Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отображение информации о процессе
Отображение информации о процессе на экране - один из важнейших элементов организации ИнтП в СА. Отображение информации на экране может быть: · пассивным - сообщить информацию, · активным - направлять оператора на выполнение замыслов разработчика. В общем, цели процесса управления можно определить как: · вести процесс в соответствии с технологией; · распознавать и выявлять аварийные состояния; · предпринимать необходимые меры, чтобы поддерживать безопасность процесса. Поэтому информация на экране должна обеспечивать различные типы задач: · нормальный режимы работы: запуск, останов, управление процессом в нормальных условиях, определение параметров, оптимизация, · выявление аварийных состояний, · поддержка при определении стратегии вмешательства. Содержание информации должно быть приведено в соответствие с потребностями пользователя - специалист не заинтересован в простой информации, которая напротив, может быть весьма существенна для начинающего. Поскольку новички используют то же оборудование, что и опытные специалисты, то необходимы компромиссы. Типичный пользователь считает важным все, что появляется на экране, поэтому информация должна быть простой и не содержать бесполезных деталей, которые могут отвлечь внимание. Проблема отображения информации на экране - это решение о том, что должно быть показано и как. Ответ на первый вопрос дает анализ структуры производства и цели отображения, т. е. какую информацию необходимо сообщить или какие производственные задачи должны быть выполнены. Если данные носят обычный информационный характер, то достаточно простой табличной формы. В этом случае нужно убедиться только в том, что использованы соответствующие единицы измерения, ведущий текст и код состояния. Простейший метод структурирования данных сложного производственного комплекса вытекает из иерархического разделения информационных потоков (рис. 1.7). На каждом экране должна быть представлена только основная мысль в наиболее простом виде. Акцент должен быть сделан на наиболее важной информации, касающейся определенного объекта или задачи. Например, при обзоре состояния завода высший приоритет имеют обобщенные показатели хозяйственной деятельности. На экране, относящемся к участку, для каждого устройства должны быть приведены лишь несколько основных показателей (например, сигнализация штатного или нештатного состояния и текущая производительность). Все параметры, относящиеся к одному устройству, должны умещаться на одном экране. На более высоком уровне абстракции экран для производственной линии должен представлять основные данные по каждому участку, без детализации состояния. Несмотря на то, что основной объект (завод, производственная линия) может быть весьма сложным, функциональный смысл каждого экрана должен оставаться простым - нормально или нет работает станок, участок, завод? Используя современную систему организации окон, пользователь легко собирает всю необходимую ему информацию в удобном виде. Тем не менее каждое окно должно отображать лишь одну основную мысль – пользователь сам организует нужную комбинацию окон. В общем случае правильно организованное отображение информации имеет следующие характеристики: v адекватность цели, т. е. предоставляет не более и не менее информации, чем необходимо (простота), v самодокументированость насколько возможно (наглядность), v унифицированность на нескольких уровнях: на разных экранах символы и цвета имеют одинаковое значение, и пользователь знает, чего ждать в различных ситуациях (последовательность).
Рис.1.7. Структуризация отображения информации по уровням управления
При определенных условиях цель вывода на экран - заставить пользователя выполнить некоторые действия. В этом случае информацию, на основе которой пользователь должен действовать, необходимо выделить. Инструкции по управлению должны быть сформулированы четко. Если выведенные данные допускают несколько альтернатив, требуемое действие должно быть указано явно. Память пользователя нельзя перегружать, особенно принимая во внимание, что единственное, с чем у ВТ нет проблем, - это хранение и воспроизведение информации, и в этом она намного превосходит человека. Пользователь не должен запоминать какую-либо информацию на одном экране, чтобы затем использовать ее на другом; существенную информацию проще вывести на разные экраны в соответствии с решаемыми задачами. Выполнение любой задачи должно быть сведено к небольшому числу шагов и минимальному числу команд. Отображение процесса на графическом дисплее можно проектировать исходя из разных принципов. В географическом или физическом представлении план предприятия или агрегата изображается специальными символами (большинство технических символов стандартизировано). В этом случае изображение разрабатывается в соответствии с принципами черчения; результат может оказаться довольно запутанным и сложным для понимания. Альтернативой является линейное представление физических процессов без учета их действительного пространственного размещения. В последнем случае обычно наиболее предпочтительно размещать изображения слева направо и сверху вниз. Применение принципов простоты, наглядности и последовательности при разработке экранов, вероятно, наиболее удачный метод снижения сложности отображения информации. Любое изменение дизайна экрана, улучшающее одну из этих характеристик и не ухудшающее другие, должно приветствоваться. На рис.1.9, 10 показано, как структурирование помогает сделать информацию более понятной. Хотя информация одна и та же, разница очевидна. Команды оператора Взаимодействие между оператором и оборудованием происходит не только в направлении от СПУ к человеку, но и от человека к СПУ, если необходимо его вмешательство. Пользователь вводит данные, набирая команды на клавиатуре, нажимая кнопки на панели управления или манипулируя устройствами типа мыши или джойстика. Далее приведены рекомендации по организации ввода информации, главным образом с клавиатуры. Очень важно, чтобы пользователь получал немедленное ощущение, что команда получена и принята, даже если соответствующая обработка не происходит сразу. Это ощущение начинается со щелчка клавиши или с движения курсора под действием мыши. Другой пример непосредственной ОбС - это звуки, сопровождающие тональный набор номера на телефоне. Эта чисто интуитивная обратная связь - мало кто может распознать набираемый номер по звуку, но информации достаточно для того, чтобы определить, что все цифры номера набраны и случайное движение пальца не привело к пропуску цифры или повторению ее набора. Если же после нажатия клавиш < RETURN> или < ENTER> ничего ощутимого не происходит из-за большой временной задержки процесса, то может возникнуть вопрос, работает ли система правильно. Команда задает опорное значение для некоторого состояния; текущее значение переменной станет равным опорному, только если система управления, исполнительные механизмы, датчики и физический процесс - все вместе работают правильно. Необходимо определенное время, чтобы команды достигли исполнительных механизмов, выполнились и результат был сообщен оператору. Текущие и опорные значения должны быть четко идентифицированы, чтобы их нельзя было перепутать друг с другом.
Рис.9.9. Пример плохо структурированного экрана
Если система не отрабатывает команду немедленно, то должна быть предусмотрена какая-либо предварительная реакция для индикации того, что команда принята и обрабатывается. Это может быть сообщение с подтверждением или изменение на экране атрибутов введенной информации. Действие команды должно быть очевидным и всегда должна быть возможность ее отменить. В случае процессов с большими временными задержками первой реакцией может быть сообщение типа: Новая уставка температуры составляет 66 °С. Расчетное время достижения уставки - 18 минут [в 14: 28]. Иерархический подход к структурированию, аналогичный применяемому для процессов и их потоков информации, возможен и для команд. Нижний уровень - это команды прямого управления исполнительными устройствами, верхний - команды, инициирующие последовательность операций для выполнения сложных процедур. Последние являются по сути пакетными или командными файлами. Принцип последовательности важен не только при отображении процессов, но и в организации ввода команд. Аналогично выводу данных, ввод команд должен быть контекстно-независимым и приводить к одинаковым результатам безотносительно к предыдущим действиям, истории процесса и текущему состоянию программы. Командные строки, которые вводятся с клавиатуры, должны быть как можно короче, не теряя при этом своего смысла. Хороший метод - использовать первые буквы функционального имени команды при условии, что различные сокращения не конфликтуют. В ОС VAX/VMS этот способ используется для всех команд и параметров, причем всегда достаточно первых четырех букв (безусловно, команды могут вводиться и в полном виде). Рис.9.10. Та же информация, что и на рис.9.9, но в структурированном виде.
В полях, где требуется ввод алфавитно-цифровой информации, обычно имеют смысл лишь несколько комбинаций. " ЗПС" и " ПРАВ" являются такими же буквенными комбинациями, как " ВКЛ" и " ВЫКЛ", но они не воспринимаются бинарным исполнительным механизмом. Возможные способы избежать бессмысленных входных данных: 1 - показывать правильные значения в качестве фоновой информации, 2 - организовать выбор возможных значений из меню, 3 - выдавать сообщение, если введенные данные не поняты системой. Способ (1) неудобен, если число возможных команд велико; он быстро приводит к заполнению экрана избыточной статической информацией. Способ (3) может вызвать запаздывания, зависящие от частоты ошибок. Решение (2) близко к оптимальному - это предпочтительный метод при пользовании оконного интерфейса и раскрывающихся меню. Новую величину можно либо набрать на клавиатуре, по крайней мере, часть знаков, либо выбирать из меню с помощью клавиш управления курсором или мыши. Выбор подтверждается клавишей < ENTER> или щелчком мыши. Система может предлагать выбор по умолчанию, например следующую, предыдущую, наиболее часто используемую или наиболее безопасную команду. Умолчание может быть принято системой, если пользователь явно не отменил его. Принцип адекватной сложности справедлив и для ввода информации. Если команда фактически устанавливает нескольких бит, тогда диалог с помощью клавиатуры излишен. Зачем писать УСТАНОВИТЬ УСТРОЙСТВО № 2 = ВКЛЮЧЕНО, если простейший выключатель выполнит ту же функцию? Если процесс более сложен и включает несколько параметров, тогда разумно использовать клавиатуру УСТАНОВИТЬ УСТРОЙСТВО № 2 = ВКЛЮЧЕНО МОЩНОСТЬ = СРЕДН. УСТАВКА=3224. Набор команды на клавиатуре требует определенного обдумывания и может привести к ошибкам. Рекомендуется запросить подтверждение перед исполнением ответственных команд, например Вы действительно хотите загрузить систему [ДА/НЕТ]? Здесь может возникнуть проблема, поскольку, когда некоторое действие заучено, оно выполняется автоматически на сенсомоторном уровне и без дальнейшего обдумывания. Сам по себе вопрос еще не гарантирует точных намерений пользователя, который может набрать ДА и только потом задуматься о вопросе. Рекомендуются и другие стратегии. В некоторых технических системах потенциально опасные команды преднамеренно оформлены так, что их трудно ввести. Это не лучший подход. Специфические команды, которые должны выполняться только в определенных критических ситуациях, вместо этого нужно защитить паролем. Хорошие системы управления должны быть одновременно безопасны и просты в эксплуатации. Если существуют процедуры моделирования управляющей системы и процесса, то потенциально опасные команды должны восприниматься только после оценки результатов моделирования и лишь затем передаваться реальному техническому процессу. Безусловно, такая стратегия применима только для систем определенного класса и в зависимости от требуемой скорости ввода управляющих действий. Очень важно иметь способ немедленно остановить управляемую систему в случае аварии. В такой ситуации никто не будет терпеливо набирать на клавиатуре предписанную последовательность команд. Четко обозначенная кнопка аварийного отключения ОТКЛ должна быть установлена в пределах досягаемости оператора и как правило, такие кнопки раскрашиваются красным на желтом поле. Кнопка ОТКЛ обычно выполняется достаточно большой, чтобы можно было работать в специальных защитных перчатках и не промахнуться. Настоятельно рекомендуется применение системы оперативной помощи. Она всегда должна вызываться одной и той же клавишей, отчетливо и ясно обозначенной. Современные системы предлагают проблемно-ориентированную помощь, т. е. распознают текущую ситуацию - данные или программы, которые работают в настоящий момент, - и формируют соответствующие указания. Меню Принципы наглядности и последовательности, которые необходимо соблюдать при разработке экранов и команд, должны применяться и при организации меню. Прежде всего, структура меню должна быть такой, чтобы пользователь мог в ней разобраться. Каждое меню должно идентифицироваться названием (заголовком), как правило, совпадающим с текстом пункта меню предыдущего уровня из которого оно вызвано. Элементы меню должны иметь один и тот же уровень абстракции – такие функции, как удалить символ, напечатать файл и перезагрузить систему не должны принадлежать к одному меню. Элементы меню должны располагаться не случайно, а следуя некоторому логическому принципу, который должен быть очевиден для пользователя. Если нет разумной альтернативы, то, в крайнем случае можно использовать алфавитный порядок. В идеале, число элементов меню не должно быть слишком велико. При большом числе элементов на экране пользователь успевает забыть первые из них, пока он просматривает список. Если система имеет очень много возможностей, нужно найти определенный компромисс между средним числом элементов в каждом меню и числом уровней иерархии. Аналогичные функции в различных меню должны быть привязаны к тем же самым клавишам (последовательность). Команды ПРЕРВАТЬ и НАЗАД должны быть доступны из любого меню, возможно, в виде определенной комбинации клавиш. Должна быть предусмотрена возможность в любой момент времени прервать текущую работу и вернуться к меню предыдущего уровня и даже к корневому или главному меню. Должны быть исключены ситуации, когда для того, чтобы просто выйти из меню или диалога, приходится проходить через серию экранов или отвечать на дополнительные вопросы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы