Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества



ФИЛОСОФИЯ

 

Методические указания к изучению дисциплины

для студентов очной формы обучения

 

 

Утверждено

на заседании кафедры

14 апреля 2003 г.

 

 

Издательский центр

Саратовского государственного социально-экономического университета

 


УДК1

ББК87

Ф56

 

Составители: д-р. филос. наук, профессор Н.И.Петров, канд. филос. наук, доцент С. В. Балабай, канд. филос. наук С.П. Гурин, канд. филос. наук, доцент И.И.Гусева, канд. филос. наук С.И. Мозжилин, к.ф.н., доц. Е.П. Спиридонова, ассистент И.Н.Буханова, ассистент А.Р. Яппаров.

 

 

Ф56 Философия: Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения / Сост. Н.И. Петров, С. В. Балабай, С. П. Гурин, И.И. Гусева, С.И. Мозжилин, Е.П. Спиридонова, И.Н. Буханова, А.Р. Яппаров. – Саратов: Издат центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 2003. – 66 с.

 

 

Рекомендует к печати:

учебно-методический совет СГСЭУ

22 мая 2003 года

 

 

УДК1

ББК87

Ó СГСЭУ, 2003

 

 

Философия

 

Редактор Т.Козлова

 

Компьютерная верстка И. Бухановой

 

Подписано в печать 28.08.03 Формат 60х84 1/16

Бумага типогр. № 2 Заказ

Печать RISO Тираж 500 экз.

Уч.- изд. л. 4, 1 Усл. печ. л. 4, 0

 

 

410000, Саратов, ул. Радищева, 89. Издат. центр. СГСЭУ
В в е д е н и е

Одно из центральных мест среди гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в Саратовском государственном социально-экономическом университете, занимает философия. Что такое философия?

Философию можно понимать как особую форму позна­ния мира, вырабатывающую систему знаний о фунда­ментальных принципах и основах человеческого бы­тия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и ду­ховной жизни во всех ее основных проявлениях. В таком модусе философия предстает как деятельность, устремленная к тому, чтобы рациональными средствами создать пре­дельно обобщенную картину мира и места человека в нем отличную предметно и методически от мифологических построений. Но это лишь одна из возможных проекций понимания данного феномена.

Многомерность философии, и ее несводимость к классическим идеалам фиксируется уже в ее названии. Если буквально перевести этот термин с древнегреческого языка на русский, то " философия" означает " любовь к мудрости", “любомудрие”. Название фиксирует специфику философствования как занятия любящих мудрость, отличающихся от увлечений невежд и тех кто претендует на всезнание. Возникновение философии это “великий отказ” от претензий на мудрость. Соответственно философия изначально характеризуется не столько как определенный набор и качество знаний, сколько через соотнесение с неуловимым настроением: которое интерпретируется как любовь, благочестие, смиренномудрие. Ведь мудрость и тем более любовь не идентичны теории и не сводимы только к знаниям.

Зачем необходима философия современному человеку? В отличие от всех других областей человеческого знания, философия ставит и разрешает такие вопросы, дальше и глубже которых двигаться в познании мира просто невозможно. Как устроен окружающий нас мир? Как соотносятся в этом мире материальное и духовное? Хаотичен этот мир или каким-то образом упорядочен? Какое место занимают в мире закономерность и случай, устойчивость и изменяющаяся текучесть? Что такое покой и движение, пространство и время, что такое развитие и прогресс? Что есть истина и как отличить истину от заблуждений, от преднамеренных искажений и лжи? Что такое свобода, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота и безобразие?

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение философии в том, чтобы способствовать этому поиску. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей.

Естественно, что на философские вопросы каждый человек может отвечать и отвечает по-разному. Существуют ответы поколений, имеющих разный жизненный опыт, которые во многом предстают итогом и эстафетой передаваемой иными культурами, цивилизациями. Это не готовые рецепты, а способы вопрошания, которым соответствуют способы самоустановления человека в мире. Подобные дискурсы живущие в веках, и есть философия с которой вы познакомитесь в рамках изучения данной дисциплины. Однако необходимо специально отметить, что философия - это не только собрание, не только библиотека великих истин, но и постоянное, жгучее стремление к обретению истины, особый дух открытости, поиска, вопрошания. Это осмысление духовной паузы в прагматической и теоретической деятельности требует “труда души” особого усилия понимания. Поэтому приверженность к философии выражает особый настрой души, ума и всего человека, помогающий обрести равновесие между самим собой и миром. Поэтому философия - это не только и столько готовые знания и методы познания, сколько способ обращения человека к собственной глубине. Она в какой то мере позволяет увидеть разрушительность лжи по отношению к себе. Как строгий страж и индикатор истины, находящийся внутри самого человека она открывает возможности превозмочь обстоятельства, не дать ему безвольно склониться перед случайным, частным и дразнящим своей внешней привлекательностью знанием.

Поскольку именно философское мировоззрение является основанием осмысленной, целенаправленной и ответственной деятельности исторического субъекта, особое значение философия имеет для представителей гуманитарных наук, - социологов, экономистов, историков, правоведов и др., которые пытаются понять и выразить концептуально общественные процессы. Хорошо известно, что ошибки в научных выводах и положениях гуманитариев, принятые политиками в качестве руководства к действию, приводят порой к трагическим промахам, последствия которых буквально калечат поколения и исторические эпохи. Это весьма актуально для экономистов, которые имеют дело с деньгами и людьми. В такой ситуации конфликты неизбежны и требуется особая культура мышления и поведения. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитать культуру разумного мышления, научиться свободно оперировать понятиями, выдвигать и подвергать критике те или иные суждения, отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, выявлять и анализировать противоречия в окружающей действительности, видеть ее в изменении и развитии. Чтобы пройти эту школу, чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, студент должен постоянно совершать познавательные усилия, напрягать свои интеллектуальные способности. Только так он сможет вырваться из плена предрассудков обыденного здравого смысла и стать современным специалистом. Будущий экономист уже в вузе должен обратить внимание на свою мировоззренческую культуру. Философия открывает такие возможности, но не гарантирует их автоматической реализации. Данные методические указания предполагают еще один компонент никак не отражаемый в содержании - личностное усилие, в котором и открывается горизонт ответственности и свободы будущего профессионала-экономиста.

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

1. Специфика философских проблем и философского образа мышления.

2. Предмет философии и структура философского знания.

3. Функции философии и её значение для человека и общества.

 

Методические указания

 

При изучении первой темы необходимо иметь в виду, что мудрость о любви к которой говорит этимология понятия “философия”, оказывается чрезвычайно ёмким, многомерным феноменом, интерпретация которого во многом зависит от культурно-исторического контекста, персональной позиции мыслителя, от целей, которые он перед собой ставит и от представлений о возможных и приемлемых для достижения этих целей способах (методах).

Обратите внимание, на то что в истории культуры одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы её утаить или приспособить к соответственным интересам, другие делали предметом своих изысканий абстрактные, идеальные сущности. В общем виде можно выделить обыденный, сциентистский, феноменологический, экзистенциальный подходы к определению философии. При подготовке к семинару обратите внимание на специфику каждого из вышеперечисленых подходов.

Ключевой проблемой данной темы является вопрос о предмете философии. Имея в виду, что философию отличает многообразие подходов к пониманию собственного предмета, выявите и проанализируйте аргументы разных мыслителей. Поразмышляйте: можно ли говорить о наличии у философии специфического предмета исследования?

Раскрывая вопрос о природе и специфике философского знания, обратите внимание на характерные черты философии:

-философия является фундаментальным знанием, т.е. знанием о сути изучаемого явления. Если другие социально-гуманитарные науки исследуют прикладные аспекты природы, человека, общества и их взаимодействия, то философия, обращаясь к тем же явлениям, стремится ответить на вопрос “что это? ”;

-философия существует, прежде всего, как теоретическое знание, т.е. рассмотрение различных проблем происходит по преимуществу в виде построения концепций, разработки категорий и понятийного аппарата.

-специфика философского знания такова, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер и распространяются на природу, общество, человека и само мышление;

- философское знание имеет систематический характер, т.е. философия рассматривает наиболее важные проблемы в их взаимосвязи, обобщает частно-научное и обыденное знание. Кроме того, неотъемлемой частью философии является рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение её истории.

Переходя к вопросу о структуре философского знания, обратите внимание, на иерархичную взаимосвязь следующих учений:

-онтология – учение о бытии. Онтология является фундаментом философского знания, так как занимается исследованием оснований существования мира в целом, проблемой первоначал бытия, соотношением материального и идеального;

-гносеология – учение о познании. Она включает в себя эпистемологию – учение о различных формах знания (научных и ненаучных) и методологию – учение о способах познания (теоретических, эмпирических). В рамках гносеологии определяется, что человек может познать и каким образом он может это сделать;

-антропология – учение о человеке. Этот раздел философского знания занимается изучением сущностных оснований человека, соотношением биологического и социального, телесного и духовного;

-аксиология – учение о ценностях человеческого существования. Включает в себя этику – науку о моральном и эстетику – учение о прекрасном.

-социальная философия – занимается философским анализом общества, его структурой, историей развития.

Раскрыть значение философии для человека и общества, возможно проанализировав функции, которые она выполняет. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, играет адаптационную роль для человека. Методологическая функция выражается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как система конкретных методов познания и освоения действительности. Критическая функция является основной для философии и выражается в антидогматическом отношении к существующему знанию и социокультурным ценностям. Социальная функция является весьма многоплановой и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана объяснять социальное бытие и способствовать изменениям. В рамках философии формулируются коллективные цели и координируются коллективные действия по их достижению.

 

Библиографический список

Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. № 1.

История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1996.

Козин Н.Г. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Саратов, 1996.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990, 1992.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1993.

Хайдеггер М. Что это такое философия? // Время и бытие. М., 1993.

 

Контрольные вопросы

1. Уступает ли философия науке в рациональности, а искусству в образности?

2. Сравните обыденное и философское.

3. Философия и философствование.

4. Что включает в себя философский тезаурус?

5. Обладает ли философия практической значимостью в современном мире?

 

 

Методические указания

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что существуют три подхода к определению природы восточной философии. Один сводится к упорному поиску в восточных традициях понятий и категорий, тождественных тем, которые выработала европейская философия. Так, китайские «ци» и «ли» или индийские «пракрити» и «пуруша» рассматриваются как синонимы материального и идеального. Прямо противоположна позиция, утверждающая принципиальное отличие восточного понятийно-терминологического аппарата от западного. При этом предполагается, что европейские, китайские или индийские понятия никогда не являются эквивалентами и не имеют общей системы координат. Третий подход связан с признанием специфики восточной философской мысли.

К тому же индийская, китайская и арабская цивилизации столь отличны друг от друга, что никак не могут быть объединены в рамках некой единой восточной культуры. Это связано с тем, что народы Востока не имели общей " колыбели" культуры, каковой для европейцев была Древняя Греция.

Второй вопрос посвящен индийской философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. Философское мышление возникало за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. В Упанишадах — первых философских текстах в индийской культуре (ранние Упанишады относятся к VIII-VII вв. до н. э.) — центральным пунктом является тезис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универсального активно-жизненного начала. Глубинное тождество субъективного и объективного считалось недоступным абстрактному рассудку — подлинная реальность открывалась благодаря йогическому тренингу, ведущему к достижению экстатического состояния. Познающие Брахмана достигают мокши — освобождения от цепи перерождений (сансары). А все те, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, может рассчитывать лишь на новое рождение в более высоком статусе в соответствии с универсальным законом кармы. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим (специально подготовленным и стремящимся лишь к знанию людям), представляет собой собственно философию.

Раскрывая третий вопрос, следует учитывать, что китайская философия развивалась как бы изнутри мифосознания – через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, – принципа единосущности макро- и микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира. Все вещи понимались как подвижные, текучие образования: " ци", универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием противоположных сил – " ян" и " инь" (света и тьмы); каждая вещь содержит в себе начала " инь" и " ян", поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. Даосизм выдвигает стратегию " следования естественности". Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип " недеяния" – " у вэй" ) позволяет совершенно мудрому приобщиться к " дао" как общемировому естественному ритму событий.

В четвертом вопросе следует отметить, что в центре внимания китайских мыслителей находились этико-политические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению Поднебесной (социума) понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии. Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала " ли". Воплощением знания выступает " благородный муж" (" цзюнь цзы" ), посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое начало в человеке. При империи Хань (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.) конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и впоследствии на протяжении столетий оказывало огромное воздействие на облик традиционной китайской цивилизации.

Библиографический список

Васильев Л. В. История религий Востока. М., 1988.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

Малявин В. Конфуций. М., 1992.

Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1988.

Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. М., 1993.

Степанян. М. Т. Восточная философия. М., 1997.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем суть кризиса родовой морали и мифологического миропонимания?

2. Раскройте соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского.

3. Каковы особенности мифологии на Востоке?

4. Перечислите основополагающие принципы древнеиндийской философии?

5. Какие особенности ортодоксальных школ и направлений индийской философии?

6. Назовите неортодоксальные школы индийской философии?

7. Назовите характерные черты философии Древнего Китая:

8. Типы методологии и их особенности в философских учениях Китая.

9. Специфика философем – «тайцзы», «увэй», «дао», «жень», «ян».

Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Занятие 1

 

1. Место философии в античной культуре. Космоцентрический характер античной натурфилософии.

2. Проблема поиска первоначала бытия. Философия Милетской школы.

3. Элейская философия. Философия Гераклита из Эфеса.

4. Древнегреческий атомизм. Учение Демокрита.

Методические указания

При изучении данной темы особое внимание следует уделить вопросу возникновения философии в греческом полисе как науки о всеобщем, в рамках которой начинают синтезироваться знания, полученные во всех сферах человеческой деятельности, формируется критическое мышление. Первый вопрос посвящен выделению специфике нового «западного» типа философствования и его отличие от восточного. Второй и третий вопросы также должны быть связаны как с предыдущей темой, так и с первым вопросом. Необходимо знать, что спецификой греческой философии в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Эта специфика связана с особенностями греческих языческих верований и культов, которые были в основном культами природы. Философы прежде всего критически переосмысливали мифологическую картину мира, ища простые первоначала всего сущего. На место мифологического порождения у философов становится причина (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Следует помнить, что космос интересовал греческих философов как образец гармонии, который можно использовать в сфере этики и политики. В вопросе обсуждается становление фундаментальных понятий логоса и физиса.

В четвертом вопросе обсуждается проблема тождества бытия и мышления в философии элеатов (Парменид, Зенон). Дискутируется тезис: " То, что нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать" и апории Зенона: «Дихотомия», «Ахилл», «Стрела», «Стадий». Смысл апории «Стрела» заключается в утверждении: «Летящая стрела покоится». Исследуется сущность полемики по поводу законов противоречия и исключенного третьего, между философами-метафизиками и диалектиком Гераклитом.

Пятый вопрос связан с изучением становления материалистической линии в философии. Изучается атомистическое учение Демокрита. Анализируются постулаты теории Демокрита: бесконечное количество атомов и их неделимость и концепция детерминизма (всеобщей обусловленности), согласно которой все в мире, вплоть до мельчайших природных событий и человеческих поступков, предопределяется положением атомов в первоначальном вихре.

 

Библиографический список

 

Блинников П. В. Краткий словарь философов. М., 1994.

Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. 1993. № 9.

Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Ленинград, 1990.

История философии: Запад-Россия-Восток. Книга 1. М., 1996.

Семушкин А. В. У истоков Европейской рциональности. М., 1996.

Донских О. А. Кочергин А. Н. Античная философия. М., 1993.

История философии: Запад-Россия-Восток. Т. 1 М., 1995.

Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1997.

Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М., 1997.

Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху в Греции. М., 1999.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.

 

Занятие 2

1. Сократ и софисты. Сущность сократического переворота в философии. Философия Платона.

2. Философия Аристотеля. Система наук Аристотеля.

3. Морально-этические искания в античности: эпикурейцы, стоики, киники, скептики.

4. Философия поздней античности: гностицизм, манихейство, неоплатонизм.

Методические указания

В V в. до н. э. школа софистов (Горгий, Протагор, Продик и др. ) доводит до абсурда элемент релятивизма, заложенный в представлениях Гераклита. Открытие собственной бытийности слов меняет способ философствования. Поворот к человеку связан с именем Сократа, который усматривает сущность человека в душе. Основная идея Сократа человек — это некоторое подобие космоса — микрокосмос. Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека. Отсюда знаменитый тезис Сократа: " Познай самого себя". Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого утверждения: " Я знаю, что я ничего не знаю".

Этот тезис — начало познания. Дальше Сократ разыскивает способ рассуждения, который изнутри самого себя может дать знание. Способ помощи в рождении знания Сократ называет майевтика. Путем правильной постановки вопроса, путем столкновения противоположных мнений должно появиться правильное решение.

Особое внимание следует уделить переосмыслению Сократом взаимоотношений между человеком и Богом, являющимся источником не произвола, а только лишь блага. Идея Бога как блага является, краеугольным камнем, философии Платона. Сократ и Платон внесли наибольший вклад из всех античных философов в дело очищения понимания Бога от человеческих качеств. В свете понимания Бога как блага Платон рождает идею справедливого государства, которую излагает в самом первом социально-политическом трактате " Государство". Основные представления Платона о мире идей и мире вещей, двойственной природе человека, субстанциональности добра и отвержение субстанциональности зла, инкарнации идей, или форм, в вещах предвосхитили важнейшие воззрения христианства, которое рассматривает Платона в качестве одного из своих предшественников. Подготавливая вопрос, необходимо раскрыть смысл основных понятий философии Платона: душа, космос, эйдос, диалектика. Также надо знать сущность положения о знании как воспоминании.

Изучая второй вопрос, следует ознакомиться с главным трудом Аристотеля " Метафизика", в котором Аристотель критикует концепцию " двух миров" Платона, считая ее бесплодной и не аргументированной. В противоположность Платону, Аристотель доказывал, что вещи состоят из материи и формы, которые неразрывно связаны. Аристотель рассматривал материю как пассивное, а форму – как активное начало, делающее вещь тем, что она есть. В области теории познания Аристотель разработал концепцию, основанную, в противоположность философии Платона, на принципе сенсуализма. Великой заслугой философа является разработка основ формальной логики, сохранивших свое значение до наших дней. Аристотель внес большой вклад в разработку форм диалектического мышления, прежде всего, в связи с проблемой общего и отдельного, которые он пытался представить в единстве. В философии Аристотеля философские категории окончательно отделяются от грамматических. В учении о категориях философ выделил десять важнейших из них.

Большой интерес представляют собой зачатки естествознания, изложенные в таких трудах, как «Физика», «О небе», «Метеорология», «История животных» и др. Так, Аристотель доказывал шарообразный характер Земли и Луны, описал около 500 видов животных, сформулировал геоцентрическую концепцию Вселенной, разработанную во II в. н. э. Птолемеем и господствовавшую до XV в.

Подготавливая вопрос следует ознакомиться со смыслом придаваемым Аристотелем понятиям: материя, сущность, энтелехия, метампсихоз, анамнезис, катарсис.

В третьем вопросе рассматриваются морально-этические искания эпикурийцев и стоиков. Следует отметить, что представители обеих школ считали главной задачей философии – этику, в которой знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. И те и другие выдвигали лозунг: жить согласно природе. Но представители этих школ своеобразно относились к возможностям познания в деле освобождения человека от страха. Также различное отношение к проблеме предопределенности судьбой. Изучая вопрос, надо проанализировать сущность положения Эпикура о разумном наслаждении как средстве достижения спокойного и радостного состояния духа и положения стоиков о том, что главным руководством для всего живого является стремление к самосохранению. В противовес стоикам и эпикурийцам киники, последователи Антисфена, видели основу счастья и добродетели в пренебрежении к общественным нормам, в отказе от всех благ и удовольствий.

Четвертый вопрос ориентирует на изучение религиозно-философских течений поздней античности. В отличии от стоиков и скептиков, гностики, манихеи и неоплатоники не верят в возможность человеческого разума и уповают на трансцендирование к сверхъестественному. Гноситики и манихеи большое внимание уделяли проблеме дуализма ( борьба света и тьмы, добра и зла, духа и материи). Обсуждаются методы решения проблемы преодоления дуализма предлагаемые гностиками. Рассматриваются причины непримиримости христианства по отношению к положению манихеев о субстанциональности зла. При изучении философии неоплатоников (Плотин, Прокол, Ямвлих, Филофон, Порфирий и др.) следует помнить, что во главу философствования последние ставили проблему постижения единого и многого в их статистике и динамическом взаимопереходе, а их спекулятивные теории о числах и душе часто выражались в форме практической мистики.

 

Библиографический список

Аристотель. Собр.соч.: В 4 т. М., 1975; 1983.

Бугай Д.В. Трактат Плотина «О добродетелях» и его интерпретация Порфирием и Марином // Вопросы философии. 2002. № 8.

Васильева Т. В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. 1993. № 9.

Платон. Собр. соч. В 4 т. М., 1990-1994.

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1969. (Софисты, Сократ, Платон).

Мозжилин С.И. Нравственный цензор, свобода и идея справедливого Бога от Сократа и Платона к Иисусу Христу// Вестник СГСЭУ. 2001. №1.

Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1984.

Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли: к истории концепции знания от Платона до Поппера // Вопросы философии. 2001. № 1, 2.

Реале Д., Антисери Д. История философии от истоков до наших дней. М., 1995.

Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // В. С. Соловьев. Собр. соч.: В 2 т. М., 1988, 1990. Т. 2.

Учебники платоновской философии. Томск, 1995.

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.

Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1995.

Щуков В.А. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии. 2001. № 12.

Эрн В. Ф. Верховное постижение Платона // Сочинения. М., 1991.

Контрольные вопросы

 

1. Дайте общую характеристику греческой философии до Сократа:

2. Назовите основные школы досократической философии.

3. В чем специфика осмысления бытия досократиками?

4. Перечислите основные проблемы ранней греческой философии.

5.В чем уникальность позиции Сократа?

6. Диалектика как стратегия беседы.

7. В чем суть метода Сократа?

8. Каковы основные положения философии Платона?

 

Методические указания

При рассмотрении первого и второго вопросов необходимо обратить внимание на то, что средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Начальная фаза формирования христианской философии относится еще к первым векам нашей эры, к периоду, когда становящееся христианское вероучение сталкивается и переплетается с философскими системами античного мира. Это происходит в период патристики. Патристика (от лат. pater – отец) – общее название литературы, написанной отцами церкви. В истории философии это понятие используется для обозначения христианского богословия и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от " язычников", иудеев, государственной власти и античной философии. Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится использовать принципы и методы античной философии для обоснования христианства.

Философию патристики по той роли, которую она играет в обществе, можно разделить на апологетическую и систематическую. С точки зрения места возникновения – на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую. На Востоке преобладала мистика, на Западе – схоластика. В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого " апология" – защита). Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систематизировать христианство. Для ее выполнения было необходимо использовать наследие античного мышления. Систематизация христианских воззрений была необходима для борьбы с еретическими учениями.

Раскрывая третий вопрос, следует подчеркнуть отличия подходов к проблеме познания Бога в катафатическом и апофатическом богословии. Отличие метафизических и методологических принципов Восточного и Западного христианства определяет их специфику. В исихазме – вершине православного богословия – по особенному определяется человеческая природа через энергийное соединение человека с Богом.

В четвертом вопросе нужно учесть внутреннее многообразие схоластики. Термин «схоластика» (от греческого слова – школа) прилагался к весьма широкому кругу мыслителей, не только отделенных друг от друга веками, но и различавшихся по своим взглядам. В целом схоластика характеризовалась, во-первых, безусловным приоритетом веры над разумом и, во-вторых, существованием специфических и тщательно разработанных методов обучения «школяров». В центре схоластов находились данные в Божественном Откровении истины, которые надлежало не только защищать от еретических толкований, но также разъяснять, развивать и интерпретировать надлежащим образом.

 

Библиографический список

Августин Аврелий. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.

Аквинский Фома. Сумма теологии. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

Ареопагит Дионисий. Мистическое богословие. Божественные имена // Мистическое богословие. Киев, 1991.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

История философии: Запад-Россия-Восток. Т. 1. М., 1995.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя церкви. М., 1996.

Кураев А.В. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. 1994. № 9.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Ориген. 0 началах. Самара, 1993.

Реале Д. и Антисери Д. История философии от истоков до наших дней. Т. 2. М., 1995.

Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995.

Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Флоровский Г. Восточные отцы. М., 1992.

Хоружий С. С. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1995.

Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

Контрольные вопросы

 

1. Чем отличается христианская философия Востока и Запада?

2. Назовите основных представителей латинской патристики.

3. Назовите философские проблемы на Вселенских соборах.

4. Каковы основные проблемы схоластики?

5. В чем суть проблемы универсалий?

6. Как концептируется в философии Фомы Аквинского: сущность, существование и акт.

7. Каковы отличительные черты средневекового миропонимания?

8. Как соотносится постановка проблемы свободы воли у Боэция, Эразма, Лютера?

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

1. Социокультурные перемены и круг философствования.

2. Теоцентризм и антропоцентризм в философии Н. Кузанского.

3. Основные черты ренессансной модели знания.

4. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Ренессансный идеал человека.

5. Политика и нравственность. Утопии.

 

Методические указания

 

Раскрытие данной темы, прежде всего, требует прояснения сущности самого понятия «Возрождение». Проанализируйте, почему поздний период развития феодального общества (XIV-XVI вв.) в Западной Европе называют эпохой Возрождения. Особое внимание уделите новым тенденциям в европейской культуре: упадок феодальных отношений и зарождение городов- республик, противостояние средневековой схоластике и духовному господству церкви, формирование светского свободомыслия и гуманистических идей, развитие естествознания, литературы, искусств.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.124 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь