Почему экзистенциализм нежизнеспособен
Экзистенциализм как философское движение оказался лишь переходным этапом, промежуточным шагом от одного мировоззрения к другому, частью продолжающегося движения. Это неизбежно, хотя в мире наверняка всегда будет множество людей, проходящих через своё личное увлечение экзистенциализмом.
Экзистенциализм не может удержать свои позиции, потому что в нём, как и в натурализме, тоже есть «врождённые» пороки. Вспомните неразрешимую дилемму, вставшую перед последователями натурализма: они не могли объяснить, каким же образом у человека появился разум, способный по-настоящему мыслить, обрабатывать и генерировать понятия и идеи и принимать решения. С точки зрения главного положения натурализма (согласно которому, вселенная представляет собой полностью закрытую систему), такой разум просто невозможен, иллюзорен, его существование нельзя объяснить. Однако именно с помощью этого самого разума человек разработал и обдумал теорию натурализма! Согласитесь, это просто нелепо: думать, что человек не способен думать!
Поскольку человек не смог объяснить этого явления, оставаясь последовательным приверженцем натурализма, ему пришлось предпринять «слепой прыжок» и (несмотря на объективные «свидетельства», противоречащие его выкладкам) объявить, что человечество всё-таки имеет значимость и действительно обладает рациональным сознанием. Благодаря экзистенциалистскому прыжку он стал гуманистом.
Как раз здесь и проявляется присущая системе слабинка. Опираясь на два способа «познания», человек обнаружил, что он одновременно и подтверждает, и отрицает существование у себя рационального сознания. Всё это напоминает высказывание одного маленького мальчика, которого как-то спросили, что такое вера, и он ответил: «Это когда веришь в то, что на самом деле совсем не так». Вы скажете, что это абсурдно, лишено всякого смысла? Вот именно! Экзистенциализм и не собирался искать в жизни «смысла», искать в ней разумности. Именно поэтому его можно рассматривать только как большой шаг в сторону мистицизма, а не как окончательное разрешение человеческой дилеммы.
Психические исследования: мысли о немыслимом
По своей природе человек является мыслителем, пытающимся понять свои наблюдения и переживания, отыскать в них смысл. Он всё время задаёт вопросы. Это особенно характерно для тех, кто измыслил теорию натурализма и построил современный мир науки и техники. В их рассуждениях ещё довольно сильно чувствуется влияние христианских корней, и слепая вера их попросту не удовлетворяет. Поэтому нас совершенно не должно удивлять, что люди немедленно начали исследовать психические явления.
Именно это сегодня и происходит. Множество учёных активно заняты исследованиями, направленными на изучение того, что, вообще-то, не должно иметь научного объяснения! Люди устали от философской шизофрении в своём мышлении и теперь пытаются соединить вместе обе половины своего раздвоенного мировоззрения. Кроме того, психические явления сами по себе потрясающе интересны; главное – сделать так, чтобы они стали приемлемым предметом для изучения в науке и в обществе.
Прежде всего, изучение психических явлений привело к тому, что превалирующее психо-интуитивное мышление всё быстрее начало склоняться в сторону чистого мистицизма. Конечно, мы не хотим, чтобы у вас сложилось впечатление, будто это движение ограничено размышлениями, догадками и теоретическими исследованиями учёных и академиков. Интерес к мистическому распространяется во всех слоях общества, а мистицизм как тип мышления стал практически доминантным.
Учёные всё больше экспериментируют с психическими явлениями, и само по себе это довольно значимо, потому что эта тенденция оказывает серьёзное влияние на всё общество в целом. Над законодателями этой моды нельзя просто посмеяться и отмахнуться от них как от чудаков-безумцев, называя их фанатиками из лаборатории или невежественными жертвами предрассудков и суеверий. Многие из них занимают весьма ответственные и влиятельные посты. А почему бы и нет? Они тоже хотят знать ответы на свои вопросы. Никому не хочется всю жизнь так и перепрыгивать с одной философской ноги на другую. Жить довольно неуютно, когда знаешь, что мир и покой возможны лишь в результате психического внушения и самообмана. Никто не хочет, чтобы голова говорила ему одно, а сердце – совершенно другое!
Нам нужно запомнить одно: изучение психических явлений – это попытки отыскать какие-то силы, особые места и иные живые существа здесь, внутри естественной вселенной! Вселенная до сих пор считается закрытой системой, но, если подумать, говорят нам, то в ней кроме известных нам естественных причинно-следственных механических сил, возможно, существуют и действуют какие-то иные силы!
Исследования в области психического означают, что люди начали проверять другие, новые теории. Эти теории выдвигают предположение, что мир всё-таки нельзя объяснить на основании чисто материалистических и механических взаимодействий. А вдруг, спрашивают они, во вселенной всё же есть нечто такое, чего не смогли увидеть и узнать естественнонаучные исследователи? Может быть, вселенная и сама имеет иной характер? Может быть, нам пора изменить своё мировоззрение? Право, было бы гораздо удобнее (или, по крайней мере, интереснее), если бы область психического и в самом деле оказалось отражением некоей существующей реальности, а не просто воображаемым, субъективным продуктом нашего мышления. А может, эти психические силы и явления не только реально живут внутри нас, но и существуют где-то ещё, в других местах нашей вселенной? А может и правда, в мире есть что-то или кто-то – где-то там – в каком-то месте – или вообще везде?
Круг рассуждений замкнулся. Мы снова начали искать значение и смысл жизни в незримых силах и невидимых существах, которые, возможно, окружают нас со всех сторон. Мы начинаем пересматривать события и переживания своей жизни в свете того, что на них, возможно, повлияли пока ещё не определённые нами создания или силы. Мистицизму больше нет нужды оставаться в подполье.
В этом нет ничего нового – только правда ли это?
В чём нет ничего нового?
Перед тем, как двинуться дальше, необходимо дать нашему явлению чёткое определение. Что именно мы имеем в виду, когда говорим о «мистицизме»?
В нашем употреблении этот термин обозначает две отдельные сферы: сатанинскую и психологическую.
Говоря о сатанинской сфере, мы подразумеваем те мистические силы и существа, которые существуют отдельно и независимо от человека, реальные силы нашей вселенной, враждебно относящиеся как к Богу, так и к человеку. Эта мистическая сфера окружена тайной, потому что сама по себе она не входит в область естественного, она невидима и в конечном итоге приносит гибель и разрушение. Противостоя Божьей истине, эти мистические создания специализируются на лжи и обмане. Божья истина разумна и рациональна, а эти существа являются королями бессмыслицы и абсурда.
С психологической стороны сюда входят такие убеждения и способы мышления человека, которые соглашаются с мистическими силами или оказываются наиболее открытыми для их влияния. Одним из аспектов естественных когнитивных и психологических процессов человека является область психического. Мышление психического типа основано не на разумных процессах, а на нерациональных переживаниях. Вместо того, чтобы проанализировать происходящее, применить к нему объективный здравый смысл, человек с преобладающим психическим мышлением действует на основании собственной интуиции, побуждений и инстинктов. Он редко ставит под сомнение свои выводы. Вместо этого он просто принимает их, как они есть.
Мистическое мышление начинает превалировать там, где уже не идёт речи об обычной интуиции и инстинкте. Настоящий, стопроцентный мистик считает субъективные импульсы в собственной душе надёжными и значимыми, ибо убеждён, что их порождает некая высшая сила. Это высшая сила вдохновила и побудила его действовать и верить именно так, а не иначе. Никакие исследования, никакие наблюдения в мире не способны проанализировать источник такого «знания»; его невозможно объяснить с помощью разума тому, кто потребует «доказательства». Предполагается, что мистическое знание исходит из неких таинственных источников и влияет на наши чувства – или на внутреннее «шестое чувство», – но не является результатом обычного процесса обучения, предполагающего когнитивное мышление и рациональное рассуждение.
Естественно, возникает вопрос: чем же отличается побуждение, исходящее от мистического злого духа, от вдохновения, даруемого человеку сверхъестественным Святым Духом? Разница между ними большая, и немного позднее мы подробно о ней поговорим, а сейчас давайте придерживаться логической последовательности событий.
«И зверь, который был...»
Мистики были всегда, во всех веках и странах. Обычно их считают довольно загадочными, непонятными личностями не от мира сего, которые, возможно, практикуют некие эзотерические религии и имеют особый доступ в область всего духовного. Быть может, они принадлежат к тайному кругу мудрецов, обладающих недоступными остальным людям секретами познания. Вы наверняка видели их карикатурные изображения: мистик, погружённый в медитацию и сидящий на верхушке горы, в какой-нибудь пещере или в келье древнего монастыря.
«... и есть...»
Вообще, в мире полно мистиков. Может, они работают в вашем отделе, отводят детей в тот же самый детсад, живут в точно такой же квартире, как у вас, или сидят на соседнем ряду во время церковной службы. Может, я сейчас как раз обращаюсь к одному из них. Мистиком можно с уверенностью назвать каждого человека, чей способ мышления и веры совпадает с основными предпосылками мистицизма. Мистики отличаются друг от друга в частностях, они могут пользоваться совершенно разной терминологией, но основные принципы у них одни и те же. Мистицизм – довольно распространённое явление, особенно если вспомнить всех тех людей, которые подвержены его влиянию и уже начали двигаться в этом направлении.
Современные эксперименты с психическими явлениями – это исследования в области мистицизма. Парапсихология – это не то же самое, что классическая психологическая наука. Исследования современного учёного в сфере психических явлений – это попытка проникнуть в тайны тех самых сил и существ, чьё существование уже предполагается мистическим мировоззрением. Это значит, что старомодный мистицизм, включавший в себя неприкрытый оккультизм, соединяется сейчас с современными научными и академическими кругами.
Чаще всего необходимость проводить исследования в области психического объясняется тем, что если эти силы и впрямь существуют, то, когда у нас будет достаточно информации, они, скорее всего, окажутся такими же «нормальными», как и остальные более материальные и измеримые компоненты вселенной.
В то же самое время неприкрытая мистическая практика всё больше и больше становится частью обычного образа жизни в западной культуре. Оккультизм оказался полностью реабилитированным и занял прочное положение в обществе. Конечно, мистицизм и оккультизм существовали во все времена, но в течение долгого времени их было не видно и не слышно. Просто удивительно, с какой скоростью подобные вещи вылезли из полумрака спиритических сеансов, африканских хижин и восточных храмов и стали вполне респектабельными привычками «христианского» Запада.
Стоит нам чётко увидеть и узнать эту тенденцию вместо того, чтобы бездумно за ней следовать, влияние мистицизма становится настолько очевидным, что у нас возникает искушение видеть оккультную практику буквально на каждом углу. Становится просто страшно, когда начинаешь замечать, что те занятия и верования, которые ещё совсем недавно были бы отнесены в область язычества и оккультизма и отвергнуты, теперь обретают респектабельность и признаются вполне законными и заслуживающими доверия. Несколько лет назад я был поражён – несомненно, лишь по своей наивности, – когда обнаружил, что самый обыкновенный американский консервативный университет, в котором я тогда учился, предлагает своим студентам курс практической магии и организует самый настоящий ведьминский шабаш. Множество университетских профессоров и учёных начали изучать «реальные силы», участвующие в традиционных религиозных обрядах. Тут действительно есть о чём встревожиться, когда неприкрытый оккультизм становится вполне законным предметом изучения и практики в университетских кругах.
В каждом городе вы обнаружите несметное множество специальных магазинов, где продаются книги по оккультизму. Даже в обычных книжных магазинах непременно есть отдел, посвящённый книгам по оккультизму, мистицизму и исследованиям в области психического. Индусские гуру и курсы трансцендентальной медитации нам уже давно не в новинку. Психологи заговорили о необходимости «духовного измерения» в терапии. Причём здесь они имеют в виду вовсе не сверхъестественное, как мы его определили, а психо-мистическое. Проводятся сотни семинаров по «самосовершенствованию», участники которых стремятся обрести доступ к нерациональным слоям собственного сознания.
Средства массовой информации также не избежали влияния мистицизма. Недавно кто-то сказал, что телевизионные программы, которые смотрят все наши дети, – это всего лишь современный эквивалент традиционных сказок. Может быть, это и так, но вспомните, пожалуйста, о том, откуда взялись эти старые сказки: их волшебство и мистицизм пришли прямо из средневековой Европы. Разница заключается лишь в том, что сегодня вместо волшебников чудеса совершают космические пришельцы или монстры, и всё действие замешано на некоей псевдо-супер-науке.
Глупо обвинять детей в том, что они серьёзно относятся к подобным мифам, в то время, когда миллионы взрослых верят в необоснованные и ненаучные домыслы, утверждающие, что космос просто должен быть населён цивилизациями, настолько более продвинутыми, чем наша, что их наука покажется нам настоящим волшебством.
Во многих странах Африки и, наверное, в других странах Третьего мира «народные целители» официально признаны в больницах, и их практика обладает профессиональным статусом наряду с научной медициной. В религиозных кругах появилось течение, стремящееся упорядочить и истолковать «христианское» богословие в свете традиционных анимистических верований.
Приходилось ли вам слышать старую поговорку о том, что есть три категории людей: те, кто вершит историю; те, кто наблюдает за тем, как она вершится; и те, кто вообще не знает о происходящем до тех пор, пока не будет слишком поздно? Так вот, история вершится. Посредством семинаров и симпозиумов, журналов и книг, в неофициальном общении и на университетской скамье, дома и за границей новая тенденция мышления потихоньку сгущается и, как туман, незаметно пробирается внутрь через окно, под дверью, проникая сквозь самые незначительные щели. Одну из её разновидностей назвали движением Нового Века (New Age), чтобы показать наступление нового этапа человеческой истории. Конечно, ничего нового в этом нет. Это возвращение назад, к мистицизму. А если так, то нас, быть может, ожидает и возвращение к новому тёмному средневековью. Правда, некоторые считают его Золотым Веком.
«... и вновь грядёт! »
Всеобщее стремление к мистическому мышлению, мистическим убеждениям и практике не назовёшь мимолётным и кратким увлечением. Общество непременно пропитается тем, во что погружается. Это верно для всякого мировоззрения: чем плотнее оно окружает человека, тем глубже «въедается» в основы его личности и характера, в его привычки и убеждения. Нам очень важно чётко понимать, что происходит. Кроме того, нам очень важно уметь узнавать мистические тенденции в любой их форме.
Помните, что мистицизм – это прежде всего мировоззрение. Его можно узнать на основании того, что он считает истинным, а что – ложным, и на основании того, какие способы познания он предлагает человеку для постижения того, что действительно важно. Если человек придерживается мистического толкования реальности, он является мистиком даже в том случае, если ни разу в жизни не пытался сформулировать свои убеждения словами и вообще вряд ли их осознаёт. Даже если сам он ни разу не испытал никаких паранормальных психических переживаний, но при этом верит, что конечный смысл и ценность жизни человека зависит от того, что происходит в его субъективном мире, он является мистиком (или потенциальным мистиком). Он всегда будет задаваться вопросом, кто стал причиной того или иного события, подразумевая под этим «кто» невидимые паранормальные психические силы или некие личности, живущие в незримой духовной сфере, – вместо того, чтобы сразу предположить, что это событие стало естественным результатом обычных причинно-следственных взаимодействий мира и природы.
Чья же «истина» истинна?
Что вы чувствуете, читая о подобных вещах? Может быть, это вызывает у вас беспокойство? Пробуждает любопытство? Или вы полагаете, что возрождение мистицизма – это надежда на мир и процветание во всём мире и долгожданное признание давно подавлявшихся истин? Или вам кажется, что это признак духовного обновления, развивающегося параллельно со лжеучениями? Иными словами, считаете ли вы эту тенденцию плохой или хорошей?
Это совершенно не тот вопрос. Он обретает значимость только в том случае, если мы начинаем смотреть на вещи с мистической точки зрения! С точки зрения человека, верующего в существование сверхъестественного, личные взгляды отдельного индивидуума ещё ничего не доказывают. Является ли подобное развитие событий плохим, хорошим или нейтральным, зависит от одного-единственного фактора: какое из этих мировоззрений является истинным? Популярность ещё не гарантирует достоверности. Любое убеждение или верование будет хорошим только в том случае, если оно верно истолковывает существующую реальность.
Конечно, наше личное мнение тоже важно, но надёжным основанием для рассуждений его не назовёшь. Данный вопрос вообще не имеет никакого отношения к нашим личным предпочтениям и внутренним убеждениям. В противном случае мы просто пытаемся доказать мистицизм с помощью мистицизма, превращая истину в нечто субъективное. Может быть, нам лично нравится или не нравится та или иная система убеждений. Может быть, нам хочется, чтобы то или иное мировоззрение оказалось истинным. Может быть, мы абсолютно уверены в достоверности и правдивости наших личных воззрений. Однако в этом вопросе всё зависит только от того, обладаем ли мы верным и точным представлением о том, что на самом деле существует, а что нет, и о том, что на самом деле является причиной всего происходящего. Наши эмоции и мнения важны, но даже самые бурные и искренние чувства относительно своих убеждений ещё не обеспечивают их истинности. Поэтому вряд ли найдётся много таких людей, которые отмахнутся от вопроса о нарастающей тенденции мистицизма как от чего-то совершенно неважного и незначительного.
Предъявляя доказательства
А можно ли вообще узнать истину? Приверженцы каждого мировоззрения считают, что у них есть веские и разумные основания – если они, конечно, вообще признают такую вещь, как разум! – придерживаться именно этих убеждений. Важно также не только понимать, во что ты веришь, но и отдавать себе отчёт в том, почему ты в это веришь. Понятно, что никто из нас не способен полностью очертить все аргументы за и против каждого отдельного мировоззрения. Да это, пожалуй, и не нужно, потому что стоит нам понять основные принципы и понятия той или иной системы, все детали сами встают на место, являясь логическим продолжением главных постулатов. Итак, прежде всего нам необходимо с кристальной чёткостью определить, какие вопросы являются основными, и выяснить, как отвечают на них разные системы воззрений. Нужно принять во внимание и соединить все отдельные моменты, сравнить все способы мышления и обозначить существующий между ними контраст. Таким образом мы сможем лучше понять, почему стоит принять именно это мировоззрение, а не какое-то иное. Давайте подытожим основные постулаты всех четырёх обозначенных философских систем, сравним их между собой, посмотрим, почему они придерживаются именно этих убеждений, а затем подумаем над их отношением к приверженцам иных мировоззрений.
Почему верующие в сверхъестественное верят именно в это?
С христианской точки зрения, вера в сверхъестественное основана на убеждённости в существовании сверхъестественного Бога, открывшего Себя в природе, в богодухновенной книге Библии и в Своём Сыне Иисусе Христе. Христиане верят, что имеющиеся тому свидетельства разумны и доступны для объективного анализа. Кроме того, предполагается, что для человека, рассматривающего эти свидетельства с более-менее непредубеждённым сознанием, их будет больше чем достаточно. Преимущество этих доказательств заключается в том, что, согласно постулатам «сверхъестественников», природа является упорядоченной, но открытой системой, доступной для сверхъестественного вмешательства, которое время от времени действительно происходит. Тем не менее, повседневная жизнь в основе своей строится на законах естественной причинно-следственной связи.
Для того, чтобы уверовать в существование Бога, человеку совсем не нужно искать мистического просветления. Он просто должен беспристрастно рассмотреть имеющиеся свидетельства и доказательства. Вера в существование сверхъестественного Бога логична, потому что если ничего сверхъестественного не существует, то и логики никакой быть не может! Само наше существование имеет смысл лишь потому, что человек происходит от разумного, рационального Источника.
Приверженцы веры в сверхъестественное считают, что во вселенной есть реальные силы и личности мистического характера, невидимые и не принадлежащие естественной вселенной, которые не входят в царство Бога и являются бесовскими, демоническими. Однако само по себе это не отменяет того факта, что основным окружением и принципом повседневной жизни является нормальная естественная система.
Популярное: