Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4. Средневековая философия



1. Специфика христианской философии. Основные этапы развития средневековой философии.

2. Вселенские соборы и развитие философской мысли. Христианство на Востоке и Западе. Апофатика и катафатика. Мистика и аскетика.

3. Схоластика Запада. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Проблемы онтологии. Философия Ф. Аквинского. Проблемы гносеологии. Вера и разум. Откровение и знание. Теология и философия. У. Оккам, Д. Скот.

4. Специфика Восточного христианства. Православный энергетизм.

Методические указания

При рассмотрении первого и второго вопросов необходимо обратить внимание на то, что средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Начальная фаза формирования христианской философии относится еще к первым векам нашей эры, к периоду, когда становящееся христианское вероучение сталкивается и переплетается с философскими системами античного мира. Это происходит в период патристики. Патристика (от лат. pater – отец) – общее название литературы, написанной отцами церкви. В истории философии это понятие используется для обозначения христианского богословия и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от " язычников", иудеев, государственной власти и античной философии. Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится использовать принципы и методы античной философии для обоснования христианства.

Философию патристики по той роли, которую она играет в обществе, можно разделить на апологетическую и систематическую. С точки зрения места возникновения – на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую. На Востоке преобладала мистика, на Западе – схоластика. В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого " апология" – защита). Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систематизировать христианство. Для ее выполнения было необходимо использовать наследие античного мышления. Систематизация христианских воззрений была необходима для борьбы с еретическими учениями.

Раскрывая третий вопрос, следует подчеркнуть отличия подходов к проблеме познания Бога в катафатическом и апофатическом богословии. Отличие метафизических и методологических принципов Восточного и Западного христианства определяет их специфику. В исихазме – вершине православного богословия – по особенному определяется человеческая природа через энергийное соединение человека с Богом.

В четвертом вопросе нужно учесть внутреннее многообразие схоластики. Термин «схоластика» (от греческого слова – школа) прилагался к весьма широкому кругу мыслителей, не только отделенных друг от друга веками, но и различавшихся по своим взглядам. В целом схоластика характеризовалась, во-первых, безусловным приоритетом веры над разумом и, во-вторых, существованием специфических и тщательно разработанных методов обучения «школяров». В центре схоластов находились данные в Божественном Откровении истины, которые надлежало не только защищать от еретических толкований, но также разъяснять, развивать и интерпретировать надлежащим образом.

 

Библиографический список

Августин Аврелий. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.

Аквинский Фома. Сумма теологии. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

Ареопагит Дионисий. Мистическое богословие. Божественные имена // Мистическое богословие. Киев, 1991.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

История философии: Запад-Россия-Восток. Т. 1. М., 1995.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя церкви. М., 1996.

Кураев А.В. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. 1994. № 9.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Ориген. 0 началах. Самара, 1993.

Реале Д. и Антисери Д. История философии от истоков до наших дней. Т. 2. М., 1995.

Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995.

Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Флоровский Г. Восточные отцы. М., 1992.

Хоружий С. С. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1995.

Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

Контрольные вопросы

 

1. Чем отличается христианская философия Востока и Запада?

2. Назовите основных представителей латинской патристики.

3. Назовите философские проблемы на Вселенских соборах.

4. Каковы основные проблемы схоластики?

5. В чем суть проблемы универсалий?

6. Как концептируется в философии Фомы Аквинского: сущность, существование и акт.

7. Каковы отличительные черты средневекового миропонимания?

8. Как соотносится постановка проблемы свободы воли у Боэция, Эразма, Лютера?

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

1. Социокультурные перемены и круг философствования.

2. Теоцентризм и антропоцентризм в философии Н. Кузанского.

3. Основные черты ренессансной модели знания.

4. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Ренессансный идеал человека.

5. Политика и нравственность. Утопии.

 

Методические указания

 

Раскрытие данной темы, прежде всего, требует прояснения сущности самого понятия «Возрождение». Проанализируйте, почему поздний период развития феодального общества (XIV-XVI вв.) в Западной Европе называют эпохой Возрождения. Особое внимание уделите новым тенденциям в европейской культуре: упадок феодальных отношений и зарождение городов- республик, противостояние средневековой схоластике и духовному господству церкви, формирование светского свободомыслия и гуманистических идей, развитие естествознания, литературы, искусств.

При освещении следующего вопроса необходимо указать, что становление социально-экономического уклада и гуманистической культуры сопровождается изменением религиозного мировоззрения. Специфика ренессансной религиозности – в обращении к пантеистической традиции, имевшей широкое распространение в античности. Возрожденческий пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) отождествлял природу и бога и предполагал смену ценностных ориентаций. Один из крупнейших философов-пантеистов Николай Кузанский (1401-1464) утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание, с его точки зрения, достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений. Проанализируйте, как в философии Кузанского пересекаются теологические и антропоцентристские установки.

Ключевым фактором в культуре Возрождения стало развитие науки. Рассмотрение ренессансной модели знания подразумевает выявление специфических характеристик в методологии и предметной сфере исследовательских интересов мыслителей Возрождения. Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н.Коперника, подорвавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и ставшая революцией в естествознании. Глубокое философское содержание и научное значение имели воззрения Дж. Бруно (1548-1600), который решительно выступал против принципа подчинения разума вере, считая неприемлемой идею «двойственности истины», т.е. признание сосуществования религиозной и научной «истин». Огромный вклад Бруно внес в развитие естествознания. При подготовке к семинарскому занятию рассмотрите подробно натурфилософские взгляды ученого. Выдающимся представителем научной мысли Возрождения был Г. Галилей(1564-1642), который сделал целый ряд астрономических открытий, ввел и обосновал понятие «закон природы», разработал основы механики и научной методологии.

Анализ гуманистических идей философии Возрождения позволяет выявить основные черты ренессансного идеала человека. Обратите внимание, что решающую роль в формировании этого идеала сыграли художники и поэты. В эпоху Возрождения происходит величайший расцвет искусства и литературы, создается культ творческой деятельности. Вспомните, какие темы затрагивают в своих произведениях Данте, Петрарка, Боккаччо, Мазаччо; каким изображается человек в творениях Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, П. Брейгеля и др.

В эпоху Возрождения появляются социально-политические учения, отвергающие теократическую концепцию государства. Идея необходимости светского государства принадлежит Н.Макиавелли (1469-1527). Рассмотрите взгляды Макиавелли на природу человека и общества, проанализируйте теорию сильного государства. Социально-философская мысль эпохи Возрождения связана с именами английского гуманиста Т.Мора(1478-1535) и итальянского философа Т.Кампанеллы (1568-1639). Ознакомьтесь с утопическими концепциями этих мыслителей, поразмышляйте, что является причиной их возникновения.

 

Библиографический список

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1984.

История философии: Запад - Россия - Восток. Книга 2. М., 1996.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1976.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. М., 1984.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные принципы философии Возрождения.

2. В чем проявилось утверждение силы человеческого разума? Поясните на примерах философских воззрений Н.Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея.

3. Каковы философские истоки ренессансного гуманизма?

4. Почему эстетическое начало играло доминирующую роль в ренессансном мировосприятии?

5. Как связаны идеи гуманизма с новыми социально-политическими теориями?

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь