Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Совместная деятельность руководителя ДХК и аккомпаниатора.



Работа в ДТК строится на совместной и согласованной деятельности руководителя и аккомпаниатора. Музыкальное сопровождение играет важную роль не только в постановочной, но и в тренировочной работе.

На занятиях музыкальный инструмент должен находится так, чтобы аккомпаниатор видел детей и руководителя. Необходимо заранее, перед занятиями, оговорить требуемое сопровождение. Оно должно соответствовать теме занятия, возрасту детей.

При работе с классическим тренажом чередуется музыкальный размер на ¾ и 2/4. Темп должен соответствовать техническим возможностям детей. Перед выполнением упражнения должно звучать музыкальное вступление на 2 или 4 такта для препарасьон – раскрытия рук. Каждая комбинация у станка рассчитана на 16-32 такта.

Народный тренаж позволяет познакомить детей с народной музыкой. Каждому элементу соответствует музыкальное сопровождение той народности, в характере которой выполняется. Перед выполнением руководитель обращается к аккомпаниатору: «Вступление, пожалуйста», а после окончания благодарит. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, но не громким, чтобы были слышны замечания и комментарии руководителя.

При разучивании новых комбинаций темп должен быть медленным и только после их усвоения увеличивается. Нельзя прерывать музыкальное сопровождение на середине фразы.

Работая с детьми дошкольного возраста необходимо четко определять сильную долю. При выполнении элемента на затакт, необходимо произнести «и», чтобы дети выполнили движение музыкально.

Для постановки детских танцев нужно использовать музыку, соответствующую возрасту детей. Количество музыкальных частей и характер их исполнения заранее оговаривается и больше не меняется.

При работе над партерной гимнастикой лучше использовать детские песни для создания настроения.

 

 

Метод (от греч. metodos – путь к чему-либо) – способ взаимосвязанной деятельности учителя и ребенка, осуществляемый на основе правил, которые являются объективными закономерностями человеческой деятельности (обучения, восприятия человеком искусства, творчества, усвоения информации и т.д.)

В процессе обучения в качестве основных используются следующие методы:

  • словесные (источником знания является устное или печатное слово):

Словестные методы обучения:

рассказ;

лекция;

беседа;

1) Устное изложение характерных особенностей танцевальной культуры изучаемой национальности;

2) Беседы о традициях, условиях быта, рода занятий разных народов;

3) Сравнительный анализ жанровых особенностей танцевальных культур разных стран.

  • Наглядные

1) Просмотр видеоматериалов, иллюстраций различных профессиональных коллективов народного танца;

2) Показ, исполнение педагогом практического материала;

3) Наблюдение;

4) Работа по образцу с видеоматериала.

 

  • Практические

1) Экзерсис у станка и на середине зала;

2) Тренировочные упражнения;

3) Танцевальные элементы, комбинации, этюды;

4) Разучивание концертного номера;

5) Выступление на сцене.

 

  • Метод персонификации – выделение движения и сравнение его со знакомым предметом
  • Метод эмоциональной транскрипции – деление музыки на квадраты и определение динамичности окраски, соединение музыки с движением

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:

1. Учащиеся воспринимают готовую информацию;

2. Учащиеся усваивают готовую информацию.

 

РЕПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ:

1. Учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ:

1. Самостоятельные творческие постановки этюдной формы;

2. Самостоятельная работа над поиском теоретического материала о различных национальностях.

 

 

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

 

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Прием –

 

1) Зеркальное отражение

2) Использование примера лучшего исполнителя

3) Смена лидеров

ФОРМЫ

Групповая;

Индивидуальная;

Индивидуально групповая;

Ансамблевая

 

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: урок, репетиция, конкурс, концерт, фестиваль, семинар, творческая встреча.

 

   
Описание танца 1 куплет 1-4 такты. Танцующие на «раз», «два» хлопают в ладоши. 5-8 такты. Подняв правую руку вверх, а левую положив на пояс, поворачиваются на своих местах в правую сторону, делая 8 так называемых «припаданий»: на «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо, на «два» - приставляют левую ногу на полупальцах сзади правой. (На полный оборот получается 8 припаданий). 9-12 такты. Хлопают в ладоши, как в 1-4 тактах. 13-16 такты. Поворот «припаданием» с левой ноги в левую сторону. 2 куплет 1-16 такты. Взявшись за руки, дети переменным шагом всем кругом двигаются против часовой стрелкиюээ3 куплет 1-16 такты. Круг двигается в обратную сторону. 4 куплет Скрестив руки перед грудью, танцующие исполняют следующие движения: 1 такт. На «раз» - правую ногу отставляют вправо на носок, пяткой вверх, «два» - ставят ногу на пятку, носком вверх. 2 такт. Делают три притопа правой – левой – правой ногой. 3-4 такты. Повторяют движения 1-2 тактов, но с левой ноги. 5-8 такты. Повторяют движения 1-4 тактов. 9-12 такты. Взявшись за руки, танцующие делают с правой ноги шесть шагов к центру. Заканчивают тремя притопами, постепенно наклоняя корпус. 13-16 такты. Постепенно выпрямляясь, дети отходят назад и заканчивают движение тремя притопами.
 
 
Описание танца Дети стоят парами (лучше мальчик и девочка) по кругу в направлении против часовой стрелки. Образуются два круга – внешний и внутренний. Мальчик стоит с левой стороны от девочки. Правая рука мальчика вытянута за спиной девочки и держит её правую руку у правого плеча. Левые руки мальчика и девочки соединены и отведены немного влево. 1-2 такты. Начиная с правой ноги, танцующие делают вперед три шага: правой – левой – правой ногой; затем шаг левой ногой влево и приставляют правую ногу к левой. 3-4 такты. Движение повторяется с отходом назад и начинается с левой ноги. Заканчивается шагом вправо с приставлением левой ноги к правой. 5-6 такты. Подняв соединенные руки вверх, танцующие, смотря друг на друга, делают поворот направо, затем налево. 7-8 такты. Девочки поворачиваются на месте и переходят к следующему партнёру. Мальчики, во время движения девочек, оставаясь на своих местах, хлопают в ладоши. Танец исполняется сначала с новыми партнёрами.
 
 
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. 1-8 такты – дети движутся плавным шагом вправо (шаг равен одной четверти). 9-10 такты – дети идут таким же шагом к центру, постепенно поднимая голову и руки вверх. 11-12 такты – дети отступают назад с носка, плавно опуская руки в стороны вниз. Голова опускается в положение «прямо». 13-16 такты – повторяются движения 9-12 тактов. С повторением музыки дети снова двигаются по кругу, но влево, изменив направление. Спокойные и плавные движения детей соответствуют характеру музыки.
 
 
Хоровод танцуют 4 или 5 пар девочек, в руках у которых веночки из калины. Вступление. Девочки идут хороводным шагом, становятся в круг. Осень золотистая Листья разукрасила /Девочки стоят лицом в круг и медленно поднимают-опускают веночки И калины ягоды В красный цвет окрасила. /Повторить Припев: Мы вокруг калинушки В хороводе ходим, Песенку осеннюю Нежную заводим. /Каждая девочка берет левой рукой веночек впередистоящей девочки, а в правой руке держит свой веночек. Идут по кругу хороводным шагом. Проигрыш. Девочки выполняют плавные наклоны в стороны, держа веночек двумя руками над головой. Кружатся с припаданием, держа веночек на груди. Солнышко осеннее /делают 4 шага в круг Слабо пригревает. /кружатся с припаданием Птицы перелетные /делают 4 шага из круга, отступая назад К югу улетают /кружатся с припаданием. Припев: Мы вокруг калинушки В хороводе ходим, Песенку осеннюю Нежную заводим. /Девочки становятся парами. В правой руке каждая девочка держит свой веночек, а левой – веночек своей пары. Разведя руки широко в стороны, девочки идут вправо хороводным шагом. Делают полуприседания, поднимая то правый, то левый веночек, и смотрят на него - вверх. Проигрыш. Девочки выполняют плавные наклоны в стороны, держа веночек двумя руками над головой. Кружатся с припаданием, держа веночек на груди. Из листочков золотых Мы венки сплетаем И калины ягодой Ярко украшаем. /перестраиваются в два хороводных круга. Поднимают веночки двумя руками вверх. Надевают их на голову. Припев. Идут в двух кругах хороводным шагом. Кода. Девочки становятся лицом к гостям, выполняют пружинку. Держа веночки на груди. Кружатся с припаданием. На последний такт – поклон.
 
 
Русская пляска Построиться в две шеренги вдоль противоположных стен лицом друг к другу. 1 часть. Дети в 1-й шеренге, взявшись за руки, идут навстречу 2-й шеренге переменным шагом (четыре такта). Движение начинается с правой ноги. Следующие четыре такта они идут простым шагом назад, без поворота, на своё первоначальное место. При повторении музыки это же движение делает 2-я шеренга. 2 часть. 1-я шеренга свободно двигается в любом направлении, выполняя танцевальные движения соответственно характеру музыки, и на 8-м такте возвращается на свои места. При повторении музыки 2 части то же выполняет 2-я шеренга. После этого пляска начинается снова.
 
 
Описание танца Дети становятся по кругу пара за парой, взявшись за руки. Вступление. Стоя слушают музыку. Такты 1-3. Бегут по кругу. Такт 4. Останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. Такты 5-8. Делают пружинистые полуприседания. Такты 9-12. Легко подпрыгивают на месте. Такты 13-16. Кружатся по одному или взявшись за руки.
 
 
Описание танца Девочки стоят в двух шеренгах лицом к зрителям. Пятки соединены, руки на поясе, пальцы сжаты в кулачки. Смотрят весело задорно. Такт 1. На «раз» выставляют правую ногу вперед на каблук, слегка присев на левой ноге, поворачивая корпус вправо, и разводят руки в стороны. Такт 2. Возвращаются в исходное положение. Такты 3-4. Движения повторяются. Такты 5-8. Повторяют движения 1-4 тактов. Такты 9-12. Повторяют движения 1-4 тактов вправо, с большим поворотом. Такты 13-16. Повторяют движения 9-12 тактов влево. Такты 17-24. Повторяют движения 1-16 тактов в более быстром темпе – выставление ноги и возврат в исходное положение на каждый такт. Руки в стороны не разводят, держат на поясе. Такт 25. Повторяют движения 1 такта. Такт 26. Возвращаются в исходное положение. Девочки первой шеренги делают руками «воротца». Такты 27-28. В «воротца», слегка нагнувшись, проходят девочки второй шеренги (3 шажка), девочки первой шеренги шагами отходят назад (3 шажка). Такты 29-32. Повторяют движения 25-28 тактов с левой ноги и, сделав «воротца», отходят назад девочки второй шеренги. Такты 1-4. Девочки выполняют припадание: стоящие в первой шеренге вправо, стоящие во второй – влево. Такты 5-8. Кружатся на месте (припадание), одни вправо, подняв руку вверх, другие (вторая шеренга) – влево, подняв левую руку. Такты 9-16. Повторяют движения 1-8 тактов в другую сторону. Такты 17-20. Девочки первой шеренги делают «воротца» и пружинят на носках, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Каждая девочка второй шеренги обегают стоящую впереди с левой стороны. Такты 21-24. Повторяют движения 17-20 тактов, но «воротца» делают девочки второй шеренги. Такты 29-30. Матрёшки делают 3 шага, держа руки на поясе. Такты 31-32. Медленно наклоняются (поклон), опустив руки, с последним аккордом быстро выпрямляются и кладут руки на пояс.
 
 
 
 
 
Правила игры Разделить детей на две группы. Одна – «дети» (сидят на стульях), другая–«воробьи». Воробьи легко прыгают на носках, раскрыв крылышки (руки), выполняя ритмический рисунок с остановками на четвертях. На piano воробьи садятся на корточки и ударяют пальчиками об пол (клюют зерно). На заключительный акцент дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши. Воробьи разлетаются в разные стороны    
 
 
 
 
Правила игры Играющие дети «мыши» находятся «в доме», у одной из стен комнаты. У противоположной стены на стуле сидит «кот» - он «спит». С началом звучания настороженной музыки «мыши» подкрадываются к «коту» и присаживаются на корточки. С началом звучания громкой музыки «кот» просыпается и ловит «мышей», которые стремительно убегают «в дом».

 

Бас-данс

Бас-данс (фр. basse danse — «низкий танец») — собирательное название беспрыжковых придворных танцев в умеренном или умеренно-медленном темпе, которые часто назывались «прогулочными танцами». Эти танцы были широко распространены во Франции, в Италии, Нидерландах между 2-й половиной 14 и серединой 16 века. Композиционный рисунок строился в виде хоровода, цепи, шествия. Бас-дансы составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали себя собравшемуся обществу и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер. Это был церемониальный танец, связанный больше с прохаживанием, чем с танцем как таковым. К нему относятся павана, аллеманда, куранта, сарабанда и др. Также существует бассаданца - более изысканная итальянская разновидность бас-данса, популярная в XV веке. Отличается более подвижным темпом.

 

Мореска

Мореска (мориска) (итал. moresca, исп. morisca – мавританская пляска) — остается в эпоху Возрождения одним из самых популярных танцев, становясь принадлежностью различных городских театрализованных зрелищ и спектаклей зарождающегося музыкального театра. В период между 1550 и 1650 мориско был непременным атрибутом любого значительного придворного празднества. Там она утрачивает свои исконные приметы народной игры, (сохранив, однако, маску мавра), и постепенно превращается в фигурный танец торжественного, часто воинственного характера. Мореску танцуют на балу и в деревне, профессиональные танцовщики и представители высших слоев общества.

Во времена средневековья мореска была пантомимическим танцем, воспроизводящим битву между христианами и маврами. Исполнители роли мавра носили гротескные костюмы с колокольчиками у щиколоток и выкрашивали лица в черный цвет, а в музыке преобладали пунктирные ритмы и экзотические тембры.

 

Павана

 

Павана (исп. и итал. pavana, от лат. pavo – павлин) — торжественный медленный танец, распространенный в 16 — начале 17 веков в Европе. Уже в начале XVI века павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Это — один из наиболее величественных танцев; характер ее серьезен и возвышен. Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений, демонстрируя обществу свою величавость и богатство костюмов. Народ и буржуазия этот танец не танцевали. Исполнялась павана строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т.д. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела на своего кавалера. В конце пары с поклонами и реверансами снова обходили зал.

В каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности: во Франции — шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии — более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. Вероятнее всего, свое название павана получила от латинского слова pavo, paon, что означает павлин. И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом. Один из немецких музыкантов еще в 1523 году так и назвал павану: " павлиний танец". Также существует паванилья – танец популярный в Италии в 1-й половине XVII века и родственный паване. Отличался более оживленным характером и темпом.

 

 

Гальярда

Гальярда(gagliarda, итал. веселая, смелая, бодрая)— веселый, оживленный старинный танец романского происхождения конца 15 — 17 веков.

Гальярда берет свое начало в народной хореографии, хотя наибольшее распространение получила у привилегированных классов, сохранив черты крестьянских плясок — прыжки и резкие движения, нередко имеющие шутливые названия («журавлиный шаг», «лягание коровы»). Легкость и живость, с которой исполнялся танец, не исключали известной изысканности, которую нужно было сохранять даже при быстром повороте плеч. Гальярда — танец виртуозный, и ее исполнение на балах порождало своеобразное соревнование. Исполнители демонстрировали легкость и проворство, меняли и усложняли движения.

Гальярда — весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Кавалер двигался по залу вместе со своей дамой. Когда мужчина исполнял соло, дама оставалась на месте. Мужское соло состояло из разнообразных сложных движений. После этого он снова подходил к даме и продолжал танец. Основными характерными движениями гальярды являются четыре небольших шага на первые 4 четверти, прыжок на пятую и позировка на шестую. Эти движения занимали два такта по 3/4 и назывались cinq pas («пять шагов»). Поэтому в Англии XVI века гальярду так и называли — «синкпейс».

 

Тарантелла

Тарантелла (от названия г. Таранто на юге Италии) — итальянский народный танец, живой и страстный по характеру, исполняемый в размере 6/8. С историей тарантеллы связано много легенд. В 15-16 веках этот танец считался единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (ядовитого паука). В связи с этим в XVI веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которого танцевали больные тарантизмом. Музыка многократно повторялась и оказывала завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов. Весь танец построен на мелких прыжках и подскоках. Со временем тарантелла стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер.

Бранль

Бранль (фр. branle – качание, хоровод) — первоначально народный хороводный, позднее также бальный, придворный танец 15-17 веков. Характерными движениями является покачивание корпуса. Темп танца — умеренно быстрый, оживленный. Народный бранль — энергичен, порывист, чеканен, бальный — более плавен и спокоен, с большим количеством реверансов. Известны его многочисленные разновидности, отличающиеся друг от друга по размеру, темпу, хореографии (простой Бранль, двойной, Бранль прачек, башмака, с факелом, с поцелуями и др.) и местные варианты (Бранль из Пуату, из Шампани). В XVI веке бранль — самостоятельный танец, получивший распространение также в Англии (броул), Италии (брандо), Испании (бран) и др. странах.

Бранль явился первоисточником всех появившихся позднее салонных танцев и сыграл большую роль в развитии бальной хореографии, не смотря на то, что по хореографии был еще довольно примитивным.

Фарандола

Фарандола — провансальский народный танец в быстром темпе, в размере 6/8, известный с 15 века. По форме близкий каролю, танцующие держат друг друга за руки, образуя цепочку, и, следуя за ведущим, движуфтся по улицам, исполняя самые разнообразные движения. Термин «Фарандола» производят от испанского farandula — названия группы бродячих исполнителей, очевидно, потому, что перед танцующими обычно шли музыканты с тамбурином и флейтой. Вторая версия происхождения названия танца от греческого слова, буквально означающего — фаланга-невольник, что скорее всего связано с хореографией фарандолы: многочисленные участники танца брали друг за друга за руки (ленты, платки) и образовывали длинную цепочку, движения которой направлял ведущий с флажком или платком в руке (для сигнализации при смене танцевальных фигур). Его рисунок был неодинаков в различных местностях и зависел от индивидуальности ведущего.

 

Вольта

Вольта(ит. volta, от voltare — поворачивать; фр. volte) — старинный парный танец провансальского или итальянского происхождения в быстром и умеренно быстром темпе. Изначально народный, а позднее стала исполняться на придворных празднествах. Во второй половине 16 — первой половине 17 веков приобрел большую популярность в европейских странах, особенно во Франции и в Англии. Обычно танец исполняется одной парой, но число танцующих могло быть и больше. Начинался танец с поклона кавалера и реверанса дамы. Характерное движение вольты был подъем дамы в воздух. Кавалер проворно и резко поворачивал в воздухе свою партнершу, что требовало от партнера большой силы и ловкости, ведь подъем должен выполняться достаточно высоко, четко и красиво.

 

Аллеманда

Аллеманда (фр. allemand – «немецкий») – танец 16–18 вв., немецкого происхождения. Относится к массовым " низким", беспрыжковым танцам. Исполнители становились парами друг за другом. Количество пар не ограничивалось. Начиналась аллеманда салютом кавалера и реверансом дамы. Затем танцующие двигались по залу, простыми, спокойными шагами и двойным бранлем, держась за руки. Шаги делали вперед, в сторону, отступая назад. Колонна двигалась по залу, и, когда доходила до конца, участники делали conversion - поворот на месте (не разъединяя рук) и продолжали танец в обратном направлении.

 

Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века, и к концу того же столетия исчезла. Но уже во второй половине XVIII века появляется под тем же самым названием, но в более живом характере и в размере 3/4.

Куранта

 

Куранта (франц. courante, итал. corrente — бегущая, текущая). Старинный придворный танец рубежа 16-17 веков, итальянского происхождения, исполняемый в оживленном темпе. Композиционный рисунок танца обычно шел по овалу, но это мог быть и удлиненный квадрат, и восьмиугольник. Куранта состояла из скользящих шагов, pas demi coupé, pas de bourré e, pas assemblé без прыжка, с подъемом на полупальцы или па гальярды. Различали простую и сложную куранту. Первая состояла из простых, глиссирующих шагов, исполнявшихся преимущественно вперед. Сложная куранта носила пантомимический характер: трое кавалеров приглашали трех дам для участия в танце. Дам отводили в противоположный угол зала и просили танцевать. Дамы отказывались. Кавалеры, получив отказ, уходили, но затем возвращались снова и становились перед дамами на колени. Только после пантомимной сцены начинался танец. В сложной куранте движения исполнялись вперед, назад и в сторону. В середине XVI века пантомимная часть танца отпадает.

Куранта - танец торжественный, плавный и равномерный, его называли " танцем манеры", горделивым шествием. Как бытовой танец исчезает к концу XVII века в связи с появлением менее торжественных и более подвижных танцев.

 

Сарабанда

 

Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский танец, известный с 16 века, испанского происхождения. Поначалу это был народный танец, исполнялся только женщинами в живом, озорном, темпераментном характере. Аккомпанементом служили кастаньеты, гитара и песни танцовщиц, которые считались неприличными. У себя на родине сарабанда попала в разряд непристойных танцев и в 1630 году была запрещена. Но, несмотря на запрет, сарабанда постепенно становится одним из популярных придворных танцев в Испании и приобретает торжественный, величавый характер. За пределы Испании попадает во 2-й четверти 17 века. Здесь она становится парным танцем с более спокойным ритмом. В придворных кругах сарабанду обычно танцевали медленно и важно.

Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви».

 

Жига

Жига (англ. jig, итал. giga, фр. gigue) – быстрый старинный английский народный танец кельтского происхождения, распространенный в 16 в. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму прозвали «жига» — окорок. Первоначально жига была парным танцем. Среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого шутливого танца. В 17-18 веке стала популярным салонным танцем во многих странах Западной Европы.

 

 

Бурре

 

 

 

Бурре (от франц. bourrer — набивать, колотить) - старинный французский народный танец, возникший во второй половине 15-16 вв. в провинции Овернь. Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики. В XVII веке постепенно преображается в соответствии с запросами высшего света, приобретает более устойчивую, фиксированную форму и становится придворным танцем. И уже в первой половине XVIII века бурре — один из самых популярных европейских танцев. Также установились характерные черты музыки танца: четный размер, быстрый темп, четкий ритм.

 

Ригодон

 

Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) — французский народный и придворный танец 17 — 18 веков, популярный в южных областях Франции. Произошел от бранля, исполнялся по кругу (хоровод) или по линии в быстром темпе и веселом, темпераментном характере. Ригодон исполняли под аккомпанемент скрипки, пение танцующих, также исполнители отбивали такт деревянными башмаками. Основными движениями были подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращение под руку с девушкой, поочередная смена пар и т.д.

С конца 17 века приобрел известность как придворный танец, соответственно став более размеренным и торжественным. В 18 веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев, он несколько оживлял наскучивший ряд церемониальных танцев.

 

Гавот

 

Гавот (франц. gavotte, от прованс. gavoto – танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) – старинный французский народный танец в спокойном темпе и трехдольном размере. Изящный и радостный танец известный еще с 16 века, исполнялся легко и грациозно под народные песни и волынку. Изначально был хороводным танцем.

 

 

В 18 в. становится популярным придворным парным танцем с различными фигурами. Теперь это жеманный и манерный танец. Легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большей танцевальностью. Как правило, исполнялся одной парой. Основныедвижения: pas chassé, pas balancé, pas glissade, pas assé mblé, pas jeté, entrechat, pas emboite.

 

Менуэт

Менуэт (франц. menuet, menu pas — маленький шаг) – старинный французский народный танец 16–17 вв.. Исполнялся в умеренном темпе и 3-дольном размере. Предшественником менуэта был старофранцузский хороводный танец аменер (amener), который зародился в провинции Пуату.

С середины 17 по середину 18 в. менуэт был основным придворным танцем, образцом французского придворного балета. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Любимым танцем королевского двора менуэт становится около 1650 года, при Людовике XIV. Его называли " королем танцев и танцем королей". А затем распространился по всей Европе, в том числе в России (где его танцевали на ассамблеях Петра I). Он пережил на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы и сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них - дофин с одной из знатных дам. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные маленькие шаги и легкое скольжение. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэту обучались долго, очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, согнутые в локтях, с манерно приподнятыми кистями дорисовывали позы менуэта, их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка, который варьировался в плавных, закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.

В XVIII веке медленный менуэт сменил скорый, которому свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. Танец становился еще более изысканным и манерным.

 

 

Полонез

 

Полонез (франц. polonaise — «польский»)— танец-шествие польского происхождения, известный с 16 века. Развился на основе народного танца, который в Польше назывался «пеший» (chodzony). Танцевали его на свадьбах и других сельских праздниках. Размер у него был 4-дольный, темп медленный и имел отличительные черты свойственные различным областям Польши. Изначально полонез танцевали только мужчины, но в процессе эволюции полонез становится 3-дольным, и в нем начинают принимать участие и женщины.

В 17 веке стал танцем привилегированных классов, потерял свою простоту. В 18 веке распространился по всей Европе как придворный танец и с этого времени получил свое название. Полонез становится одним из самых популярных танцев всей Европы, торжественным танцем-шествием, открывающим торжественные танцевальные вечера. Под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В этом танце не было сложных хореографических украшений, замысловатых поз и несмотря на причудливый и сложный рисунок, исполнение полонеза не представляло особого труда. Основным движением танца был изящный и легкий шаг с плавным неглубоким приседанием на третьей четверти каждого такта. Танцующие также исполняли реверансы и поклоны. Полонезу были свойственны строгая, горделивая осанка, собранность и подчеркнутое внимание к своей даме. Танцующие пары составляли одну или две колонны, круги, линии, гирлянды, «змейки» и т. д. Кавалер первой пары, который был ведущим, изобретал различные фигуры, которые были очень многочисленны и разнообразны.

В России полонез известен с начала 18 века под именем «польский». Еще одно название: «ходячий разговор» — во время танца исполнители могли вести беседу.

 

Урок танца " Первый бал" по предмету " Ритмика и танец"

Погребняк Сергей Федорович, преподаватель-организатор ОБЖ

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Если уж " вальс устарел", как печалится известная песня, то бал - тем более. В самом деле - к чему современному обществу с его гигантской индустрией развлечений это чопорное действо прошлых веков? Даже отпрыски королевских кровей все чаще встречают своих суженых не на светских раутах, а в университетских аудиториях и на спортивных площадках. И все же есть в коротеньком слове " бал" что-то завораживающее. Может, детские грезы, с которыми не хочется расставаться. А может, вера в чудо, которая живет в человеке. И люди стремятся на бал как в сказку.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1348; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.104 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь