Естественное стечение обстоятельств или «свершение Божье»?
Сколько раз вам приходилось видеть, как какой-нибудь христианин мужественно принимает трагедию, случившуюся с ним или с его близкими из-за несчастного случая, говоря себе: «Да свершится Божья воля»? Получается, что Бог лично отвечает за стечение всех обстоятельств, составляющих как историю человечества, так и историю естественной природы. Так ли это? Какова доля Его непосредственного участия в великом множестве событий, ежедневно происходящих вокруг нас? И если Бог не является прямым автором и свершителем всех сколько-нибудь значительных происшествий, то можно ли сказать, что все хорошие события исходят от Бога, а все плохие – от сатаны? А может быть, какие-то из них действительно являются непредвиденной случайностью, результатом самой обыкновенной человеческой халатности и безответственности или намеренным делом рук кого-то другого?
Задавая себе этот вопрос, мы тем самым пытаемся выяснить, стоит ли за каждым происшествием и действием сверхъестественная или мистическая сила, должны ли мы непременно искать для всех событий какие-то иные объяснения, кроме естественных, и всегда ли за происходящим стоит незримая личность, непосредственно ответственная за то, что произошло. Мысль об обыкновенной случайности кажется такой приземлённой, такой мирской – особенно мистически настроенному сознанию! Некоторые утешаются верой в то, что за событиями, которые кажутся подчас такими бессмысленными, всё-таки стоит скрытая божественная воля. Сатану чаще всего обвиняют только в тех происшествиях и несчастных случаях, которые не приводят к смерти. В любом случае, по мере того, как церковь всё больше увлекается мистицизмом, в ней наблюдается чёткая тенденция: она приписывает всё происходящее деятельности двух соперничающих сил, добра и зла, представленных соответственно Богом и сатаной. Естественная природа принимается в расчёт чрезвычайно редко – если о ней вообще вспоминают!
Не позволяйте мистицизму ослабить свою веру в Божье всевластие!
Однако Бога ограничить невозможно! Он не обязан быть непосредственной причиной каждого происходящего события. Он волен свершать Свою верховную волю, не отменяя при этом того, что уже заложено в естественную природу Его творческой силой. Божья воля не требует того, чтобы каждое событие определялось и устанавливалось непосредственно Богом. По Своему усмотрению, Он может активно вмешаться в естественный ход событий – но может в него и не вмешиваться. Такая форма сверхъестественного детерминизма оправдана не больше, чем детерминизм натуралистический, и так же не соответствует истине.
Бог в самом деле обладает верховным владычеством. Он на самом деле трансцендентен, Он превосходит сотворённую Им естественную вселенную и существует в полной независимости от неё. Было бы неверно говорить, что законы природы ничем не отличаются от Божьих свершений. Нельзя считать, что «Матушка Природа» – это одно из имён Бога! Бог – это Личность в высшем смысле этого слова. Он мыслит, принимает сознательные и направленные решения и действует, имея в виду главную, конечную цель и предназначение. По Своей высшей воле Он решил создать некую систему (т.е., нашу естественную вселенную), которая могла бы сама поддерживать своё существование, не требуя, чтобы Он постоянно вмешивался в её жизнь и Сам инициировал каждое происшествие. Природа, по контрасту со своим Творцом, полностью лишена личностных характеристик и ничего не делает «нарочно». Законы природы просто есть и всё – это просто наблюдение и описание бессознательной деятельности природы, а законами мы называем их только из-за регулярности и предсказуемости описываемых процессов. По Своей верховной воле и власти Бог задумал, что всё будет именно так. Мы должны прочно удерживать в своём мышлении истину о том, что Бог – сверхъестественный, а природа – естественна.
Не позволяйте мистицизму свести на нет Божьи замыслы в Его творении!
Бог создал упорядоченную вселенную не для того, чтобы сводить на нет свои собственные творческие замыслы, постоянно отменяя или игнорируя естественную систему причинно-следственных связей и непрестанно вмешиваясь в естественный мир с новыми творческими инициативами. Природа реально существует, и основная структура и ход событий являются результатом непосредственного взаимодействия природных сил.
По Своей бесконечной мудрости Бог сотворил эту дивную вселенную в виде упорядоченной системы, способной самостоятельно поддерживать своё существование достаточно долго для того, чтобы в ней свершилась Божья воля. По Своему усмотрению и только в тех случаях и в те моменты, когда Он считает это нужным, Бог протягивает к земной природе Свою руку и вмешивается в её ход. Но это не отменяет того факта, что природа остаётся естественной и безликой системой. Это всё равно, что инженер, построивший сложную машину, периодически «вмешивается» в её работу, чтобы что-то подрегулировать, исправить или изменить в своём творении. При этом машина (как и естественная вселенная) продолжает оставаться бессознательной, механически действующей вещью. Если бы не было тех сил и личностей, которые способны вносить в природу реальные изменения, натуралистический детерминизм был бы истинным объяснением всего происходящего, потому что тогда естественное взаимодействие природных компонентов стало бы единственной причиной любого события. Однако на самом деле взаимодействие природных сил является лишь частичным объяснением происходящего, но это частичное объяснение очень и очень реально и существенно: мы видим перед собой основную естественную систему, которая претерпевает изменения благодаря воздействию на неё неких личностей или сил.
Мистическое мышление (к которому всё больше склоняется церковь) полагает, что за каждым значительным событием, действием или обстоятельством стоит непосредственно Бог или сатана. Предполагается, что ничто и никогда не происходит случайно или по стечению естественных обстоятельств. Христианский духовный опыт не оставляет места для случайного совпадения. Как и в более явных формах пантеизма или анимизма, за всем происходящим усматривается некая невидимая сила, энергия или личность.
Но давайте не будем отрицать Божье творение! Он сказал, что всё сотворённое Им хорошо, – да так оно и есть. Естественное творение нельзя считать никчёмным и бессмысленным. Оно представляет собой упорядоченную систему, состоящую из пространства, времени и физических объектов, в которой способны жить и действовать все Божьи создания – и христиане в том числе. Естественная природа – это не иллюзия. Никто не создаёт для нас видимость физических законов и естественного порядка, зная, что на самом деле каждое событие является результатом непосредственного вмешательства со стороны либо Бога, либо Его злобствующего соперника сатаны.
Естественная природа обретёт смысл только в том случае, если мы признаем её подлинно естественный характер. Неужели Бог лично склоняется к каждому конкретному цветочку на земле и заставляет его распускаться? Является ли оперение каждой пёстрой птицы непосредственным плодом отдельного творческого вмешательства со стороны Бога? Почему в мир является именно этот конкретный ребёнок, а не какой-то другой? Что является причиной урагана, болезни или любого другого непредвиденного происшествия, каким бы оно ни было, благотворным или трагическим? Является ли Бог непосредственным Автором и Свершителем каждого отдельного события и обстоятельства? Мы должны свести этот вопрос к его окончательной сути. Мы должны решить, правда это или нет, что к концу шестого дня Бог полностью закончил Свою творческую работу. Правда это или нет, что новые живые существа являются плодом изначального Божьего замысла, согласно которому каждая форма жизни естественным образом размножается и спонтанно производит себе подобных? Ведь если «машина» не способна успешно работать сама по себе, это значит, что работа по её созданию ещё не закончена!
Популярное:
- Bilignostum seu Adipiodon. Бис-(2,4,6-трийод -3-карбокси)анилид адипиновой к-ты
- Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
- Chasek, Тьма, первобытная пустота – то, откуда появились Князь Тьмы и жизнь. То, откуда двинулся Самаель.
- H) опцион на продажу, или опцион пут
- I. Перепишите следующие предложения. Определите, является ли подчеркнутая форма инфинитивом, причастием или герундием. Переведите письменно предложения на русский язык.
- I. Тест школьной тревожности Филипса
- I. Экономика доиндустриальных цивилизаций
- II. Девиантологический или релятивно-конвенциональный подход (Я.И. Гилинский)
- II. СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ ИЛИ ГРУППОВЫЕ СТРУКТУРЫ
- II. цитогенетический ответ или ремиссия
- III. Перепишите и переведите следующие предложения, подчеркните в каждом из них модальный глагол или его эквивалент.
- III. Перепишите следующие предложения, подчеркните в каждом из них модальный глагол или его эквивалент. Переведите предложения.