определите, является ли подчеркнутая форма инфинитивом, причастием или герундием. Переведите письменно предложения на русский язык.
- I. Тест школьной тревожности Филипса
- I. Экономика доиндустриальных цивилизаций
- II. Девиантологический или релятивно-конвенциональный подход (Я.И. Гилинский)
|